Урок русского языка в 5 классе по теме : "Имя существительное".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Полицеймако Елена Ивановна

Данный урок включает в себя многообразные формы работы по теме : "Имя существительное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_uroku.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Урок русского языка в 6 классе

                                              Тема урока: ГЛАГОЛ.

Тип урока: систематизация полученных знаний по теме «Глагол»

Технология урока: игровая.

 Организация работы:

В глаголе струится самая алая кровь языка.

Да ведь и назначение глагола – выражать само действие».

(А. Югов)

Цели урока: 1. Посредством различных языковых игр повторить и обобщить изученное о глаголе.

2. Определить уровень знаний учащихся по теме «Глагол».

3. Развить интерес к урокам русского языка, используя игровую технологию.

Ход урока:

I.Мотивация урока.

        Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: сегодня мы играем, представляете, ничего не делаем, только играем, соревнуемся. У нас образовалось две команды и не просто команды, а экипажи космических кораблей, ведь сегодняшняя игра составлена по вашим маршрутам на другие планеты галактики, о которых вы рассказали мне в своих сочинениях «В поисках приключений».

В одном из ваших сочинений я прочитала: »Люблю смотреть на ночное небо. Какое оно красивое! Мигает разноцветными огнями далеких звезд и манит в пучину огромной вселенной».

 Скажите, как вы решили назвать свои корабли?(Ребята сообщают названия космических кораблей и фамилии их капитанов).  Следить за вашим соревнованием будут учителя.  Ну что, в путь?

 На протяжении ряда уроков мы с вами изучали удивительную часть речи. Что это за часть речи?

Уч-ся: Глагол.

Да, действительно, это глагол.

Сформулируйте цель урока.

 Давайте наградим наш глагол эпитетами и придумаем тему урока.(Учащиеся называют эпитеты: огнепышущая, живая, работящая, говорящая, действующая)

Итак, тема сегодняшнего урока:»Самая живая часть речи»

  Её мы разбирали на нескольких занятиях. В ходе сегодняшнего урока мы должны будем, применяя различные языковые игры, вспомнить всё, что знаем о данной части речи. Для того, чтобы всё это проделать, вы должны  очень внимательно слушать меня и своих одноклассников, а также выполнять разного рода задания.

II. »Сеанс одновременной игры»

«Ключ на старт»!  Для того чтобы привести двигатели космических кораблей в движение, капитаны должны пройти своеобразный допуск – «Сеанс одновременной игры.

         

III. Роль глаголов в речи (устная работа со стихотворением А. С. Пушкина «Зимний вечер»).

Мы на планете Фультор.

Яйцеголовые, все на одно лицо, инопланетяне, оказывается, знают нашего Пушкина и они спрашивают  нас:

        При помощи чего А. С. Пушкин описывает вьюгу и из какого произведения взяты эти строки? (Из «Зимнего вечера»).

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко, застучит.

   Глаголы позволяют и писателям, и обычным людям высказывать свои мысли, передавать чувства, рассказывать о чём-либо.

          4.  Перепутаница.(повторение спряжения)

И вот мы на планете Ялмаз. Прежде, чем мы выполним очередное задание жителей этой планеты, нам нужно проложить маршрут дальше. Помогут нам сделать это наши штурманы. (Два штурмана за компьютером работают по «Фразе», два - за выполнением специального задания на листочках – синтаксический анализ предложения, определение видов подчинительной связи в словосочетаниях).

   На планете Ялмаз странные существа, которые выглядят необычно: вроде бы люди, но прозрачные, будто из стекла, ждали прилета землян: им необходима помощм, они никак не могут соотнести существительные из первой колонки с глаголами из правой, да тут к тому же еще надо вставить безударную гласную в окончание. Поможем ялмезинцам!

1 команда: Соотнесите существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставьте глаголы в неопределённую форму, не меняя вид, и определите их спряжение. Что поможет вам правильно это сделать?

Собака                                 хрюка…т

Волк                                    бле…т

Овца                                    ла…т

Свинья                                гогоч...т

Гусь                                     кудахч…т

Кузнечик                            мяука…т

Кошка                                стрекоч…т

Курица                               во…т

2 команда: Соотнесите существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставьте глаголы в неопределённую форму, не меняя вид, и определите их спряжение. Что поможет вам правильно это сделать?

Ножницами                       пил…т

Молотком                         лов…т рыбу

Пилой                                выдёргива…т гвозди

Клещами                          реж…т

Зубной щёткой               забива…т гвозди

Бритвой                          мер..т температуру

Удочкой                           чист…т зубы

Градусником                  бре…т

Давайте с вами вспомним, какие глаголы относятся ко 2 спр., а какие – к 1спр.

(С последующей проверкой)

5. Давайте проверим работу штурманов.

Они справились со своим заданием, и мы отправляемся на планету Мэгуа, крохотную, отдаленную планету, которая очень мало излучает света и совсем не греет. Но что это? Барахлит левый двигатель, а навстречу нам несется огромный остеройд. Столкновения удастся избежать, если справимся с ремонтом.

 Игра «Ремонт»

 Я читаю список слов. Когда называется глагол, вам нужно хлопнуть в ладоши. Побеждает та команда, которая не  сделала ни одной ошибки. Итак, приготовились!

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок. (Что это за время?)

6. Образование видовых пар.

Мэгуанцы приветливо встречают землян. Крылья их похожи на треугольные крылья птерозавров, которые населяли Землю в доисторические времена.

Они спрашивают нас: умеем ли мы образовывать видовые пары?

Задание:   образовать видовые пары глаголов

1 команда                                                               2 команда

Позавтракать-                                                     Встречать-

Перезвонить -                                                       Лежать-

Нарисовать-                                                         Мыть-

Расчертить-                                                        Готовить

Избежать-                                                          Фотографировать-

7.Игра «Фишки»  Определение переходности глагола.

Нестерпимо жаркая планета Амфибиус с необыкновенно желтым небом. У амфибиусовцев все большое то, что у нас на Земле  маленькое. Цитирую одно из сочинений: »Я брал на руки слона, катался на муравьях, и здесь моя шея стала длиннее, чем у жирафа». На этой странной планете нам предлагают определить переходность глаголов.

Продумать                                            Поехать

Причесываться                                     Любить

Ложиться                                              Приходить

Курить                                                   Расчесывать

Распилить                                             Зайти

8.Игра «Третий лишний»

 На следующей планете, Филамеде, растут цветы огромных размеров, а деревья здесь совсем крохотные и разноцветные. Здесь мы сразу попадаем в заросли, из которых выберемся, если решим головоломку «Третий Лишний».

9. В гостях хорошо, а дома лучше. Не знаю, как вы, а я соскучилась по Земле .

Чтобы вернуться на Землю, преодолев гравитацию и притяжение, нужно справиться с тестом.

Тест

1. Какое время глагола лишнее?

А  прошедшее    Б  наступившее     Н будущее      Г  настоящее

2. У глагола можно определить…

А падеж   Б  склонение    В  наклонение     Г  преклонение

3. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос…

А  что буду делать?   Б  что делаю?   В  что делал?   Г  что сделал?

4. Начальной формой глагола считается….

А форма прошедшего времени      Б  форма настоящего времени

В инфинитив                                   Г форма будущего времени

5. Сколько спряжений у глагола? А 1      Б 2      В 3      Г 4

6. Сколько лиц у глагола? А 1      Б 2       В 3       Г 4

И вот мы на Земле! С благополучным возвращением! Давайте подведем итоги.



Предварительный просмотр:

                                       Урок русского языка в 5 классе

                                              Тема урока : СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Тип урока: систематизация полученных знаний по теме «Существительное»

Технология урока: игровая.

 Организация работы:

Цели урока: 1. Посредством различных языковых игр повторить и обобщить изученное о существительном.

2. Определить уровень знаний учащихся по теме «Существительное».

3. Развить интерес к урокам русского языка, используя игровую технологию.

Ход урока:

I.Мотивация урока.

        Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: сегодня мы играем, представляете, ничего не делаем, только играем, соревнуемся. У нас образовалось две команды и не просто команды, а экипажи космических кораблей (Итак 1 команда-1 вариант, 2 команда-2 вариант), ведь сегодняшняя игра составлена по вашим маршрутам на другие планеты галактики, о которых вы рассказали мне в своих сочинениях «В поисках приключений».

В одном из ваших сочинений я прочитала: «Люблю смотреть на ночное небо. Какое оно красивое! Мигает разноцветными огнями далеких звезд и манит в пучину огромной вселенной».

 -  Скажите, как вы решили назвать свои корабли?(Ребята сообщают названия космических кораблей и фамилии их капитанов).  Следить за вашим соревнованием будут учителя.  Ну что, в путь?

 - Допуском к стартовой площадке вам правильно отгаданная загадка:

Всё, что существует, оно обозначает,

На вопросы кто?что? верно отвечает,

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

 Уч-ся: Существительное.

Да, действительно, это существительное.

Сформулируйте цель урока.

- Как вы считаете, что мы должны сегодня с вами вспомнить, повторить, чтобы наш полет к планете «Имя существительное» состоялся?

- Будьте внимательны, чтобы не сбиться с пути и не затеряться в космическом пространстве. В ходе сегодняшнего урока мы должны будем, применяя различные языковые игры, вспомнить всё, что знаем о данной части речи. Для того, чтобы всё это проделать, вы должны  очень внимательно слушать меня и своих одноклассников, а также выполнять разного рода задания.

II. «Сеанс одновременной игры»

«Ключ на старт»!  Для того чтобы привести двигатели космических кораблей в движение, капитаны должны пройти своеобразный допуск – «Сеанс одновременной игры. Выясним все характеристики нашей планеты «Имя Существительное».

Капитан команды «Первооткрыватели» и капитан команды «Искатели»для вас вопросы.(Презентация)

Оба капитана справились с заданием молодцы!!!в путь!!!

         Итак

Мы на планете Фультор.

Яйцеголовые, все на одно лицо, инопланетяне, оказывается, знают нашего Афанасия Фета и они спрашивают  нас:

        - При помощи чего А. Фет описывает красоту наступившего вечера?

Предлагается прослушать несколько строк из стихотворения А. Фета.

                       Шепот, робкое дыханье,

                       Трели соловья.

                       Серебро и колыханье

                       Сонного ручья.

                       Свет ночной. Ночные тени,

                       Тени без конца.

                        Ряд волшебных изменений

                        Милого лица.

Итак,при помощи чего Фет описывает красоту наступившего вечера?

  - Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л. Толстой так писал об этом стихотворении: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина».

 - Из 22 слов стихотворения - 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

Я давала задания командам найти  отрывки из стихотворений,которое было из одних существительных.

 1. Вечер. Поле.

Огоньки.

Дальняя дорога.

 (В. М а я к о в с к и й.)

Какая картина  «нарисована» ,в данном отрывке?

 2. Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

 И потемневшие поляны, И низкий серый свод небес. (С. А к с а к о в.)

Итак,ребята,кто может сделать вывод?

 Делается вывод о том, что с помощью существительных можно

«нарисовать» картину природы, портрет и т. д.

          4.  Перепутаница.

И вот мы на планете Ялмаз. Прежде, чем мы выполним очередное задание жителей этой планеты, нам нужно проложить маршрут дальше. Помогут нам сделать это наши штурманы. (Два штурмана за компьютером работают по «Фразе».)

Известно, что космоплавателями могут быть только те, кто может решать поставленные в полёте задачи. Итак, испытаем ваши умения.

Перед вами на столах лежат листочки со стихотворением.Прочтите .

Почему стихотворение вызвало улыбку?(несклоняемые имена существительные,не изменяются по падежам и числам)

Ваша задача выписать несклоняемыми существительными,но уже употребив их правильно.

 

Как - то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит-бродит по шоссу

Носит в сумке шимпанзу.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсию,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино.

Жаль, закончилось оно.

В гардероб пора бежать —

Будут польта выдавать.

Какие слова называются несклоняемыми?

   На планете Ялмаз странные существа, которые выглядят необычно: вроде бы люди, но прозрачные, будто из стекла, ждали прилета землян: им необходима помощь,они никак не могут выполнить задание. Поможем ялмезинцам!

У вас на столах лежат задания,которые вы должны выполнить.

Прочитайте задание. Ребята,а что вам поможет справиться с этим заданием?

Запишите имена собственные, нарицательные, раскрывая скобки.

(З,з)евс, (Р,р) усалка, ( С,с )обака, (П,п) ушкин, (В,в) ишня, (М,м) ария, (Л,л)ондон, (Б,б)ельгия, (О,О)зеро, (Д,д)он, (У,у)лица, (С,с)имонова.

Взаимопроверка.Ребята,поменяйтесь тетрадями,итак,проверим.(слайд)

Ребята, кто допустил ошибки?

-А почему одни существительные написаны с большой буквы, а другие с маленькой?

(Вспоминают понятия «нарицательное» и «собственное» имя существительное)

-Кто может вспомнить, какие существительные называются одушевлёнными? Неодушевлёнными?

5. Давайте проверим работу штурманов.

Они справились со своим заданием, и мы отправляемся на планету Мэгуа, крохотную, отдаленную планету, которая очень мало излучает света и совсем не греет. Но что это? Барахлит левый двигатель, а навстречу нам несется огромный астероид. Столкновения удастся избежать, если справимся с ремонтом.

 Игра «Ремонт»

 Я читаю список слов. Когда называется существительное, вам нужно хлопнуть в ладоши. Побеждает та команда, которая не  сделала ни одной ошибки. Итак, приготовились!

Уважаемое существительное  при ремонте использовало :краску, кисть, подметало грязный пол, зашивало одеяло, поливало комнатные  цветы, , ведро, повредило руку,устало, выпило сок, вылепило плитку, забило гвоздик и устало.

Мэгуанцы  приветливо встречают землян. Крылья их похожи на треугольные крылья птерозавров, которые населяли Землю в доисторические времена.

Они спрашивают нас: А что мы знаем о склонении существительых?

А какие местоимения могут помочь определить род?

Нестерпимо жаркая планета Амфибиус с необыкновенно желтым небом. У амфибиусовцев все большое то, что у нас на Земле  маленькое. Цитирую одно из сочинений:  «Я брал на руки слона, катался на муравьях, и здесь моя шея стала длиннее, чем у жирафа». На этой странной планете нам предлагают распределить слова в три столбика, вставить пропущенные буквы ,определить род существительных.(задание на  столах)

З.мля,  меч., об.ём, ноч., ч.до, мыш., в.сна, параш. т, кирпич ,мяч, каша, шалаш…, много туч… ,грач…, доч…, печ…, врач…, около дач…, нож…, калач…, помощ…, рож.., ландыш…, вещ…   .

Итак, ребята,как же определить склонение у имён существительных?

На нашем пути очередное препятствие.

Игра «Фишки»Ребята,жители планеты предлагают нам с ними поиграть в игру фишки,но для этого мы должны ответить им на вопрос :расскажите о правописании о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

(на о,ё)

Для дочер…,  на сидень…, при  варк…, по ветк.., по армии…, в дорог…, в коридор.., из-за книг….

По алле…, об аварии…, около пустын…, для матер…,  в холодильник…, в пустын…,  о геро…., в имен…., об имен…, для Сон…, к пап….

8.Игра «          »

 На следующей планете, Филамеде, растут цветы огромных размеров, а деревья здесь совсем крохотные и разноцветные. Здесь мы сразу попадаем в заросли, из которых выберемся, если выполним следующее задание.

Ребята,чтобы выполнить задание мы должны вспомнить о правописании гласных в падежных окнчаниях существительных в единственном числе.

По одному человеку из команды (выбирает слова с гласной е,2 с гласной и

Для дочер…,  на сидень…, при  варк…, по ветк.., по армии…, в дорог…, в коридор.., из-за книг….

По алле…, об аварии…, около пустын…, для матер…,  в холодильник…, в пустын…,  о геро…., в имен…., об имен…, для Сон…, к пап….

А вы ,ребята,тоже выписываете слова 1 команда слова с е, вторая с гласной и.

Проверяем,кто не согласен?

Итак,что же надо знать,чтобы не ошибиться в написании гласных е и и???

9. В гостях хорошо, а дома лучше. Не знаю, как вы, а я соскучилась по Земле .

Чтобы вернуться на Землю, преодолев гравитацию и притяжение, нужно справиться с тестом.

                         ТЕСТ   ПО  ТЕМЕ « ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

1.Имя существительное  обозначает :

         действие предмета   О

         признак предмета     О

         предмет                     О

2.Какое из данных слов  имя существительное :

         зелень        О

         зелёный        О

         зеленеть         О

3.В предложении имя существительное бывает:

       подлежащим                       О

       сказуемым и определением            О

       обстоятельством и дополнением   О

4.Сколько падежей у имени существительного:

             7        О

             6        О

             5        О

5.Найди постоянные признаки имени существительного:

           род        О

           число        О

           падеж        О

           склонение        О

6. Указать имя существительное в винительном падеже:

        играть на улице        О

        успокоить малыша        О

        работал в доме        О

        поднимал кирпич        О

 

И вот мы на Земле! С благополучным возвращением! Давайте подведем итоги.

Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Семья)

Из какой буквы надо выкинуть А, чтобы получилось название жилища? (ИзБА)

Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного?  (ЗаЯЦ)

В каком существительном есть три одинаковые гласные буквы, стоящие рядом? (змееед)

Какую фразу можно найти в алфавите? (Где ёж?)

Как мышеловку записать пятью буквами? (Кошка)

В названии какой птицы надо изменить первую букву, чтобы получился доктор? (Грач-врач).

Ребята, слова какой части речи мы записали?

Домашнее задание упр 561


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"

Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное  Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...