Урок по теме "Вопросительные предложения"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Мамяшева Альбина Феликсовна

Конспект урока по теме "Вопроситеоьные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_voprositelnye_predlozheniya.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Знак, полный загадок».

Цели урока:

  1. Образовательная: повторение и углубление знаний о вопросительных предложениях; знакомство со смысловыми группами вопросов.
  2. Развивающая: развитие творческой, речевой и мыслительной активности.
  3. Воспитательная: формирование коммуникативных качеств личности.

Задачи урока:

  1. отработать навыки построения и интонационно правильного произнесения вопросительных предложений;
  2. закрепить умение ставить знаки препинания в конце вопросительных предложений.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Формулирование темы и цели урока с попутным повторение ранее изученного

Учитель. Сегодня на уроке мы будем изучать знак, полный загадок.  Расскажу историю, произошедшую очень давно. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак. Как вы думаете, какой это был знак, полный загадок?

Ученики высказывают предположения.

Учитель. Да, это был знак: «?». А о том, что ответил издатель, я расскажу на следующем уроке. Как вы думаете, что означал «?»?

Ученик. Писатель  хотел спросить издателя: « Как роман? Понравился? Можно издать?»

Учитель. Какие предложения по цели высказывания  заменил вопросительный знак?

Ученик. Вопросительные.

Учитель. Итак, какую тему будем изучать сегодня на уроке?

Ученик. Вопросительные предложения.

Учитель. Какова будет цель урока?

Ученики пытаются сформулировать цель урока.

Учитель. Цель урока такова: повторение и углубление знаний о вопросительных предложениях; знакомство со смысловыми группами вопросов.

Какие виды предложений по цели высказывания вам известны?

Ученик. Повествовательные, вопросительные, побудительные.

Учитель. Какие предложения называются повествовательными (побудительными, вопросительными)?

Ученики дают ответы на поставленные вопросы.

III. Словарно-орфографическая работа с записью слова «вопросительный» в словарь-справочник  

Учитель. Каково лексическое значение слова «вопросительный»?

Ученики дают ответ на вопрос.

Учитель. Какая часть слова помогает определить лексическое значение слова «вопросительный»?

Ученик. Корень «вопрос».  

Учитель. Проверим себя, прочитаем толкование слова «вопросительный» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова.

Ученик. Вопросительный, -ая, -ое. 1. Выражающий вопрос (в 1 знач.), недоумение. В. взгляд. 2. В грамматике: обозначающий вопрос (в 1 знач.). Вопросительное местоимение. В. знак (?).

Записать слово ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ, выделить в нем корень.

IV. Постановка проблемы

Учитель. «Что такое вопросительный знак? - пошутил однажды поэт Михаил Светлов. - Это состарившийся восклицательный!»

Согласны ли вы с Михаилом Светловым? Почему?

Ученик. Вопросительный знак молод, хотя и существует столько же, сколько существует человечество.

Люди постоянно задают друг другу и себе множество вопросов. Это неудивительно: вопросы - двигатель человеческого познания. Человеку присуща потребность открывать, узнавать и объяснять непонятные для него свойства и явления окружающего мира.

V. Изучение нового материала и его закрепление

Учитель. Попробуем доказать или опровергнуть это на уроке.

С какой интонацией произносятся вопросительные предложения?

Ученик. С вопросительной.

Учитель. Понаблюдаем над интонацией вопросительных предложений (упр. 238).

Как произносятся такие предложения?

Ученик. Интонация резко повышается на слове,  в котором заключается вопрос, мы выделяем это слово. ИТОГ. КАК ПРОИЗНОСЯТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?

Учитель. Все множество вопросов можно разделить по смыслу на группы. На какие?

Ученики высказывают предположения.

Учитель. А сейчас  я предлагаю  проанализировать строки из произведений русских поэтов и выделить группы вопросительных предложений. Свои наблюдения мы оформим в таблицу, которая поможет нам не путаться в многообразии вопросов. ДАТЬ ФОРМУ ТАБЛИЦЫ

Что хочет узнать герой поэмы А.С. Пушкина «Полтава»?

Кто при звездах и при луне

Так поздно едет на коне? (А. С. Пушкин.)

Ученик. Спрашивающий хочет, чтобы ему назвали того, кто «так поздно едет на коне».

Учитель. Первая группа - это собственно вопросительные предложения,  которые задают, когда хотят что-то узнать. ИТОГ. КАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАЗЫВАЮТ СОБСТВЕННО ВОПРОСИТЕЛЬНЫМИ?

А какой ответ хочет получить от Стрекозы Муравей в басне И. А. Крылова «Стрекоза  и Муравей»?

Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето? (И. А. Крылов.)

Ученик. Да или нет.

Учитель. Вторая группа - это вопросы, на которые дают утвердительный или отрицательный ответ. ИТОГ. КАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЫ ВКЛЮЧИЛИ ВО ВТОРУЮ ГРУППУ?

Что хочет узнать один из героев поэмы А.Т. Твардовского?

Видят – маленькая точка

Показалась вдалеке:

То ли чурка, то ли бочка

Проплывает по реке? (А. Т. Твардовский.)

Ученик. Он хочет, чтобы уточнили, что плывёт по реке: чурка или бочка.

Учитель. Третья группа вопросов требует ответа на выбор: спрашивающий называет два предмета (или больше), а отвечающий должен выбрать что-то одно. Такие вопросы называются альтернативными.  ИТОГ.

Надо ли отвечать на вопрос, заданный героем в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»?

О Волга, колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я? (Н. А. Некрасов.)

Ученик. Нет, потому что понятно, что так, как герой, Волгу никто не любил.

Учитель. Четвертая группа - это вопросы, на которые не ожидают ответа. Человек задает их, словно размышляя сам с собой. Как называются такие вопросы?

 Ученик. Риторические. ИТОГ  

Учитель. На какие группы можно разделить вопросительные предложения? Общий итог

Учитель. Самые разнообразные вопросы могут встретиться в художественном тексте. Нередко вопросительные предложения включают специальные вопросительные слова. Люди, которые научились читать сигналы языка так же внимательно, как охотник читает следы зверей и птиц, при встрече с таким сигналом сразу предугадывают вопросительный характер предложения. О словах, которые помогают спрашивать, рассказано в стихотворении С. Маршака. (Чтение стихотворения, упр. 235)  

   Назовите эти слова.

Ученик. Кто, что, где, как, почему.

Учитель. А почему важно знать эти слова?

Ученик. Эти слова предупреждают о вопросе.

Учитель. На самом деле этих слов не шесть, а гораздо больше. Постарайтесь их вспомнить. В случае затруднения воспользуйтесь подсказкой- стихотворением. Попробуйте с их помощью задать друг другу вопросы по текстам, которые лежат у вас на партах. РАБОТА ПО ВАРИАНТАМ

С вопросами вы справились

Выполнение упр. 236.

Учитель. Какие виды вопросов встретились в этом упражнении? С каким новым вопросительным словом мы познакомились?  

Ученик. Разве.

Учитель. Что выражает это слово?

Ученик. И вопрос, и удивление.

Учитель. Подберите синоним к этому слову.

Ученик. Неужели?

Учитель. Могут ли вопросительные предложения строиться без вопросительных слов?

 А как же понять, что они вопросительные? Давайте внимательно поглядим на слайд. Перед нами два предложения, одинаковых на первый взгляд.

Ученик. Их узнают по смыслу и интонации.

Учитель. Приведите примеры таких предложений.

Ученики приводят примеры.

Учитель. Что помогает нам отличить вопросительные предложения?

Ученик. Вопросительные слова и вопросительная интонация.

Учитель. А если в предложении вопросительные слова отсутствуют? Что помогло нам правильно выделить нужные для ответа слова?

Ученик. Вопросительная интонация и повышение тона на главном слове.

Учитель.  А теперь проверим, как хорошо вы умеете задавать нужный вопрос. Ваша задача- выписать то слово, на которое падает логическое ударение, то, которое мы должны при чтении выделить голосом. ПРОВЕРИТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ. Повторить еще раз признаки вопросительных предложений, группы.

Какие вы молодцы. А теперь последнее испытание. Вам нужно записать числа от 1 до 10 и   вопросительные предложения отметить знаком «+»

  1. Это сам главнокомандующий был?
  2. Принесите мне напиться!

Попрошу поторопиться!

  1. Мой сад с каждым днем увядает.
  2. Интересен мой рассказ?
  3. Разве плохо слону на рассвете вставать

И из хобота двор поливать?

  1. Приходите, генералы,

В воскресенье в зоопарк!

  1. Сколько звезд на небесах,

А веснушек на носах?

  1. Он пришел?
  2. Эй, братец, загораешь?
  3. Мороз разрумянил щеки.

Ключ 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

           -  -    -  +   +   -   +  +   +  -          

Подведем итоги урока.

Что нового мы мы узнали на уроке?

Какие предложения называются я вопросительными?

На какие группы делятся  вопросительные предложения?

Как отличить от повествовательных вопросительные предложения, не имеющие вопросительных слов?

Чему мы научились?

VII. Домашнее задание: Придумать три вопросительных предложения. Тему выберите сами. Приготовьтесь к тому, чтобы со своими предложениями участвовать в викторине.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.

Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....

Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Презентация к уроку "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум"

Данная презентация предназначена для работы на уроке в 9 классе по теме "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум". Работа со...

Презентация- сопровождение к уроку " Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения "

Презентация сопровождение к уроку русского языка в 9 классе в соответствии с ФГОС ООО...

Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина

Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"...