Инновационные подходы к формированию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.
статья по русскому языку по теме
Формирование познавательных интересов в обучении развивает способности ученика воспринимать учебный процесс как интересную, занимательную деятельность.
Реализуются индивидуальные склонности каждого ученика.
Обучение становится увлекательным процессом совместного познания учителя и ученика.
Использование разнообразных форм обучения – одно из важнейших условий формирования интереса у школьников к учебной деятельности, привития любви к своему родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsionnaya_rabota.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные подходы к формированию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.
Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. Общеизвестно, что каждый ребенок обладает громадным нераскрытым потенциалом творческих возможностей. Как же сохранить и поддержать их любознательность? Как изменить отношение учеников к школьному предмету под названием «русский язык». Каким образом? А очень просто: сделать каждый урок интересным. Теоретическое исследование стало закрепляться на практическом опыте и получило название моей методической темы: « Инновационные подходы к формированию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка»
Работая над этой темой несколько лет, я поняла, что заинтересовать детей нужно и занимательным материалом, и сознанием серьезности того, чем мы занимаемся на уроке. Вместе с ребятами мы делаем маленькие открытия, я поощряю их стремление писать грамотно, говорить правильно, выразительно, поддерживаю интерес к слову, его истории, стараюсь, чтобы каждый ученик включался в познавательную деятельность, умел вести исследовательскую работу.
«Познавательный интерес» - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека. В познавательном интересе заключены возможности проникать в научные истины, раздвигать рамки познания», - считает доктор педагогических наук Щукина Г.И.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая работа в деятельности школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
Она положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышление, воображение, память, внимание.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью.
Мы привыкли к тому, что учитель должен объяснить, а ученики выучить и ответить. Богатого обучения у нас пока нет, и ни одна учебная дисциплина не располагает системой обучающего, построенного по принципу поискового проблемного обучения. Поэтому активизация обучения может быть осуществлена только при условии активной творческой деятельности.
Работая над формированием языковой компетентности учащихся, в своей практике опираюсь как на традиционные методы и приёмы, так и на новые технологии обучения. Остановлюсь на наиболее значимых, на мой взгляд, технологиях обучения, помогающих формировать и совершенствовать языковую компетентность учащихся.
Это авторская технология обучения русскому языку Ю.А. Поташкиной, доцента ВГПУ. Основной целью автора концепции является интеллектуальное и речевое развитие учащихся средствами русского языка как учебного предмета. Отличительными особенностями данной технологии являются:
1) признание приоритетной задачей учебного предмета «русский язык» формирование словесно-логического мышления учащихся, опирающегося на осознание форм и структур родного языка;
2) целостное представление всей системы родного языка в основных её чертах учащимся до 10-11 лет, то есть в возрасте, когда закладываются базовые возможности главнейших психических функций;
3) смысловой подход к фактам языка (метод «активной грамматики»), способный обеспечить учащихся сущностными знаниями о языке, а с ними понимание изучаемого материала:
4) в теоретической части: использование оригинальных логико-структурных схем, что обеспечивает развитие логических и речевых способностей учащихся;
5) в практической части: работа с алгоритмами и алгоритмизированными таблицами;
6) по правописанию, программирующих решение орфографических или пунктуационных задач, и являющихся тренажерами для выработки навыков правописания;
7) по грамматике, программирующих поиск дифференциальных признаков грамматических явлений, помогая формированию навыков владения лингвистическими разборами;
8) система непрерывного правописного тренинга;
9) письмо со «следами размышлений» по самому его ходу в работах любого типа, что развивает орфографическую зоркость, не позволяет упускать из внимания аспект правописания при письме;
10) система обязательного речевого тренинга, способствующая формированию устной монологической речи учащихся.
Готовясь к урокам русского языка, часто использую традиционную объяснительно-иллюстративную технологию обучения. В основе этой технологии лежат дидактические принципы Я.А. Коменского, она представляет собой объяснительно-иллюстративный способ обучения. Учитель информирует, просвещает учащихся и организует их работу с целью выработки у них общеучебных умений и навыков.
Сильными сторонами традиционной технологии считаю:
1) чёткую организацию учебного процесса;
2) систематический характер обучения;
3) идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся;
4) разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности и технических средств обучения.
Урок – основная форма организации учебной работы, ход и содержание каждого урока ориентирую на достижение конкретного конечного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками. Опыт показывает, что чёткое представление о том, с чем на данном уроке учащиеся должны познакомиться и чем они должны овладеть на уроке практического применения, заставляет учителя целенаправленно отбирать материал, выбирать форму его подачи, приёмы и виды работ, определять композиционную структуру урока, его этапы и устанавливать связи между ними, строить систему тренировочных, проверочных и других видов работ. Применяя эту технологию, уроки строю в основном по традиционной схеме.
Личностно-ориентированная технология в последнее время занимает все большее место в практике школьного обучения. В основе этой технологии лежат принципы педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, Е.И. Ильина и др.). В процессе обучения по этой технологии всемерно учитываются возможности и способности обучаемых и создаются необходимые условия их индивидуальных, способностей.
Цель такого обучения: создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности ученика, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников. Средствами достижения учителем этой цели являются:
1) использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть опыт ученика;
2) создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
3) стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
4) использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него виды и форму учебного содержания;
5) оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его содержания;
6) поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока;
7) создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, предоставление возможности для самовыражения ученика.
Применяя технологию личностно-ориентированного обучения, я не просто создаю благожелательную творческую атмосферу, а постоянно обращаюсь к опыту ученика как к опыту их жизнедеятельности. Основным замыслом такого урока является раскрытие содержания опыта ученика по теме урока, согласование его с задаваемым знанием и перевод в соответствующее научное содержание. Опыт ученика часто предстаёт в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знаний, поэтому я помогаю преодолеть трудности и перевести знания в научно-значимые образцы. Готовясь к уроку, я продумываю, какой материал буду сообщать на уроке и на какой опыт ученика смогу уже опереться. При этом очень важна форма обсуждения детских «версий», она не должна сводиться к оценочной ситуации (правильно – неправильно). Задача учителя – выявить и обобщить «версии учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам предмета.
Осуществлению личностного подхода при изучении русского языка способствуют такие виды уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных способностей и интересов школьников.
Сегодняшний урок немыслим без применения технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения. В её основе лежит динамичная система классной, групповой и индивидуальной работы с учащимися. Уровневая дифференциация осуществляется путём деления учеников на группы для освоения программного материала. Основными принципами данной технологии являются:
1) всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, есть люди, занятые не своим делом;
2) взаимное превосходство – если у кого-то одно дело получается хуже, значит, другое должно получиться лучше, это «другое» нужно искать учителю;
3) неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Эта система учитывает следующие элементы:
• воспитанность,
• познавательный интерес,
• общеучебные умения и навыки,
• фонд действенных знаний,
• мышление,
• память,
• тревожность,
• темперамент.
Дифференцированное обучение на уроках русского языка – актуальная проблема современной школы . Дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника. Я работаю в классах, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями, они по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Поэтому даже самый методически совершенный урок не обязательно будет успешным.
Внутриклассную дифференциацию провожу на основе диагностики и уровня овладения общеучебными умениями. Уровень работоспособности своих учеников определяю самостоятельно (по объёму выполненной работы, качеству и др.) Уровень обучаемости я проверяю так: в начале первого урока объявляется тема (Правописание н и нн в прилагательных) и в течение 15 минут дается её объяснение. Затем задаю вопрос классу: «Понятно?», после даю письменную проверочную работу. В результате выясняется, что не все дети справились с заданием. На следующем уроке в доброжелательной форме сообщаю результаты работы и предлагаю этот же материал прослушать ещё раз. Снова даю письменную проверочную работу. Теперь уже с заданием справилось большее количество учащихся. На третьем уроке снова анализирую полученные результаты и убеждаю детей, что нужно прослушать объяснение того же материала ещё раз. И опять письменно закрепляю его. Результат налицо. С заданиями справились почти все, остались те, кому нужен сугубо индивидуальный подход. Им требуется многократное повторение одной и той же темы. Таким образом, я определила учебные возможности класса, уровень обучаемости и работоспособности. Теперь без особого психологического ущерба для учащихся можно разделить класс на группы.
Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объём знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к обобщению и анализу. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного напряженного труда. Такие ученики самостоятельны и работоспособны. Работа с сильными учениками предполагает тщательную организацию их учебной еятельности, подбор заданий высокой сложности.
Ученики со средними учебными возможностями имеют определённый объём знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к обобщению. При работе с данной группой главное внимание уделяю развитию их познавательной активности, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах.
Ученики с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, не могут долго удержать внимание, слабо знают изученный ранее материал, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие возможности всех учащихся.
Как строить урок, чтобы учение всем приносило радость познания, пробуждало интерес к предмету? Педагогическое мастерство учителя в том и состоит, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся.
Задания для группы сильных учеников готовлю не за счёт увеличения объёма материала, а за счет разнообразия заданий:
• составление текстов диктантов,
• составление карточек-заданий по изученному материалу,
• составление обобщающих таблиц для работы на уроке,
• сочинение лингвистических сказок,
• работа с дополнительной литературой,
• проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки,
• выполнение обязанностей консультанта при групповой работе,
• работа «учителем» (проведение фрагментов урока).
Ученикам с низкими учебными возможностями предлагаю необходимые опорные схемы, таблицы, подсказки, рифмованные правила. Таким ученикам предлагаю опорные карточки со зрительно-текстовой опорой и индивидуальный темп работы.
Урок дифференцированного обучения строю по следующей схеме:
• совместная постановка задачи,
• дифференцированное повторение необходимого материала,
• совместное изучение нового материала,
• дифференцированное закрепление,
• проверка каждой группы с участием остальных учеников,
• общая проверка усвоения материала,
• дифференцированное домашнее задание.
Дифференцированный подход в обучении даёт результаты при условии превращения его в систему, чтобы подготовить и провести такой урок приходится потратить очень много сил и времени, но результаты сказываются быстро: дети работают в силу своих возможностей, овладевают знаниями, проявляют интерес к предмету.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Обучение играло огромную роль уже в самой начальной стадии развития человечества. Понадобились тысячелетия, чтобы непрерывно развивающееся общество породило такую современную форму обучения, как урок. Как известно, урок является формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников, направленное на актуализацию познавательных возможностей школьников. По итогам урока судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Поэтому урок – это визитная карточка каждого учителя, позволяющая коллегам, присутствующим на уроке, судить о методическом стиле, качестве работы и потенциале дающего урок. Урок русского языка был и остаётся главным уроком школьной программы, так как «успехи по всем другим учебным предметам стоят в большой зависимости от успехов по родному языку».
Библиографический список
1. Ю.А. Поташкина. Авторская концепция преподавания русского языка, Воронеж, 2003.
2. В.С. Елистратов. Система урока, тест и культура речи. Ж-л «Русский язык в школе», № 4, 2005.
3. Н.М. Лаури. Алгоритмы по орфографии. Ж-л «Русский язык в школе», № 4, 2005.
4. М.П. Целикова. Пусть ухо не будет глухо, а зрение будет остро. Ж-л «Русский язык в школе», № 4, 2005.
5. М.И. Козлова. Изучение орфографии в 5-7 классах. Ж-л «Русский язык в школе», № 4, 2003.
6. Н.В. Ладыженская. Учимся составлять опорный конспект. Ж-л «Русский язык в школе», № 5, 2001.
7. Н.М. Борисова. Опыт системного подхода к повторению глагола. Ж-л «Русский язык в школе», № 6, 2001.
8. Г.И. Азанова. Организация словарной работы по учебном}- комплексу под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканте. Ж-л «Русский язык в школе», № 3, 2003.
9. Л.И. Журавлева. Как повысить грамотность учащихся. Ж-л «Русский язык в школе», № 5, 2010.
10. Б.Р. Мандель. Элементы игры при работе с учебником. Ж-л «Русский язык в школе», № 5, 2002.
11. Е.В. Бессмольная. Взаимоопрос в парах. Ж-л «Русский язык в школе», № 5, 2012.
12. Е.Г. Шатова. Структурирование и группировка учебного материала при обучении орфографии. Ж-л «Русский язык в школе», № 2, 2011.
13. Т.Я. Фролова. Интенсивное усвоение норм правописания. Ж-л «Русский язык в школе», № 4, 2002.
14. Т.Я. Фролова. Организация дифференцированного подхода при обучении правилосообразным действиям. Ж-л «Русский язык в школе», № 3,2005.
15. Е.Л. Парфенова. Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка. Ж-л «Русский язык в школе», № 3, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы.
Обобщение педагогического опыта....
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка
Обоснование использования занимательного материала на уроках русского языка как средства развития познавательного интереса у школьника....
Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы)
Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех...
Методическая разработка: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»
В работе представлен теоретический материал и опыт работы по теме «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»....
Активизация познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы
Приемы для активизации познавательного интереса учащихся...
Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)
Статья "Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)" была по...
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы ...