Буквы Ы –И после Ц
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

план-конспект урока по русскому языку, 5 класс. учебник: под ред Шакировой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ur._5_kl.russ_.yaz_.safina_uch.goda_.docx30.76 КБ
Файл urok_5_kl_.russ_.yaz_.safina.pptx211.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы Ы –И после Ц

  Цель: 1) закрепить навыки правописания Ы-И после Ц;

  2) развивать внимание, логическое мышление, речевой слух у обучающихся , навык графического обозначения данной орфограммы;  

3) воспитать любовь к русскому языку, воспитать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе.

Планируемые реультаты

  1. Предметные УУД

- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»

- формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы

- развивать орфографическую зоркость

   2.  Метапредметные УУД

           -  формировать умение  находить информацию в тексте

           -  учить анализировать, сравнивать  и обобщать на основе фактов

          -  учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде

  3.   Личностные УУД

    -   Строить отношения с людьми

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор,

Структура и ход  урока

Добрый день, ребята! Начинаем наш урок. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным. У меня всё получится! Я справлюсь со всеми заданиями на уроке»

  1. Повторение изученного материала- проверка домашнего задания.

Орфографическая пятиминутка с последующей  самопроверкой (Слайд № 1)

  1. Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы.

Работа с карточками Слайд№1

Образуйте новые слова, добавляя нужные суффиксыОбразуйте новые слова, добавляя нужные суффиксы

Машина, учить, барабан,

 заяц, водить, палец,

снег, кот, гвоздь, дом

Самопроверка Слайд №2

Машинист, учитель, барабанщик, зайчонок,

водитель, пальчик, снежок, котенок, гвоздик, домик

  1. Изучение нового материала

Цели: учащиеся должны

- знать условия выбора написания букв И-Ы после Ц ;

- уметь владеть способом действия при выборе букв и-ы после ц в однокоренных словах.

1.Подготовительный этап (А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте) 

Учитель читает стихотворение: слайд №4

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах, 
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал 
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

- Цыпленок не знал. А вы знаете?

Словарная работа Слайд №3

(Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)

Цилиндр- геометрическое тело образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.            

Открывается запись на доске:

Станция

Огурцы

Цирк

Синицын

цыпленок

Учитель произносит слова еще раз.

- Какие звуки слышатся во всех словах ? (цы)

- А посмотрите, как написаны слова, обратите внимание на морфемы? (Цы и ци.)

- Почему?

Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.

- Какова же тема урока? Сформулируйте ее.

- «Правописание ы-и после ц»

/Учитель пишет на доске, а дети в тетрадях/.

-Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему./ Познакомиться с правилом написания букв И-Ы после Ц/

          2. Работа с опорным конспектом слайд№ 5

В словах после Ц пишется

      И          Ы

                  1.͡                                        1.^

                  2.на –ция                           2.□

- Посмотрите на опорный конспект и расскажите об условиях написания буквы И-Ы после Ц.

- Давайте посмотрим, верно ли мы сформулировали правило.

Работа с электронным учебником(чтение правила с электронного учебника) 

- Что нового узнали? /Есть слова-исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц, цыкнуть/

Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» /Слайд № 6/

 

Ф и з м и н у т к а  «Чудесное дерево» : сорвать чудесный плод, прочитать вслух слово, объяснить, какую орфограмму нужно вставить и почему. (каждый ученик встаёт и выходит к доске, на котором « чудесное» дерево).\(С,с)очи, (Р,р)оссия, ол(и, е)мпиада, (а,о)гонь,г(о,а)ра,феврал(ь),з(а,о)лотая медаль

Учитель: Ребята, какими событиями связаны эти слова?(зимняя олимпиада в Сочи).Правильно. Ребята в России не только проводится зимняя олимпиада, она богата своими культурными ценностями. К сожалению, эти ценности годами теряются, но мы должны эти культурные ценности сохранять. Недаром 2014 год объявлен годом культуры. Слайд № 7

VI. Закрепление учебного материала.

Цели: закрепить изученное правило; запомнить способ определения написания букв И-Ы после Ц.

1.Объяснительное письмо. /Слайд №8/

-Спишите, объясняя написание в данных словах орфограммы и-ы после ц

Ц..фра, ц..ркуль, ц..рк, ц..ган, ц..трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.

2. Буквенный диктант. /Слайды №9,10/

И или Ы

1) птиц…н, дворц…, лекц…я

2) ц…плёнок, ц…линдр, овц….

3) ц…клон, ц…клоп, ц….ферблат

4)секц…я, полиц…я, ц…кнуть

1.

Ы

Ы

И

2.

Ы

И

Ы

3.

И

И

И

4.

И

И

Ы

3.Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» /Слайд №11/

1) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

               а) ц..нк

          б) куц…й хвост

в) черепаший панц..рь

                          г) акац..я

2) В каком слове на месте пропуска пишется И?

               а) светлолиц..й  юноша

          б) громко ц..кнуть

в) солёные огурц..

                          г) нефтяная ц..стерна

3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

                 а) ц..ферблат

          б) новый ц..линдр

в) ц..рковое представление

                          г) пушистый ц..плёнок

4) В каком слове на месте пропуска пишется И?

                 а) вакц..на против гриппа

          б) птиц..но перо

в) мелкие крупиц..

                          г) встать на ц..почки

5) В каком слове на месте пропуска не  пишется Ы?

                 а) строительство гостиниц..

          б) ц..гейковая шуба

в) красавиц..

                          г) щипц..

«Минута редактора»(карточки)

                           Письмо Незнайки профессору Спицину.

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятная: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

Работа с учебником (Выполнение упражнения  №355-учебник под ред. Шакровой)

V. Подведение итогов.

  • Какое правило, мы сегодня изучили?
  • Вспомните способ определения написания букв и-ы после ц.
  • Какие слова-исключения из этого правила вы должны запомнить?

VI. Задание на дом.

  1. Выучить изученную на уроке орфограмму «И-Ы после Ц»
  2. Выполнить упражнение № 354, зад. к упр.

Рефлексия.

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

-С каким настроением работали?

- Что вызвало затруднение?

Что вам нужно выучить?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка домашнего задания Образуйте новые слова, добавляя нужные суффиксы. Машина, учить, барабан, заяц, водить, палец, снег, кот, гвоздь, дом

Слайд 2

Самопроверка Машинист, учитель, барабанщик, зайчонок, в одитель, пальчик, снежок, котенок, гвоздик, домик.

Слайд 3

Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым играя, ударяют молоточками. Цилиндр-геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.

Слайд 4

Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

Слайд 5

В словах после Ц пишется И Ы 1.͡ 1.^ 2. на – ция 2. □

Слайд 6

Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: « Цыц»

Слайд 7

Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года культуры». Культура Татарстана, воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия . Уникальность объектов культурного наследия Татарстана подтверждена включением в 2000 году историко-культурного комплекса Казанского Кремля в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В этот же Список номинированы Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и Свияжский историко-архитектурный и природно-ландшафтный комплекс

Слайд 8

Объяснительное письмо. Спешите, объясняя написание в данных словах орфограммы ы-и после ц Ц..фра , ц.. ркуль , ц.. рк , ц.. ган , ц.. трусовый , авиац..я , традиц ..я, сестриц..н , птиц.., пальц .., круглолиц..й , куниц..н .

Слайд 9

Буквенный диктант И или Ы 1) птиц…н, дворц …, лекц …я 2) ц…плёнок, ц… линдр , овц …. 3) ц…клон, ц…клоп, ц…. ферблат 4) секц …я, полиц …я, ц… кнуть

Слайд 10

Ответы 1. Ы Ы И 2. Ы И Ы 3. И И И 4. И И Ы

Слайд 11

Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. нк б ) куц…й хвост в) черепаший панц .. г) акац ..я 2) В каком слове на месте пропуска пишется И? а ) светлолиц..й юноша б ) громко ц.. кнуть в) солёные огурц .. г ) нефтяная ц.. стерна 3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. ферблат б) новый ц.. линдр в) ц.. рковое представление г) пушистый ц..плёнок 4) В каком слове на месте пропуска пишется И? а) вакц ..на против гриппа б) птиц..но перо в) мелкие крупиц.. г) встать на ц..почки 5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы? а) строительство гостиниц.. б) ц.. гейковая шуба в) красавиц.. г) щипц ..

Слайд 12

Словарно-смысловой диктант 1)Встать на кончики пальцев 2)Род перчаток с отделением для большого пальца 3)Систематизированное собрание каких-либо предметов

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы И-Ы после Ц

Урок-презентация "Буквы И-Ы после Ц" в 5 классе...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"

Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...