Буквы Ы –И после Ц
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
план-конспект урока по русскому языку, 5 класс. учебник: под ред Шакировой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur._5_kl.russ_.yaz_.safina_uch.goda_.docx | 30.76 КБ |
urok_5_kl_.russ_.yaz_.safina.pptx | 211.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Буквы Ы –И после Ц
Цель: 1) закрепить навыки правописания Ы-И после Ц;
2) развивать внимание, логическое мышление, речевой слух у обучающихся , навык графического обозначения данной орфограммы;
3) воспитать любовь к русскому языку, воспитать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе.
Планируемые реультаты
- Предметные УУД
- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»
- формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы
- развивать орфографическую зоркость
2. Метапредметные УУД
- формировать умение находить информацию в тексте
- учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов
- учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде
3. Личностные УУД
- Строить отношения с людьми
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор,
Структура и ход урока
Добрый день, ребята! Начинаем наш урок. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным. У меня всё получится! Я справлюсь со всеми заданиями на уроке»
- Повторение изученного материала- проверка домашнего задания.
Орфографическая пятиминутка с последующей самопроверкой (Слайд № 1)
- Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы.
Работа с карточками Слайд№1
Образуйте новые слова, добавляя нужные суффиксыОбразуйте новые слова, добавляя нужные суффиксы
Машина, учить, барабан,
заяц, водить, палец,
снег, кот, гвоздь, дом
Самопроверка Слайд №2
Машинист, учитель, барабанщик, зайчонок,
водитель, пальчик, снежок, котенок, гвоздик, домик
- Изучение нового материала
Цели: учащиеся должны
- знать условия выбора написания букв И-Ы после Ц ;
- уметь владеть способом действия при выборе букв и-ы после ц в однокоренных словах.
1.Подготовительный этап (А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте)
Учитель читает стихотворение: слайд №4
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?
- Цыпленок не знал. А вы знаете?
Словарная работа Слайд №3
(Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)
Цилиндр- геометрическое тело образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.
Открывается запись на доске:
Станция | Огурцы |
Цирк | Синицын |
цыпленок |
Учитель произносит слова еще раз.
- Какие звуки слышатся во всех словах ? (цы)
- А посмотрите, как написаны слова, обратите внимание на морфемы? (Цы и ци.)
- Почему?
Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.
- Какова же тема урока? Сформулируйте ее.
- «Правописание ы-и после ц»
/Учитель пишет на доске, а дети в тетрадях/.
-Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему./ Познакомиться с правилом написания букв И-Ы после Ц/
2. Работа с опорным конспектом слайд№ 5
В словах после Ц пишется
И Ы
1.͡ 1.^
2.на –ция 2.□
- Посмотрите на опорный конспект и расскажите об условиях написания буквы И-Ы после Ц.
- Давайте посмотрим, верно ли мы сформулировали правило.
Работа с электронным учебником(чтение правила с электронного учебника)
- Что нового узнали? /Есть слова-исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц, цыкнуть/
Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» /Слайд № 6/
Ф и з м и н у т к а «Чудесное дерево» : сорвать чудесный плод, прочитать вслух слово, объяснить, какую орфограмму нужно вставить и почему. (каждый ученик встаёт и выходит к доске, на котором « чудесное» дерево).\(С,с)очи, (Р,р)оссия, ол(и, е)мпиада, (а,о)гонь,г(о,а)ра,феврал(ь),з(а,о)лотая медаль
Учитель: Ребята, какими событиями связаны эти слова?(зимняя олимпиада в Сочи).Правильно. Ребята в России не только проводится зимняя олимпиада, она богата своими культурными ценностями. К сожалению, эти ценности годами теряются, но мы должны эти культурные ценности сохранять. Недаром 2014 год объявлен годом культуры. Слайд № 7
VI. Закрепление учебного материала.
Цели: закрепить изученное правило; запомнить способ определения написания букв И-Ы после Ц.
1.Объяснительное письмо. /Слайд №8/
-Спишите, объясняя написание в данных словах орфограммы и-ы после ц
Ц..фра, ц..ркуль, ц..рк, ц..ган, ц..трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.
2. Буквенный диктант. /Слайды №9,10/
И или Ы
1) птиц…н, дворц…, лекц…я
2) ц…плёнок, ц…линдр, овц….
3) ц…клон, ц…клоп, ц….ферблат
4)секц…я, полиц…я, ц…кнуть
1. | Ы | Ы | И |
2. | Ы | И | Ы |
3. | И | И | И |
4. | И | И | Ы |
3.Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» /Слайд №11/
1) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
а) ц..нк
б) куц…й хвост
в) черепаший панц..рь
г) акац..я
2) В каком слове на месте пропуска пишется И?
а) светлолиц..й юноша
б) громко ц..кнуть
в) солёные огурц..
г) нефтяная ц..стерна
3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
а) ц..ферблат
б) новый ц..линдр
в) ц..рковое представление
г) пушистый ц..плёнок
4) В каком слове на месте пропуска пишется И?
а) вакц..на против гриппа
б) птиц..но перо
в) мелкие крупиц..
г) встать на ц..почки
5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы?
а) строительство гостиниц..
б) ц..гейковая шуба
в) красавиц..
г) щипц..
«Минута редактора»(карточки)
Письмо Незнайки профессору Спицину.
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятная: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.
Работа с учебником (Выполнение упражнения №355-учебник под ред. Шакровой)
V. Подведение итогов.
- Какое правило, мы сегодня изучили?
- Вспомните способ определения написания букв и-ы после ц.
- Какие слова-исключения из этого правила вы должны запомнить?
VI. Задание на дом.
- Выучить изученную на уроке орфограмму «И-Ы после Ц»
- Выполнить упражнение № 354, зад. к упр.
Рефлексия.
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
-С каким настроением работали?
- Что вызвало затруднение?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самопроверка Машинист, учитель, барабанщик, зайчонок, в одитель, пальчик, снежок, котенок, гвоздик, домик.
Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым играя, ударяют молоточками. Цилиндр-геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.
Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал Где пишут ЦИ, где ЦЫ?
В словах после Ц пишется И Ы 1.͡ 1.^ 2. на – ция 2. □
Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: « Цыц»
Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года культуры». Культура Татарстана, воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия . Уникальность объектов культурного наследия Татарстана подтверждена включением в 2000 году историко-культурного комплекса Казанского Кремля в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В этот же Список номинированы Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и Свияжский историко-архитектурный и природно-ландшафтный комплекс
Объяснительное письмо. Спешите, объясняя написание в данных словах орфограммы ы-и после ц Ц..фра , ц.. ркуль , ц.. рк , ц.. ган , ц.. трусовый , авиац..я , традиц ..я, сестриц..н , птиц.., пальц .., круглолиц..й , куниц..н .
Буквенный диктант И или Ы 1) птиц…н, дворц …, лекц …я 2) ц…плёнок, ц… линдр , овц …. 3) ц…клон, ц…клоп, ц…. ферблат 4) секц …я, полиц …я, ц… кнуть
Ответы 1. Ы Ы И 2. Ы И Ы 3. И И И 4. И И Ы
Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. нк б ) куц…й хвост в) черепаший панц .. г) акац ..я 2) В каком слове на месте пропуска пишется И? а ) светлолиц..й юноша б ) громко ц.. кнуть в) солёные огурц .. г ) нефтяная ц.. стерна 3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. ферблат б) новый ц.. линдр в) ц.. рковое представление г) пушистый ц..плёнок 4) В каком слове на месте пропуска пишется И? а) вакц ..на против гриппа б) птиц..но перо в) мелкие крупиц.. г) встать на ц..почки 5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы? а) строительство гостиниц.. б) ц.. гейковая шуба в) красавиц.. г) щипц ..
Словарно-смысловой диктант 1)Встать на кончики пальцев 2)Род перчаток с отделением для большого пальца 3)Систематизированное собрание каких-либо предметов
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Буквы О-Ё после шипящих на конце наречий"
Урок с презентацией...
Буквы И-Ы после Ц
Урок-презентация "Буквы И-Ы после Ц" в 5 классе...
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...
Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"
Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....
дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"
дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...
Буквы е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Урок открытия новых знанаий....
Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"
Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...