Использование наследия Ризы Фахреддина на уроках русского языка
статья по русскому языку (9 класс) по теме
Данный материал можно использовать при прохождении грамматических тем, служит подспорьем при подготовке к урокам и воспитательным часам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал для уроков русского языка | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование наследия Р. Фахреддина
на уроках русского языка
Давлитова А. И., учитель высшей квалификационной категории
МАОУ – «СОШ №10» с УИОП г. Альметьевск
Ещё недавно было бесполезно искать имя Ризаэддина Фахреддина в советских энциклопедиях. Поэтому стоит ли сейчас удивляться тому,что подрастающее поколение в своем большинстве не имеет представления о жизни, научной, литературной деятельности этого ученого. И это наш общий недостаток, это молчаливый упрек в наш адрес. В учебные программы необходимо включить для изучения наследие Р. Фахреддина.
Радует, что книги, заметки о нем снова стали появляться. Журнал «Мэгариф» начал публикацию отрывков из «Насыйхэт» (Наставления).
За трудом Р. Фахреддина – педагогическая мудрость веков, которая тактично учит взрослых (родителей и учителей) видеть в ребенке личность и из этого исходить в своих требованиях.
Хотелось бы, чтобы в преддверии очередного юбилея Р. Фахреддина были изданы его труды на русском языке в большем объеме, чем сейчас.
Мы, наши дети и внуки должны знать имена великих людей, составляющих гордость нашего народа.
Уверена, что творческое наследие Р. Фахреддина послужит ценным подспорьем при подготовке к урокам и воспитательным часам.
Но это все в будущем. А в настоящее время на своих уроках русского языка ввожу материал, связанный с наследием ученого.
Покажу это на примере использования труда Р. Фахреддина «Моя биография» (Казань, издательство «Рухият», 1999 год).
- О значении государственного (русского и татарского) языка (глава «Мои занятия литературным языком и кое-что другое):
………., если человек не знает официальный язык своего государства, то его нельзя считать полноценным человеком. Мало ли что приходится пережить человеку в этом мире, полном страданий и бед! Конечно, живя отшельником в лесу или в горах, он может обойтись и без родного языка. Однако, несомненно, наряду с родным, необходимо знать и государственный язык страны, в которой он живет.
Если бы я, (…), был уверен в том, что обучение русскому языку может привести к безнравственности, то ни за что не согласился бы учить своих детей.
В Уфе во время меджлисов не раз приходилось наблюдать, как люди, получившие русское образование, читали со всеми вместе намаз, в то время, как татарские купцы, не знавшие русского, уклонялись от намаза, якобы не успевши совершить омовение. Всякое действие зависит от намерения. ( Тема «Вводный урок о языках» Выделенные слова объяснить).
- О качестве современного образования (глава «Учеба»):
Всего в медресе я провел двадцать одну зиму: одну в Чистополе, ещё двадцать – в Нижних Шелчели. Было мне тогда 31 год. Представители цивилизованных народов за двадцать один год успевают отучиться в гимназии или реальном училище, окончить университет и некоторые отделения академий.
А где прошла наша жизнь и что мы изучали, чтобы обеспечить свое будущее? (Объяснить: Ниж. Шелчелы – сейчас деревня Нижние Чершилы Лениногорского района Республики Татарстан. Виды предложений по количеству грамматических основ).
- О причинах нездоровья (глава «Мои поверья»):
В общем, я был твердо уверен: «Причины болезней не в дьяволе, а в несоблюдении правил охраны здоровья. С какой стати черти, не посягающие на деньги в сундуках или на коней в сараях, тронут людей. Болезни детей не от чертей, от страха. ( Тема «Однородные члены предложения»).
- О предсказаниях (глава «Мои поверья»):
Не верю я также и предсказателям. Считаю предрассудком предсказание результата поездки в зависимости от того, кто попался навстречу или же поверье о несчастливых днях и числах. Не придаю никакого значения снам. (…) А сновидения о простых смертных не имеют никакого значения, о чем мечтаешь, думаешь, то и снится. (Выполнить задания 1 – фонетический разбор, 2 – разбор слова по составу, 4 – синтаксический разбор. Тема « Частицы – НЕ, - НИ с различными частями речи», «Правописание частицы ЖЕ».
- О бескорыстном отношении к служебным обязанностям (глава «Служба»):
Никогда без уважительных причин (болезнь, отъезд) не пропускай службу (…).
Иногда даже при уважительной причине, говоря себе: «Я обязан выполнять свои обязанности» , шел на службу. Это известно всем.
Хочу описать некоторые личные достижения в службе. Спустя некоторое время после вступления в должность, я обнаружил, что муллы в силу своей неосведомленности очень часто попадают под следствие. Да и дела управления были довольно запутаны.
Также моими стараниями были изготовлены красивые бланки метрических книг. Постарался привести в порядок архив. Сам лично участвовал в этом деле и помогал советами.
Эти занятия, особенно дела, связанные с архивом, не вменялись мне в обязанность. Понимая, насколько все это важно, находил силы заниматься этим по собственному желанию. (Тема «Виды сказуемых»).
- О пользе самообразования (глава «Мои опубликованные труды»):
Прожив в Уфе два – три дня, понял, что из-за своей невнимательности при письме допускаю много орфографических ошибок. Поняв это, сразу же, как первоклассник, начал усердно исправлять неточности в написании отдельных тюркских и арабских слов.
Однако мое самообразование не ограничивалось лишь уроками правописания. Я активно занялся изучением таких предметов, как история, география (…). Все это я изучал с большим желанием, самостоятельно у себя дома, за своим столом. ( Тема «Знаки препинания, объяснение пунктограмм»).
На уроках литературы используются сообщения, приготовленные учащимися о жизни и наследии Р. Фахреддина при изучении темы «Обзор литературы 30-х-40 годов XX века», даются задания подготовить и провести заочную экскурсию по местам, связанным с пребыванием Р. Фахреддина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с культурным наследием Мамадышского края на уроках русского языка
лингвокраеведческий материал на уроках русского языка...
Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы по теме "Использование текстов художественной литературы на уроках русского языка как фактор подготовки к ЕГЭ"
Материал, раскрывающий технологию опыта работы учителя при подготовке к ЕГЭ на примерах открытого текста...
Использование проектно-исследовательского метода на уроках русского языка. (на примере раздела русского языка 7 класса «Морфология. Наречие»)
Для уроков русского языка...
Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...
Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".
Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...