Урок русского языка в 5-м классе "Секреты города Словотворска"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему

Цельурока: научить отличать однокоренные слова и форму слова, сформировать умение подбирать слова  с учетом значения слова. Содержание заданий способствует воспитанию чувства патриотизма к Родине, любви к родной природе. Форма проведения: урок - исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-м классе "Секреты города Словотворска"

Тема урока: «Секреты города Словотворска»

Тип урока:  урок-исследование

Цель урока: научить отличать однокоренные слова и формы слова, формировать умение подбирать однокоренные слова с учётом значения корня; воспитание потребности в пользовании словарями, энциклопедиями; обогащение словарного запаса учащихся; работать над развитием речи: воспитание чувства патриотизма к Родине, любви к родной природе.

Повторение: правописание безударных гласных, тире между подлежащим и сказуемым, синтаксический разбор предложения.

Оборудование: 

  • мультимедийный проектор;
  • словари, (толковый, синонимов).
  • энциклопедии: «Что такое? Кто такой?» и др.; макеты дерева (рябины),    
  • карточки для инсценирования.

Раздаточный материал: карточки гласных, перфокарты (состав слова), шаблоны красных и жёлтых листочков.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы с вами узнаем многие секреты г. Словотворска. Попробуйте по названию города определить, каким важным делом заняты жители этого города? И мы тоже на уроке будем изменять слова, образовывать новые, т.е. займёмся словообразованием и словоизменением. Самые активные из вас получат пропуск в этот город и будут  считаться достойными гостями этого города. Итак, будьте  внимательны!

Звучит песня «Берёзы» в исполнении «Любэ».  Показ репродукций с изображением природы родного края  на экране.

– Вслушайтесь в слова этой песни, всматривайтесь в картины. Что хотели изобразить (показать) своими произведениями  музыканты, художники? (Красоту   русской природы, величие нашей Родины).

2.  Слово учителя

– Для всех нас Родина берёт начало с отчего дома, Отчий значит отцовский, Отечество– земля наших отцов, отчий дом – дом наших  отцов.

На экране слова:  отчий, Отечество, отец, Отчизна. 

– Какие это слова? Докажите.
– Одинаковое ли у них лексическое значение?
(Нет. Общее значение корня)
– А как называется страна, в которой мы живём?
(Россия)

На доске:  

Р..ссия     св..щенная наша д..ржава.
Р..ссия    любим..я  наша стр..на.

– Откуда эти строки? (Государственный гимн России, слова С. Михалкова)
– Продолжите.

3.   Работа над предложениями 

– Только ли пропущены орфограммы? (Знаки препинания: тире)
– Докажите.

Задание: Списать, вставить пропущенные буквы.

Проверка с использованием карточек гласных.

4. Словарная работа

– Как называют человека, который любит свою Родину, предан своему   народу? (Патриот)

(На экране)

Записать в тетрадь, выделить гласные, которые нужно запомнить. Сообщение о втором значении –  «любит своё дело».

– Образуйте однокоренное слово, чтобы оно обозначало чувство любви к Родине. (Патриотизм) 

(На экране)

Сообщение учителя: Это слово образовано от греческого «патрис», что значит Родина. Как образовать слова с новым лексическим значением? (Подбором однокоренных слов с помощью приставки и суффикса)

5.. На доске:

Р. п.               Д. п.              Т. п.                П. п. 
патриота,     патриоту,     патриотом,   о патриоте.

– Я считаю, что это тоже однокоренные слова. Докажите. (Получили формы слова, изменив окончание.)
6. –  Ребята, а кто из вас знает, как называлась наша страна в стародавние времена? (Русь)
– По группам вы получили задания. Одно из них выяснить, почему так  называли нашу страну? Существует много версий? Послушаем   некоторые из них.

Рассказ детей. 

а) Писатель Романовский назвал слово Русь просторным и загадочным, и в то .же время коротким – в один слог всего. Это слово  пришло к нам из седой древности и осталось с нами навеки.
Романовский считает, что у слова Русь много значений, как притоков у  великой реки:
Русь, Русский, Россия, Россияне. И что эти слова родственные словам: русло, т.е. ложе реки, по которому она течёт, русалка – сказочная обитательница рек  и  озёр.
Роса, росяница – обильная роса, лежащая поутру на траве и деревьях.
Другими словами: Русь – это сторона, где много рек и озёр, а русский- это человек, живущий у воды.

б) Учёные полагают, что слова Русь, Россия произошли от названия  племени росов или      
русов, которые жили между Днепром и Доном   более тысячи лет назад.
– Подберите к слову Русь однокоренные слова прилагательные.
(Русские)

(На перфокартах разобрать на морфемы)

рус-ск-ий

7..    Работа с текстом 

– А вот какое диво-дивное есть в России и является его символом, вы  узнаете, прочитав текст.

(На экране)

В наших лесах растёт диво-дивное – … .
Это удивительное творение природы. Удивляет оно тем, что это единственное дерево в мире  с белой корой.   О  …  в народе сложено много песен.
Есенин назвал Русь «страной берёзового ситца».

(о берёзках)    береза, о березе – форма слова.

Найдите слова однокоренные  с корнями

1 вариант: -див-
2 вариант:  -
берез-

– К слову удивительный подберите синонимы. (Изумительный, поразительный, потрясающий, ошеломляющий.) 

Работа над последним  предложением текста: Есенин назвал Русь «страной берёзового ситца».

а) Написать по памяти, дать  характеристику.
б) Найдите слово, где букв больше, чем звуков.
(Русь) Докажите.

8. Физминутка

Релаксация: пение птиц, весенний лес.

9. – Отгадайте загадку:

В сенокос горька,
А в мороз сладка,
Что за ягодка?
(Рябина) 

– А вот почему её так назвали.

Сообщения ребят с использованием энциклопедии:

Слово «рябина» произошло от славянского слова «ряб», что означает рябой, пёстрый. Ведь сочетание ярко-зелёных мелких разных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого дерева вызывает ощущение, что рябит в глазах.

– Как вы думаете, какой корень в слове рябина?
– Кто же прав?

Сообщение учителя: Суффикс так прирос к корню ряб, что получился новый корень рябин, а из него выросли слова. А какие, мы сейчас узнаем: 
10. Игра  «С какого дерева упали листья?» 
На магнитной доске 2 макета дерева  без листьев.

однокор. слова                                                                    форма слова
(рябина)

На столах у каждого – шаблоны  листочков желтого и красного цвета с надписями с обратной стороны:

Жёлтый                                                              Красный

рябину                                                                 рябинник
рябиной                                                              рябиновый
рябине                                                                рябинка

По вариантам: определите какие листья на каком дереве облетели?

I вариант                                                 II вариант 
однокор. слова                                     формы этого же слова

Проверка: (на экране )

11. Вывод: (на  экране)

– Вставить нужные фразы, чтобы утверждения были верны.

ПРИ … ПОЛУЧАЕМ СЛОВА С РАЗЛИЧНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНА ЧЕНИЕМ.

ПРИ … ПОЛУЧАЕМ ФОРМЫ ЭТОГО ЖЕ СЛОВА.

Проверка : (на экране)

образовании однокоренных слов

ПРИ …ПОЛУЧАЕМ СЛОВА С РАЗЛИЧНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНА ЧЕНИЕМ. 

изменении окончания слова 

ПРИ …ПОЛУЧАЕМ ФОРМЫ ЭТОГО ЖЕ СЛОВА. 

– Прочитаем вместе.
– А теперь слово жителям города Словотворска.
 

12. Инсценирование сказки «Кто главнее и важнее?»

– Вот как дружно теперь живут жители города Словотворска.
– А от кого зависит счастье нашей Родины, нашего города?

13. Обобщение ответов учителем: 

– Если каждый будет патриотом своей Родины, она станет краше, могущественнее; и все будут счастливы.
– Я думаю, что все ребята заслужили право быть почётным гостем   вашего города.
(Вручение пригласительных билетов.)
– А в заключение урока разгадайте шараду:

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка.)

14. Оценки за урок учащимся

– Что вам понравилось на уроке? (Ответы детей)
– Спасибо всем за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).

Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...

Урок русского языка по программе М.М. Разумовской «Путешествие по городу ПРИЧАСТИЕ

Цели урока:        дать сведения о том, что такое причастие, каковы его основные признаки и суффиксы;·        формировать умение определять ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...