Конспект урока в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Уважаемые коллеги, представляю вам конспект урока в 6 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Алцынхутинская средняя школа»
Кетченеровский район, Республика Калмыкия
«Местоимение как часть речи»
Урок в 6 классе
Эдлеева Р.М.
учитель русского языка
и литературы
п. Алцынхута 2009г
Местоимение как часть речи.
Цель: дать понятие местоимения как части речи; познакомить с указательными функциями местоимения, с разрядами местоимений; научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте; способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса; отработка орфографических и пунктуационных навыков; повышать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: компьютерная презентация;
I. Орфографическая разминка. Демонстрация 2 слайда.
Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
- Рез_ик
- Еж_вый
- Бе_заботный
- Пр_ехать
- Ветре_ая погода
- Кузнец_ий
- Огурц_в
- Бе_цветный
- Пр_хороший
- Оловя_ый
II. Новая тема.
1) На доске записано стихотворение И.С. Тургенева «Русский язык». Демонстрация 3-го слайда.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
- Прочтите этот текст. Это стихотворение «Русский язык И.С. Тургенева.
- Подумайте, какие части речи в этом стихотворении подчеркнуты?
Как вы думаете, для чего в этом тексте нужны местоимения? (Чтобы не было повторов слов, для связи предложений между собой).
2) «Сказка о злой колдунье»
- Каким гребнем головы не расчешешь? (петушиным)
- Как правильно сказать:
У рыбов нет зубов,
У рыбей нет зубей,
или у рыб нет зуб?
- С к я в школе на стене,
Реки, горы есть на мне. (карта)
С п – от вас не утаю –
тоже в школе я стою. (парта)
3) Работа с учебником.
4) Работа с таблицей. Демонстрация 4 слайда.
III) Закрепление
- упражнение 390
- Работа с текстом. Демонстрация 5 слайда.
- Если бы не был указан автор этого текста, могли бы вы сказать, о ком идет речь?
- Чем, по-вашему, лучше заменить м/им я?
(Дальше проводится замена: мне – ему, я - писатель, я – он).
- Игра «Кто быстрее?
- Записаны неопределенные местоимения с предлогами:
От чего-либо
против кого-нибудь
во что-либо
к чему-нибудь
на кого-либо
за что-нибудь
с кем-либо
о ком-либо
в чем-нибудь
над кем-нибудь
- Подобрать к каждому местоимению подходящий по смыслу глагол (н-р: отказаться от чего-либо).
- Работа по нахождению ошибок в употреблении местоимений.
- – М/им заменяет ближайшее к нему предшествующее сущ-ое, а двусмысленность может вызываться одинаковым родом разных сущ-х.
- Исправьте предложения. Демонстрация 6 слайда.
1) Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
2)Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.
3) Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.
IV. Вывод по уроку.
V. Д/з: правило, у. 391.
Приложение
Сказка о злой колдунье
из книги В.Волиной «Русский язык. Учимся играя».
В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились, не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность людей. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
- Пусть эти счастливчики забудут свои имена: пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает! Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:
- Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!
Давайте теперь и мы перенесемся в сказочное царство. В нем, к сожалению, уже царит беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, жители волшебного государства пытались объяснить случившееся. Так продолжалось до тех пор, пока жители этого царства не догадались, что они забыли свои имена, имена детей, близких, названия всего того, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.
- Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу. А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много – скажите мы. Обращаясь к кому-либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите он, она, оно, если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.
Мудрец долго искал пещеру злой ведьмы и наконец добрался до ее жилища. Он попросил колдунью вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он отгадает ее хитрые загадки. Она была уверена, что никто никогда не сможет их разгадать. Но давайте и мы, ребята, попробуем отгадать их вместе с мудрецом.
Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые им подарил мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе. Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали: «вместоимения», то есть «Вместо имени», но затем буква «в» затерялась, и слова стали называться местоимениями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орфографическая разминка Рез_ик Еж_вый Бе_заботный Пр_ехать Ветре_ая погода Кузнец_ий Огурц_в Бе_цветный Пр_хороший Оловя_ый
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего , что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И. С. Тургенев
Местоимение – часть речи, указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их. Определитель- ные Указатель- ные Притяжатель- ные Отрицатель- ные Неопределен- ные Относитель- ные Вопроситель- ные Возвратное Личные Разряды местоимений
Много в жизни своей я бродяжничал, но в какое бы новое место ни приходил, везде мне хотелось построить себе дом и долго жить там. Так я обыкновенно и приступал к изучению любого края, будто бы я избираю себе место, где бы мне поставить свой дом. (М. Пришвин)
От чего-либо против кого-нибудь во что-либо к чему-нибудь на кого-либо за что-нибудь с кем-либо о ком-либо в чем-нибудь над кем-нибудь
1) Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру. 2) Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх. 3) Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку
Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...
Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.
Тема: ПричастиеТип урока: Урок о...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"
Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...