Активизация познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по литературе на тему

Приемы для активизации познавательного интереса учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательного интереса

учащихся на уроках русского языка и литературы

На протяжении 18-летней работы в школе меня, как и многих моих коллег, интересуют вопросы: как оживить урок, активизировать мыслительную деятельность учащихся, поддержать интерес к предмету, желание изучать то, что кажется хорошо знакомым?

Увлекают ли учащихся уроки русского языка? Статистика, выведенная путём опроса значительного количества учащихся в школе, говорит о том, что в школе интерес у них к русскому языку невелик. Вызвать интерес к предмету, закрепить его даже у опытного, талантливого учителя - труд не одного дня.

Все эти годы я искала и накапливала такой материал, который помогает разнообразить урок, делает его запоминающимся, эмоциональным. В своей работе хочу поделиться наиболее интересными, на мой взгляд, методическими приёмами, которые использую при изучении различных разделов курса языка.

На собственном опыте убедилась, что усвоение нового материала учащимися происходит механически, которое держится в детской памяти очень недолго. Между тем, даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение детей к русскому языку, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, смекалки, зрительной памяти. Задания занимательного характера обеспечивают повторение или закрепление материала по основным разделам грамматики; знакомство с важнейшими вопросами по лексике, обогащению словарного запаса учащихся.

Безусловно, многие словарные игры и занимательные задания известны, я же хочу поделиться заданиями, полюбившимися учащимися на моих уроках.

                                                      Работа со словарными словами

Работа со словарными словами является обязательной на каждом уроке русского языка. Эту работу можно сделать более эффективной и интересной.

Записываю на доске 10 ранее изученных словарных слов, читаю их по слогам. Даю ребятам для запоминания 1 минуту. Закрываю доску, даю 2 минуты для того, чтобы дети записали (необязательно по порядку) и подсчитали количество записанных слов (цифру ставят на полях тетради). Затем открываю доску, и ребята проверяют сами или взаимопроверкой (важно количество и грамотность). За 9-10 правильно записанных слов ставлю «5», за 8 правильно записанных слов или 9, но с 1 ошибкой – «4», за 7 правильных или 8 с 1 ошибкой – «3».

Разгадывание кроссвордов со словарными словами

Иногда такие кроссворды готовят сами дети.

Кроссворд № 1. Разгадав кроссворд, в выделенной строке вы получите новое словарное слово (числительное), которое нужно просклонять.

Книжка с перечнем всех дней в году (календарь).

Группа вьючных животных (караван).

Старый, опытный воин, участник войны (ветеран).

Газообразная оболочка, окружающая Землю, некоторые другие планеты и звёзды (атмосфера).

Офицерское звание или чин (лейтенант).

Возвышение для оратора (трибуна)

Получилось числительное двести.

Кроссворд № 2. Отгадать новые словарные слова, записать их, составить словосочетания.

Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход (квартира).

Срочное сообщение, передаваемое по телефону (телеграмма).

Танцевальный спектакль в театре (балет).

Звание высшего командного состава армии (генерал).

Искусственный водоём для плавания, купания (бассейн).

Игра "Цепочка" (можно проводить как письменно, так и устно).

Аналогично известной детям игре в слова, когда называют слово, а следующий участник должен назвать слово на ту букву, на которое оканчивается предыдущее. Условие: слова должны быть словарными.

БерёзА - АккуратнО - ОптимизМ - МиллиарД

Зашифрованное донесение

Это логическое задание помогает разрушить стереотипное мышление. Способов шифровки существует очень много. В качестве донесения зашифрованным может быть:

Новая тема урока.

Словарное слово.

Предложение для разбора.

Слово или словосочетание для разбора.

Ребятам нужно разгадать способ шифровки, а затем выполнить задание: записать тему урока, словарное слово и составить с ним словосочетание или предложение, выполнить разбор слова или предложения. Постепенно дети сами начинают составлять подобные задания.

Шифровка № 1. Разгадайте способ шифровки. Запишите предложение. Выполните синтаксический разбор. (В комнате, куда я вошёл, было темно)

Шифровка № 2. Запишите предложение. Что не учёл автор шифровки? (Не поставил запятую).

Выполните синтаксический разбор. (Люблю место, где родился).

Шифровка № 3. Расшифруйте тему урока и запишите её в тетрадь (Имя прилагательное).

Цифровой диктант

Установка: предлагаются утверждения, которые могут быть верными или ошибочными. Если ты согласен, то ставь 1, если нет - 0.

Я утверждаю, что в предложении Скоро будет лето, в грамматической основе нет сказуемого. (0)

Придаточное предложение может стоять только после главного. (0)

Независимое предложение в составе сложного называется главным. (1)

В корне слова ЗАРЯ пишется буква -а- .(1)

В русском алфавите 36 букв. (0)

Глагол - служебная часть речи. (0)

В словосочетании Железная дорога главное слово - дорога. (1)

Проверяем, разбираем ошибки.

Буквенный диктант

Эту работу можно использовать при необходимости быстро вспомнить, что такое подлежащее и сказуемое.

Задание: Выпишите в порядке следования первые буквы грамматической основы.

Московские магистрали освещены всю ночь.

Лёнька быстро оглянулся и дёрнул девчонку за косичку.

Лесная ежевика царапала руку.

Получилось слово МОЛОДЕЦ.

Можно подобрать такие предложения, чтобы в результате получилось: а) слово для дальнейшего разбора; б) тема урока; в) словарное слово.

Дидактические игры

Учебный процесс включает различные виды деятельности, и каждый из них по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивает их самостоятельность, память, внимание, творческую мысль, общий кругозор. По моему мнению, на уроках русского языка нужно чаще использовать такие виды деятельности, которые привлекают детей, привычны для них - т.е. ИГРУ.

Игра - основной вид деятельности младших школьников, но её можно успешно использовать при обучении школьников средних и старших классов, важно только, исходя из цели урока, найти форму игры, органично вплести её в ткань урока, чтобы способствовать усвоению материала и развивать творческие возможности детей.

Много дидактических игр-упражнений можно использовать при изучении темы "Лексика".

1. Игра "Переводчик". Существует несколько вариантов этой игры.

1. Кто быстрее найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?

А) При проверке было выявлено много дефектов. Б) Он пишет мемуары. В) Ваши аргументы убедительны. Г) Все работали с энтузиазмом. д) Мы гордимся нашим голкипером.

2. Кто быстрее найдёт старославянизмы и заменит их русскими словами?

А) Горят румянцем свежие ланиты. Б) Старец нахмурил чело. В) Построен град великий над Невой.

2. Игра "Перевёртыши".

1. Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое стало употребляться в переносном значении.

Железный гвоздь, румяная девочка, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, глухая собака, стальная балка, золотые часы, колючий ёж.

2. Замени в каждой паре слов синоним антонимом, а антоним синонимом.

Грусть, тоска, радость. Мрак, темнота, свет. Близко, далеко, рядом. Храбрец, трус, смельчак. Похвала, порицание, одобрение. Жара, холод, зной. Ложь, правда, вымысел.

3. Игра "Шеренга".

Расставь синонимы в порядке возрастания признака.

Свирепый, жёсткий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг).

Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок).

Дидактическая игра даёт хорошие результаты в сочетании с другими методами.

4. Игра "Аукцион".

За время, отведённое учителем, учащиеся записывают как можно больше слов (пар слов, фразеологизмов) на определённую тему.

Кто больше составит пар антонимов, синонимов;

Кто больше запишет слов в которых две, три мягкие согласные;

Кто больше запишет фразеологизмов, в которых встречалось бы слово голова (глаза) или число семь.

Кто больше запишет существительных (прилагательных, причастий) в которых НЕ является приставкой.

5. Игра-эстафета "Чик и Щик".

Класс делится на команды, которые соответствуют вариантам (первому и второму). Одна из команд условно называется ЧИК, а вторая - Щик. Командам даётся листок, где через запятю записаны слова с пропущенными буквами в суффиксах -чик- и -щик-. По команде учителя начинается эстафета. Каждый ученик находит одно слово с нужным суффиксом и на место пропуска вписывает букву "ч" или "щ" в зависимости от своего варианта. Та команда, чей лист окажется на столе учителя быстрее, получает 20 баллов, вторая 10. Каждая допущенная ошибка - минус 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Эстафету удобнее начинать с последней парты дальнего от учителя ряда.

6. Игра "Допиши слова".

Класс делится на две команды (или по рядам, каждый ученик восстанавливает одно слово). Цель игры: отработка навыков правописания глухих и звонких перед глухими.

Установка: Этим утром я получила морскую почту, а она, как известно, приходит по воде в бутылке. Часть слов размыло, и я не могу прочитать их. Помогите мне восстановить слова.

-------------------------шка -------------------------------жка

-------------------------шка -------------------------------жка

-------------------------шка -------------------------------жка

-------------------------шка -------------------------------жка

-------------------------шка -------------------------------жка

-------------------------шка ------------------------------жка

7. Сказка-игра "Оловянные солдатики".

В каждом слове есть только одно ударение. Не сломай слово ударением. Ударение помогает правильно говорить, писать и исправлять ошибки. Прочитайте сказку и расставьте ударение в выделенных словах.

Вдоль стены тянулись длинные полки. На них стояли полки оловянных солдатиков. Они замерли по стойке смирно. Впереди усатый командир на коне. Лука 1 Узорчатого седла изогнута наподобие лука. Но вот стрелки часов показали восемь. Лихие стрелки подняли ружья, и раздался дружный залп. Пушки выстрелили, и над полем поднялись белые пушки дымков. Наступило утро.

Лука 1 - выступающий изгиб переднего или заднего края седла.

Запишите одинаково написанные слова, поставив их рядом, и объясните, как узнать, что они разные?

                                        Развитие чувства юмора и фантазии

Остановимся ещё на одном из путей формирования интереса школьников к предмету. Это обращение к юмору на уроках русского языка и стремление учителя развивать фантазию детей.

Почти каждый ребёнок остро ощущает смешное, комическое. Даже в драматической, по мнению взрослого, ситуации ученик может увидеть юмористическую деталь, вызывающую улыбку или даже смех, которая понятна только его сверстникам. Это тонко подметил К. И. Чуковский в книге "От двух до пяти" и В. Драгунский в юмористических "Денискиных рассказах".

1. Юмор прекрасный помощник в самых разных ситуациях. Рассмотрим некоторые из них.

Идут дни за днями, и каждый понедельник может более напряжённым, чем предыдущий. Поддерживаю детей шутливым стихотворением М. Вейцмана

Пламенеют окна школы,

Не дадим его в обиду!

Он сулит забот немало,

Блещет вешняя вода.

Мы довольны этим днём!

Но и света и тепла.

Понедельник день тяжёлый?

Снова что-нибудь увидим,

От него берут начало

Не поверим никогда!

Снова что-нибудь поймём!

Все хорошие дела.

2. Задание: прочитать шуточное стихотворение И. Мазнина и выписать все глаголы, определить наклонение, сделать вывод о месте частицы БЫ.

Если б взяли меня в лес

Примостился б на суку

Пусть всего лишь на полдня,

И кричал ку-ку, ку-ку.

Я бы там на ёлку влез

Всем бы, кто в лесу гулял

И в густых ветвях исчез.

Двести лет накуковал.

3. Правописание ПОЛ- с именами существительными.

Я пришёл из школы;         Пол-арбуза с тортом,

Мамы дома нет.                     Апельсин с халвой

На столе оставлен                     (Я ещё не мёртвый,

Для меня обед:                     Но полуживой).

Полбатона хлеба,                     Я не ем уж полнедели,

Полсудка борща,                     Я не сплю уж пять ночей,

И на сковородке                     У моей постели

Ровно пол-леща.                     Ровно пол-Москвы врачей.

Если мамы дома нету,         Вот теперь нам стало ясно,

Полминуты не теряй         Не забудем никогда:

И варенье из буфета         Слово пол- с любой согласной

Поскорее доставай!                    Слитно пишется всегда.

У меня сегодня                    Перед "л" и перед гласной,

Был такой обед                    Перед буквой прописной

Полкило варенья,                    Слово с ПОЛ-, любому ясно,

Полмешка конфет,                    Отделяется чертой!

4. Для создания комического эффекта на уровне морфологии чаще всего в современных детских стихах обыгрываются морфологические ошибки.

Смех

Микроба

Хоть смеялся я тише всех,

(из стихов талантливого двоечника)

Но от смеха под парту съехал.

Вот не моют руков мухи -

Потому что бесшумный смех

И болят у мухов брюхи,

Самый сильный из всех смехов.

Потому, что к ним в утробы

(О. Григорьев)

Забираются микробы.

Ведь микроба тоже, детка,

Руки с мылом моет редко!

(С. Востоков).

Использование "весёлого" материала может быть связано с учебной задачей, к примеру, загадки - лаконичные и яркие - прекрасное дидактическое средство. Загадывание загадок не только и не столько игра, сколько положительный фон, на котором решается учебная задача.

Мы послушаем загадки,                     Трудное заданье это:

Но запишем лишь отгадки,         И загадки угадать,

А потом прочтём ответы.                     И без ошибок записать.

1. Не куст, а с листочками,                                     2. Кто всегда ходит,

Не рубашка, а сшита,                                                А места не находит?

Не человек, а рассказывает (книга)                                                              (часы)

3. Стоит Егорка                                                        4. В поле стоял,

В красной ермолке,                                                            В мешках отдыхал,

Кто не пройдёт,                                                            В печи сидел,

Всяк поклон отдаёт. (земляника)                                    Людей накормил. (хлеб)

5. Железный конь с бензином,                               6. Ящик на коленях пляшет,

Подкованный резиной. (автомобиль)                        То поёт, то громко плачет. (гармонь)

7. Мимо рощи, мимо яра                                           8. Я глазищами моргаю

Мчит без дыма, мчит без пара                                   Неустанно день и ночь;

Паровозова сестричка.                                               И машинам помогаю,

Кто такая? (электричка)                                               И тебе хочу помочь. (светофор)

Задание: в отгадках подчеркнуть "ошибкоопасные места", составить с ними словосочетания или предложения, или выполнить разбор.

                                                             Скороговорки

Начиная с 5 класса, каждую неделю разучиваем с ребятами по одной скороговорке.

Начинаю эту работу примерно так: "Сейчас на примере слова "сентябрь" я покажу вам, как строится скороговорка. Повторим подряд:

Сентябрь, сентябрь, сентябрь.

Получилось? Конечно. Здесь нет ничего сложного. Это не скороговорка. Та должна трудно выговариваться. Допустим, вы захотите сами придумать скороговорку. Что для этого нужно? Надо так подобрать слова, чтобы помимо смысла они содержали звуковую путаницу - именно путаницу! Когда буквы в соседних словах выпадают, меняются местами, звонкие согласные смешиваются с глухими - вот тогда язычок начинает по-настоящему заплетаться, вот где можно потренировать произношение!

А теперь быстро повторите 5 раз подряд:

Рувень, вресень, рюень.

Не забуксовал ли поначалу язычок на трёх старинных синонимах сентября?

1. Принесла дрова дрофа.         

2. Барыня - боярыня

Для чего дрофе дрова?         

Боярышник берегла

Ведь в степи, где много дроф,

Бережком брела барышня,

Можно выжить и без дров.

 Боярышник обобрала.

3. Покупая попугая                      4.Кукушка кукушонку купила капюшон.

Покупая, не пугая:                                Надел кукушонок капюшон,

Попугаи с перепугу                         В капюшоне кукушонок смешон.

Перебудят всю округу.        

5. В доме у Димы дым.                6. Ежи в можжевельнике

Раздуваем Димин дым.                    Читают еженедельники.

7. Звала на малину Марина Галину         8. Сентябрь не злится,

Марину Галина звала на калину.                        А серебрится и золотится.

В сажень сазан посажен в казан.

Кроил портной кройку, да не того крой покроя.

У бобра шуба добра, у бобра добра до бровей.

Аришка кошке готовила окрошку.

Урок русского языка важен не только и не столько отработкой знаний, умений и навыков - он должен быть интересным и проблемным для ребёнка, развивающим его способности. Тогда и наше представление о ребёнке становится полнее. Может быть, и в самом деле не стоит идти на урок, если он не обещает быть интересным, прежде всего самому учителю.

Занимательные, творческие задания, стимулирующие у детей желание выразить себя, - основа личностно ориентированного обучения, подразумевающего индивидуальный подход, знание возрастной психологии ребёнка. Они особенно уместны в 5-7 классах (разумеется, занимательные задания нельзя исключать и в старших классах, но они будут несколько иного плана), когда дети ещё не боятся искренне говорить о самом разном, не боятся фантазировать и делиться своими маленькими открытиями и победами, учатся логически рассуждать, доказывать свою точку зрения.

Использование на уроках игровых, занимательных приёмов создаёт атмосферу увлечённости, делает интересным самый скучный, на взгляд детей, материал и тем самым облегчает его запоминание и усвоение. На уроках создаётся атмосфера взаимного доверия и живого общения, позволяющего успешно осуществлять самореализацию каждого ученика в процессе учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы)

Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех...

«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»

обобщение педагогического опыта работы:«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»Содержание:I. Введение....