Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы
методическая разработка на тему

Информационно-коммуникационные технологии  как  средство развития  познавательного  интереса  учащихся на уроках  русского  языка  и литературы  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Охтеурская общеобразовательная средняя школа»

   

                                                                       

Информационно-коммуникационные технологии  

как  средство развития  познавательного  интереса  учащихся  

на уроках  русского  языка  и литературы  

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                

                                                                                          Стр.

Введение ………………………………………………………………..………….3

Глава 1. Познавательный  интерес  как  особый вид  интересов  человека………………………………………………………………………..6  

  1. Развитие  познавательного интереса  подростков……………………….......9

Глава 2. Использование информационно-коммуникационных  технологий в педагогической деятельности  учителя ……………………………………...…11

 2.1 Практическое применение информационно-коммуникационных  технологий в преподавании русского языка и литературы………….………...18

2.2.  Рекомендации по применению  информационно-коммуникационных  технологий в преподавании русского  языка и литературы ………………..…23

Заключение ……………………………………………………………………....26

Список информационных источников …………………………………….…...30

ВВЕДЕНИЕ

«Приохотить» ученика к учению гораздо более  достойная  задача  учителя,  чем  «приневолить» его.

К. Д. Ушинский

Актуальность работы. «Мы живем  в эпоху,  когда  расстояние   от самых  безумных  фантазий до совершенно реальной  действительности  сокращается  с невероятной  быстротой», -  писал в свое время М. Горький.  И  сейчас, в  век  сплошной компьютеризации,  в век, когда техника шагнула вперед,  особенно актуально   звучат  слова М. Горького: «В  карете  прошлого никуда  не уедешь…».

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации, поэтому использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования,  что  и способствовало выбору   темы  педагогического проекта: «Информационно-коммуникационные технологии  как  средство развития  познавательного  интереса  учащихся  на уроках  русского  языка  и  литературы».

Применение  информационно-коммуникационных технологий в  преподавании  русского языка   и литературы   на данном этапе  модернизации образования -  это не дань моде,   а необходимость,   так как  они  способствуют совершенствованию практических  умений  и навыков;  позволяют эффективнее  организовать    самостоятельную   работу  и индивидуализировать   процесс обучения;  повышают интерес  к  урокам,  активизируют познавательную деятельность  учащихся.

Анализ  практики показывает,  что  большинство   педагогов   осознают   необходимость применения  ИКТ,  но  недостаточно   владеют информацией  о  широких возможностях ИКТ,   или же  не  владеют навыками работы  с ними,  что  в последствии приводит к  большим затруднениям  и  в их применении. Наблюдается тенденция отставания информационной культуры учителя от уровня учащихся, что приводит к заметному снижению авторитета учителя, к падению интереса учащихся к школьной учебе.

Возникает противоречие: между возможностями средств ИКТ  и существующими   традиционными методами развития  познавательного  интереса  учащихся.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Мы  понимаем,  что  информационно-коммуникационные технологии  могут    развить познавательный  интерес  у учащихся, но возникает проблема: Как информационно-коммуникационные технологии  способствуют развитию  познавательного   интереса учащихся  на уроках русского  языка  и литературы?

Цель: влияние  информационно-коммуникационных  технологий на развитие познавательного интереса учащихся на уроках  русского  языка  и литературы.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. проанализировать  теоретический  аспект проблемы   развития  познавательных  интересов  учащихся;
  2. изучить практический  опыт  решения проблемы   развития  познавательных  интересов через использование информационно-коммуникационные технологий;

3.использовать в своей работе  информационно-коммуникационные технологии для развития познавательного интереса учащихся на уроках  русского  языка  и литературы.

            Каждый учитель должен уметь  подготовить и провести урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, так  как ему предоставляется возможность эффективно организовать познавательную деятельность школьников, формировать высокий уровень мотивации, интереса к учебной деятельности.

ГЛАВА  I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ОСОБЫЙ ВИД ИНТЕРЕСОВ ЧЕЛОВЕКА

Разработка проблемы формирования познавательных интересов школьников для современного построения учебного процесса обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего. Уже в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитать его внутреннее побуждение расширять свой общий и специальный кругозор, чтобы встать в ранг интеллигентного рабочего, способного не только быть хорошим исполнителем производственной задачи, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровне творческой деятельности. Если выпускник школы будет работать в области науки, техники, культуры, ему тем более необходимы знания, обгоняющие время, помноженные на практические ориентиры, чтобы преобразовать действительность, и в том и в другом случае ему сможет помочь воспитанный в школе интерес к познавательной деятельности, развитие на этой основе склонности, способности в любых условиях идти в ногу со временем, с наукой, культурой. Вот в чем главные основания для формирования у школьников познавательных интересов.

Таким  образом,  познавательный  интерес  в  самом  общем определении  можно назвать  избирательной  деятельностью  человека  на  познание  предметов,  явлений, событий  окружающего мира,  активизирующей  психические  процессы,  деятельность  человека,  его познавательные  возможности.

Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.

Во-первых, интерес к предмету. Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.

Интерес  к  учебному  предмету -  направленность  личности  на процесс  овладения  знаниями,  избирательно  обращенная  к  определенному  учебному  предмету. Интерес  к учебному  предмету  выступает как  разновидность,  частный  случай  познавательного  интереса.

В настоящее  время проблема становления   интереса  к учебному  предмету  стала актуальной,  в  связи  с тем,  что  произошли  значительные изменения  в обществе  и образовании,  которые во  многом определяются  особенностями перехода  к  информационному обществу.  Стремительно нарастающие объемы учебной  информации  вошли  в противоречие   с  самими возможностями ее  усвоения.

Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).

В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

В качестве диагностических критериев познавательного интереса целесообразно выделить:

1. Положительно-познавательные отношения учащихся к учебной и внеучебной работе, проявляющиеся:

а) в оценке по учебному предмету;

б) в вопросах, задаваемых учащимися, свидетельствующих об их умственной активности и направленности интереса;

в) в сосредоточенности произвольного внимания как показателя сосредоточенности мыслей на предмете интереса;

г) в характере деятельности учащихся: активность, самостоятельность;

д) добросовестность выбора более сложного задания.

2. Участие во внеурочной деятельности по предмету.

3. Чтение дополнительной литературы по предмету.

4. Эмоциональное проявление в процессе деятельности.

О наличии и особенности познавательного интереса можно судить только при учёте этих критериев.

Обобщение  опыта  работы педагогов и психологов позволяет сделать  вывод  о  том,  что  познавательный  интерес является одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на личность в  целом,  на  создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и  на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

  1. 1.  Развитие  познавательного интереса  подростков

Проблема активизации познавательного интереса учащихся – подростков “стара как мир”, но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому “воспитание или возбуждение интереса к предмету», по  мнению М.М. Поташника,  – ключ к учению, познанию. [27, c. 36]

Если в начальной школе дети учатся, как правило, с желанием, то примерно к 5 классу этот огонек постепенно угасает. Действительно,  при переходе детей из начальной школы в среднюю отмечается тревожный и парадоксальный факт: интерес к учению от класса к классу уменьшается, несмотря на то, что интерес к явлениям и событиям окружающего мира продолжает развиваться, становится более сложным по содержанию. Учение и другие виды познания вступают в конфликт, так как новые интересы школьников недостаточно удовлетворяется в школе.

Развитие познавательных способностей учащихся – длительный процесс. Система работы учителя по активизации познавательной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели,  а самое главное  - с  учетом возрастных  и индивидуальных  способностей  учащихся. В  подростковом возрасте ведущая деятельность – “общественно-полезная”, интимно-личностное общение со сверстниками. Человек начинает ориентироваться в поведении не на взрослых (родителей, учителей), а на таких, как он (друзей, одноклассников). В данный период формируется “личность”. Как же найти выход из создавшейся ситуации? Как организовать деятельность подростков так, чтобы они, реализуя себя в содержательном общении со сверстниками, одновременно не потеряли интереса к учебному труду? Поиски ответов на поставленные вопросы и легли в основу данного  исследования, направленного на изучение возможности   повышения познавательного интереса учащихся II ступени  средствами информационно-коммуникационных  технологии.

ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому  использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Что  же подразумевают под  собой  ИКТ?

Во-первых,  это технологии,  позволяющие  искать,  обрабатывать  и  усваивать информацию  из различных  источников,  в  том числе  и из  Интернета.

Во-вторых, это использование  самого компьютера,  самых  разных программ. Таким образом,  информационно-коммуникационная  технология представляет собой объединение информационных  и  коммуникационных  технологий. ИКТ -  представление  информации   в  электронном виде,  ее обработка  и  хранение, но не  обязательно ее  передача. [17, c. 25]

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);  

2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

8) интерактивный   демонстрационный   материал ( упражнении,  опорные  схемы,  таблицы,  понятия)

 Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие:

1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;

8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»…». Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ). Информационные технологии позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
  • охватить обучением одновременно значительное количество учащихся, обеспечив высокое качество подготовки.
  • применять в практической деятельности приобретаемые знания и навыки по мере их освоения.
  • последовательно отслеживать уровень знаний и приобретённых навыков.
  • развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;
  • расширить возможности предъявления учебной информации;
  • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

  • усилить мотивацию учения;

  • активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
  • способствуют    совершенствованию   практических  умений  и  навыков  учащихся;

  • дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;
  • расширить наборы применяемых учебных задач;
  • качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;

  • приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Выделяют  следующие  формы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении:

  • подготовка дидактических материалов к урокам (создание мультимедийных презентаций  по различным темам, обучающих программ и т.д.);

  • использование электронных учебных пособий (программ, тренажёров- репетиторов) в обучении;

  • использование информации, передающейся по электронной сети.

При работе с персональным компьютером  выделяют следующие    виды  деятельности   школьников:

  • самостоятельная работа с информацией по интересующей теме,

  • учебная деятельность в режиме самообразования,

  • учебная деятельность в режиме дистанционного обучения,

  • коммуникативная деятельность в сети  ИНТЕРНЕТ.

Компьютер   может использоваться  на всех  этапах  обучения,  и при  этом для ребенка  он  выполняет различные функции: учителя, рабочего  инструмента,  объекта  обучения,  сотрудничающего коллектива, игровой  среды.  В функции  учителя  компьютер предстиавляет  источник  информации  (частично  заменяющий  учителя  и книгу); наглядное  пособие (качественно  нового  уровня  с  возможностями  мультимедиа  и телекоммуникаций); индивидуальное  информационное  пространство; тренажер; средство  диагностики  и контроля.

Использование компьютера в учебном процессе – (внедрение новых информационных технологий) – это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, и тем самым повысить уровень орфографической и пунктуационной компетентности учащихся, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к предмету.

Когда же следует применять ПК? Когда другие средства оказываются менее эффективными, менее результативными. При этом следует заметить, что эффективность компьютерного обучения целиком и полностью зависит от качества обучающих программ.

Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т.д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

Особенностью компьютерного (программированного) обучения являются

  • пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также
  • наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

Будучи уникальным современным средством наглядности, обеспечивающим учащемуся активное взаимодействие с динамическими таблицами, опорными схемами и сигналами, алгоритмами, компьютер обладает способностью методически ярко предъявить саму языковую наглядность, «материализовать» её с помощью цвета, графики, системы подчёркивания, динамики изображения, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и т.д. Компьютерная поддержка позволяет разнообразить формы и способы предъявления материала с помощью моделирующих возможностей, цвета, графики. Благодаря постоянной обратной связи информирующего и контролирующего характера школьники приобретают возможность корректировать свою учебную деятельность. Компьютер целесообразно использовать не только как средство наглядности, но, в первую очередь, в качестве средства активного обучения.

Но наряду   с плюсами возникают  проблемы использования ИКТ. Среди главных проблем можно выделить следующие:

  • психологическая перестройка сознания учителя;
  • компьютерная грамотность (особенно преподавателей);
  • программное обеспечение по учебным предметам;
  • методика применения программных педагогических средств в учебном процессе.

К сложностям можно отнести и следующие:

  • сильные учащиеся могут закончить работу за 5-10 минут, слабым же потребуется до 40 минут. Следовательно, возникает необходимость предусмотреть дополнительный дидактический материал повышенной трудности для первой группы школьников, решить вопрос о сочетании работы на компьютере с традиционными приёмами (письменными упражнениями на основе учебника, словаря и других средств обучения);
  • составление программ специалистами;
  • ассистент на уроке – учитель информатики;
  • большая загруженность компьютерных классов.

Необходимо  отметить  трудности и  методического  характера:

  •   применение ПК максимально «уплотняет» урок. И для того, чтобы учащиеся, с одной стороны, не уставали, а с другой – не теряли времени даром, необходимо максимально разнообразить урок, создавать проблемные ситуации, привлекать творчество учащихся;
  • надо не «перегрузить» учащихся работой на ПК. Чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, а не пользу;
  • невозможность обеспечить каждого ученика компьютером в сельских школах (но тогда – использование группового метода).

Следовательно, компьютер на уроке необходим как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное. Компьютер не подменяет ставшие уже привычными дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе традиционно проводимого урока.

2.1 Практическое применение информационно-коммуникационных  технологий в преподавании русского языка и литературы

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю  русского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.                                        В  своей  педагогической  деятельности   работаю по следующим направлениям:

  • использование готовых программных продуктов;
  • работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher);
  • работа с ресурсами Интернет

Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:

В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза», методический комплекс компании «Медиахауз», «Энциклопедия русской литературы», «Большая энциклопедию Кирилла и  Мефодия», «Уроки русского языка и  литературы  Кирилла и  Мефодия», «Интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ», «5 баллов. Подготовка к ЕГЭ», «Тестовый  комплекс Н. Ткаченко Грамматика  русского языка», Дидактический   и раздаточный   материал. Русский язык. 5-7 классы», «Предметные  недели. Русский язык  и  литература», «1С: Школа. Русский  язык, 5-6 классы. Морфология. Орфография», «Страна Лингвиния. Орфографический  диктант», «Обучение  сочинениям. Развитее  речи. 5-11классы»,   «Тематическое планирование. Русский  язык  и  литература»,    «Уроки литературы.  6-10 классы»). Учебные  компьютеры программы  позволяют решить  ряд проблем:

  • повысить интерес  учащихся   к  предмету;
  • повысить успеваемость  и качество знаний  учащихся;
  • сэкономить время на опрос учащихся;
  • дают  возможность  учащимся самостоятельно  заниматься не только на уроках,  но и   в домашних  условиях;
  • помогают и учителю повысить уровень своих  знаний.

Все больше широкую популярность  приобретает работа с  ресурсами  сети Интернет. Возможности  Интернет позволяют   использовать в  своей   деятельности  разнообразную интересную  дополнительную  информацию.   Своим  наставничеством учу  детей  среди обилия  информации  в  интернете  находить  нужную,  учится  обрабатывать эту  информацию,  что  является  наиболее  важной  задачей. Все  мы сталкиваемся с  тем,  что  наши ученики  приносят аккуратно переписанные  с  сайтов  сочинения,  бездумно и совершенно   без усилий  перепечатанные  доклады  и  рефераты. Есть ли польза   в такой  работе»? минимальная: все  же  нашел,  что  искал,  и сумел  выкрутиться  из проблемы. В таких  же случаях,  чтобы  подобная  работа  все же  приносила пользу,  создав необходимость  обработать найденную информацию,  преобразовав  ее, например,  в  виде опорной схемы,   презентации,  тестовых заданий,  вопросов  по тем и  т. п. Предлагаю  учащимся задания следующего  характера:

  • используя  ресурсы  Интернета, создать  мультимедийную  галерею портретов изучаемого  автора, сопроводив  каждый небольшой  надписью;
  • используя ресурсы  Интернета,  создать мультимедийную  галерею  иллюстраций  к  изучаемому  произведении,  сопроводив иллюстрации материалом (о художнике.  Времени создания картины)  и цитатой  из  художественного текста.
  • Используя ресурсы Интернета,  создать мультимедийную  хрестоматию  фрагментов  критических  статей,  посвященных  изучаемому произведению;
  • Найти в  сети  Интернет готовые   рефераты,  сочинения по пройденной теме  и  написать рецензию  на одну из работ или отредактировать одну из них.

Такие  задания  я  начинаю  предлагать уже  учащимся  5  класса.  Вопрос лишь  в объеме  работы,  характере  их  выполнения (групповой,  под  руководством  учителя,  с родителем,  самостоятельно),  критериях  оценки.

Характерной  особенностью этих работ  является то,  что  они помогают развивать навыки,  которые  необходимы  не только при изучении  гуманитарных предметов. Это такие,  как: навык  отбора  материалов  по теме,  навык сравнительно-сопоставительного  анализа, навык  группировки и презентации  материала.

Да, сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных программ на CD с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. К работе с ними дети проявляют неподдельный и живой интерес, который целесообразно использовать в учебно-воспитательном процессе. Привнесение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников.                                                                Но, несмотря  на  большое многообразие  готовых  программных  продуктов по русскому  языку  и литературе,   у учителя всегда возникает потребность в создании собственных компьютерных материалов. Это можно объяснить невозможностью подобрать нужный материал по теме из электронных пособий, а самое главное, творческим подходом к объяснению материала,  несоотвествие  возрастным  особенностям и особенностям класса. Первоначально я использовала ИКТ (как правило, приложение Microsoft Word) в своей педагогической деятельности для планирования учебного материала и учебных занятий, подготовки печатных материалов к урокам. Для обработки результатов проверочных и контрольных работ, кроме Microsoft Word, привлекала возможности Microsoft Excel. В последнее время использование мною информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось. И свой  опыт практического применения   ИКТ  в преподавании русского  языка  и литературы     я решил представить в электронном сборнике  учебных  материалов.  

2. 1.   Рекомендации по применению  информационно-коммуникационных  технологий в преподавании русского  языка и литературы.  

Урокам  с применением ИКТ свойственно следующее:

1.      принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

2.      управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

3.      интерактивность и диалоговый характер обучения;  -  ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

4.      оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5.      поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

6.      неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

        Каждый учитель, применяющий образовательные компьютерные программы на уроках русского  языка  и литературы, должен знать, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим методологическим требованиям:

  • концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;
  • системность: наличие всех признаков системы (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность)
  • эффективность: гарантируя результаты, соответствующие образовательным стандартам;
  • гибкость: возможность вариаций в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом конкретных условий педагогической действительности;
  • динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии;
  • воспроизводимость: возможность использования технологии другими учителями в данном образовательном учреждении или в других.

Предлагаю  следующие рекомендации по использованию ИКТ   в преподавании русского  языка  и  литературы:

  • Перед использованием компьютерных технологий учащихся необходимо научить пользоваться им, провести инструктаж,  проверить готовность к работе и четко определить цели работы, объекты оценки и контроля.
  • Использование компьютерных технологий не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию.
  • Следует учесть  то,  что использование компьютерных технологий в начале урока сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5-10 минут позже обычного.
  • Если для урока выбрана  презентация,  то  хорошо,  если  показ  слайдов будет сопровождаться  музыкой, особенно на уроках  литературы.
  • Дидактические  материалы   помогают учителю при организации на уроке и дополнительных занятиях контроля  знаний, осуществляемого как  в самостоятельной   деятельности  учащихся,  так  и под  руководством учителя. Карточки  рассчитаны на творческое    его  использование.
  • Тесты  помогут осуществить  контроль знаний  при проверке  домашних  заданий  и закреплении  полученных знаний на уроках.  Перед тем  как  предложить детям выполнение  теста учителю необходимо  познакомить  с критериями оценивания и  с  требованиями к  уровню подготовки.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый ученик хочет, чтобы его не просто любили, а чтобы он купался в этой любви, чтобы его не просто учили, а чтобы он погружался в мир знаний с большим интересом. В  условиях  обновления  содержания  и структуры современного  образования проблема  развития  познавательных  интересов    учащихся приобретает новое  звучание  и  требует дальнейшего  осмысления. Наше время -  время перемен. Компьютер  сегодня проникает  во все сферы  жизни, становясь инструментом  решения  многих  проблем. Поэтому  ИКТ на сегодняшний  день являются  одним  из  средств развития  познавательного интереса  учащихся.                                                                   

Анализ изученной психолого-педагогической, методической литературы, результаты диагностики убедили в необходимости активной работы по формированию познавательного интереса учащихся, так как на сегодняшний день она не утратила своей актуальности.                                        

Познавательный интерес обеспечивает напряжение мысли каждого ученика, а знание добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти. Познавательный интерес создаёт условия для проявления детьми творчества, побуждает учащихся самостоятельно думать. Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности каждого школьника.                

Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку и литературе столь важно в работе учителя. Для решения этой задачи необходимо использовать на уроках ИКТ, так как огромные возможности ИКТ (систематизация, красочность, занимательность, мобильность предлагаемой информации), безусловно, повышают интерес учащихся к уроку и к предмету, а значит, повышается и качество усвоения знаний.                

Диагностика учащихся в ходе наблюдения, анкетирования,   анализа устных ответов и письменных работ учащихся и проведенный анализ ее результатов позволяют с уверенностью говорить о целесообразности проведенной работы, т.е. при создании условий для формирования познавательного интереса, при целенаправленном и регулярном использовании средств ИКТ на уроках  русского  языка  и  литературы   у школьников действительно достигается более высокий уровень познавательного интереса, что ведет за собой качественный рост результатов обучения.

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация познавательного процесса учащихся. Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям.

Считаю применение ИКТ на уроках эффективным, так как это повышает мотивацию учащихся к изучению предмета, развивает внимательность. Уроки получаются более интересными и насыщенными, проходят в хорошем темпе.

Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.

В  ходе  работы  можно сделать следующие выводы:

  • Проблема развития познавательного интереса всегда была в центре внимания педагогов и психологов;
  • Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
  • Познавательный  интерес является одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на личность в  целом,  на  создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и  на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
  • Информационно-коммуникационные   технологии представляют собой объединение информационных  и  коммуникационных  технологий, которые позволяют  искать,  обрабатывать  и  усваивать информацию  из различных  источников,  в  том числе  и из  Интернета.
  • Результаты  диагностики учащихся позволяют судить о  том,  что при целенаправленном и регулярном использовании средств ИКТ на уроках  русского  языка  и  литературы   у школьников действительно достигается более высокий уровень познавательного интереса.
  • Трудности, которые возникали в работе, были связаны с материально-технической стороной организации процесса обучения (занятость  кабинета  информатики,  проблемы  в  сети интернет  в  нужный  момент,  проблема распечатки  объемных работ детей  и т. д.)

 Работа по данной теме будет  продолжаться, используя возможности современных технических средств и информационных технологий,  а конкретно  с применением   интерактивной доски   в  учебном процессе.

Частичное применение интерактивной  доски на уроках  русского языка и литературы уже  показывают то,  что  учащиеся  с желанием работают на уроках,  испытывают положительные  эмоции,  чувство  достижения  успеха  и гордость за себя.     Поэтому в дальнейшей своей  деятельности   намереваюсь  широко  и  активно  использовать  возможности  интерактивной доски  в учебном процессе,  а   для этого  необходимо:  

  • Изучить  возможности  применения  интерактивной  доски  в  учебном процессе;
  • Пройти обучающий  курс  или  семинар   по использования   встроенного  программного обеспечения,  методике  построения  роков с  использованием  нового  оборудования.

Цели  и задачи, поставленные  в  начале работы реализованы. Проанализирован  теоретический  аспект проблемы  развития  познавательных  интересов  учащихся, изучен практический  опыт  решения  проблемы познавательных  интересов.

СПИСОК  ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Архипова Н. П.  и др. Уроки  литературы  с  применением   информационных  технологий. 6-10 классы. Методическое   пособие  с электронным приложением. – М.: Глобус, 2009.
  2. Березовин, К.А., Сманцер, А.П. Воспитание у школьников интереса к учению. – Минск, 1987.
  3. Долинер  Л .И., Стариченко Б .Е. Информационные  и  коммуникационные технологии в  образовании: Материалы I – ой Региональной  научно-практической конференции. – Екатеринбург: Институт  развития регионального образования, Уральский  государственный   педагогический  университет, 2007.
  4. Истратова О .Н., Эксакусто Т. В. Справочник  психолога  средней  школы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  5. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности.  - Л., 1992.
  6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
  7. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989.
  8. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. — Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989. 
  9. Третьяков  П. И. Оперативное управление качеством  образования  в  школе. Теория  и практика. Новые  технологии. – М.: ООО «Издательство  Скрипторий 2003», 2004.
  10. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.
  11. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1971. 
  12. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. 
  13. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.,1971.
  14. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
  15.  Аттестация  учителей русского  языка  и  литературы: методические   рекомендации/ Под ред. Л. Я.  Олиференко. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  16. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. -  М., 1992;
  17.  Информационные  и коммуникационные  технологии   в образовании. Материалы  педагогической  конференции 29 апреля  2009 года. / Сост. Н. В. Сыропятова,  Г. П. Филимонова. – Красноуфимск, 2009.
  18. Полезно знать …Методические  рекомендации  для  аттестующихся  педагогов / Сост. Сыропятова  Н. В. – Красноуфимск, 2007.
  19. Сборник нормативных  документов. Федеральный  компонент Государственного  стандарта общего образования  по русскому  языку. /Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
  20. Баскаков В.Ю., Бахтеров В.Е, Резниченко И.Л. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку. // Русский язык в школе. -  1998.  -  №2, с.7-12.
  21. Емельянова М.Л., Коршунов С.В. Из опыта создания и использования обучающей компьютерной программы по русскому языку. // Русский язык в школе. - 1990. -  №5, с.22-25.
  22. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения // Психология и педагогика. -  2002 г.  - №5, с. 17.
  23. Дудчик С.В. Эскорт познавательных интересов школьника.// Естествознание в школе. – 2004,  - №1.
  24. Зенченко Н.М. Из опыта работы в компьютерном классе. // Русский язык в школе. - 1999. -  №5, с.20-23.
  25. Львов В.В. Компьютеры на уроках русского языка. // Русский язык в школе. -  1996. - №3, с.3-7.
  26. Морозов И.Ю. Проблемы программно-методического обеспечения уроков русского языка в компьютерных классах. // Русский язык в школе. -  1990.  - №6, с.3-11.
  27. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика. - 1979г. - №2,. с. 5.
  28. Супрунова Анна Витольдовна. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы.2005 г.  – № 7,  с. 25.
  29.   http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,4911/Itemid,118/
  30.  http:// www.1september.ru/upr.htm
  31.  http:// www.litera.ru/
  32.  http:// www.russkii.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Косарева Н.Н., Отставнова В.В. Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Данная работа представляет собой обобщение опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы....

Информационно – коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от це...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В настоящий момент происходят глубокие из...

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...