Урок - морское путешествие по теме «Имя прилагательное».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Конахина Ольга Александровна

Урок-порение в 6 классе.

Я слово ищу необычное, звучное, самое лучшее,
Короткое, Особое, сильное, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его… прилагательное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конахина О. А.

Урок - морское путешествие

по теме «Имя прилагательное». 6 класс.

Задачи урока:

В игровой форме повторить и обобщить знания обучающихся, полученные в результате изучения темы «Имя прилагательное».

Цели урока: 
Образовательные
 обобщить, систематизировать и проверить знания, умения и навыки по теме “Имя прилагательное”; 

Развивающие
развивать навыки устной и письменной речи, образное мышление, память, внимание, творческое мышление, навыки работы с тестами;

Воспитательные
воспитывать любовь к родному языку; интерес к чтению, взаимовыручку, дружбу; создать условия для проявления творческих способностей учащихся, самостоятельность и активность на уроке.

Тип урока: урок повторения.

Оборудование: компьютер, карточки, презентация.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Слово учителя: 

 - Сегодня у нас необычный урок– морское путешествие в страну «Прилагательное». Отправляясь в путешествие, мы с вами должны поставить цель: увидеть все особенности имени прилагательного, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках.

   Мы с вами построим корабль из ваших прочных знаний и отправимся покорять неизведанное.

   Запишите в тетрадь (она же - судовой журнал) дату отправления, место (классная работа).

   Любой корабль начинают строить с судна - лодки, которая является основанием.

   У нас получится большая лодка с кормой, трюмом, палубой, каютами, рубкой.

2. Урок – морское путешествие.   

Разминка:

Ученик отвечает на вопрос. Если ответ верный учение получает жетон, если нет, то на помощь идёт другой ученик. Вопросы:

1.    Что такое прилагательное?

2.    На какие вопросы отвечает?

3.    Что оно означает?

4.    С какой частью речи связано?

5.    Как изменяется?

    Теперь закрепим на борту корабля его название (название корабля в

пропущенных буквах): Матрос_кий, со_нце, к_питанский, ло_ний, к_юта

СЛАВА

   Осталось поднять паруса. (Каждая группа получает карточку с

заданием: вставить окончания прилагательных, определить падеж).

В морозн... воздухе, январск ... днем, зимн ... вечером, погож ... утром, рыж... белку, соснов... бором, чист... полем , в темн... лесу, кудряв ... березой, на мохнат ... ели, душист... черемухой, жгуч… морозом.

Поэтическая минутка.

Стихотворение “Веселые рифмы”

Очень занимательное -
Имя Прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получиться?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы “прекрасное”,
Не скажем “безобразное”,
Не скажем маме “милая,
Красивая, любимая”,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.
Чтобы все отличным стало
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.

Мы отправляемся в плавание к неизвестному острову сокровищ. Разные испытания придётся нам пройти: коралловые рифы, остров безмолвия, штормовой центр и многое другое.

Внимание! Пробоины! Карточки «Морской бой».

Выберите правильное написание прилагательных (Н или НН).

№ стр.

Прилагательное

Н

НН

1

Ледя…ой

в

г

1

Лу…ый

ж

е

2

Орли…ый

б

а

2

Ветре…ный

ж

з

3

Глиня…ый

ж

д

3

Кожа…ый

б

г

4

Журавли…ый

в

б

4

Со…ый

г

е

5

Стари…ый

в

г

5

Травя…ой

д

б

6

Соломе..ый

б

в

6

Тума..ый

з

е

а

б

в

г

д

е

ж

з

1

+

+

2

+

+

3

+

+

4

+

+

5

+

+

6

+

+

Держим курс на остров безмолвия. Здесь тихо-тихо, давайте и мы попробуем тихо, не произнося ни слова, показать жестами слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.

1 неряшливый                    6 ненастный

2 небрежный                      7 неуклюжий

3 невнимательный             8 ничуть не трудный

4 нелживый                        9 не красивый, а безобразный

5 вовсе не интересный      10 неласковый

 Музыкальная физкультминутка.

   Внимание! На нас надвигается шторм! Чтобы выдержать его, нужно

выполнить следующее задание: 

Задание по группам: 1 группа выписывает качественные прилагательные, 2 - относительные, 3- притяжательные.

Каменный, морской, осенний, отцов, волчий, темный, близкий, красивый, папин, летний, высокий, любимый,  бабушкин, деревянный, лисий.

    1                          2             3

Тёмный          Каменный    Отцов

высокий         морской       волчий

красивый       осенний        папин

любимый       летний          бабушкин

близкий        деревянный   лисий.

Держим курс на неизвестный остров.

Но что это за бортом? Бутылка. А в ней послание. Некоторые слова размыло водой. Понятен ли текст? Интересен ли он? Каких слов не хватает?

Задание: Подберите подходящие прилагательные. Постарайтесь восстановить текст ближе к авторскому.

   Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее более образной и привлекательной.

Мои мама и папа!

    Я живу хорошо. У меня есть свой дом. Он ____________. А ещё у нас ____________печка есть. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, _______________ мои мама и папа, у меня была _________________жизнь, полная лишений и выгоняний.

     А на днях я линять начал. _______________ шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато _____________ шерсть растёт - ___________, __________! Просто каракуль!

     _____________ папа и мама, вы меня теперь не узнаете, хвост у меня крючком, уши торчком, нос _________________, и лохматость повысилась.

     До свидания. Ваш сын – дядя Шарик.

Неизвестный остров. Высаживаемся на берег. Перед нами крепость, разрушенная от времени, а вот и задание-тест.

Тест.

1.        Имя прилагательное - часть речи, которая:

а)        в предложении бывает определением;

б)        обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?  чей?;

в)        отвечает на вопрос чей?

2.        Имена прилагательные изменяются;

а)        по лицам и числам;

б)        по родам (в единственном числе), числам, падежам;

в)        по числам и падежам.

3.        Имена прилагательные в предложении бывают

а)        дополнениями, обстоятельствами;

б)        подлежащими и сказуемыми;

в)        определениями и сказуемыми.

4. В окончаниях имен прилагательных после шипящих пишется буква о:

  а) под ударением

б) без ударения.

5. В окончаниях имен прилагательных после шипящих пишется буква е:

а)        под ударением;

б)        без ударения.

6.        Краткие прилагательные изменяются:

а)        по числам, падежам, родам;

б)        по числам, родам (в единственном числе);

в)        по родам и падежам.

7.        У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце:

а)        пишется;

б)        не пишется.

Рефлексия.

- Ребята, вы молодцы! Хорошо поработали. Посмотрите на картинки и выберите себе ту, которая соответствует вашему настроению, а я покажу вам своё (слайд моё настроение).

   Я хочу прочитать вам похвальное слово прилагательному:

- Я слово ищу необычное, звучное, самое лучшее,
Короткое, Особое, сильное, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его… прилагательное.

- Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Л. Л. Шкарова

3. Подведение итогов урока.

1) Чем мы занимались на уроке?

Выполнили поставленные задачи?

2) Оценки учащимся за работу на уроке

3) Мне хочется пожелать вам любить свой родной язык, понимать язык тех людей, которые живут с вами рядом. И я думаю, что грамотное употребление разных частей речи поможет вам в этом.

 Спасибо за работу на уроке!

Домашнее задание:

Подготовиться к контрольной работе по теме «Имя прилагательное».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Урок-морское путешествие по теме :" Имя прилагательное"

Урок-повторение в занимательной фоме позволит обобщить знания по теме: " Имя прилагательное"...

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Урок - морское путешествие. "Повторение по теме "Имя прилагательное"

В игровой форме повторение и обобщение знаний обучающихся, полученных в результате изучения темы «Имя прилагательное»....

Урок русского языка по теме «Имя прилагательное» в форме морского путешествия

Урок русского языка  для учащихся 6 класса позволяет в  игровой форме повторить и обобщить знания, полученные  при изучении темы «Имя прилагательное»; совершенствовать  навык...

Русский язык. 6 класс. Лингвистическая игра "Морской бой" по теме "Разряды прилагательных"

Лингвистическая игра "Морской бой" поможет закрепить знания по теме "Разряды прилагательных". Учащиеся должны будут не только найти определенный разряд, но и получить в итоге прави...

Открытый урок русского языка в 6 классе "Путешествие по зимнему лесу" (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»).

Открытый урок русского языка в 6 классе Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)Тип: урок обобщающего повторенияЦели: Обучающая &nd...