Использование цитирования при написании сочинения ЕГЭ.
статья (русский язык, 11 класс) по теме

Карпова Татьяна Александровна

При написания сочинения части С ЕГЭ выпускнику необходимо умение аргументировать своё мнение по сформулированной им проблеме,  поставленной автором текста. Требуется не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы. Для выполнения этих требований можно прибегнуть к цитированию.

Цитата—точная,  достоверная выдержка их текста, помогающая при написании сочинения убедить в выдвигаемых положениях и придающая достоверность сказанному.

Цитировать надо точно, воспроизводя текст слово в слово. Неточность цитирования или искажение цитаты приведут к фактической ошибке и к тому, что аргумент будет не засчитан.

Выпускникам целесообразно дать следующие советы.

  1. Если вы помните только часть цитаты, эту часть и заключайте в кавычки, пересказав остальное своими словами.
  2. Если же цитата приводится в сокращенном виде, то вместо пропущенных слов ставьте многоточие. Например: «Онегин был…ученый малый, но педант».
  3. Графически цитаты выделяются кавычками. Исключение составляют стихотворения, написанные с соблюдением размера (столбиком). Отрывки из стихотворений объемом от одной  строчки до трех можно писать в строку, тогда кавычки необходимы.
  4. Цитируя высказывание, укажите, кому принадлежать эти слова и источник, откуда они взяты.
  5. Цитируя слова персонажей (особенно в отношении драматических произведений, построенных на высказываниях действующих лиц), укажите, кому принадлежит высказывание. Помните, что мнение персонажа, позиция автора и ваша собственное точка зрения могут не совпадать с приводимой цитатой, поэтому необходимы ссылки, например: «В «вертопрахе» Хлестакове, по определению городничего, ничего не было похожего на ревизора—«ни на полмизинца». Если же мысли, высказанные персонажем, разделяются писателем, оговорки о том, кому они принадлежат, не обязательны. Например, взгляды Д.Фонвизина отражаются в словах Стародума «Вот злонравия достойные плоды!»
  6. Цитату можно фиксировать в виде прямой речи, например,  «Славный был малый»,—говорит о Печорине Максим Максимыч;  либо используя сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным ( «Рассказывая историю Бэлы, Максим Максимыч замечает, что Печорин «славный был малый»)
  7. Включая цитату в предложение, необходимо следить за тем, чтобы она была грамматически связана с ним.
  8. Обращайте внимание на форму глагола. Если цитата является самостоятельным предложением, в ней сохраняется первое и второе лицо глагола и местоимения. Если входит в состав другого предложения, то второе лицо должно быть изменено на третье. Например: «Онегин говорит Татьяне, что он «не создан для блаженства», его душа «ему чужда».
  9. Если в цитате присутствует местоимение, должно быть понятно, какое слово оно заменяет.
  10. Помните, что назначение цитаты—подтвердить сказанное, но не повторять его.

Итак, сочинение показывает умение учащегося изложить свои мысли. При правильном употреблении и оформлении цитат знание произведения становится очевидным. Ценность сочинения определяется показанными выпускниками знаниями литературы и умением раскрыть предложенную тему (проблему).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.69 КБ

Предварительный просмотр:

Использование цитирования при написании сочинения ЕГЭ.

При написания сочинения части С ЕГЭ выпускнику необходимо умение аргументировать своё мнение по сформулированной им проблеме,  поставленной автором текста. Требуется не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы. Для выполнения этих требований можно прибегнуть к цитированию.

Цитата—точная,  достоверная выдержка их текста, помогающая при написании сочинения убедить в выдвигаемых положениях и придающая достоверность сказанному.

Цитировать надо точно, воспроизводя текст слово в слово. Неточность цитирования или искажение цитаты приведут к фактической ошибке и к тому, что аргумент будет не засчитан.

Выпускникам целесообразно дать следующие советы.

  1. Если вы помните только часть цитаты, эту часть и заключайте в кавычки, пересказав остальное своими словами.
  2. Если же цитата приводится в сокращенном виде, то вместо пропущенных слов ставьте многоточие. Например: «Онегин был…ученый малый, но педант».
  3. Графически цитаты выделяются кавычками. Исключение составляют стихотворения, написанные с соблюдением размера (столбиком). Отрывки из стихотворений объемом от одной  строчки до трех можно писать в строку, тогда кавычки необходимы.
  4. Цитируя высказывание, укажите, кому принадлежать эти слова и источник, откуда они взяты.
  5. Цитируя слова персонажей (особенно в отношении драматических произведений, построенных на высказываниях действующих лиц), укажите, кому принадлежит высказывание. Помните, что мнение персонажа, позиция автора и ваша собственное точка зрения могут не совпадать с приводимой цитатой, поэтому необходимы ссылки, например: «В «вертопрахе» Хлестакове, по определению городничего, ничего не было похожего на ревизора—«ни на полмизинца». Если же мысли, высказанные персонажем, разделяются писателем, оговорки о том, кому они принадлежат, не обязательны. Например, взгляды Д.Фонвизина отражаются в словах Стародума «Вот злонравия достойные плоды!»
  6. Цитату можно фиксировать в виде прямой речи, например,  «Славный был малый»,—говорит о Печорине Максим Максимыч;  либо используя сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным ( «Рассказывая историю Бэлы, Максим Максимыч замечает, что Печорин «славный был малый»)
  7. Включая цитату в предложение, необходимо следить за тем, чтобы она была грамматически связана с ним.
  8. Обращайте внимание на форму глагола. Если цитата является самостоятельным предложением, в ней сохраняется первое и второе лицо глагола и местоимения. Если входит в состав другого предложения, то второе лицо должно быть изменено на третье. Например: «Онегин говорит Татьяне, что он «не создан для блаженства», его душа «ему чужда».
  9. Если в цитате присутствует местоимение, должно быть понятно, какое слово оно заменяет.
  10. Помните, что назначение цитаты—подтвердить сказанное, но не повторять его.

Итак, сочинение показывает умение учащегося изложить свои мысли. При правильном употреблении и оформлении цитат знание произведения становится очевидным. Ценность сочинения определяется показанными выпускниками знаниями литературы и умением раскрыть предложенную тему (проблему).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели" с использованием ИКТ (5 класс)

Данная презентация является приложением к уроку"Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели", конспект которого также дан в моём сайте....

Подготовка к написанию сочинения по былине "Вольга и Микула Селянинович" с использованием ИКТ

Опубликованный на странице портала учебный материал  - это урок по  подготовке к написанию сочинения по русской литературе в школе-интернате V вида для детей с ограниченными возможностями зд...

Доклад на тему "Обучение использованию выразительных средств языка при написании сочинения-рассуждения".

Для учителей русского языка и литературы. При подготовке к ЕГЭ научить детей в своем сочинении использовать выразительные средства языка....

Урок подготовки к написанию сочинения части С с использованием интерактивной доски

Урок проведен по тексту Д.С.Лихачева с использованием интерактивной доски....

Выполнение части С ЕГЭ по русскому (написание сочинения-рассуждения ) с использованием задания В8

В ходе подготовки к итоговой аттестации мы, преподаватели, большее внимание уделяем решению тестовых заданий. И отрадно, что это хорошо получается по той причине, что традиционный курс русского языка...

«ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЧЕВЫХ КЛИШЕ»

В процессе подготовки школьников к ЕГЭ, я обнаружила их затруднения в выполнении задания типа С.  Это вызвано теме, что выпускники, выполняющие это задание, должны, во-первых, проанализировав пре...

Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ .Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения.

Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ был проведен для учителей школы.Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения является эффективной формой работы учащихся....