Приставки, оканчивающиеся на -з (-с)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Приставки, оканчивающиеся на -з (-с)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_5_klasse_pristavki_okanchivayushchiesya_na_-z_-s.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Приставки, оканчивающиеся на –з, -с
Цели урока:
- Показать условия выбора согласной –З, -С на конце приставок;
- Развивать навыки морфемного разбора, мотивацию к познавательной и аналитической деятельности;
- Формировать навыки работы в коллективе.
Планируемые результаты: учащиеся научаться правильно вычленять приставки; применять правило написания –З, -С на конце приставок.
Вид урока: изучение нового материала.
Ход урока
I Организационный момент
- Приветствие
- Проверка готовности учащихся к уроку
Учитель: Да здравствует радость рассветного часа!
Вхожу в тишину приумолкшего класса,
Открою журнал на заветной странице,
Здесь дата и тема. Давайте, учиться?
Давайте учиться свободно и строго
Владению словом. Пора нам в дорогу!
Тому, что случилось и может случиться.
Давайте учиться? Давайте учиться!
- Эмоциональный настрой на работу
Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по стране “Русского языка”, будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи!
II проверка домашнего задания
- Вспомнить изученное правило
- Словарный диктант «Проверь себя» (слайды 2-3)
Учитель диктует словосочетания, учащимся необходимо записать и выделить орфограмму.
Сдать тетрадь, сжать руку, сдвинуть стул, сберечь подарок, сдержать слово, сбить фрукты
III подготовка к активной деятельности на уроке – изучению новой темы (слайд 4-5 )
Учитель: Представьте, что нам предстоит написать такое предложение.
Во сне даже сильный человек кажется бе…защитным и бе…помощным.
- Какой звук слышим в приставках на месте пропуска? Глухой или звонкий звук?
Значит, перед нами встает выбор написания буквы на конце приставки З- или С-.
Итак, в слове беззащитным – приставка без - , оканчивается на - з, потому что слово начинается с звонкого согласного З (защитный).
А в слове беспомощным на конце приставки пишется глухой – с, потому что слово начинается с глухой П (помощь).
Чтобы разобраться, когда пишется та или иная буква, а именно –з или -с нам надо знать правило. Как вы думаете, какая у нас тема сегодняшнего урока?
IV Изучение новой темы (слайд 7-8)
Чтение теоретической части из учебника учеником.
Учитель: Приставки, оканчивающиеся на –з, -с, похожи на привередливую царицу, вот почему над ней изображена корона.
А в каких случаях на конце приставки пишем звонкий З, а в каких глухой С? (ответ учащихся)
Приставка на з- пишется перед звонкими согласными: бездельник, возглавил
Приставка на с- пишется перед глухими согласными: бесполезный, раскрыть.
А какие приставки, оканчивающиеся на –з, -с вы узнали? (слайд 9)
V Физкультминутка
Мы руками хлопаем
Хлоп – хлоп – хлоп
Мы ногами топаем
Топ – топ – топ
Руки поднимаем
Руки опускаем
И бежим кругом
VI Первичное закрепление (слайд 10)
- Упражнение 434 из учебника на стр. 158
VII Закрепительные задания
1. Задание: замени словосочетания прилагательными приставками на –з, - с (слайд 11-12)
- Ребенок без забот (беззаботный)
- Небо без звезд (беззвездное)
- Дорога без конца (бесконечная)
- Движение без шума (бесшумное)
- Шоколад без вкуса (безвкусный)
- Вход без платы (бесплатный)
- Ребенок без помощи (беспомощный)
- Морфемный разбор слова безвкусный
- Игра «Кто быстрей»
Класс распределить на команды и раздать карточки с заданиями.
Задание: вставьте пропущенные буквы, приставки обозначьте графически.
Бе…сердечный, ра…сказ, ра…вод, и…возчик, ра…бег, во…ход, во…поминание, и…мучить.
VIII Работа с текстом (слайд 13-14)
Зимний лес
Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей.
Глубок зимний сон природы, но идет жизнь под сугробами. Попробуй разгреби в лесу снег до земли. На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники.
Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. На лесной поляне вьется след лисицы. Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. Парочки следов испятнали снег. Это пробежала куница, хищница искала белок.
Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. Хорош лес в зимнем уборе!
Учитель: О чем этот текст, ребята?
Какое настроение вызывает текст?
Да, автор восхищается красотой зимнего леса. По каким словам вы это определили? (Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. Хорош лес в зимнем уборе!)
Основная мысль текста – хорош лес в зимнем уборе.
А теперь скажите, есть ли слова в нашем тексте с приставками, оканчивающимися на –з, -с?
Почему в одних словах приставка, оканчивается на –з, в других на –с?
Например, в словах распустила и разгреби.
Приведите свои примеры слов с приставками, оканчивающимися на –з, -с.
IX Рефлексия
- Понравился ли вам наш урок, ребята?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
X Выставление оценок
ХI Домашнее задание (слайд 15):
Повторить правило параграфа 59
Упражнение 438, 439
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Правописание приставок, оканчивающихся на З (С).
Урок на тему: "Правописание приставок на З(С)"...
Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные.
В данном материале представлены все четыре вида орфограмм, связанных с правописанием приставок. На примере урока показано, как надо подводить учащихся к решению проблемы выбора гласных после при...
Урок русского языка на тему: «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».
Урок изучения нового материала. Целевая аудитория: 5 класс. Данный урок проводился в рамках городского конкурса «Молодой педагог-2009». Урок проводился на незнакомом учителю классе. В рамках данного у...
Проверочная работа по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание приставок, оканчивающихся на з-с»
Проверочная работа по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание приставок, оканчивающихся на з-с»...
Конспект урока по русскому языку по теме: Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-». 6 класс
Цели:Познавательный аспект цели. Развитие умений, которые были сформированы ранееРазвивать умение работать с текстом:Определять тему текста;Определять стиль р...
Тест на приставки, оканчивающиеся на З и С.
Интерактивный тест,на приставки на З и С.в ковбойском оформлении....
Проверочная работа по темам "И и Ы после Ц" и "Приставки, оканчивающиеся на -з (-с)"
В данной проверочной работе представлен материал на проверку как теоретических знаний, так и практических....