"Выражают ли звуки смысл?"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Еремеева Екатерина Анатольевна

Занимательный урок перед изучением раздела фонетика 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnyy_urok.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательный урок

«Выражают ли звуки смысл?»

(перед изучением раздела «Фонетика»)

7 класс

Цели: выяснить, выражают ли звуки смысл, как с помощью звука можно достигнуть выразительности, изобразительности речи; какова звуковая организация стихотворения;

научить использовать свои знания на практике.

Ход урока:

Учитель: как вы думаете: имеют ли смысл звуки?

        Ребята, как бы с вами заговорила корова? А собака? Овечка? Утка? Верно, а французская утка бы вам сказала: «куэн-куэн», «Мак-мак» - так слышится румынам; «раб-раб-раб», - выговаривают утки у датчан.

        А мы сможем понять, что говорят нам утки на своем языке? Нет? А почему?

        Ведь их слова тоже состоят из звуков, как и человеческие слова?

(Теперь  мнения ребят расходятся).

        Хорошо, предлагаю я, поговорила на языке животных.

(Инсценировка стихотворения Е. Тараховой «Где овечка без хвоста»).

        У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.

… Повстречалась с ним корова

У зеленого куста.

-Эй, буренушка, здорово!

Не видала ль ты, корова,

Где овечка без хвоста?

Но корове эти речи

Непонятны человечьи,

И она в ответ ему

Промычала кратко (ребята хором): «Му!»

Повстречался пес зубастый

Возле речки у моста.

-Эй, послушай, псина, здравствуй!

Не видал ли, пес зубастый,

Ты овечку без хвоста?

Но собаке эти речи

Непонятны человечьи.

Ничего не разобрав,

Пес пролаял громко (ребята хором): «Гав!»

Повстречался с ним козленок

У кленового куста.

-Эй, рогатый! Эй, миленок!

Не видал ли ты, козленок,

Где овечка без хвоста?

Но козлу такие речи

Непонятны человечьи.

Лист кленовый теребя,

Он проблеял нежно (все): «Бя!»

Повстречался конь ретивый,

Грива черная густа.

-Эй, послушай, черногривый!

Не видал ли, конь ретивый,

Ты овечку без хвоста?

Но коню такие речи

Непонятны человечьи.

И, заржавши (все): «Ги! Ги! Ги!» -

Конь возьми и убеги.

-Почему животные не смогли помочь Ване?

- Что это за слова: му, гав, бя, ги.

        Делаем вывод: звукоподражательные слова не имеют смысла, хотя состоят из звуков.

        Уже древние греки заметили, что есть звуки быстрые, тонкие, громадные, округлые.

Эксперимент №1.

        Две куклы-матрешки. Они сестрички. Одна – больше, другая – меньше. Одну зовут И, другую – А? Отгадайте, какую матрешку зовут И.

Эксперимент №2.

        «Выбираем имя ребенку»

        Наши имена тоже состоят из звуков. Прислушаемся к ним. Какие ассоциации у вас рождают имена Никита, Ваня, Настя, Алеша, Екатерина, Александр?

- Почему уходят имена Фекла, Федот, Марфа, Глафира, Феофан?

- Почему распространены имена Людмила, Ирина, Лилия, Юлия, Андрей?

- Почему родители не дают девочке имя Харита (по-гречески «прелесть»)

- Почему изначально мужские имена Инна, Римма перешли в женские?

Вывод: звуки сами по себе не имеют смысла, но способствуют созданию определенных эмоций, ощущений.

        Свойства звуков выражать нежные чувства или, наоборот, грубые хорошо известны поэтам. Как они используют в поэзии?

        Поэты тщательно работают над звуковой организацией текста. При помощи звуков поэты достигают предельной выразительности, для них очень важна каждая гласная и согласная. Помните, когда Гвидон (у А. С. Пушкин) превращается в комара, про него говорится:

Полетел и запищал,

А комар-то злится, злится - …

А когда он превращался в шмеля:

Полетел и зажужжал;

Он над ней жужжит, кружится.

-Что мы слышим?

Эксперимент №3.

        Прислушайтесь к пушкинским словам об осени. Какие звуки чаще всего повторяются?

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

                                          (А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

[С-с-с-с-ш-с]. Звукопись создается свистящими и шипящими глухими согласными – шелест опадающих листьев.

Скажи погромче слово гром –

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише: «Шесть мышат» -

И сразу мыши зашуршат.

Скажи: «Кукушка на суку» -

Тебе послышится: «Ку-ку».

А скажешь слово листопад –

И листья падают, летят.

И словно наяву ты видишь осень:

Желтый сад и мокрую траву…

                                                       (А. Барто. «Игра в слова»)

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

                                                      (А. С. Пушкин «Полтава»)

[Р-р-ж-кр-ж-гр-рж-рт] – звуки боя.

Это напор, энергия, ожесточение сражения – [р].

[Ш ] – звук летящего снаряда.

[ Гр] – грохот.

[Р,ж ] – режет ухо, ранит слух, эти звуки негармоничны, как сама война.

…Взложу на тетиву тугую,

Послушный лук согну в дугу.

А там пошлю наудалую,

И горе нашему врагу!

                                     (А. С. Пушкин. «Прозаик и поэт»)

[У-у-у] – полет стрелы.

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной.

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

                                            (М. Ю. Лермонтов. «Русалка»)

[Пл] – плыла, доплеснуть,

[г-л] – голубой,

[лн] – волны,

[уо] – полной луной (образ полной луны).

Люблю грозу вначале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

                                         (Ф. Тютчев. «Весення гроза»)

[Гр] – мы слышим звуки грома.

Эксперимент №4.

        Перед вами два описания речи героев из повести М. Горького «Детство».

- Какой вам видится героиня?

«Она говориЛа Ласково, весеЛо, скЛадно.

Говорит, точно поет, и чем дАльше, тем склАдней звучАт словА».

- А герой?

«… он гоВорил со Всеми насмешливо, обиДно, поДзаДоРивая и стаРаясь РассеРДить Всякого».

Вывод: определенный подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении.

Творческая работа

        Пытаемся самостоятельно придумать фразы, в которых звук способствовал бы изобразительности при передаче явления:

Мыши шуршат в тиши.

Веет ветер весело.

Лучик гладит по лицу.

Сухие листья кружат, шуршат.

-Но не всякая звукопись может породить красивые стихи, у Незнайки это не получилось.

        Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:

- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

-…Ты знаешь, что такое рифма?

-Рифма? Нет, не знаю.

-Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?

-Понял.

-Ну, скажи рифму на слово палка.

-Селедка, - ответил Незнайка.

-Какая это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет с этих словах.

-Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

-Этого мало, - сказал Цветик. – Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получилось складно. Вот послушай: палка – галка, печка – свечка,

книжка – шишка.

- Какую особенность вы заметили в этих словах? В них повторяются (совпадают) одни и те же звуки. Именно звуки, а не буквы. Вслушайтесь: полеТ – завоД[т-т]; роД – роТ[т-т]; луГ – луК[к-к].

Поиграем в стихи

-Попробуем придумать к словам свою рифму так, чтобы они складно зазвучали:

Задача – удача – иначе – дача …

Стрекоза – глаза – гроза – слеза…

Апрель – капель – свирель – трель …

-А теперь попробуем подобрать нужное слово:

Хорошо иметь кота,

Не наскучит никогда,

Он пушистый, полосатый

От макушки идо …(пяток)

                                          (А. Кушнер)

Вечером над озером

Ходит белый пар.

Это рыбы в озере

Ставят …(самовар)

                                (И. Пивоваров)

Три маленькие хрюшки

Отчаянно кричат,

Пора помыть им …(ушки),

А хрюшки …(не хотят).

Напрасно мы купали

В корыте поросят.

От нас они …(удрали)

И в лужице …(лежат).

                                 (Е. Авдеенко)

-Дополните стихотворение по первым двум строчкам, развив предложенную поэтом ситуацию, соблюдая логику сюжета и заданную стихотворную форму.

В зоопарке бегемот

Проглотил ежа. И вот …

(Заревел наш бегемот,

У него болит живот).

Вывод: для создания рифмы важно, чтобы звуки в конце строки совпадали.

        Вы видите, насколько кропотлива и непроста подобная работа, поэтому учитесь ценить каждое слово.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа “Выражайся ясно”

Проверка знаний по стилистике речи...

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру

Урок проводится во 2 классе по программе Б.М. Неменского. Данный урок приурочен ко Дню космонавтики....

« В творческой деятельности выражается личность и одновременно формируются личность.» А. В.Петровский.

«Тот, кто умеет мастерить своими руками, всегда благополучен и смотрит на мир с глубоким пониманием сути вещей.»...

Как молодёжь выражает свою индивидуальность?

Конспект урока английского языка в 10 классе по теме: «Как молодёжь выражает свою индивидуальность?»...

«Как подростки выражают свою индивидуальность» «How Do Teens Express Their Individuality»

Конспект урока английского языка в 10 классе. Используемая технология: «Диалог культур»...