рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Настоящее планирование составлено на основе программы основного общего образования по русскому языку (авторы А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по русскому языку 10 класс | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО ___________ Маслова И.Д. Протокол № ___ от «____»____________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «СОШ № 13 с УИОП» г. Губкин ___________ Паршина Т.В. «____»____________2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 13 с УИОП» г.Губкин ______________ Солдатова Т.В. Приказ № ___________ от «___»_____________2013 г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13
с углубленным изучением отдельных предметов
Рабочая программа
Башкатовой Юлии Ивановны
по учебному предмету «Русский язык»
10 «Б» класс
Базовый уровень
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Изучение русского языка в 10 классе является продолжением перехода на новые программы основного общего образования, соответствующие требованиям Примерной программы МО РФ и Обязательного минимума содержания образования Федерального компонента стандарта образования.
Основные принципы организации учебного материала раскрываются в авторских программах. Настоящее планирование составлено на основе программы основного общего образования по русскому языку ( авторы А.Д.Дейкина, Т.М. Пахнова). Оно ориентировано на УМП под редакцией А.Д.Дейкиной, Т.А. Пахновой. В соответствии с новым БУПом на изучение русского языка в 10 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). В данную рабочую программу не были внесены изменения в связи с тем, что программа соответствует количеству часов, отводимых для изучения отдельных разделов.
Учебно-методический комплекс:
А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. Русский язык. Учебник для 10-11 классов. - М.: Вербум-М, 2009
А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. Программа по русскому языку 10-11 классы. - М.: Вербум-М, 2006
А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, Н.В.Трефилова «Обучение в 10-11 классах по учебному комплексу А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. Русский язык. Учебник для 10-11 классах/ А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, Н.В.Трефилова. – М.:АСТ:Астрель;Владимир;ВКТ, 2012.-383 с
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей и задач:
- Закрепить и углубить знания, полученные в 5-9 классах;
- Развить умения учащихся по фонетике, графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
- Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность
- Обеспечить результативную подготовку обучающихся к сдаче ЕГЭ
- Закрепить и расширить знания учащихся о тексте;
- Совершенствовать конструирование текста;
- Способствовать развитию речи на межпредметной основе;
- Обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи, расширить знания учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
- Обеспечить практическое использование лингвистических знаний на уроках русского языка.
В 10 классе повторение материала значительно, потребуются обобщающие уроки для систематизации знаний по таким разделам, как «О русском языке, о русской речи», «Словообразование», «Система языка» повторение будет выступать в роли базы для овладения языком на высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей, овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа.
Работа по орфографии и пунктуации будет вестись параллельно с работой над текстом. При этом возможно использование различных форм: выписки, конспектирование переложения текста, планирования, комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм. Кроме этого работа с учащимися планируется с учетом пробелов.
Развитие речи определяются сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам, изучаемым в 10 классе. Это обеспечит более высокий уровень восприятия художественной формы произведения, глубокое проникновение в его идейно - образное, эстетическое и нравственное содержание. Работа с текстом связана с обогащением и развитием речи обучающихся.
Виды работы:
- Анализ текста и его переработка;
- Составление своего авторского текста;
- Рецензирование и саморецензирование текста;
- Изложение на основе текстов типа описания и рассуждения, в том числе текстов с лингвистическим и литературоведческим содержанием;
- Сочинения – рассуждения на заданную тему.
Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделено публицистическому художественному и научному стилям. Это объясняется социальной значимостью этих текстов, практическими потребностями учащихся, использованием данных текстов при проведении ЕГЭ. Важно практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилем.
Практическую направленность имеет материал по публицистическому стилю. Она выражается в потребности овладения общественно – политической лексикой, такими популярными жанрами как эссе, очерк, в ориентации на овладение устной формой речевой деятельности - докладом, выступлением в прениях. Художественный стиль речи станет предметом изучения не только в 10 , но и в 11 классе.
Главное направление программы – проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя. При этом внимание сосредотачивается не только на словесном материале, тропах, но и структурных элементах художественного произведения. Это способствует пониманию роли слова в художественном произведении.
Научный стиль – учащиеся постоянно обращаются к общелингвистическим понятиям, категориям: лексическим, словообразовательным, синтаксическим. Этот процесс дает возможность повторить лексику и грамматику.
Публицистический стиль – интенсивное развитие лингвистического мышления, развивается способность видеть за частными проявлениями общие закономерности языка, его функционирования. Тесная связь русского языка и литературы предполагает полноценное восприятие учащимися художественно – языковой формы произведения.
Особое место занимают межпредметные связи. Эта работа охватывает и лексику текстов по разным предметам и сам текст – его строение применительно к разным учебным предметам.
Приемы, методы и формы работы:
- Разнообразные виды самостоятельной работы, составление плана, тезисов, конспекта, подготовки реферата, доклада аннотации, рецензий, самостоятельный анализ текста;
- Творческие работе в жанре эссе, очерка, рассказа;
- Наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим использованием по заданию учителя
Требования к уровню подготовки учащихся 10-го класса
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся X класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
- ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: производить все виды разбора: фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический, составлять сложные предложения разных типов, определять стиль и тип речи, соблюдать основные нормы литературного языка.
- По орфографии находить в словах изученные орфограммы. Уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами находить и исправлять орфографические ошибки.
- Владеть читательскими умениями, уметь передавать прочитанное близко к тексту, сжато, выборочно, выявлять подтекст.
- Владеть пунктуационной зоркостью, речевой грамотностью.
- Уметь составлять план тезисы, конспект художественного, публицистического научно – популярного стиля.
- Пользоваться общественно – политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя.
- Писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа.
- Писать отзыв о художественном произведении.
- Составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, участвовать в диспуте, дискуссии.
- Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки похождения | Примечание |
1 | Вводный урок. | 1 | 01.09-04.09. | |
2 | О русском языке, о русской речи. | 7 | 06.09.-23.10. | |
3 | Текст как речевое произведение. | 10 | 25.10.-15.01. | |
4 | Система языка. | 2 | 17.01.-29.01. | |
5 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. | 2 | 31.01.-12.02. | |
6 | Лексика. Фразеология. | 4 | 14.02.-12.03. | |
7 | Словообразование. Состав слова. | 2 | 14.03.-26.03. | |
8 | Морфология. | 4 | 04.04.-30.04. | |
9 | Пунктуация | 2 | 02.05.-07.05. | |
10 | Повторение. | 1 | 09.05.-25.05. |
|
1 четверть 02.09.32 – 04.11.13 – 9 недель
2 четверть 11.11.13 – 28.12.13 – 7 недель
3 четверть 13.01.14 – 22.03.14 – 10 недель
4 четверть 01.04.14 – 31.05.14– 9 недель
Содержание тем учебного курса
Вводный урок. Роль языка в обществе и в жизни человека (1 час). Знакомство десятиклассников с новым учебником (предлагается для выборочного чтения предисловие, изучаются материалы форзацев; обращается внимание на условные обозначения).
О русском языке, о русской речи (7 часов). Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа. Русский язык и русская литература. Типы и стили речи (повествование, описание, рассуждение; их сочетание в тексте, стили речи (разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный). Культура речи. Языковая норма. Качества хорошей речи Словари как отражение истории и культуры русского народа.
Текст как речевое произведение (10 часов). Что такое текст? (текст как результат речевой деятельности). Основные средства связи между предложениями в тексте. Понимание текста - процесс творческий. От анализа текста - к изложению. Сочинение - это тоже текст.
Система языка (2 часа). Система русского языка: её единицы, их функция и иерархия. Значение понятий языковой системы. Уровни языковой системы.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. (2 часа). Основные понятия фонетики. Смыслоразличительная и эстетическая функция звуков в языке и речи. Звуковые средства худ. изобразительности.
Лексика. Фразеология. (4 часов). Слово. Словарное богатство русского языка. Основные понятия лексики. Слово в словаре. Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость. Стилистическая окраска слова. Лексические средства художественной изобразительности.. Переносное значение как основа тропов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Лексические средства связи между предложениями в тексте. Лексический разбор слова.
Словообразование. Состав слова. (2 часов). Состав слова. Словообразование.
Морфология (4 часов). Система частей речи. Основные категории частей речи. Система форм изменения слов: типы склонения именных частей речи и типы спряжения глаголов. Правописание окончаний. Текстообразующая роль слов, относящихся к различным частям речи Орфографический разбор текста.
Пунктуация (2 час). Пунктуационный разбор текста.
Повторение. (1 часа). Повторение и обобщение пройденного.
Формы и средства контроля
Количество часов контроля:
Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ | 10 класс |
Общеобразовательный | |
Диктант | - |
Контрольное тестирование | 2 |
Изложение | - |
Сочинение | 4 |
Контрольное тестирование №1
1.Укажите правильную характеристику данного предложения.
Казаки всегда бережно и с любовью относились к своей религии и исправно исполняли все церковные обряды, еще со времен запорожцев считая себя «рыцарями веры Христовой»
1)простое осложненное;
2) простое;
3) простое предложение с однородными членами;
4)сложносочиненное
2.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Молодежь в казачьих семьях всегда воспитывалась на примере старшего поколения казаков, казачек и (1)в первую очередь (2)самих родителей. Главой семьи (3) как правило (4) был старый опытный казак.
1)1,2 3) 3, 4
2)1, 2, 3 4)1, 2,3,4
3.Выберете грамматически правильное продолжение предложения.
Находясь на страже мира и спокойствия,
- у казачества были сила и вера.
- казачество во все времена черпало свою силу в православной вере.
- роль казачества была незаслуженно принижена и забыта.
- о казаках вспоминали в трудную минуту.
4.Самым легендарным героем из казачьих атаманов 16 века, бесспорно, является Ермак Тимофеевич, покоривший Сибирь и положивший начало Сибирскому казачьему войску.
Из данного предложения выписать причастие(я)
5.Укажите способ образования слова ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
6.Да разве найдутся на свете силы, которые пересилили бы русскую силу!
Из данного предложения выпишите частицу (ы)
7.Расставьте ударения в словах :
Щавель, каталог, вероисповедание, кухонный, квартал, балуясь, ивовый, мастерски, занята, прибывший, скольких, зевота, усугубить, углубим.
8. Укажите правильную характеристику слова принята
1.краткое прилагательное . 3. страдат . причастие
2.деепричастие 4. краткое страдател. причастие
9. В каком варианте ответа указаны все запятые?
Ипполит (1)томясь стыдом (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.
1)1.2 3) 1, 2, 3, 4
2) 1,2,4 4) 3, 4
10.Отметьте качественные прилагательные:
Стеклянный, завтрашний, медвежий, высокий, детский ,спокойный, безмятежный.
Контрольное тестирование №2
1 вариант.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)дОсуг 2)облЕгчить 3)кухОнный 4)принЯть.
А2.В каком предложении вместо слова ЧЕРЕПАХОВЫЙ нужно употребить ЧЕРЕПАШИЙ?
1)ЧЕРЕПАХОВЫЙ – очень редкий окрас, который встречается у кошек.
2)В некоторых провинциях Китая ЧЕРЕПАХОВЫЙ суп – это традиционное блюдо.
3)Подготовка к отопительному сезону идёт ЧЕРЕПАХОВЫМИ шагами.
4)Волосы танцовщицы были заколоты красивым ЧЕРЕПАХОВЫМ гребнем.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- двести граммов 2)самый высочайший 3)пятисот семидесяти 4) поезжайте
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Отыграв первый тайм,…
- …он закончился со счётом 1:1.
- …футболисты отправились в раздевалку.
- …зрители были разочарованы.
- …народу на стадионе поубавилось.
А5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Каме(1)ые сосуды имеют форму свяще(2)ых животных, искусно изображё(3)ых, или же украше(4)ы замечательными рельефными сценами.
- 1, 2, 3, 4
- 1, 3, 4
- 2, 3
- 1, 2, 3
А6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
- прик..сновение, р..стительность, тр..ллейбус
- в..твистый, г..рючий, прил..жение
- ц..ничный, м..лосердие, изд..лека
- к..нтракт, з..рница, расст..лать
А7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- под..грать, без..нициативный, дез..информация
- двух..ярусный, вол..ер, с..ездить
- бе..человечный, ни..вергать, ра..ценки
- пр..ятный, пр..уныть, пр..клеить
А8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
- ускор..шь, выуч..н
- постел..шь, почита..мый
- отража..шь, посе..вший
- раскол..м, услыш..вший
А9. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. заманч..вый
Б. эмал..вый
В. коч..вой
Г. приветл..вый
1) А, Б
2) Б, В, Г
3) А, Б, Г
4) А, Г
А10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
- Комната была (не)большой, но уютной и чистой.
- В углу валялись (не)убранные с вечера лыжные ботинки.
- Четверть населения Земли (не)доедает.
- (Не)которые люди обладают удивительными способностями.
А11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
- ХОТЕЛОСЬ(БЫ) надеяться, что работа будет выполнена (В)СРОК.
- (ПО)ТОМУ, как ты себя ведёшь, кажется, БУД(ТО) ты сильно расстроен.
- (В)СЛЕДСТВИЕ сильного тумана движение судов по реке приостановлено, воздушный транспорт ТАК(ЖЕ) бездействует.
- ЧТО(БЫ) я ни делал, (С)РАЗУ ничего не получалось.
А12. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Резко потеплело () и снег быстро начал таять.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзами И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Осторожно пробираясь (1) вдоль заросшего тростником (2) берега и (3) стараясь не шуметь (4) тигр приближался к добыче.
- 1, 2, 3, 4
- 1, 3, 4
- 1, 2
- 4
А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Крит (1) по-видимому (2) был населён уже в VI тысячелетии до новой эры. Первые обитатели острова (3) возможно (4) были из Малой Азии.
1) 1, 3
2) 1, 2, 3, 4
3) 1, 2
4)3, 4
Прочитайте текст и выполните задания В1-В7.
(1) Радушие семьи Житковых изумляло меня. (2) Оно выражалось не каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. (3) Приходили к Степану Васильевичу какие-то обтёрханные, молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеёнкой стол и кормили тем же, что ела семья. (4) А пища у неё была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, варёная говядина. (5) Обычно обедали молча и даже как будто насупленно, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.
(6) Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. (7) Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. (8) Помню составленные им учебники по математике: они кипой лежали у него в кабинете.
(9) Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. (10) Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается-так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. (11) И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чём.
(12) Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, каких было немало в столицах и больших городах, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. (13) В ней не было ни тени того, что тогда называли мещанством, и этим она была не похожа на все прочие семьи, которые довелось мне в ту пору узнать. (14) Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишке, впитывал в себя её атмосферу.
В1. Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочным способом.-------------------------------------------------------------------------------------------
В2. Из предложений 4, 5 выпишите отглагольные прилагательные.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании УДИВЛЯЛИ МЕНЯ (предложение 9).----------------------------------------------------------------------
В4 Среди предложений 4-7 найдите простое односоставное определённо-личное. Напишите номер этого предложения.---------------------------------------------------------------
В5 Среди предложений 1-6 найдите простое предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.---------------
В6 Среди предложений 10-14 найдите сложные предложения, в состав которых входят придаточные определительные. Напишите номера этих сложных предл.______.__
2 вариант.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) тОрты 2) квАртал 3) собрАла 4) дОговор
А2. В каком предложении вместо слова ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ нужно употребить ЧЕЛОВЕЧНЫЙ?
- В любом деле ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ фактор играет огромную роль.
- Командир полка отличался справедливым, ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ отношением к солдатам.
- Какие ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ качества вы цените в людях больше всего?
- ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ раса – это совокупность людей, обладающая генетико-физиологической общностью и происходящая из определённого ареала.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) действия партизан 2) слаще мёда 3) пара носок 4) тремястами пятьюдесятью
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Позвонив по телефону, …
1) …никто мне не ответил.
2) …номер оказался ошибочным.
3) …возникло предложение встретиться через час.
4) …я услышал короткие гудки.
А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Це(1)ым источником при изучении минойской культуры являются ювелирные изделия: золотые перстни с выгравирова(2)ыми миниатюрными сценами, позолоче(3)ая и серебря(4)ая утварь.
- 1,2,3
- 1,2,3.4
- 2,3,4
- 1,2
А6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
- Арт…ллерия, б…рхатистый,л..генда
- Оч..рование, к…сательная,выг…реть
- Защ…щать, оц..нить, те…ретический
- Пал…садник, изл…гать, ч…словой
А7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)бе…вкусный, и…чертить, ра..рубить
2) суб…ект, под…ём, ад…ютант
3) пр…зидиум, пр…спокойно, пр…остановить
4) сверх…звестный, раз…скать, пред…стория
А8 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1)Бор..мся, прилепл…н
2)слыш…шь, пове…вший
3)дремл…шь,обла…нный
4)выгон…шь, замуч…нный
А9 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А.фланел…вый
Б.веч..вой
В.отзывч…вый
Г.алюмини…вый
1)А,Б
2)Б,В,Г
3)А,Б,Г
4)А,Г
А10. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
- (Не) будите спящую собаку.
- В большой комнате стояла ещё (не)распакованная мебель.
- Речка была (не)глубокая, а быстрая.
- Это был (не)кто иной, как Чацкий.
А11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1)(В) течение часа необходимо узнать (НА) СЧЁТ билетов.
2)(И)ТАК, подведём итоги и наметим план, ЧТО(БЫ) действовать дальше.
3)(НА)ВСТРЕЧУ велосипедисту вышел пешеход, в ТО(ЖЕ) время велосипедиста обогнала машина.
4)(ПО)Э ТОМУ мосту ехать опасно, ТАК(КАК) он давно обветшал.
А12. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Пришлось уехать в эвакуацию() и прожила там семья почти два года.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Бережно сохраняя (1) народные традиции(2) и в то же время (3) развивая новые тенденции (4)оркестр широко гастролирует по стране.
- 1,2,3. 2)1,3. 3)2, 4. 4)4.
А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Понятие времени (1) очевидно (2) не так просто объяснить . Первоначально слово «время»(3) вероятно (4) могло обозначать какие-то впечатления о переменах , длительности, цикличности.
3,4 2)1,2 3)1,2,3,4. 4)2,4
Прочитайте текст и выполните задания В1-В6
(1)Карамзин был одним из первых русских писателей, которому поставили памятник. (2) Но, конечно, не за «Бедную Лизу», а за 12-томную «Историю государства Российского».(3) Современники считали её важнее всего Пушкина, потомки не переиздавали сто лет. (4) И вдруг «Историю…» Карамзина открыли заново. (5) Вдруг она стала самым горячим бестселлером. (6) Как бы этот феномен ни объясняли, главная причина возрождения Карамзина – его проза, всё та же гладкость письма. (7) Карамзин создал первую «читабельную» русскую историю.
(8) История существует у любого народа только тогда, когда о ней написано увлекательно.(9) Грандиозной персидской империи не посчастливилось родить своих Геродотов и Фукидидов, и древняя Персия стала достоянием археологов, а историю Эллады знает и любит каждый. (10) То же произошло с Римом. (11) Не было Тита Ливия, Тацита, Светония, может быть, и не назывался бы американский сенат сенатом. (12) А грозные соперники Римской империи – парфяне – не оставили свидетельств своей яркой истории.
(13) Карамзин сделал для русской культуры то же, что античные историки для своих народов.(14) Когда его труд вышел в свет, Фёдор Толстой воскликнул: «Оказывается, у меня есть отечество!».
(15) Хоть Карамзин был не первым и не единственным историком России, он первый перевёл историю на язык художественной литературы, написал интересную, художественную историю, историю для читателей.
(16)Хорошо написанная история – фундамент литературы.(17) Без Геродота не было бы Эсхила. (18) Благодаря Карамзину появился пушкинский «Борис Годунов». (19) Без Карамзина в литературе появляется Пикуль.
(20)Весь XIX век русские писатели ориентировались на историю Карамзина. (21) С ней часто спорили , её высмеивали, пародировали, но только такое отношение и делает произведение классическим.
(22)Современной словесности так не хватает нового Карамзина.(23) Появлению великого писателя должно предшествовать появление великого историка – чтобы из отдельных осколков создалась гармоническая литературная панорама, нужен прочный и безусловный фундамент. (По П. Вайлю, А. Генису)
В1 Из предложения 4 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.------------------------------------------------------------------------------------------------
В2 Из предложений 16-19 выпишите частицы.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В3 Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ГЛАДКОСТЬ ПИСЬМА (предложение 6).---------------------------------------------------------------------------------------- В4 Среди предложений 18-22 найдите простое односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.---------------------------------------------------------------------------- В5.Среди предложений 1-6 найдите простое предложение , осложнённое вводным словом. Напишите номер этого предложения.---------------------------------------------------
В6. Среди предложений 11-15 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное уступительное. Напишите номер этого предложения.-------------------
Вариант 1.
А1 – 4
А2 – 3
А3- 2
А4 – 2
А5 – 4
А6 – 3
А7 – 4
А8 – 2
А9 – 4
А10 – 2
А11- 3
А12 – 1
А13 – 4
А14 – 2
В1 - солгал
В2 - жареная, варёная
В3 - управление
В4 – 7
В5 – 4
В6- 12, 13.
Вариант 2
А1 – 1
А2 – 2
А3 – 3
А4 – 4
А5 – 1
А6 – 3
А7 – 2
А8 – 1
А9 – 3
А10 – 3
А11- 4
А12- 1
А13 – 4
А14 – 3
В1 – заново
В2- не, бы
В3 – управление
В4 – 22
В5 – 2 В6 - 15
Перечень учебно-методического обеспечения
- А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. Русский язык. Учебник для 10-11 классов. - М.: Вербум-М, 2009
- А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. Программа по русскому языку 10-11 классы. - М.: Вербум-М, 2006
- А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, Н.В.Трефилова «Обучение в 10-11 классах по учебному комплексу А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. Русский язык. Учебник для 10-11 классах/ А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, Н.В.Трефилова. – М.:АСТ:Астрель;Владимир;ВКТ, 2012.-383 с.
- Русский язык. 10 класс: поурочное планы по учебному комплексу А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой. - М.: Вербум-М, 2006
- Т.Я.Фролова. Русский язык. Практикум. - Симферополь, 2008
- Л.И.Пучкова. Русский язык. ЕГЭ. 11 класс. Методическое пособие для подготовки. Сборник заданий. - М.: «Экзамен», 2010
- Тесты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
в 10 «Б» классе
№ раздела | Прим. дата урока | Фактич дата урока | Тип урок | Наименование раздела и тема урока | Подготовка к ЕГЭ | Учебный материал// Доп. материал |
раздел | комбинированный | Роль языка в обществе и в жизни каждого человека | ||||
1. | 2.09 | Роль языка в обществе и в жизни каждого человека | общие сведения о форме итоговой аттестации; | |||
раздел | О русском языке, о русской речи - 7 часов | |||||
2 | 8.09 | комбинированный | Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа | тема, содержание текста – А29; вводные слова – А23; | Т.Я. Фролова стр.71, 19,80 | |
3 | 15.09 | комбинированный | Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа | пунктуация в ССП, СПП – А21, А26 | ||
4 | 22.09 | комбинированный | Культура речи. Языковая норма. Качества хорошей речи. Словари как отражение истории и культуры русского народа | содержание текста – А29; пунктуация в сложном предложении – А26, В6 | Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр. 19, 80, 100 | |
5 | 29.09 | комбинированный | Типы и стили речи | тип и стиль речи – А30; паронимы – А3; гл. члены предложения – А9; | ||
6 | 6.10 | комбинированный | Типы и стили речи | лексическое значение слова – А12;– А11, В2 | ||
7 | 13.10 | комбинированный | Урок-семинар по теме «О русском языке, о русской речи» | текст-рассуждение,– А12 | ||
8 | 20.10 | Урок контроля | Контрольное сочинение №1 по типу ЕГЭ на предложенную тему | |||
раздел | Текст как речевое произведение – 10 часов | |||||
9 | 27.10 | комбинированный | Что такое текст? Понимание текста – процесс творческий | построение текста – А7, А8;) | ||
10 | 3.11 | комбинированный | Основные средства связи между предложениями в тексте | – А12;– А31; А10, А26, В6; – А8;– В7 | ||
11 | 17.11 | комбинир | Понимание текста – процесс творческий | – А13;– А9;– С1 (К1-К3) | ||
12 | 24.11 | комбинированный | От анализа текста – к изложению | лексическое значение слова – А12; – А31; Н и НН– А14; | Т.Я. Фролова стр. 40 -46, 34, 38 | |
13 | 1.12 | комбинированный | Сочинение – это тоже текст. От авторского замысла – к тексту. Особенности зачина. | анализ текста С1 | ||
14 | 8.12 | Ур. контр. | Контрольное тестирование №1 | |||
15 | 15.12 | комбинированный | Сочинение – это тоже текст: от авторского замысла – к тексту | построение текста – С1 (К5);– А22, В5; | ||
16 | 22.12 | комбинированный | Сочинение – это тоже текст: от авторского замысла – к тексту | – А10, А26, А27 | ||
17 | 28.12 | Р. Контрольное сочинение №2 «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово» | ||||
18 | 19.01 | Р. Контрольное сочинение №2 «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово» | ||||
раздел | Система языка – 2 часа | |||||
19 | 26.01 | комбинированный | Урок-семинар. Система русского языка: ее единицы, их функция и иерархия | – А1, А2;– В1; | ||
20 | 2.02 | комбинированный | Значение понятий языковой системы. Уровни языковой системы | – А11, В2– А12, А31 | ||
раздел | Фонетика. Орфоэпия. Графика – 2 часа | |||||
21 | 9.02 | комбинированный | Основные понятия фонетики. Смыслоразличительная и эстетическая функции звуков в языке и речи | фонетика – А1; орфоэпия – А2 | ||
22 | 16.02 | комбинированный | Звуковые средства художественной изобразительности | значение слова – А12, А31; языковые средства – В8 | ||
раздел | Лексика. Фразеология – 4 часов | |||||
23 | 23.02 | комбинированный | Слово. Словарное богатство русского языка. Основные понятия лексики | значение слова – А12; лексикология – А31; паронимы – А3;– А29 | ||
24 | 2.03 | комбинированный | Слово в словаре. Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость. Стилистическая окраска слов. Лексический разбор слова | – А12; – А31; – А3; стили речи – А29; морфология – А11; В2 | ||
25 | 9.03 | комбинированный | Лексические средства художественной изобразительности. Переносное значение как основа тропов. Контекстуальные синонимы и антонимы | состав слова – А13; языковые средства – В8; лексикология – А31; | ||
26 | 16.03 | комбинированный | Лексические средства связи между предложениями в тексте | – А8; средства связи в тексте – В7;– А12; – А31 | ||
раздел | Словообразование. Состав слова – 2 часа | |||||
27 | 23.03 | комбинированный | Состав слова. Морфемы русского языка. Многозначность и омонимичность морфем. | – А13;– А15, А16 | Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр. 10, 13, 61, 65 | |
28 | 6.04 | комбинированный | Словообразование. Способы словообразования (продуктивные и непродуктивные) | – В1; значение слова – А12; паронимы – А3; | ||
раздел | Морфология - 4 часа | |||||
29 | 13.04 | Урок контроля | Контрольное тестирование №2 | |||
30 | 20.04 | комбинированный | Морфология. Система частей речи. Основные категории частей речи Системы форм изменения слов: типы склонения именных частей речи и типы спряжения глаголов. Правописание окончаний | – А17;– А18; – В3– А4; | Т.Я. Фролова, стр. 102 | |
31 | 27.04 | комбинированный | Текстообразующая роль слов, относящихся к разным частям речи. Орфографический разбор текста | анализ текста – С1 (К1-К3); словосочетание – В3; текста – В8 | ||
32 | 4.05 | Ур.контр. | Контрольное сочинение №3 по типу ЕГЭ по предложенной теме | |||
раздел | Пунктуация – 2 часа | |||||
33 | 11.05 | комбинированный | Пунктуационный разбор текста | – А10;– А22; пунктуация в сложном предложении – А21, А25, А26; пунктуация в ССК – А27 | Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр. 34, 38 | |
34 | 18.05 | Ур.контр. | Контрольное сочинение №4. (сформулируйте самостоятельно тему сочинения) | |||
раздел | Повторение – 1 часа | |||||
35 | 25.05 | Обобщ. урок | Повторение и обобщение пройденного. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...