Программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Программа по русскому языку для 5-9 специальных (коррекционных) классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_skk_russkiy_yazyk_5-9_kl_po_baranovu.docx | 86.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5-9 специальных (коррекционных) классов составлена на основе авторской программы: Программа по русскому языку для основной школы, 5-9 классы. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации 8-е издание. Москва. «Просвещение». 2009.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В том числе: в V классе – 210 час, в VI классе – 210 час, в VII – 140 час, в VШ классе – 105 час, в IХ классе – 70 час.
Авторская программа рассчитана на 714 часов, что составляет 97,1% от общего объема часов по ФБУП-2004.
Рабочая программа рассчитана на 871 час, что соответствует ФБУП-2004. Этим и объясняется необходимость составления рабочей программы.
Рабочая программа, не меняя содержания авторской программы, конкретизирует содержание предметных тем, дает конкретное распределение учебных часов по разделам и темам изучаемого курса. Для удобства работы учителя составлен учебно-тематический план по каждому классу.
Основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения и распределение по классам определяется в авторской программе, на основе которой написана рабочая.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с конкретным распределением учебных часов по основным разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников (и каждого класса в отдельности). Отдельно представлены списки литературы для учителя и учащихся
Общая характеристика учебного предмета
Язык — по своей специфике и социальной значимости — явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет Русский язык занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V — К классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая и лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция — овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции — освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция— осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое н интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре примерной программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков, В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором — дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем — дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.
Блоковая структура примерной программы дает возможность соединять содержание блоков различными способами, что найдет отражение в авторских программах.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Межпредметные связи на уроках русского языка
В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т. п.).
Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое, член предложения и т. д.). Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь; при изучении географии — с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии — с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкой — со звуком, тембром, интонацией.
Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. Обучая детей писать сочинение по картине, учитель русского языка способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь — перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
210 ч
Тема 1. Язык – важнейшее средство общения (4 ч)
Ваш учебник. Сочинение-миниатюра.
Язык и человек.
Язык и речь. Язык и его единицы.
Стили речи. Речевой этикет
Тема 2. Повторение изученного в начальных классах (27 ч)
Тестирование.
Части слова.
Орфограмма.
Правописание безударных гласных в корне слова. Сжатое изложение
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Буквы И, У, А после шипящих.
Разделительные знаки Ъ и Ь знаки.
Раздельное написание предлогов с другими словами. Отличие предлога от приставки
Текст. Подготовка к домашнему сочинению.
Обучающее изложение (упр.66)
Самостоятельные и служебные части речи.
Наречие (ознакомление).
Глагол.
-Тся и –ться в глаголах.
Имя существительное.
Тема сочинения.
Личные окончания глаголов. Не с глаголами.
Имя прилагательное.
Устное сочинение по картине А.А. Пластова «Летом».
Местоимение.
Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
Основная мысль текста. Редактирование текста.
Тема 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (34 ч)
Основные синтаксические понятия (единицы).
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды словосочетаний.
Разбор словосочетания. Способы выражения связи в словосочетании.
Предложение. Грамматическая основа предложений.
Контрольное изложение (упр. 137).
Виды предложений по цели высказывания
Восклицательные предложения.
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
Сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.
Дополнение.
Определение.
Обстоятельство.
Подготовка к описанию картины. Обучающее сочинение. Описание картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка»
Однородные члены предложения.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Обращение.
Знаки препинания при обращении.
Письмо. Разбор простого предложения.
Простые предложения. Синтаксический разбор простого предложения.
Пунктуационный разбор простого предложения.
Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения.
Прямая речь.
Знаки препинания при прямой речи. Выборочное изложение (упр. 254)
Диалог. Этикетные диалоги.
Речь устная и письменная. Урок-зачет по теме «Синтаксис и пунктуация».
Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
Тема 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (16 ч)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Гласные звуки.
Согласные звуки. Изменения звуков в потоке речи.
Повествование (обучающее сочинение или изложение по тексту упр. 275).
Согласные твердые и мягкие.
Согласные звонкие и глухие.
Графика. Алфавит.
Описание предмета (обучающее сочинение).
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь знака.
Двойная роль букв Е, Ё, Ю,Я
Орфоэпия. Знак4омство с орфоэпическим словарем.
Фонетический разбор слова.
Описание предметов, изображенных на картине И.И.Машкова «Натюрморт с маками и васильками» (обучающее сочинение)
Повторение изученного по теме «Фонетика и графика.
Сжатое изложение (обучающее).
Контрольный диктант.
Тема 5. Лексика. Культура речи. (12 ч)
Слово и его лексическое значение.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слова.
Омонимы.
Синонимы.
Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» (обучающее сочинение)
Антонимы.
Роль деталей в описании предмета (подробное обучающее изложение). Членение текста на части.
Тема 6. Морфемика. Орфография. Культура речи. (23 ч)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема. Изменение в образовании слов. Изменение и образование слов.
Окончание. Рассуждение в повествовании.
Контрольное сочинение на тему «Один из удачно проведенных вечеров»
Основа слова. Обобщение изученного.
Корень слова.
Суффикс – значимая часть слова.
Приставка.
Подготовка к изложению текста с изменением лица.
Изложение текста с изменением лица.
Чередование звуков.
Беглые гласные.
Варианты морфем. Морфемный разбор.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Буквы З и С на конце приставок.
Рассуждение.
Буквы А-О в корнях –ЛАГ- / -ЛОЖ-
Буквы А-О в корнях –РАСТ- / -РАЩ-, - РОС-.
Буквы О-Е после шипящих в корне
Буквы И-Ы после Ц
Обобщение и систематизация по теме «Словообразование».
Контрольный диктант. Анализ диктанта. Работа над ошибками. Разновидности повествования.
Морфология. Орфография. Культура речи
Тема 7. Имя существительное. (24 ч)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное как часть речи. Деление текста на абзацы.
Доказательства в рассуждении. Подготовка к домашнему сочинению.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Имена собственные и нарицательные.
Сжатое изложение (обучающее).
Морфологический разбор имени существительного.
Род имен существительных.
Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.
Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.
Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных.
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Подробное изложение с изменением лица (обучающее устное изложение).
Множественное число имен существительных.
Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».
Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
Тема 8. Имя прилагательное. (16 ч)
Имя прилагательное как часть речи.
Правописание гласных в падежных окончаниях.
Контрольное сжатое изложение.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Описание животного (обучающее сочинение).
Окончание имен прилагательных после шипящих и Ц.
Краткие прилагательные.
Описание животного по картине А.Н.Комарова «Заяц на дереве». (обучающее сочинение)
Морфологический разбор имени прилагательного.
Обобщение изученного по теме.
Описание животного (обучающее сочинение).
Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
Рассказ. Устный рассказ «Однажды…» Подготовка к домашнему сочинению.
Тема 9. Глагол (40 ч).
Глагол как часть речи.
НЕ с глаголами.
Устный рассказ «Однажды…». Домашнее сочинение.
Неопределенная форма глагола.
Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.
Контрольный диктант.
Виды глагола.
Буквы Е и И в корнях с чередованием.
Невыдуманный рассказ о себе (обучающее сочинение).
Время глагола.
Прошедшее время.
Настоящее время.
Будущее время.
Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Морфологический разбор глагола.
Сжатое изложение (обучающее).
Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа.
Употребление времен.
Рассказ.
Закрепление материала по теме.
Сочинение-рассказ по картине К.Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» (обучающее сочинение).
Закрепление материала по теме «Глагол».
Урок-зачет по теме «Глагол».
Контрольный диктант. Анализ диктанта и работа над ошибками.
Тема 10. Повторение и систематизация изученного в 5 классе. (14 ч).
Русский язык – один из развитых языков мира.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Контрольное сочинение.
Знаки препинания в сложных предложениях.
Знаки препинания при однородных членах.
Позиционные чередования гласных и согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Контрольный диктант по всему курсу
Правописание прилагательных.
Правописание глаголов.
Подведение итогов обучения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс 210 ч
Тема урока | Количество часов | |
Тема 1. Язык – важнейшее средство общения | 4 | |
Тема 2. Повторение изученного в начальных классах | 27 | |
Тема 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 34 | |
Тема 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 16 | |
Тема 5. Лексика. Культура речи | 12 | |
Тема 6. Морфемика. Орфография. Культура речи | 23 | |
Морфология. Орфография. Культура речи. Тема 7 Имя существительное | 24 | |
Тема 8. Имя прилагательное | 16 | |
Тема 9. Глагол | 40 | |
Тема 10. Повторение и систематизация изученного | 14 | |
ИТОГО: | 210 |
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 5 класса.
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками1:
— разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) — синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
— разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
— соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы ; находить орфографические ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в V классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
6 класс
210 ч
Тема 1. Русский язык – один из развитых языков мира. (1ч.)
Тема 2. Повторение изученного в 5 классе. (16 ч )
Фонетика. Орфография.
Части слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов.
Орфограммы в корнях слов.
Части речи.
Орфограммы в окончаниях слов.
Текст. Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Словосочетание.
Простое и сложное предложение.
Официально-деловой стиль.
Синтаксический разбор простого и сложного предложений.
Закрепление материала по теме «Повторение пройденного в 5 кл.»
Подготовка к диктанту по теме «Повторение…»
Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5 кл.» Работа над ошибками
Тема 3. Лексика и фразеология. Культура речи. ( 16 ч )
Повторение пройденного по лексике в 5 классе
Словари. Подготовка к домашнему сочинению.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова.
Профессионализмы.
Диалектизмы, жаргонизмы.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова.
Устаревшие слова.
Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Сжатый пересказ исходного текста. Составление плана пересказа.
Контрольное сжатое изложение по теме «Собиратель русских слов»
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты.
Основные признаки фразеологизмов.
Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.
Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов речи. Фразеологический словарь.
Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология»
Тема 4. Словообразование. Орфография. Культура речи. (30 ч )
Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Описание помещения.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксальный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний).
Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Систематизация материала к сочинении. Сложный план.
Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро».
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас-
Диктант по теме «Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас-«. Работа над ошибками.
Правописание гласных в приставках пре- и при-,
Буквы ы и и после приставок на согласные.
Правописание соединительных гласных о и е.
Разбор слова по составу и словообразовательный разбор слова.
Повторение изученного по теме «Словообразование».
Контрольный диктант по теме «Словообразование» Анализ диктанта и работа над ошибками.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Тема 5. Имя существительное (25 ч )
Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе. Текстообразующая роль существительных.
Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе. Словообразование имен существительных.
Склонение существительных на –мя.
Несклоняемые существительные.
Словообразование имен существительных.
Морфологический разбор имени существительного.
Подготовка к выборочному изложению (упр. 166).
Выборочное изложение.
Не с существительными.
Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок(-ек), –онк, –онок.
Устное публичное выступление на тему «О происхождении имен»
Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
Описание помещения по личным впечатлениям в сочинении повествовательного характера. Подготовка к домашнему сочинению.
Повторение изученного об имени существительном.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Анализ диктанта и работа над ошибками.
Тема 6. Имя прилагательное. ( 24 ч)
Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе.
Подготовка к сочинению с элементами описания.
Сочинение с элементами описания.
Качественные прилагательные.
Относительные прилагательные.
Притяжательные прилагательные.
Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
Публичное выступление на тему «Народные промыслы»
Правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-(-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных.
Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Сочинение-миниатюра с использованием описания природы.
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Повторение по теме «Имя прилагательное»
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Анализ диктанта и работа над ошибками.
Тема 7. Имя числительное. (17ч )
Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Текстообразующая роль числительных.
Числительные простые и составные.
Буква ь в середине и на конце числительных.
Подготовка к выборочному изложению (упр. 366).
Выборочное изложение.
Числительные количественные и порядковые. Количественные числительные.
Числительные, обозначающие целые числа. Склонение числительных.
Правописание гласных в падежных окончаниях числительных.
Дробные числительные.
Собирательные числительные.
Устное публичное выступление на индивидуальную тему. Домашнее сочинение. Порядковые числительные.
Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Диктант по теме «Имя числительное».
Рассказ по сюжетным рисункам.
Тема 8. Местоимение. (26ч )
Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Местоимение как часть речи. Текстообразующая роль местоимений.
Разряды местоимений. Личные местоимения. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Личные местоимения. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов.
Возвратное местоимение себя.
Рассказ по сюжетным картинкам.
Вопросительные местоимения.
Относительные местоимения.
Неопределенные местоимения. Образование неопределенных местоимений.
Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, –либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях.
Отрицательные местоимения.
Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Сочинение-рассуждение (по тексту упр.436).
Притяжательные местоимения.
Указательные местоимения.
Определительные местоимения.
Морфологический разбор местоимений.
Систематизация и обобщение изученного о местоимении.
Контрольный диктант по теме «Местоимение» Анализ диктанта. Работа над ошибками.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Тема 9. Глагол. ( 37 ч)
Повторение пройденного о глаголе в 5 классе.
Текстообразующая роль глаголов.
Разноспрягаемые глаголы.
Сочинение-рассказ на основе услышанного.
Переходные и непереходные глаголы.
Изъявительное, условное и повелительное наклонения.
Изъявительное наклонение глагола.
Подготовка к изложению текста от лица кого-либо из его героев.
Изложение текста от лица кого-либо из его героев.
Условное наклонение.
Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении.
Повелительное наклонение.
Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении.
Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.
Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам.
Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.
Употребление наклонений.
Безличные глаголы.
Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Сочинение по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Морфологический разбор глагола.
Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева(ть) и –ыва(ть), -ива(ть).
Систематизация и обобщение изученного о глаголе.
Контрольный диктант по теме «Глагол». Анализ диктанта и работа над ошибками.
Тема 10. Повторение и систематизация пройденного в 6 классе. ( 18 ч )
Разделы науки о языке.
Орфография.
Орфография. Орфографический разбор.
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
Подготовка к сочинению (на материале упр. 549).
Контрольное сочинение.
Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.
Лексика и фразеология. Подготовка к домашнему сочинению.
Морфология. Морфологический разбор имени существительного.
Морфология. Морфологический разбор имени прилагательного.
Морфология. Морфологический разбор имени числительного.
Морфологический разбор местоимения.
Морфологический разбор глагола.
Контрольный диктант по всему курсу 6 класса. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
Обобщение изученного
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 класс 210 часов
Тема урока | Количество часов | |
Тема 1. Русский язык – один из развитых языков мира | 1 | |
Тема 2. Повторение изученного в 5 классе | 16 | |
Тема 3. Лексика и фразеология. Культура речи | 16 | |
Тема 4. Словообразование. Орфография. Культура речи. | 30 | |
Тема 5. Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. | 25 | |
Тема 6. Имя прилагательное. | 24 | |
Тема 7. Имя числительное. | 17 | |
Тема 8. Местоимение. | 26 | |
Тема 9. Глагол. | 37 | |
Тема 10. Повторение и систематизация пройденного в 6 классе | 18 | |
ИТОГО: | 210 |
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,
УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 6 КЛАССА.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- С помощью толкового словаря выяснить нормы употребления слова;
- Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
- По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
- По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
- По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
7 класс
175 ч
Тема 1. Русский язык – один из развитых языков мира. (1 ч.)
Русский язык – один из развитых языков мира
Тема 2. Повторение изученного в 5-6 классах (13 ч.)
Синтаксис и пунктуация. Пунктуационный разбор.
Лексика и фразеология.
Фонетика и орфография. Графика. Фонетический разбор слова.
Текст. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.
Морфология и орфография.
Контрольный тест по повторению изученного. Анализ теста. Разбор типичных ошибок.
Контрольное изложение.
Текст. Стили литературного языка. Публицистический стиль.
Тема 3. Причастие ( 40 ч )
Причастие как часть речи. Глагольные признаки причастия.
Публицистический стиль. Свободный диктант.
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Обучающее сочинение на тему «Люби и охраняй природу».
Подготовка к сочинению-описанию внешности человека. Подготовка к домашнему сочинению
Действительные и страдательные причастия.
Краткие и полные страдательные причастия.
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Действительные причастия прошедшего времени. Сжатое изложение.
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Страдательные причастия прошедшего времени.
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий. Одна буква н в отглагольных прилагательных.
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.
Морфологический разбор причастия.
Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Сбор материала к сочинению на тему «Вы с ним знакомы».
Контрольный тест по теме «Причастие».
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Повторение по теме «Причастие»
Контрольный диктант по теме «Причастие». Анализ контрольного диктанта и разбор типичных ошибок.
Тема 4. Деепричастие (12 ч )
Повторение пройденного о глаголе в 5-и 6 классах. Деепричастие как часть речи.
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Не с деепричастиями.
Деепричастия несовершенного вида.
Контрольное сочинение по картине.
Морфологический разбор деепричастия.
Повторение по изученной теме.
Составление сложного плана сообщения. Домашнее сочинение.
Контрольный тест по теме «Деепричастие»
Тема 5. Наречие (30 ч)
Наречие как часть речи.
Смысловые группы наречий.
Употребление наречий для связи предложений в тексте.
Подготовка к сочинению-описанию действий по наблюдениям.
Устное сочинение (описание действий по наблюдениям).
Степени сравнения наречий.
Морфологический разбор наречия.
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.
Описание действий. Сжатое изложение.
Сочинение о труде.
Одна и две буквы н в наречиях на о- и -е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
Буквы о и а на конце наречий.
Дефис между частями слова в наречиях.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Пересказ исходного текста с описанием действий.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Контрольное изложение.
Повторение по теме «Наречие».
Контрольный тест по теме «Наречие». Сжатое изложение.
Контрольный диктант по теме «Наречие».
Анализ контрольного теста и диктанта. Работа над ошибками.
Тема 6. Категория состояния. (7 ч)
Категория состояния как часть речи.
Её отличие от наречий. Морфологический разбор категории состояния.
Синтаксическая роль слов категории состояния. Сочинение-миниатюра.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека.
Тема 7. Служебные части речи. Культура речи. (4 ч.)
Самостоятельные и служебные части речи (обзор).
Тема 8. Предлог (15 ч)
Предлог как часть речи.
Употребление предлогов.
Непроизводные и производные предлоги.
Простые и составные предлоги.
Групповой портрет. Подготовка к сочинению по личным впечатлениям.
Морфологический разбор предлога.
Дефис в предлогах.
Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Контрольный диктант по теме «Предлоги».
Тема 9. Союз (18 ч)
Союз как служебная часть речи.
Синтаксическая роль союзов в предложении.
Простые и составные союзы. Сочинение-миниатюра.
Запятая между простыми предложениями в сложном.
Сочинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Морфологический разбор союза.
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.
Повторение сведений о предлогах и союзах.
Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Книга – лучший друг и советчик».
Сочинение-рассуждение на тему «Книга – лучший друг и советчик».
Тестирование по теме «Союз».
Тема 10 Частица. ( 18 ч.)
Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц. Формообразующие частицы.
Смысловые частицы.
Вопросительные, восклицательные, указательные частицы.
Модальные частицы.
Раздельное и дефисное написание частиц.
Морфологический разбор частицы.
Отрицательные частицы не и ни.
Различение частицы не и приставки не-.
Сочинение-рассказ по данному сюжету.
Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни.
Повторение по теме «Частица».
Устное выступление на тему «Моя природа».
Повторение изученного о частице. Подготовка к тесту.
Обобщение изученного по теме «Частицы». Тест.
Контрольный диктант по теме «Частицы».
Тема 11. Междометие. Звукоподражательные слова. ( 6 ч)
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
Тема 12. Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. (11 ч)
Разделы науки о языке.
Текст. Стили речи.
Контрольное сочинение на морально-этическую тему.
Фонетика. Графика.
Лексика. Фразеология.
Морфемика. Словообразование.
Итоговый контрольный диктант и его анализ. Работа над ошибками
Орфография. Итоговый урок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7 класс 175 часов
Тема урока | Количество часов | |
Тема 1. Русский язык – один из развитых языков мира | 1 | |
Тема 2. Повторение изученного в 5-6 классах | 13 | |
Тема 3. Причастие | 40 | |
Тема 4. Деепричастие | 12 | |
Тема 5. Наречие | 30 | |
Тема 6. Категория состояния | 7 | |
Тема 7. Служебные части речи. Культура речи | 4 | |
Тема 8. Предлог | 15 | |
Тема 9. Союз | 18 | |
Тема 10. Частица | 18 | |
Тема 11. Междометие. Звукоподражательные слова | 6 | |
Тема 12. Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. | 11 | |
ИТОГО: | 175 |
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
— производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
— составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
— соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
8 класс
140 ч
Тема 1. Функции русского языка в современном мире ( 1 ч)
Введение. Функции русского языка в современном мире.
Тема 2. Повторение пройденного в 5-7 классах ( 12 ч)
Фонетика и графика. Пунктуация и орфография.
Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.
Знаки препинания в сложном предложении.
Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
Обучающее сочинение.
Входной диктант.
Тема 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. ( 11 ч)
Основные единицы синтаксиса.
Текст как единица синтаксиса. Сжатое изложение.
Предложение как единица синтаксиса.
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.
Синтаксические связи слов в словосочетании. Тестирование.
Синтаксический разбор словосочетаний. Подготовка к домашнему сочинению на тему «Дом, который украшает нашу улицу»
Тема 4. Простое предложение ( 4 ч)
Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Порядок слов в предложении.
Интонация. Логическое ударение.
Контрольное сочинение. Описание памятника культуры.
Тема 5. Двусоставные предложения. ( 8 ч)
Подлежащее.
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Контрольный диктант по темам 4, 5. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
Тема 6. Второстепенные члены предложения. (12 ч)
Роль второстепенных членов в предложении.
Дополнение.
Прямое и косвенное дополнение (ознакомление).
Публичное выступление. Характеристика русского крестьянина (по упр. 131, 132).
Определение. Сжатое изложение.
Несогласованное определение.
Приложение. Знаки препинания при нем.
Обстоятельство.
Виды обстоятельств по значению.
Сравнительный оборот.
Синтаксический разбор двусоставного предложения.
Контрольное сжатое изложение.
Тема 7. Односоставные предложения (13 ч)
Главный член односоставного предложения.
Назывные предложения. Рассказ на свободную тему. Сочинение-миниатюра.
Определенно-личные предложения.
Неопределенно-личные предложения.
Инструкция.
Безличные предложения.
Неполные предложения.
Синтаксический разбор односоставного предложения.
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Рассуждение (обучающее сочинение).
Тема 8. Однородные члены предложения. ( 15 ч)
Понятие об осложненном предложении.
Понятие об однородных членах.
Составление текста.
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и интонация при них.
Контрольное сочинение (сравнительная характеристика).
Однородные и неоднородные определения.
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Синтаксический разбор предложения с однородными членами.
Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Повторение изученной темы.
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Тема 9. Обособленные члены предложения. (25 ч.)
Понятие об обособлении.
Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.
Рассуждение на дискуссионную тему.
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.
Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Изложение.
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»
Тема 10. Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращения. Вводные и вставные конструкции Вводные конструкции. (18 ч)
Назначение обращения.
Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении.
Употребление обращений. Сочинение-миниатюра.
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению.
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях и вводных предложениях.
Вставные слова, словосочетания и предложения.
Публичное выступление.
Междометия в предложении.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.
Пунктуационный разбор.
Повторение. Тестирование.
Тема 11. Чужая речь. (11 ч)
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.
Прямая и косвенная речь.
Косвенная речь.
Прямая речь. Диалог.
Рассказ. Выборочное изложение.
Цитата. Цитата Сочинение-миниатюра. Подготовка к домашнему сочинению.
Сообщение (на матер упр. 430)
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.
Повторение. Тестирование.
Тема 12. Повторение и систематизация пройденного в 8 классе ( 10 ч.)
Синтаксис и морфология.
Синтаксис и пунктуация.
Контрольное подробное изложение.
Синтаксис и культура речи.
Синтаксис и орфография.
Итоговый контрольный диктант по курсу 8 класса. Анализ контрольного диктанта. Работа над типичными ошибками.
Синтаксис и орфография.
Итоговый урок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
8 класс 140 часов
Тема урока | Количество часов | |
Тема 1. Функции русского языка в современном мире | 1 | |
Тема 2. Повторение пройденного в 5-7 классах | 12 | |
Тема 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 11 | |
Тема 4. Простое предложение | 4 | |
Тема 5. Двусоставные предложения | 8 | |
Тема 6. Второстепенные члены предложения | 12 | |
Тема 7. Односоставные предложения | 13 | |
Тема 8. Однородные члены предложения | 15 | |
Тема 9. Обособленные члены предложения. | 25 | |
Тема 10. Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращения. Вводные и вставные конструкции Вводные конструкции | 18 | |
Тема 11. Чужая речь. | 11 | |
Тема 12. Повторение и систематизация пройденного в 8 классе. | 10 | |
ИТОГО: | 140 |
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 8 КЛАССА
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VIII классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VIII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
— производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
— составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
— пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
— соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
9 класс
136 ч
Тема 1. Международное значение русского языка ( 1 ч )
Международное значение русского языка.
Тема 2. Повторение пройденного в 5-8 классах ( 18 ч ).
Устная и письменная речь. Составление памятки о том, как писать письма
Монолог. Диалог.
Стили языка. Анализ средств связи в тексте.
Простое предложение и его грамматическая основа.
Предложения с обособленными членами
Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
Изложение с продолжением.
Тема 3. Сложное предложение. Культура речи. ( 15 ч )
Понятие о сложном предложении.
Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.
Интонация сложного предложения.
Сочинение на тему «Прекрасный уголок природы».
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Тема 4. Сложносочиненные предложения. ( 27 ч )
Понятие о сложносочиненном предложении.
Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях.
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.
Сложносочиненные предложения с противительными союзами.
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.
Повторение. Тестирование. Сочинение-миниатюра.
Контрольное сочинение. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ контрольного сочинения и контрольного диктанта. Работа над типичными ошибками.
Тема 5. Сложноподчиненные предложения ( 33 ч)
Понятие о сложноподчиненном предложении.
Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Сочинение-отзыв о картине. Подготовка к домашнему сочинению.
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.
Изложение (сжатое).
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Автобиография.
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сжатое изложение.
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.
Сложноподчиненные предложения с придаточными Заявление.
Обучающее сочинение. Подготовка к домашнему сочинению.
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Контрольное изложение.
Краткое сообщение. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.
Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.
Контрольное сочинение.
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Тема 6. Бессоюзное сложные предложения. ( 16 ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях.
Реферат на лингвистическую тему.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Обучающее сочинение по картине.
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение.
Тема 7. Сложные предложения с различными видами связи. ( 11 ч)
Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения с различными видами связи.
Обучающее изложение (упр.219).
Публичная речь. Подготовка к домашнему сочинению.
Тема 8. Повторение и систематизация изученного ( 15 ч ).
Фонетика. Графика. Лексика.
Морфемика. Словообразование.
Контрольный итоговый диктант.
Синтаксис. Пунктуация. Конспект. Тезисный план.
Контрольное сочинение (свободная тема) .
Пунктуация. Итоговый урок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9 класс 136 часов
Тема урока | Количество часов | |
Тема 1. Международное значение языка | 1 | |
Тема 2. Повторение пройденного в 5-7 классах | 18 | |
Тема 3. Сложное предложение. Культура речи. | 15 | |
Тема 4. Сложносочиненные предложения | 27 | |
Тема 5. Сложноподчиненные предложения | 33 | |
Тема 6. Бессоюзные сложные предложения | 16 | |
Тема 7. Сложные предложения с различными видами связи | 11 | |
Тема 8. Повторение и систематизация изученного | 15 | |
ИТОГО: | 136 |
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 9 КЛАССА
I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
— производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
— составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
— определять стиль и тип текста;
— соблюдать все основные нормы литературного языка. По пунктуации. Находить в предложениях смысловые
отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V—IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в V—IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку: Сборник. 5-9 кл. / сост. Н. М. Шанский, М. Т. Баранов, В. И. Капинос и др. М.: Дрофа, 2001. Допущено МО РФ.
- Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 2007.
- Вершинина Г. Б. «…Вольна о музыке глаголить»: (Музыка на уроках развития речи). – М.: Новая школа, 2009.
- Дейкина А. Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка. – М.: Флинта, Наука, 2010.
- С. А. Лукьянов. Анализ художественного текста (лингвистическое толкование): Пособие для учителей русского языка и литературы и студентов вузов. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2011.
- Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Пособие для учителя / Сост. В. И. Капинос, Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2009.
- Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение, 2008.
- Сборник текстов «Наш край» / Сост. Прожирова Т. И. – Салехард: ЯНОИУУ, 2002.
- Сборник диктантов по орфографии и пунктуации.\ Брусенская Л. А., Гаврилова Г. Ф. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.
- Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку для 5-7-го классов. Пособие для учителя и учащихся. / Под ред. Е.В. Бунеевой. - М.: «Баласс», 2011.
- Грамматика русского языка 5-9 класс (в таблицах) / Сост. М. В. Василенко и др. – М.: «Издат - Школа», 2009.
- Ивченков П.Ф. Обучающие изложения. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2012.
- Еремина Е. А. Виды разборов на уроках русского языка. 5-11 классы. – СПб.: «Паритет», 2011.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 6-й класс. - М.: «Баласс», 2009.
- Барова Е.С., Воронова Е.Н. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 6-го класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текучёвой. Пособие для учащихся. - М.: «Баласс», 2011.
- Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 2010.
- Е. А. Евлампиева. Викторины по русскому языку. – Чебоксары: КЛИО, 2009
- Изложения, конспекты, рефераты / С. Ю. Михайлова, Р. М. Нефедова. – М.: ЮНВЕС, 2008.
- К. А. Войлова, Н. Г. Гольцова. Сборник-практикум по русскому языку. – М.: Просвещение, 2010.
- Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Краткий справочник по русскому языку для школьников 5-11 кл. - М.: «Баласс», 2009.
- Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Руковод. Н.М. Шанский. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва. «Просвещение». 2008
- Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Руковод. Н.М. Шанский. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва. «Просвещение». 2008
- Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 1998.
- Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2006.
- ЛьвовМ.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., 2006.
- М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Руковод. Н.М. Шанский. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва. «Просвещение». 2008
- М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Руковод. Н.М. Шанский. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва. «Просвещение». 2008
- Одинцова В.В. Школьный словарь иностранных слов. – М., 2006.
- Панов Б.Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка/Б.Т.Панов, А.В.Текучев. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: 2007.
- Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 2009.
- Рогожкина Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка. – М., 2008.
- Соловьева З. И. Сборник проверочных работ по русскому языку. 5 класс. – М.: Вербум-М, 2000.
- Сочинения в газетных жанрах. 5-9 классы / Сост. А. М. Гринина-Земскова. – Волгоград: «Учитель», 2002.
- Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Руковод. Н.М. Шанский. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва. «Просвещение». 2007
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 2009.
- Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. – 41-е изд. – М.: 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс
Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...