Итоговая аттестация выпускников по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Итоговая аттестация выпускников по русскому языку. Представлен алгоритм работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Обозначены основные направления подачи материала, указаны наиболее продуктивные методы и приёмы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Баннова Ольга Николаевна.,учитель русского языка и литературы МОАУ «Средняя общеобразовательная школа№ 10»г.оренбурга
Русский язык: алгоритм подготовки к ЕГЭ.
Новая форма итоговой аттестации выпускников -Единый государственный экзамен – стал реальностью. Сейчас очень важно достойно подготовиться к новой форме аттестации. Несмотря на то, что важнейшее место в решении проблем подготовки к ЕГЭ должен занимать вуз, который может и должен взять на себя функции научно – методического обеспечения подготовки к ЕГЭ. Но самые сложные проблемы ЕГЭ приходится решать школе. И ведущим компонентом деятельности школы по подготовке к сдаче ЕГЭ являются: чёткое определение целей предстоящей работы; разработка программы их реализации.
Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по русскому языку, выявленные недостатки в подготовке учащихся по предмету позволяют говорить о необходимости предварительной подготовки учащихся к этой форме контроля.
Для успешной подготовки учащихся необходимо организовать систематическое повторение русского языка за курс основной школы по основным содержательным разделам. Перед этой работой необходимо:
- объяснить цели и задачи единого экзамена ,обсудить его специфику;
- разъяснить содержание и структуру экзаменационной работы;
-продиагностировать знания, умения и навыки учащихся;
-определить методические просчёты в обучении и продумать, как устранить пробелы и недостатки в подготовке выпускников.
При повторении всех разделов рекомендуется обратить внимание на актуализацию знаний, умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у учащихся.
Основные компоненты содержания образования по русскому языку на базовом уровне усваивает большинство выпускников, что даёт основание считать подготовку по русскому языку в целом удовлетворительной. Однако низка практическая грамотность: орфографическая и пунктуационная подготовка формируется на уровне умений, и к концу обучения орфографические умения не переходят в навыки грамотного письма. Об этом свидетельствует относительно высокий результат выполнения орфографических заданий в части « А» и низкая практическая грамотность в сочинении.
Данная проблема может быть решена путём использования программированного обучения, которое имеет в своей основе строгую регламентацию действий ученика, сведение процесса усвоения знаний и способов действий к отдельным элементам и предписаниям, которые указывают, что и в какой последовательности следует выполнять, чтобы применить правило. Не каждый ученик, выучив грамматику, может ей пользоваться. Использование алгоритмов, схем – карт, таблиц упорядочивает процесс обучения и позволяет обеспечить ученику прочные знания и умения. Если последовательно, систематично и целенаправленно применять технологию программированного обучения, то происходит организация умственной работы учащихся, формируется высокая речевая культура и грамотная письменная речь, совершенствуются знания о языке.
Знания усваиваются учеником благодаря его собственной активной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя. Совокупность этих действий – целенаправленная учебная деятельность, цель которой не просто книжные знания, а умение что-то делать с помощью этих знаний. Таким образом, цель обучения – научиться определенной деятельности, а знания служат средством достижения этой цели. В данном случае такой целью является умение писать грамотно орфографически и пунктуационно, а знание соответствующих правил – средство для ее достижения, а не самоцель.
На первом этапе в 10 классе необходимо перейти к обучению грамматике без предварительного заучивания и принудительного запоминания правил. Ученики могут запомнить без каких-либо специальных усилий и, главное, быстрее обычного все правила орфографии и пунктуации, а значит, научится писать без ошибок. Такой результат становится возможным благодаря выполнению упражнений еще до знания правил, но при практической опоре на них, т.к. они будут лежать перед глазами каждого ученика.
После этого раздаются учебные материалы и объясняется, как ими пользоваться: «Необходимо сначала прочитать текст упражнения, чтобы понять задачу, поставленную в нем, а затем приступить к ее решению, обращаясь за помощью к правилам. Это очень просто. Самое главное– не спешить, чтобы выполнить без ошибок. Потом самим же проверить и убедиться, что ошибок нет».Учитель в работу учащихся не вмешивается, учащиеся действуют совершенно самостоятельно. Можно лишь уточнить, если надо, порядок работы с помощью правил или разрешить самопроверку на правильность выполнения упражнений.
В конце первого урока проводится анализ успехов, отмечается, что, изучая все правила орфографии одновременно (в упражнениях приходится выполнять задания на любые правила), учащиеся достигли значительных успехов. Такое акцентирование внимания учащихся на успехах очень важно в начале обучения для усиления стимула к обучению, повышения интереса к занятиям. Применять это всегда и на всех уроках.
Словом, весь процесс обучения идет иначе, чем делается обычно, когда учащихся заставляют выучивать (заучивать и запоминать) каждое правило в отдельности, в отрыве от контекста письма. При одновременном же изучении всех правил в контексте письма (письменной речевой деятельности) процесс обучения идет без долгой и частой зубрежки одного и того же материала, а постоянно варьируется содержание и характер упражнений в зависимости от целей и задач, которые ставятся в данный момент. Не только правила, но и тексты упражнений ни разу не повторяются – в этом одно из главных требований методики. И еще несколько частных, но существенных дополнительных требований: выполнение упражнений обязательно осуществляется учащимися самостоятельно при опоре на схемы
ориентировочной основы действий, но в то же время запрещается работать по одним только ориентирующим схемам, заучивать их отдельно от упражнений;
выполнение упражнений должно сопровождаться внешней речью учащегося;
отказ от привычки все время объяснять и разъяснять, растолковывать и даже отвечать на вопросы по существу изучаемого материала; нужно обращать внимание учеников к ориентирующим схемам – пусть сами ищут; перестают существовать «двойки» и «тройки» для успехов и неудач учеников; все оценки даются в виде подсчета количества ошибок; перекладывается ответственность за успешность усвоения на самих учащихся и тем самым воспитывается у них самостоятельность, при этом важно находить меры и формы стимуляции учеников; роль учителя в таком обучении – индивидуальная помощь конкретным ученикам в обращении с ориентирующими средствами и регулирование момента перехода от полной схемы к сокращенной и к работе без них; можно и нужно давать домашние задания творческого характера; через каждые 15-20 минут надо менять формы работы, (письменные упражнения, придумывание слов и предложений под то или иное правило, нахождение в тексте выразительных средств языка, правка предложений, включающих в себя грамматические, лексические, стилистические, синтаксические, морфологические ошибки…).
Таким образом, вся учебная деятельность учеников протекает самостоятельно в форме решения ими мыслительных задач, составляющих содержание упражнений, а ориентирующие схемы служат им четкой программой их мыслительных действий.
Общая логика последовательной реализации данного методического подхода к обучению орфографии и пунктуации русского языка выглядит так: обучение разбору слова по составу (морфемному анализу);обучение словообразовательному разбору; обучение морфологическому разбору; обучение собственно орфографии; обучение синтаксическому разбору;
обучение собственно пунктуации; завершение обучения грамотной письменной речи – обучение стилистике.
Такая логика построения учебного материала необходима, однако
нельзя считать её абсолютно незыблемой, но она является одним из вариантов построения учебного материала, который обеспечивает более высокую эффективность обучения в течение одного года.
Эта последовательность изучения орфографии и пунктуации с опорой на определенный лексический фундамент позволяет сразу учить человека грамотно действовать – писать, сочинять и излагать свои мысли в письменной и устной форме, а не учить правила, так и не поняв порой, как ими пользоваться в жизни.
Описанная методика является реализацией идеи повышения эффективности усвоения знаний посредством программированного обучения. Цель обучения – сразу научить умению писать грамотно с соблюдением всех правил орфографии и пунктуации. Средство обучения – сами правила орфографии и пунктуации. Обучение индивидуализировано. Сроки обучения сокращаются, успеваемость растет, технология учебного процесса упрощается, учащиеся обретают большую самостоятельность, интерес к учебе и появляется возможность научить их русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме "Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по английскому языку (в новой форме) в 2011 году"
Выступление на ГМО учителей английского языка по теме "Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по английскому языку (в новой форме) в 2011 году"...
Презентация " Государственная итоговая аттестация. ГИА по русскому языку-2012"
Данная презентация поможет учителю предметнику выступать на родительском собрании с вопросом " ГИА по русскому языку"...
Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения.
Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения....
Итоговая аттестация учащихся по русскому языку в 5 классе
В данном материале представлены 8 билетов для устной или письменной итоговой аттестации по русскому языку в 5 классе. В каждом билете по 2 теоретических вопроса и 1 практический....
Подготовка к государственной итоговой аттестации выпускников: ознакомление с правовой базой государственной итоговой аттестации, единого государственного экзамена, изменения в контрольно-измерительных материалах, формирование универсальных учебных действи
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Воинский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образованияКрасноперекопский районРеспублика Крым...
КПК «Государственная итоговая аттестация выпускников: Технологии подготовки (иностранный язык)»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ ЕГЭ В РАЗДЕЛЕ «ПИСЬМО»1.Теоретическая часть.2. Аналитическая часть. Краткое описание типов тестовых заданий и способов ко...
Контрольно-измерительные материалы для итоговой аттестации по родному (русскому) языку. 9 класс
Вариант диагностической работы состоит из 12 заданий: 2 задания с выбором правильного ответа, 9 заданий с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом. Распределение заданий по основным содержате...