Виды разборов на уроке русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Материал составлен в помощь учащимся 5-11 классов при изучении русского языка и выполнении различных видов разборов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Морфемика
Теоретические сведения
- Формообразовательные суффиксы глаголов: -л- (суффикс глагола прошедшего времени);
-ть-(-ти-) (суффикс инфинитива) – не входят в основу слова:
писал, читать, принести
- У глаголов, оканчивающихся на –чь, -чь входит в состав корня:
жечь, беречь
- Возвратные суффиксы –ся, -сь входят в основу слова:
открывается
- Суффиксы сравнительной и превосходной степеней сравнения имён прилагательных
не входят в основу слова:
красивее, широчайший
- В неизменяемых словах (наречиях, деепричастиях) основа слова равна всему слову:
слева, думая
Ни в коем случае не ставится знак нулевого окончания:
издалека
Порядок морфемного разбора
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание и определи его значение.
- Укажи основу слова.
- Путём подбора однокоренных слов выдели в слове корень.
- Выдели приставки и суффиксы (если они есть).
Докажи правильность выделения этих морфем с помощью подбора слов
с другим корнем, но этими же приставками и суффиксами.
Предварительный просмотр:
Порядок лексического разбора слова (5)
- Определи лексическое значение слова.
- Укажи, однозначное это слово или многозначное.
- Укажи, какие синонимы и антонимы имеет это слово.
- Укажи, какие пометы, указывающие на особенности употребления этого слова, имеются в словаре.
- Назови особенности употребления слова в данном тексте (предложении или словосочетании).
Порядок лексического разбора слова (5)
- Определи лексическое значение слова.
- Укажи, однозначное это слово или многозначное.
- Укажи, какие синонимы и антонимы имеет это слово.
- Укажи, какие пометы, указывающие на особенности употребления этого слова, имеются в словаре.
- Назови особенности употребления слова в данном тексте (предложении или словосочетании).
Предварительный просмотр:
Порядок морфологического разбора глагола (3)
- Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму.
- Назови постоянные признаки (вид, возвратность, переходность, спряжение); непостоянные признаки (наклонение, время, число, род и лицо).
- Определи роль в предложении.
Примечания. 1. Род определяем в прошедшем времени.
2. Если глагол в инфинитиве – нет непостоянных признаков.
Порядок морфологического разбора глагола (3)
- Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму.
- Назови постоянные признаки (вид, возвратность, переходность, спряжение); непостоянные признаки (наклонение, время, число, род и лицо).
- Определи роль в предложении.
Примечания. 1. Род определяем в прошедшем времени.
2. Если глагол в инфинитиве – нет непостоянных признаков.
Предварительный просмотр:
Порядок морфологического разбора деепричастия (3)
- Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?
- Назови признаки: вид, возвратность.
- Определи роль в предложении.
Примечания. 1. Деепричастие – неизменяемая часть речи, поэтому у него не указывают начальную форму. 2. Слова стоя, молча и т.п. не являются деепричастиями.
Порядок морфологического разбора деепричастия (3)
- Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?
- Назови признаки: вид, возвратность.
- Определи роль в предложении.
Примечания. 1. Деепричастие – неизменяемая часть речи, поэтому у него не указывают начальную форму. 2. Слова стоя, молча и т.п. не являются деепричастиями.
Предварительный просмотр:
Порядок морфологического разбора имени прилагательного (3)
- Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму.
- Укажи постоянный признак (разряд по значению); непостоянные признаки (степень сравнения (если есть), полная или краткая форма, род, число, падеж).
- Определи роль в предложении.
Примечания. 1. При употреблении прилагательных их значения могут изменяться: заячий выводок (притяж.); заячья шуба (относит.); заячья трусость (качествю).
2. Качественные прилагательные имеют две формы: полную и краткую (красивый – красив), относительные – только полную, притяжательные в разных падежах могут иметь как краткие, так и полные формы.
3. Прилагательные, употреблённые в краткой форме или сравнительной степени, чаще являются сказуемыми.
Порядок морфологического разбора имени прилагательного (3)
- Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму.
- Укажи постоянный признак (разряд по значению); непостоянные признаки (степень сравнения (если есть), полная или краткая форма, род, число, падеж).
- Определи роль в предложении.
Примечания. 1. При употреблении прилагательных их значения могут изменяться: заячий выводок (притяж.); заячья шуба (относит.); заячья трусость (качествю).
2. Качественные прилагательные имеют две формы: полную и краткую (красивый – красив), относительные – только полную, притяжательные в разных падежах могут иметь как краткие, так и полные формы.
3. Прилагательные, употреблённые в краткой форме или сравнительной степени, чаще являются сказуемыми.
Предварительный просмотр:
Порядок морфологического разбора имени существительного (3)
- Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму.
- Укажи постоянные признаки (одушевлённое-неодушевлённое, собственное-нарицательное, род, склонение);
непостоянные признаки (число, падеж).
- Определи роль в предложении.
Порядок морфологического разбора имени существительного (3)
- Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму.
- Укажи постоянные признаки (одушевлённое-неодушевлённое, собственное-нарицательное, род, склонение);
непостоянные признаки (число, падеж).
3. Определи роль в предложении.
Предварительный просмотр:
Порядок морфологического разбора имени числительного (3)
- Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму.
- Укажи постоянные признаки: разряд по значению (количественное, порядковое, дробное, собирательное), вид по строению (простое, составное, сложное); непостоянные признаки (род, число, падеж (если есть)).
- Определи роль в предложении.
Примечания. 1. Порядковые числительные изменяются по родам, числам, падежам, а количественные – только по падежам (кроме слов один, два). 2. Сочетание числительного в И. и В. падежах с существительным в Р.п. является одним членом предложения (подлежащим или дополнением).
Порядок морфологического разбора имени числительного (3)
- Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму.
- Укажи постоянные признаки: разряд по значению (количественное, порядковое, дробное, собирательное), вид по строению (простое, составное, сложное); непостоянные признаки (род, число, падеж (если есть)).
- Определи роль в предложении.
Примечания. 1. Порядковые числительные изменяются по родам, числам, падежам, а количественные – только по падежам (кроме слов один, два). 2. Сочетание числительного в И. и В. падежах с существительным в Р.п. является одним членом предложения (подлежащим или дополнением).
Предварительный просмотр:
Порядок морфологического разбора местоимения (3)
- Укажи часть речи. На что указывает (предмет, признак или количество)? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму (Им.п., ед. ч., м. р. – если есть ).
- Укажи постоянные признаки: группа по соотношению с другими частями речи (местоимение – существительное, местоимение – прилагательное, местоимение - числительное или местоимение – наречие ); разряд; лицо (у личных и притяжательных); число (у личных и притяжательных); род (если есть). Непостоянные признаки: падеж; число; род (если есть).
- Определи роль в предложении.
Примечание.
1. Местоимения – числительные и местоимения – существительные изменяются по падежам.
2. Местоимения – прилагательные изменяются по родам (в ед.ч.), числам, падежам.
3. Местоимения – наречия не изменяются.
4. Все вопросительные, отрицательные и неопределённые слова являются местоимениями.
Порядок морфологического разбора местоимения (3)
- Укажи часть речи. На что указывает (предмет, признак или количество)? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму (Им.п., ед. ч., м. р. – если есть ).
- Укажи постоянные признаки: группа по соотношению с другими частями речи (местоимение – существительное, местоимение – прилагательное, местоимение - числительное или местоимение – наречие ); разряд; лицо (у личных и притяжательных); число (у личных и притяжательных); род (если есть). Непостоянные признаки: падеж; число; род (если есть).
- Определи роль в предложении.
Примечание.
1. Местоимения – числительные и местоимения – существительные изменяются по падежам.
2. Местоимения – прилагательные изменяются по родам (в ед.ч.), числам, падежам.
3. Местоимения – наречия не изменяются.
4. Все вопросительные, отрицательные и неопределённые слова являются местоимениями.
Предварительный просмотр:
Порядок морфологического разбора предлога (3)
- Назови часть речи.
- Укажи признаки: вид по происхождению (производный – непроизводный), к чему относится, с каким падежом употреблён, разряд по значению (пространственное, временное, причинное, целевое, образа действия, дополнительное значение).
Порядок морфологического разбора предлога (3)
- Назови часть речи.
- Укажи признаки: вид по происхождению (производный – непроизводный), к чему относится, с каким падежом употреблён, разряд по значению (пространственное, временное, причинное, целевое, образа действия, дополнительное значение).
Порядок морфологического разбора предлога (3)
- Назови часть речи.
- Укажи признаки: вид по происхождению (производный – непроизводный), к чему относится, с каким падежом употреблён, разряд по значению (пространственное, временное, причинное, целевое, образа действия, дополнительное значение).
Предварительный просмотр:
Порядок морфологического разбора причастия (3)
- Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму.
- Назови постоянные признаки: разряд, форма, время, вид, возвратность;
непостоянные признаки: род, число, падеж.
- Определи роль в предложении.
Примечание. 1. Только страдательные причастия имеют как полную, так и краткую форму.
2. Род следует указывать только у причастий, употреблённых в форме ед.ч.
3. Словообразовательные суффиксы причастий – сигналы для определения категории времени.
Порядок морфологического разбора причастия (3)
1. Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму.
- Назови постоянные признаки: разряд, форма, время, вид, возвратность;
непостоянные признаки: род, число, падеж.
- Определи роль в предложении.
Примечание. 1. Только страдательные причастия имеют как полную, так и краткую форму.
2. Род следует указывать только у причастий, употреблённых в форме ед.ч.
3. Словообразовательные суффиксы причастий – сигналы для определения категории времени.
Предварительный просмотр:
Порядок морфологического разбора союза (3)
- Назови часть речи.
- Укажи признаки: группу (сочинительные и подчинительные), разряд по значению (соединительные, разделительные, противительные, целевые, причинные, временные, условные, уступительные, сравнительные, следственные, изъяснительные), вид по строению (простой, составной).
Порядок морфологического разбора союза (3)
- Назови часть речи.
- Укажи признаки: группу (сочинительные и подчинительные), разряд по значению (соединительные, разделительные, противительные, целевые, причинные, временные, условные, уступительные, сравнительные, следственные, изъяснительные), вид по строению (простой, составной).
Порядок морфологического разбора союза (3)
- Назови часть речи.
- Укажи признаки: группу (сочинительные и подчинительные), разряд по значению (соединительные, разделительные, противительные, целевые, причинные, временные, условные, уступительные, сравнительные, следственные, изъяснительные), вид по строению (простой, составной).
Предварительный просмотр:
Порядок морфологического разбора частицы (3)
- Назови часть речи.
- Укажи признаки: функцию в предложении, разряд по значению.
Примечание. Частицы кое-, -то, -либо, -нибудь по своей роли близки к морфемам.
Порядок морфологического разбора частицы (3)
- Назови часть речи.
- Укажи признаки: функцию в предложении, разряд по значению.
Примечание. Частицы кое-, -то, -либо, -нибудь по своей роли близки к морфемам.
Порядок морфологического разбора частицы (3)
- Назови часть речи.
- Укажи признаки: функцию в предложении, разряд по значению.
Примечание. Частицы кое-, -то, -либо, -нибудь по своей роли близки к морфемам.
Предварительный просмотр:
Порядок морфологического разбора наречия (3)
- Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?
- Назови признаки: значение, форма сравнения.
- Определи роль в предложении.
Примечания. Следует различать наречия и слова состояния, которые не зависят от других слов и являются сказуемыми в предложениях без подлежащего.
Порядок морфологического разбора наречия (3)
- Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?
- Назови признаки: значение, форма сравнения.
- Определи роль в предложении.
Примечания. Следует различать наречия и слова состояния, которые не зависят от других слов и являются сказуемыми в предложениях без подлежащего.
Предварительный просмотр:
Порядок орфографического разбора (6)
- Запиши слово, поставь ударение.
- Подчеркни одной чертой орфограммы.
- Подсчитай количество орфограмм.
- Двумя чертами подчеркни букву, влияющую на написание данной орфограммы.
- Кратко сформулируй орфографическое правило, объясняющее данное правописание.
Примечание. Если в слове не одна, а несколько орфограмм, каждая орфограмма обязательно объясняется отдельно и само слово выписывается столько раз, сколько в нём орфограмм.
Порядок орфографического разбора (6)
- Запиши слово, поставь ударение.
- Подчеркни одной чертой орфограммы.
- Подсчитай количество орфограмм.
- Двумя чертами подчеркни букву, влияющую на написание данной орфограммы.
- Кратко сформулируй орфографическое правило, объясняющее данное правописание.
Примечание. Если в слове не одна, а несколько орфограмм, каждая орфограмма обязательно объясняется отдельно и само слово выписывается столько раз, сколько в нём орфограмм.
Предварительный просмотр:
Порядок пунктуационного разбора
- Запиши предложение, подчеркни пунктограмму.
- Кратко сформулируй пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы в СП, выделить ряд однородных членов, найти обращение и т. д.).
- Начерти схему предложения, включив в неё графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.
Примечание. Если в предложении несколько пунктограмм, желательно каждую из них объяснить отдельно.
Порядок пунктуационного разбора
- Запиши предложение, подчеркни пунктограмму.
- Кратко сформулируй пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы в СП, выделить ряд однородных членов, найти обращение и т. д.).
- Начерти схему предложения, включив в неё графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.
Примечание. Если в предложении несколько пунктограмм, желательно каждую из них объяснить отдельно.
Предварительный просмотр:
Порядок синтаксического разбора простого предложения (4)
- Предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), потому что…
- По эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное) (пояснение дают, если предложение восклицательное).
- В предложении одна основа (подчеркнуть подлежащее и сказуемое).
- Предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа.
- По наличию главных членов (двусоставное, односоставное), потому что…
- По наличию второстепенных членов (распространённое, нераспространённое), потому что…
- Предложение полное (в нём всё понятно).
- Предложение осложнено (чем), (не осложнено).
- Если предложение осложнено, то составляем схему.
Порядок синтаксического разбора простого предложения (4)
- Предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), потому что…
- По эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное) (пояснение дают, если предложение восклицательное).
- В предложении одна основа (подчеркнуть подлежащее и сказуемое).
- Предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа.
- По наличию главных членов (двусоставное, односоставное), потому что…
- По наличию второстепенных членов (распространённое, нераспространённое), потому что…
- Предложение полное (в нём всё понятно).
- Предложение осложнено (чем), (не осложнено).
- Если предложение осложнено, то составляем схему.
Предварительный просмотр:
Порядок синтаксического разбора сложного предложения (4)
- Определи вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
- Определи вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
- Подчеркни грамматические основы, найди границы частей ([ ],( ) или [ ], [ ]). Определи из скольких простых состоит.
- Предложение сложное, бессоюзное (союзное), потому что состоит из двух простых предложений, которые связаны при помощи интонации (союзов).
- Если предложение союзное, указать какое (сложносочинённое или сложноподчинённое).
- Простые предложения в составе сложного разделяются запятой.
- Схема.
- Далее каждая часть разбирается как простое предложение.
Порядок синтаксического разбора сложного предложения (4)
- Определи вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
- Определи вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
- Подчеркни грамматические основы, найди границы частей ([ ],( ) или [ ], [ ]). Определи из скольких простых состоит.
- Предложение сложное, бессоюзное (союзное), потому что состоит из двух простых предложений, которые связаны при помощи интонации (союзов).
- Если предложение союзное, указать какое (сложносочинённое или сложноподчинённое).
- Простые предложения в составе сложного разделяются запятой.
- Схема.
- Далее каждая часть разбирается как простое предложение.
Предварительный просмотр:
Порядок фонетического разбора (1)
- Выдели слоги.
- Покажи место ударения.
- Дай характеристику всем звукам по порядку, укажи, какими буквами они обозначены.
- Подсчитай количество звуков и букв.
Примечание. 1) Если звук гласный, то ударный или безударный.
2) Если звук согласный, то звонкий – глухой, парный – непарный,
твёрдый – мягкий.
Порядок фонетического разбора (1)
- Выдели слоги.
- Покажи место ударения.
- Дай характеристику всем звукам по порядку, укажи, какими буквами они обозначены.
- Подсчитай количество звуков и букв.
Примечание. 1) Если звук гласный, то ударный или безударный.
2) Если звук согласный, то звонкий – глухой, парный – непарный,
твёрдый – мягкий.
Предварительный просмотр:
Справочные материалы
Текст- это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте - порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.
Тема текста - это то, о чём (или о ком) в нём говорится.
Основная мысль текста - это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.
Стили речи
Разговорный стиль используется для того, чтобы обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми. Он уместен в домашней неофициальной обстановке, а также в дружеских письмах, посланиях.
Научный стиль используется для точной передачи научных знаний. Им написаны статьи в учебниках, словарях, энциклопедиях. Научный стиль характеризуется наличием специальных слов- терминов. Научный стиль требует точности и однозначности, поэтому слова в нём употребляются только в одном значении.
Художественный стиль - это стиль художественной литературы: рассказов, повестей, романов, стихотворений и др. Цель этого стиля - воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин. Одна из особенностей художественного стиля состоит в использовании образных средств языка: эпитетов, метафор, олицетворений и др.
Типы речи
Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать - значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий. Построение текста: зачин (общее представление предмета), срединная часть (перечисление отличительных признаков), концовка (вывод или предложение, просто заканчивающее перечисление признаков). К текстам описательного характера можно поставить вопрос какой?
Повествование - рассказ о действиях и событиях в определённом порядке (что было сначала, что потом ... и наконец). Построение текста: вступление (экспозиция) (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои, с которыми это произошло), завязка (момент, с которого начинается событие), основная часть (развитие действия), кульминация (момент наивысшего накала событий), развязка (окончание в развитии событий). К текстам повествовательного характера можно поставить вопрос что произошло?
Рассуждение - изложение причин явлений и событий, их взаимная связь. Основа рассуждения - перечисление фактов, доказательств, обосновывающих вывод, к которому стремится привести читателя автор. Построение текста: тезис (основная мысль - то, что надо доказать), доказательства (с примерами), вывод (заключение, обобщение). В некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод. К текстам-рассуждениям можно поставить вопрос почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды рефлексии на уроках русского языка и литературы
В статье представлены материалы, которые помогут качественно проводить рефлексию на урока не только русского языка, но и на остальных предметах...
Реферат "Обучение школьников разным видам чтения на уроках русского языка и литературы"
теория вопроса и приложение....
"Морфологический разбор местоимения" (урок русского языка с применением активных методов обучения)
Конспект урока русского языка "Морфологический разбор местоимения" (6 класс) составлен по шаблону, используемому при описании занятий с применением АМО (шаблон взят: http://www.moi-universitet.ru...
Формы и виды опроса на уроках русского языка.
Формы и виды опроса на уроках русского языка. Подготовилаучитель русского языка и литературыАнисимова Татьяна Николаевна...
Виды разбора на уроках русского языка
Автор Е.А.Еремина...
"Морфологический разбор частиц". Урок русского языка в 7 классе.
Данная разработка урока содержит мультимедийную презентацию, которая не только позволит усвоить тему урока учащимися, но и поможет учителю воспитывать у учащихся положительное отношение к здоровому об...
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАЗБОРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24040928","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...