рабочая программа по русскому языку в 12 кл
рабочая программа по русскому языку по теме
На изучение программы в 12 классе отводится 54 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yazy.docx | 118.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………с.3
Планируемые результаты. Система контроля…………………………с.4
Тематическое планирование…………………………………………...…с.13
Содержание планирования………………………………………………. с.16
Список литературы для обучающихся и учителя……………………...с.25
Материально – техническое оснащение…………………………………с.26
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая учебная программа по русскому языку для 12 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г №1089) и учебной программы по русскому языку для 10-11 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (автор-составитель Гольцова Н.Г. М.: «Русское слово», 2010г.).
Особенности организации учебного процесса.
На изучение курса русского языка в 10-11 классах по учебной программе отводится 68 часов. В связи с особенностями работы в вечерней школе содержание программы разделёно на 3 части (соответственно 10,11,12 классы.) и увеличено количество часов для изучения данного материала.
На изучение программы в 12 классе отводится 54 часа, из расчёта 1,5 ч в неделю.
Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, которые имеют большой перерыв в обучении, низкий уровень знаний. Кроме того, на протяжении трёх лет обучения состав обучающихся постоянно обновляется. Основная роль в учебном процессе отводится закреплению ЗУН при выполнении практических упражнений. Для нормализации нагрузки обучающихся используется дифференцированный подход, что способствует положительному отношению к учёбе. Выбор системы методов и приёмов обучения обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся , формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Цели изучения:
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности
Общая характеристика учебного предмета
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
В нашей программе деление часов представлено следующим образом:
Количество учебных часов:
В год - 54часа (1, 5 часов в неделю)
В том числе контрольных работ - 2
Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации надпредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. Необходимо также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое место учитель должен отводить занятиям по подготовке к ЕГЭ.
При изучении курса используются разные виды контроля:
контрольные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, зачёты.
Формы занятий:
1. групповые занятия
2. индивидуальные консультации
3. зачётные часы
Уровень обучения – базовый
Отличительной особенностью рабочей программы является то, что исходя из особенности вечерней школы увеличено количество часов на изучение материала. Это позволяет охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности у обучающихся
Срок реализации рабочей программы – один учебный год.
Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, элементы частично-поискового метода.
Технологии: личностно-ориентированная, ИКТ.
Планируемые результаты. Система контроля.
В результате изучения курса русского языка обучающийся должен
знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- основные единицы и уровни языка;
- орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого общения;
уметь:
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общения.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по русскому языку.
Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл | Степень выполнения учащимся общих требований к ответу |
«5» | 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» | ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого |
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
Отметка | Число ошибок (орфографических и пунктуационных) |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» | 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) |
«3» | 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) |
«2» | 7/7, 6/8, 5/9, 8/6 |
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | Степень выполнения задания |
«5» | ученик выполнил все задания верно |
«4» | ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий |
«3» | выполнено не менее половины заданий |
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | . Количество ошибок |
«5» | ошибки отсутствуют |
«4» | 1 – 2 ошибки |
«3» | 3 – 4 ошибки |
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правиль«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.
Критерии оценки орфографической грамотности
В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила;
2) на неизученные правила;
3) на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в случаях трудного различения не и ни:
Куда он только не обращался; Куда о но учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.
Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.
Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.
II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
изложений и сочинений
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
| 1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Тематическое планирование
№ урока
| Тема урока | Тип урока | Домашнее задание |
Введение. Требования к функциональной грамотности старшеклассников-1 ч | |||
1 | Вводный урок. Требование к функциональной грамотности старшеклассников. | Совершенствование ЗУН | |
Повторение и обобщение по лексике, морфемике, морфологии, орфографии - 7 ч | |||
2 | Основные единицы языка и их особенности. | Совершенствование ЗУН | карточки |
3 | Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. | Совершенствование ЗУН | карточки |
4 | Правописание гласных и согласных в приставках . Правописание ПРИ- и ПРЕ- | Совершенствование ЗУН | карточки |
5 | Правописание суффиксов имён прилагательных и причастий.. | Совершенствование ЗУН | карточки |
6 | Правописание наречий. | Совершенствование ЗУН | карточки |
7 | Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. | Совершенствование ЗУН | карточки |
8 | Входной диктант по теме: «Повторение и систематизация изученного в 10-11 классах» | Контроль знаний | |
Синтаксис и пунктуация - 40ч | |||
9 | Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. | Изучение нового материала | п. 66 |
Словосочетание | |||
10 | Классификация словосочетаний. Виды синтаксических связей. | Комбинированный | п. 67-68, упр. 361 |
Предложение | |||
11 | Предложение как синтаксическая единица. Классификация предложений. | Изучение нового материала | п. 69 |
Простое предложение. | |||
12 | Виды предложений по цели высказывания. Виды синтаксических связей. | Изучение нового материала | п. 70-71 |
13 | Двусоставные и односоставные предложения. | Изучение нового материала | п. 73-74 |
14 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Комбинированный | упр.377 |
15 | Распространённые и нераспространённые предложения.. | Комбинированный | упр. 378 |
16 | Соединительное тире. Интонационное тире. | Комбинированный | п. 78 |
Простое осложнённое предложение. | |||
17 | Предложение с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Комбинированный | упр. 393 (1-5) |
18 | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | Комбинированный | п. 80 |
19 | Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. | Комбинированный | п. 81 |
20 | Знаки препинания при однородных членах предложения, соединённых неповторяющимися союзами. | Комбинированный | упр. 403(1-6) |
21 | Знаки препинания при однородных членах предложения, , соединённых повторяющимися и парными союзами. | карточки | |
22 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах. | Комбинированный | п. 84 |
23 | Обособленные и необособленные определения. | Комбинированный | п. 85 |
24 | Обособленные приложения. | Комбинированный | упр. 425 (1-10) |
25 | Обособленные обстоятельства. | Комбинированный | упр. 429 (1-5) |
26 | Обособленные дополнения.. | Комбинированный | п. 88 |
27 | Уточняющиеся, пояснительные и присоединительные члены предложения. | Комбинированный | карточки |
28 | Знаки препинания при сравнительных оборотах. | Комбинированный | тест |
29 | Знаки препинания при обращениях. | Комбинированный | упр. 446 |
30 | Вводные и вставные конструкции. | Комбинированный | п. 92 |
31 | Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах. | Комбинированный | подготовка к зачёту |
Зачет №1 по теме «Простое предложение» | |||
Сложное предложение. | |||
32 | Понятие о сложном предложении. | Комбинированный | таблица |
33 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | Комбинированный | у. 472 |
34 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным | Комбинированный | карточки |
35 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. | Комбинированный | п. 97 |
36 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Комбинированный | п. 98 |
37 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | Комбинированный | карточки |
38 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | Комбинированный | карточки |
39 | Тире в бессоюзном сложном предложении. | Комбинированный | карточки |
40 | Период. Знаки препинания в периоде. | Комбинированный | стр. 94 упр. 149 |
41 | Синонимия разных типов сложного предложения. | Изучение нового материала | |
42 | Диктант по теме: «Сложное предложение разных типов» | Контроль знаний | |
Предложения с чужой речью. | |||
43 | Способы передачи чужой речи. | Комбинированный | п. 100 |
44 | Знаки препинания при прямой речи. | Комбинированный | упр. 504 (1-6) |
45 | Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. | Комбинированный | п. 102-103 |
Употребление знаков препинания. | |||
46 | Сочетание знаков препинания. | Изучение нового материала | п. 104 |
47 | Факультативные знаки препинания. | Изучение нового материала | упр. 50 (устно) |
48 | Авторская пунктуация. | Изучение нового материала | |
Культура речи – 3ч | |||
49 | Язык и речь. | Изучение нового материала | п. 107 |
50 | Правильность речи. | Изучение нового материала | п. 108 |
51 | Типы норм литературного языка. | Изучение нового материала | п. 109 |
Стилистика - 3 ч | |||
52 | Функциональные стили. | Совершенствование ЗУН | выучить схему |
53 | Особенности литературно-художественной речи. | Совершенствование ЗУН | п. 115 |
54 | Текст. | Совершенствование ЗУН | |
Зачет №2 по теме «Сложные предложения. Предложения с чужой речью. Стилистика.» |
Содержание планирования
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Требования к функциональной грамотности старшеклассников | 1 |
Повторение и обобщение по лексике, морфемике, морфологии, орфографии | 7 |
Синтаксис и пунктуация | 40 |
Культура речи | 3 |
Стилистика | 3 |
ИТОГО | 54 |
Содержание тем учебного курса.
1.Введение. Требования к функциональной грамотности старшеклассников.
Раздел I. Повторение и обобщение по лексике, морфемике, морфологии, орфографии - 7 часов
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Входной диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного в 10-11 классе»
Знать:
- основные единицы языка и их особенности;
- лексическое и грамматическое значение слова;
- части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки;
- основные правила правописания
Уметь:
- правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
- владеть приемом разбора слов по составу;
- пользоваться этимологическим и словообразовательным словарем;
- правильно писать слова с орфограммами, изученными в 5-7 классах;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
Раздел II. Синтаксис и пунктуация - 40 часа
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Основные термины и понятия:
Синтаксис, пунктуация, функция знаков препинания, принципы пунктуации.
Знать:
- определение пунктуации;
- основные функции знаков препинания;
- разделительные знаки препинания;
- выделительные знаки препинания;
- многофункциональные знаки препинания;
- порядок пунктуационного разбора;
Уметь:
- производить пунктуационный анализ предложения;
- объяснять общие случаи постановки разделительных, выделительных и соединительных знаков препинания;
- ставить знаки препинания в соответствии со структурой предложения;
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Основные термины и понятия:
Словосочетание, типы словосочетаний, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний.
Знать:
- типы словосочетаний;
- виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная);
- окончания частей речи;
- порядок разбора словосочетания;
Уметь:
- определять тип словосочетаний;
- определять виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная);
- изменять окончание существительных, прилагательных, числительных в соответствии с типом словосочетания;
- строить словосочетания различных типов;
- делать разбор словосочетаний;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
Предложение
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Основные термины и понятия:
Предложение, предикативность, грамматическая основа, предложения простые и сложные.
Знать:
- определение предложения;
- характеристику предложений;
- пунктуационный разбор предложения;
Уметь:
- ставить знаки препинания в предложении;
- производить пунктуационный разбор предложения;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- формирование мировоззрение школьников;
- умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации;
- умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;
- овладение научной картиной мира;
Простое неосложненное предложение
Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненные и неосложненные предложения.
Основные термины и понятия:
Виды предложение по цели высказывания, виды предложение по эмоциональной окраске, предложения утвердительные и отрицательные, распространенные и нераспространенные предложения, предложения двусоставные: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения; второстепенные члены предложения: определения, дополнения, обстоятельства, структурная неполнота предложения, соединительные тире, интонационное тире.
Знать:
- виды предложений по цели высказывания;
- виды предложений по эмоциональной окраске;
- распространенные и нераспространенные предложения;
- предложения утвердительные и отрицательные;
- определение главных членов предложения и способы их выражения;
- определение второстепенных членов предложения и способы их выражения;
- основные типы односоставных предложений;
- условия постановки тире в разных типах простых предложений;
Уметь:
- разбирать предложения по членам предложения;
- характеризовать односоставные предложения;
- ставить тире в разных видах простого предложений;
- осуществлять синтаксический разбор предложения;
- осуществлять пунктуационный разбор предложения;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- формирование мировоззрение школьников;
- умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации;
- умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;
- овладение научной картиной мира;
- формировать пути здорового образа жизни, внутренней зкологической культуры;
- находить способы взаимодействия при работе в группе, уметь вступать в полемику и вести дискуссию; уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей;
Простое осложненное предложение
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Тест № 3,4 задания из части А Единого Государственного Экзамена. Диктант с заданиями из части В Единого Государственного Экзамена.
Основные термины и понятия:
Предложение, осложненное предложение, однородные члены предложения, однородные и неоднородные определения, приложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов, обобщающие слова, функции знаков препинания, обособленные члены предложения, уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения, сравнительный оборот, обращения, вводные слова, вставные конструкции, междометия, утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные словах.
Знать:
- что такое однородные члены предложения;
- какие разделительные и соединительные пунктуационные знаки ставятся между однородными членами предложения;
- какие члены предложения (определения, приложения) называются однородными и какие - неоднородными;
- что такое обособление;
- правила обособления различных членов предложения;
- правила обособления обобщающих слов;
- определение уточняющих, пояснительных, присоединительных членов предложения;
- условия постановки соответствующих знаков препинания при уточнении, присоединении и пояснении;
- присоединение сравнительного оборота;
- специфику употребления обращений и постановку знаков препинания при обращении;
- понятие о вводных словах, их группах и знаках препинания при вводных словах;
- понятие о вставных конструкциях и пунктуационных знаках, оформляющих вставные конструкции;
- как выделяются знаками препинания междометия, утвердительные, отрицательные и вопросительные слова;
Уметь:
- разбирать предложения по членам предложения;
- характеризовать односоставные предложения;
- ставить тире в разных видах простых предложений;
- отличать однородные члены предложения от неоднородных;
- ставить нужные знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных союзами, а также не соединенных союзами;
- ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами;
- ставить нужные знаки препинания при уточнении, присоединении и пояснении;
- находить сравнительные обороты и ставить знаки препинания при сравнительных оборотах;
- ставить нужные знаки препинания при обращении;
- находить вводные слова и вставные конструкции в предложениях;
- грамотно оформлять их пунктуационными знаками;
- находить междометия, утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова в предложении;
- ставить верно знаки препинания при них;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.
Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Сложное синтаксическое целое и абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Основные термины и понятия:
Сложное предложение, средства связи частей сложного предложения, союзные и бессоюзные сложные предложения, сложноподчиненные предложения, главная и придаточная части сложноподчиненного предложения, виды придаточных, типы придаточных, последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное соподчинение, сложное бессоюзное предложение, сложное предложение в разными видами связи, период, сложное синтаксическое целое, микротема, абзац, знаки препинания в сложном предложении.
Знать:
- какие предложения называются сложными;
- особенности построения сложного предложения;
- основные типы сложных предложений;
- основные правила постановки знаков препинания в сложном предложении;
- как связаны части сложного предложения;
- что называется сложной синтаксической конструкцией;
- что называется периодом;
Уметь:
- находить сложные предложения;
- узнавать в тексте сложные синтаксические конструкции;
- делать синтаксический разбор сложного предложения;
- ставить знаки препинания в сложном предложении и аргументировать их выбор;
- составлять схему сложного предложения;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
- определять (находить) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в СП;
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Основные термины и понятия:
Способы передачи прямой речи: прямая речь, косвенная речь; несобственно-прямая речь и слова автора, диалог, реплики диалога, цитаты, способы оформления цитат.
Знать:
- что называют чужой речью, цитатой;
- какие существуют способы оформления чужой речи;
- какие знаки препинания ставятся при прямой речи;
- какие знаки ставятся при оформлении реплик диалога;
- какие существуют способы включения цитат в контекст;
- какие знаки ставятся при разнообразных способах цитирования;
Уметь:
- правильно оформлять чужую речь;
- ставить знаки препинания при прямой речи;
- ставить знаки препинания при диалоге;
- включать цитаты в контекст разными способами;
- верно ставить знаки препинания при разных способах цитирования;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков и действий;
- умение планировать, анализировать, рефлексировать;
- умение осуществлять самооценку деятельности;
- умение анализировать текст и особенности авторского стиля;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Проверочная работа по теме: «Знаки препинания в предложениях разных конструкций» с использованием тестов ЕГЭ
Основные термины и понятия:
Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные, авторская пунктуация.
Знать:
- что называется авторской пунктуацией;
- какова роль авторской пунктуации в произведении;
- основные типы возможных сочетаний знаков препинания;
- особенности и типы факультативных знаков препинания;
Уметь:
- узнавать возможные в предложении места сочетания знаков препинания или факультативных знаков препинания;
- обосновывать поставленные знаки препинания;
- видеть авторскую пунктуацию в тексте;
- анализировать пунктуационный рисунок текста;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- выделять главное;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
Раздел 3. Культура речи - 3 ч
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи.
Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Основные термины и понятия:
Язык и речь, культура речи, норма литературного языка, типы норм, орфоэпические нормы, акцентологические нормы, словообразовательные нормы, лексические нормы, грамматические нормы, качества хорошей речи.
Знать:
- чем отличаются понятия «язык» и «речь»;
- что называется культурой речи;
- что такое норма, их признаки и типы;
- какие качества присущи хорошей речи;
Уметь:
- дифференцировать типы речи;
- следовать правильности речи в собственной практике;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как о науке и учёных-русистах;
- формирование мировоззрение школьников;
- умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации;
- умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;
- овладение научной картиной мира;
Раздел 4. Стилистика – 3 ч
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Основные термины и понятия:
Функциональные стили, стилистика, стиль, классификация стилей, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, жанры и признаки стиля, особенности разговорной речи, литературно-художественная речь,
Знать:
- основные признаки стилей речи;
- основные признаки разговорного стиля;
- основные особенности литературно-художественной речи;
Уметь:
- определить стиль предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение;
- создавать тексты разного стиля;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- выделять главное;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
- создание текста определенного функционально-смыслового типа;
- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;
- адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
- написание сочинения;
- приведение примеров, подбор аргументов;
- владение монологической и диалогической речью;
- создавать тексты-повествования с использованием в них СП различных групп;
- при анализе давать интерпретацию языковых явлений;
- самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст;
- понимать и анализировать художественную роль разговорного стиля в произведениях художественной литературы
Список литературы для обучающихся и учителя
Учебно-методический комплекс учителя:
Учебник: Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11 классы. Гольцова Н.Г.,
Шамшин И.В.,М: «Русское слово», 2007.
Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1994.
Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
Смирнова л.г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
Горбачевич АС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
Единый государственный экзамен - 2011. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2011.
Учебно-методический комплекс обучающегося:
Учебник: Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11 классы. Гольцова Н.Г.,
Шамшин И.В.,М: «Русское слово», 2007.
Дейкина А Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А.Д.Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н. А Кузьмина. М.: Дрофа, 2005.
Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация.
Материально – техническое оснащение
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для старших классов.
Русские и советские лингвисты.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...