Синтаксис и культура речи. Обобщающий урок русского языка в 11 классе.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
На первое место выходят уроки обобщающего характера, объединенные в блоки и имеющие практическую направленность. Немаловажную роль играют уроки, содержащие вопросы культуры речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_russkogo_yazyka_v_11.doc | 104.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 32.5 КБ |
prilozhenie_4.ppt | 789 КБ |
prilozhenie1.ppt | 370 КБ |
prilozhenie2.ppt | 529.5 КБ |
prilozhenie3.ppt | 372.5 КБ |
Предварительный просмотр:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современное образование на старшей ступени общеобразовательной школы призвано обеспечить качественную подготовку выпускников, способных легко ориентироваться в современном мире. Этому способствует и проведение ЕГЭ, являющегося формой объективной проверки и оценки знаний.
Тест ЕГЭ структурирован на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим на уроках русского языка в старших классах осуществляется дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Курс русского языка в 10-11 классах направлен на углубление и систематизацию ранее полученных знаний, дальнейшее развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации в различных сферах общения.
В связи с этим на I место выходят уроки обобщающего характера, объединенные в блоки и имеющие практическую направленность. Немаловажную роль играют уроки, содержащие вопросы культуры речи.
Вашему вниманию предлагается вариант обобщающего урока в 11 классе, иллюстрирующий материал для подготовки к ЕГЭ по разделу «Синтаксис и культура речи».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, в словосочетаниях или предложениях; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Виды грамматических ошибок: Ошибочное словообразование – ошибка в структуре слова: упрямость вместо упрямство , надсмехаться вместо насмехаться . 2. Ошибочное формообразование – ошибка при образовании формы слова той или иной части речи, к примеру: 1) при образовании форм имен существительных: картофельных очисток вместо очистков; 2) при образовании форм имён прилагательных: более светлее вместо более светлый. 3. Нарушение согласования . Согласованием называется такой способ подчинительной связи слов в словосочетании, когда зависимое слово употребляется в том же роде, числе, падеже, что и главное: молодая березка, наш друг. Чаще всего нарушение согласования происходит из-за невнимательности. Например: братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним(неверно выбран падеж причастия; правильно:… к друзьям, пригласившим….).
Виды грамматических ошибок: 4. Нарушение управления . Управлением называется такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без, к примеру: верить ( во что ?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками. В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки: 1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии(правильно: установить причины ); 2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность( правильно: характерная для них особенность); 3) неправильный выбор предлога: партнер в игре в теннис ( правильно: партнер по игре).
Виды грамматических ошибок: 5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Например: те, кто согласились с этим решением , об этом пожалели- вопросительные местоимения кто, что и отрицательные никто, ничто употребляются с глаголами в единственном числе: кто согласился. 6. Нарушение способа выражения сказуемого. Например: книги эти интересны и хорошо иллюстрированные – в качестве второго сказуемого следовало использовать краткую форму иллюстрированы. 7. Ошибки в построении предложения с однородными членами: 1) соединение в одном ряду видовых и родовых понятий : в вольере содержались обезьяны и шимпанзе; 2) соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами; 3) нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Россия( правильно: … Англии, Франции, России.)
Виды грамматических ошибок: 8. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом. При использовании деепричастного оборота следует помнить, что действие деепричастия и сказуемого должно относиться к одному и тому же лицу : Приехав в Москву, я отправился на Красную площадь. Правильно построенное предложение с деепричастным оборотом можно превратить в конструкции с однородными сказуемыми: Я приехал в Москву и отправился на Красную площадь . 9. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом чаще всего связаны с тем, что определяемое слово помещают в середину причастного оборота: Живущие родственники в Сибири гостили у нас. Определяемое слово должно находиться перед причастным оборотом или после него: Живущие в Сибири родственники… или … Родственники, живущие в Сибири… . 10. Ошибки при построении сложного предложения. Например: Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился. Придаточное определительное должно зависеть от другого слова в главном предложении: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.
Виды грамматических ошибок: Смешение прямой и косвенной речи. Например: Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю. При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица: Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает. 12. Нарушение границ предложения. Например: Когда сошёл лёд. Мы решили отправиться в путь. Фраза должна быть оформлена как сложноподчиненное предложение: Когда сошёл лёд, мы решили отправиться в путь.
Спасибо за внимание!
Список используемых источников: 1)А.Г. Нарушевич Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Москва, Просвещение,2009 2)А.Г. Нарушевич Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2007 3)Пушкин А.С.Стихотворения. Поэмы. Сказки. «Евгений Онегин», Москва, Олимп, 1998. 4) www.imageafter.com 5) www.1september . ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как определить тип придаточных? Нужно установить смысловые отношения между главным и придаточным предложениями при помощи вопроса.
Придаточные изъяснительные Связаны с глаголом со значением мысли, чувства, восприятия (ЗНАТЬ, ПОНИМАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ЛЮБИТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ И ТД.) Я знаю (ЧТО?) ЧТО ты скажешь. КТО приходил. КАК это сделать. КАКОЙ сегодня день. КОГДА он вернётся. ГДЕ он живёт. ПОЧЁМУ ты молчишь. ЗАЧЕМ он приходил.
Придаточные определительные Относятся к существительному или местоимению, могут быть связаны с главным предложением с помощью союзных слов. Мы вошли в ту комнату (КАКУЮ?) КОТОРАЯ была ярко освещена. ЧТО находилась справа. КУДА нас пригласила хозяйка. ОТКУДА доносились голоса. ГДЕ были сложены вещи.
Придаточные обстоятельственные. РАЗЛИЧАТЬ ! ПРИДАТОЧНЫЕ СЛЕДСТВИЯ ( ТАК ЧТО) ПРИДАТОЧНЫЕ СТЕПЕНИ ( ЧТО) Было очень темно, так что приходилось нащупывать дорогу. Было так темно, что приходилось нащупывать дорогу. Выражает степень при помощи указания на следствие.
Придаточные обстоятельства РАЗЛИЧАТЬ ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРИДАТОЧНЫЕ ЦЕЛИ Мы остановились (С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?), ЧТОБЫ набрать воды. Мы остановились (ПОЧЕМУ?), ПОТОМУ ЧТО нужно было набрать воды.
Обратить внимание Придаточные присоединительные Обозначают добавочные сведения, замечания к тому, о чём говорится в главном предложении; 2) конкретный вопрос поставить невозможно; 3)относятся ко всему главному предложению; 4) Присоединяются союзными словами ЧТО,ЧЕМ, О ЧЕМ, ОТТОГО, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ И ДР. Пала роса, что обещало хорошую погоду.
Список используемых источников: 1)А.Г. Нарушевич Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Москва, Просвещение,2009 2)А.Г. Нарушевич Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2007 3)Пушкин А.С.Стихотворения. Поэмы. Сказки. «Евгений Онегин», Москва, Олимп, 1998. 4) www.imageafter.com 5) www.1september . ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Обучение культуре речи на уроках русского языка"
Методическая разработка на тему: «Обучение культуре речи на уроках русского языка» имеет теоретический характер и практическую направленность. Цель данной работы: способствовать формированию...
обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"
Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...
Формирование навыков культуры речи на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать...
Работа по развитию речи на уроках русского языка (6 класс)
В учебниках русского языка заданий, направленных на подготовку детей к экзаменам, практически нет. Требования новые, а учебники старые.Самое сложное – это усвоение детьми речевых знаний. Уроков развит...
Презентация "Обучение культуре речи на уроках русского языка"
Методическая разработка на тему: «Обучение культуре речи на уроках русского языка» имеет теоретический характер и практическую направленность. Цель данной работы: способствовать формированию у школьни...
Презентация "Работа по культуре речи на уроках русского языка"
Лекционный материал на тему6 "Работа по культуре речи на уроках русского языка"...