"Выражают ли звуки смысл?"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Занимательный урок перед изучением раздела фонетика 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_urok.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательный урок
«Выражают ли звуки смысл?»
(перед изучением раздела «Фонетика»)
7 класс
Цели: выяснить, выражают ли звуки смысл, как с помощью звука можно достигнуть выразительности, изобразительности речи; какова звуковая организация стихотворения;
научить использовать свои знания на практике.
Ход урока:
Учитель: как вы думаете: имеют ли смысл звуки?
Ребята, как бы с вами заговорила корова? А собака? Овечка? Утка? Верно, а французская утка бы вам сказала: «куэн-куэн», «Мак-мак» - так слышится румынам; «раб-раб-раб», - выговаривают утки у датчан.
А мы сможем понять, что говорят нам утки на своем языке? Нет? А почему?
Ведь их слова тоже состоят из звуков, как и человеческие слова?
(Теперь мнения ребят расходятся).
Хорошо, предлагаю я, поговорила на языке животных.
(Инсценировка стихотворения Е. Тараховой «Где овечка без хвоста»).
У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.
… Повстречалась с ним корова
У зеленого куста.
-Эй, буренушка, здорово!
Не видала ль ты, корова,
Где овечка без хвоста?
Но корове эти речи
Непонятны человечьи,
И она в ответ ему
Промычала кратко (ребята хором): «Му!»
Повстречался пес зубастый
Возле речки у моста.
-Эй, послушай, псина, здравствуй!
Не видал ли, пес зубастый,
Ты овечку без хвоста?
Но собаке эти речи
Непонятны человечьи.
Ничего не разобрав,
Пес пролаял громко (ребята хором): «Гав!»
Повстречался с ним козленок
У кленового куста.
-Эй, рогатый! Эй, миленок!
Не видал ли ты, козленок,
Где овечка без хвоста?
Но козлу такие речи
Непонятны человечьи.
Лист кленовый теребя,
Он проблеял нежно (все): «Бя!»
Повстречался конь ретивый,
Грива черная густа.
-Эй, послушай, черногривый!
Не видал ли, конь ретивый,
Ты овечку без хвоста?
Но коню такие речи
Непонятны человечьи.
И, заржавши (все): «Ги! Ги! Ги!» -
Конь возьми и убеги.
-Почему животные не смогли помочь Ване?
- Что это за слова: му, гав, бя, ги.
Делаем вывод: звукоподражательные слова не имеют смысла, хотя состоят из звуков.
Уже древние греки заметили, что есть звуки быстрые, тонкие, громадные, округлые.
Эксперимент №1.
Две куклы-матрешки. Они сестрички. Одна – больше, другая – меньше. Одну зовут И, другую – А? Отгадайте, какую матрешку зовут И.
Эксперимент №2.
«Выбираем имя ребенку»
Наши имена тоже состоят из звуков. Прислушаемся к ним. Какие ассоциации у вас рождают имена Никита, Ваня, Настя, Алеша, Екатерина, Александр?
- Почему уходят имена Фекла, Федот, Марфа, Глафира, Феофан?
- Почему распространены имена Людмила, Ирина, Лилия, Юлия, Андрей?
- Почему родители не дают девочке имя Харита (по-гречески «прелесть»)
- Почему изначально мужские имена Инна, Римма перешли в женские?
Вывод: звуки сами по себе не имеют смысла, но способствуют созданию определенных эмоций, ощущений.
Свойства звуков выражать нежные чувства или, наоборот, грубые хорошо известны поэтам. Как они используют в поэзии?
Поэты тщательно работают над звуковой организацией текста. При помощи звуков поэты достигают предельной выразительности, для них очень важна каждая гласная и согласная. Помните, когда Гвидон (у А. С. Пушкин) превращается в комара, про него говорится:
Полетел и запищал,
А комар-то злится, злится - …
А когда он превращался в шмеля:
Полетел и зажужжал;
Он над ней жужжит, кружится.
-Что мы слышим?
Эксперимент №3.
Прислушайтесь к пушкинским словам об осени. Какие звуки чаще всего повторяются?
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)
[С-с-с-с-ш-с]. Звукопись создается свистящими и шипящими глухими согласными – шелест опадающих листьев.
Скажи погромче слово гром –
Грохочет слово, словно гром.
Скажи потише: «Шесть мышат» -
И сразу мыши зашуршат.
Скажи: «Кукушка на суку» -
Тебе послышится: «Ку-ку».
А скажешь слово листопад –
И листья падают, летят.
И словно наяву ты видишь осень:
Желтый сад и мокрую траву…
(А. Барто. «Игра в слова»)
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А. С. Пушкин «Полтава»)
[Р-р-ж-кр-ж-гр-рж-рт] – звуки боя.
Это напор, энергия, ожесточение сражения – [р].
[Ш ] – звук летящего снаряда.
[ Гр] – грохот.
[Р,ж ] – режет ухо, ранит слух, эти звуки негармоничны, как сама война.
…Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу.
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу!
(А. С. Пушкин. «Прозаик и поэт»)
[У-у-у] – полет стрелы.
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной.
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М. Ю. Лермонтов. «Русалка»)
[Пл] – плыла, доплеснуть,
[г-л] – голубой,
[лн] – волны,
[уо] – полной луной (образ полной луны).
Люблю грозу вначале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф. Тютчев. «Весення гроза»)
[Гр] – мы слышим звуки грома.
Эксперимент №4.
Перед вами два описания речи героев из повести М. Горького «Детство».
- Какой вам видится героиня?
«Она говориЛа Ласково, весеЛо, скЛадно.
Говорит, точно поет, и чем дАльше, тем склАдней звучАт словА».
- А герой?
«… он гоВорил со Всеми насмешливо, обиДно, поДзаДоРивая и стаРаясь РассеРДить Всякого».
Вывод: определенный подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении.
Творческая работа
Пытаемся самостоятельно придумать фразы, в которых звук способствовал бы изобразительности при передаче явления:
Мыши шуршат в тиши.
Веет ветер весело.
Лучик гладит по лицу.
Сухие листья кружат, шуршат.
-Но не всякая звукопись может породить красивые стихи, у Незнайки это не получилось.
Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:
- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
-…Ты знаешь, что такое рифма?
-Рифма? Нет, не знаю.
-Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?
-Понял.
-Ну, скажи рифму на слово палка.
-Селедка, - ответил Незнайка.
-Какая это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет с этих словах.
-Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
-Этого мало, - сказал Цветик. – Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получилось складно. Вот послушай: палка – галка, печка – свечка,
книжка – шишка.
- Какую особенность вы заметили в этих словах? В них повторяются (совпадают) одни и те же звуки. Именно звуки, а не буквы. Вслушайтесь: полеТ – завоД[т-т]; роД – роТ[т-т]; луГ – луК[к-к].
Поиграем в стихи
-Попробуем придумать к словам свою рифму так, чтобы они складно зазвучали:
Задача – удача – иначе – дача …
Стрекоза – глаза – гроза – слеза…
Апрель – капель – свирель – трель …
-А теперь попробуем подобрать нужное слово:
Хорошо иметь кота,
Не наскучит никогда,
Он пушистый, полосатый
От макушки идо …(пяток)
(А. Кушнер)
Вечером над озером
Ходит белый пар.
Это рыбы в озере
Ставят …(самовар)
(И. Пивоваров)
Три маленькие хрюшки
Отчаянно кричат,
Пора помыть им …(ушки),
А хрюшки …(не хотят).
Напрасно мы купали
В корыте поросят.
От нас они …(удрали)
И в лужице …(лежат).
(Е. Авдеенко)
-Дополните стихотворение по первым двум строчкам, развив предложенную поэтом ситуацию, соблюдая логику сюжета и заданную стихотворную форму.
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа. И вот …
(Заревел наш бегемот,
У него болит живот).
Вывод: для создания рифмы важно, чтобы звуки в конце строки совпадали.
Вы видите, насколько кропотлива и непроста подобная работа, поэтому учитесь ценить каждое слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа “Выражайся ясно”
Проверка знаний по стилистике речи...
Конспект урока английского языка в 10 классе по теме: «Как молодёжь выражает свою индивидуальность ? »(How do teens express their individuality?)
УМК Кузовлев В П...
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру
Урок проводится во 2 классе по программе Б.М. Неменского. Данный урок приурочен ко Дню космонавтики....
« В творческой деятельности выражается личность и одновременно формируются личность.» А. В.Петровский.
«Тот, кто умеет мастерить своими руками, всегда благополучен и смотрит на мир с глубоким пониманием сути вещей.»...
Как молодёжь выражает свою индивидуальность?
Конспект урока английского языка в 10 классе по теме: «Как молодёжь выражает свою индивидуальность?»...
«Как подростки выражают свою индивидуальность» «How Do Teens Express Their Individuality»
Конспект урока английского языка в 10 классе. Используемая технология: «Диалог культур»...