урок в 5 классе" Написание ь после шипящих"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме
урок в 5 классе" Написание ь после шипящих" по учебнику к.п.н.Т.И.Фроловой с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_napisanie_posle_shipyashchikh.doc | 37.5 КБ |
napisanie_posle_shipyashchikh.ppt | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Написание ь после шипящих»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ-СОШ№ 36 г.Белгорода
Амельченко З.Н.
Цель:
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы «Написание ь после шипящих»;
- помочь учащимся осознать практическую значимость данного материала;
- создать условия для развития у школьников умения работать во времени.
1.Подготовка учащихся к работе на уроке. Вступительное слово учителя.
Как много слов мы знаем,
Умеем правильно писать.
Но также хорошо мы понимаем,
Что предстоит нам многое узнать. (мотивация)
С каждым днём у вас возникает всё больше и больше вопросов. Я думаю, что при вашем настойчивом желании ни один из них не останется без ответа. И в этом нам помогут уроки русского языка. Откройте ваши тетради, запишите дату и вид работы.
2.Подготовка учащихся к активной деятельности.
Формулирование темы урока. Обратимся к экрану. Чтение текста:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе. (актуализация)
-Восстановите текст.
-Из какого произведения эти строки? Кто автор?
-Обратим внимание, в каких словах подчеркнуты буквы. Что объединяет эти слова?
-Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? Если назовёте правильно, она появится на экране.
(слайд)
Формулирование цели урока.
-Тема вам известна. Чему должны научиться? (Самостоятельно формулируют цели).
3.Изучение новых знаний и способов действий.
-Мы будем строить дом, а какой материал нужен мы узнаем, ответив на вопросы.
-Какие сведения вам уже известны. Назовите шипящие согласные из отрывка. Какие согласные мы называем шипящими?
-В основание дома мы положим шипящие согласные
(слайд)
-Объясните написание слов: гоняешь, волнуешь, туч, могуч?
-Следовательно, для того чтобы поставить или не поставить, надо знать, какой частью речи является данное слово. Строим дальше.
(слайд)
-Какие же части речи нам нужны? Выполним задание «Продолжи ряд». Вам необходимо продолжить ряд, определив общее в предложенных словах. У доски 4 человека (по порядку). Продолжим ряд в тетради, указывая номера. Отвечающие у доски должны дать развёрнутый ответ.
1 .видишься, нарежьте...
-Выделите сочетания, в которых всегда пишется ь.
-Ребята, почему выделены сочетания —ШЬСЯ, -.ЧЬСЯ, -ЖЬТЕ, -ЧЬТЕ?
-Это опознавательный признак орфограммы. 2. вскачь, прочь...
З.могуч, горяч...
4. сторож, дочь...
(Снять ватман, под которым указаны части речи и вопросы)
-В каких частях речи ь пишется всегда?
-Значит, продолжаем строительство. Глагол и наречие (слайд)
- Какие части речи остались без нашего внимания? (существительные и краткие прилагательные)
-Что вы можете сказать о правописании ь в этих частях речи? -Какие грамматические признаки надо уточнить у существительного? (род, число)
-Продолжаем строительство (слайд: появляются: существительное, наречие)
-Можно ли, не опираясь на правило, сформулировать, в каком случае после шипящих и в сочетаниях пишется ь?
-Ставим крышу в доме.
4. Первичная проверка понимания изученного.
-Нашу работу сравним с правилом на странице 84. Читаем вслух (поэтапно)
-Какие дополнительные сведения вы получили? (уж, замуж, невтерпёж — наречия-исключения).
-Мы строили, строили и, наконец, построили... Устали?
-Проведём физкультурную паузу (движения, связанные со значением глагола)
Ты тихонечко встаёшь.
Руки поднимаешь,
А потом их опускаешь.
Глазками моргаешь,
Ручками похлопаешь,
Ножками потопаешь...
-Вот и разминку нам помогли провести слова с ь после шипящих
- Мы изучаем тему «Написание ь после шипящих». Запомнить материал нам поможет рифмовка. Назовите ключевые слова, помогающие усвоить тему.
-Прочитайте про себя. Выделите смысловые части. Назовите их. «Снежный ком»! (Iученик — 1-2 строки...)
5. Закрепление знаний.
-Закрепим полученные знания, выполнив упражнения. 1. Упр.171 (по 2 слова разных форм глагола), 172( у.),I7З (у.), 174(6 слов)
-Объясните написание слов, используя рифмовку. На какую орфограмму вы выполняли упражнение.
2.Упр. 175. - Поиграем! Ь обозначает большой палец. С помощью вытянутой кисти изобразим ь. Если нужен ь, вы вытягиваете кисть, показывая палец, не нужен — ничего не показываете.
-Помните о рифмовке!
3.Работа с перфокартами. Для этой работы я отобрала слова из сказки А.С.Пушкина, пишем только ь, если это необходимо)
Ночь туч могуч
Дочь королевич гоняешь
Отсечь (с широких) плеч отказываешь
Лишь ходишь не боишься
Проверка
(слайд)
6. Подведение итогов урока.
-Какую тему изучали? Озвучьте алгоритм. Мы нашли закономерности написания ь в разных частях речи (демонстрация таблицы). Можно воспользоваться домом, который мы построили вместе. Повторим рифмовку. (Комментарий оценок).
7.Домашнее задание.
Индивидуально - «Насыщенный текст», в который должно быть включено как можно больше слов, содержащих заданную орфограмму; все — словарный диктант (15 слов разных частей речи).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "О и Е после шипящих в именах существительных"
Урок построен по деятельностному методу...
Презентация к уроку "Буквы о-ё после шипящих" 5 класс
Презентация к уроку русского языка в 5 классе...
Тема урока: «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов»
Урок русского языка для 5 класса разработан по ФГОС в соавторстве с учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара Косиди Т.Г....
Конспект урока "Буквы о-ё после шипящих в корне слов". 5 класс
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Буквы о-ё после шипящих в корне слов"...
Конспект урока "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
Конспект урока изучения нового материала в 5 классе с использованием перфопапок....
10 класс. Урок русского языка - Гласные после шипящих.
Цель урока: повторение основных терминов и понятий раздела; закрепление правописных навыков, совершенствование навыков аналитических разборов....