Виды разборов на уроке русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Озернюк Нина Владимировна

Предварительный просмотр:

Морфемика

Теоретические сведения

  1. Формообразовательные суффиксы глаголов: -л- (суффикс глагола прошедшего времени);

-ть-(-ти-) (суффикс инфинитива) – не входят в основу слова:

                   

                                            писал, читать, принести

  1. У глаголов, оканчивающихся на –чь,  -чь входит в состав корня:

                                              жечь, беречь

  1. Возвратные суффиксы –ся,  -сь  входят в основу слова:

                                              открывается

  1. Суффиксы сравнительной и превосходной степеней сравнения имён прилагательных

не входят в основу слова:

                                      красивее, широчайший

  1. В неизменяемых словах (наречиях, деепричастиях) основа слова равна всему слову:

                                              слева, думая

Ни в коем случае не ставится знак нулевого окончания:

                                                 издалека

Порядок морфемного разбора

  1. Определи слово как часть речи.
  2. У изменяемого слова найди окончание и определи его значение.
  3. Укажи основу слова.
  4. Путём подбора однокоренных слов выдели в слове корень.
  5. Выдели приставки и суффиксы (если они есть).

Докажи правильность выделения этих морфем с помощью подбора слов

с другим корнем, но этими же приставками и суффиксами.



Предварительный просмотр:

Порядок лексического разбора слова (5)

  1. Определи лексическое значение слова.
  2. Укажи, однозначное это слово или многозначное.
  3. Укажи, какие синонимы и антонимы имеет это слово.
  4. Укажи, какие пометы, указывающие на особенности употребления этого слова, имеются в словаре.
  5. Назови особенности употребления слова в данном тексте (предложении или словосочетании).

Порядок лексического разбора слова (5)

  1. Определи лексическое значение слова.
  2. Укажи, однозначное это слово или многозначное.
  3. Укажи, какие синонимы и антонимы имеет это слово.
  4. Укажи, какие пометы, указывающие на особенности употребления этого слова, имеются в словаре.
  5. Назови особенности употребления слова в данном тексте (предложении или словосочетании).



Предварительный просмотр:

Порядок морфологического разбора глагола (3)

  1. Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму.
  2. Назови постоянные признаки (вид, возвратность, переходность, спряжение); непостоянные признаки (наклонение, время, число, род и лицо).
  3. Определи роль в предложении.

Примечания. 1. Род определяем в прошедшем времени.

                         2. Если глагол в инфинитиве – нет непостоянных признаков.

Порядок морфологического разбора глагола (3)

  1. Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму.
  2. Назови постоянные признаки (вид, возвратность, переходность, спряжение); непостоянные признаки (наклонение, время, число, род и лицо).
  3. Определи роль в предложении.

Примечания. 1. Род определяем в прошедшем времени.

                         2. Если глагол в инфинитиве – нет непостоянных признаков.



Предварительный просмотр:

Порядок морфологического разбора деепричастия (3)

  1. Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?
  2. Назови признаки: вид, возвратность.
  3. Определи роль в предложении.

   Примечания.  1. Деепричастие – неизменяемая часть речи, поэтому у него не указывают начальную форму. 2. Слова  стоя, молча  и т.п. не являются деепричастиями.

Порядок морфологического разбора деепричастия (3)

  1. Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?
  2. Назови признаки: вид, возвратность.
  3. Определи роль в предложении.

   Примечания.  1. Деепричастие – неизменяемая часть речи, поэтому у него не указывают начальную форму. 2. Слова  стоя, молча  и т.п. не являются деепричастиями.



Предварительный просмотр:

Порядок морфологического разбора имени прилагательного (3)

  1. Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму.
  2. Укажи постоянный признак (разряд по значению); непостоянные признаки (степень сравнения (если есть), полная или краткая форма, род, число, падеж).
  3. Определи роль в предложении.

Примечания. 1. При употреблении прилагательных их значения могут изменяться: заячий выводок (притяж.); заячья шуба (относит.); заячья трусость (качествю).

2. Качественные прилагательные имеют две формы: полную и краткую (красивый – красив), относительные – только полную, притяжательные в разных падежах могут иметь как краткие, так и полные формы.

3. Прилагательные, употреблённые в краткой форме или сравнительной степени, чаще являются сказуемыми.

Порядок морфологического разбора имени прилагательного (3)

  1. Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму.
  2. Укажи постоянный признак (разряд по значению); непостоянные признаки (степень сравнения (если есть), полная или краткая форма, род, число, падеж).
  3. Определи роль в предложении.

Примечания. 1. При употреблении прилагательных их значения могут изменяться: заячий выводок (притяж.); заячья шуба (относит.); заячья трусость (качествю).

2. Качественные прилагательные имеют две формы: полную и краткую (красивый – красив), относительные – только полную, притяжательные в разных падежах могут иметь как краткие, так и полные формы.

3. Прилагательные, употреблённые в краткой форме или сравнительной степени, чаще являются сказуемыми.



Предварительный просмотр:

Порядок морфологического разбора имени существительного (3)

  1. Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму.
  2. Укажи постоянные признаки (одушевлённое-неодушевлённое, собственное-нарицательное, род, склонение);

непостоянные признаки (число, падеж).

  1. Определи роль в предложении.

Порядок морфологического разбора имени существительного (3)

  1. Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму.
  2. Укажи постоянные признаки (одушевлённое-неодушевлённое, собственное-нарицательное, род, склонение);

непостоянные признаки (число, падеж).

     3.  Определи роль в предложении.



Предварительный просмотр:

Порядок морфологического разбора имени числительного  (3)

  1. Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму.
  2. Укажи постоянные признаки: разряд по значению (количественное, порядковое, дробное, собирательное), вид по строению (простое, составное, сложное); непостоянные признаки (род, число, падеж (если есть)).
  3. Определи роль в предложении.

Примечания. 1. Порядковые числительные изменяются по родам, числам, падежам, а количественные – только по падежам (кроме слов один, два). 2. Сочетание числительного в И. и В. падежах с существительным в Р.п. является одним членом предложения (подлежащим или дополнением).

Порядок морфологического разбора имени числительного  (3)

  1. Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму.
  2. Укажи постоянные признаки: разряд по значению (количественное, порядковое, дробное, собирательное), вид по строению (простое, составное, сложное); непостоянные признаки (род, число, падеж (если есть)).
  3. Определи роль в предложении.

Примечания. 1. Порядковые числительные изменяются по родам, числам, падежам, а количественные – только по падежам (кроме слов один, два). 2. Сочетание числительного в И. и В. падежах с существительным в Р.п. является одним членом предложения (подлежащим или дополнением).



Предварительный просмотр:

Порядок  морфологического разбора местоимения (3)

  1. Укажи часть речи. На что указывает (предмет, признак или количество)? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму  (Им.п., ед. ч., м. р. – если есть ).    
  2. Укажи постоянные признаки: группа  по соотношению с другими частями речи (местоимение – существительное, местоимение – прилагательное, местоимение - числительное или местоимение – наречие ); разряд; лицо (у личных и притяжательных); число (у личных  и притяжательных); род (если есть). Непостоянные признаки: падеж; число; род (если есть).
  3. Определи роль в предложении.

           Примечание. 

       1.  Местоимения – числительные и местоимения – существительные   изменяются по падежам.

2.  Местоимения – прилагательные изменяются  по родам (в ед.ч.), числам, падежам.

3.  Местоимения – наречия не изменяются.

4.  Все вопросительные, отрицательные и неопределённые слова являются  местоимениями.

 

Порядок  морфологического разбора местоимения (3)

  1. Укажи часть речи. На что указывает (предмет, признак или количество)? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму  (Им.п., ед. ч., м. р. – если есть ).    
  2. Укажи постоянные признаки: группа  по соотношению с другими частями речи (местоимение – существительное, местоимение – прилагательное, местоимение - числительное или местоимение – наречие ); разряд; лицо (у личных и притяжательных); число (у личных  и притяжательных); род (если есть). Непостоянные признаки: падеж; число; род (если есть).
  3. Определи роль в предложении.

            Примечание. 

       1.  Местоимения – числительные и местоимения – существительные  изменяются по падежам.

2.  Местоимения – прилагательные изменяются  по родам (в ед.ч.), числам, падежам.

3.  Местоимения – наречия не изменяются.

4.  Все вопросительные, отрицательные и неопределённые слова являются  местоимениями.



Предварительный просмотр:

Порядок морфологического разбора предлога (3)

  1. Назови часть речи.
  2. Укажи признаки: вид по происхождению (производный – непроизводный), к чему относится, с каким падежом употреблён, разряд по значению (пространственное, временное, причинное, целевое, образа действия, дополнительное значение).

Порядок морфологического разбора предлога (3)

  1. Назови часть речи.
  2. Укажи признаки: вид по происхождению (производный – непроизводный), к чему относится, с каким падежом употреблён, разряд по значению (пространственное, временное, причинное, целевое, образа действия, дополнительное значение).

Порядок морфологического разбора предлога (3)

  1. Назови часть речи.
  2. Укажи признаки: вид по происхождению (производный – непроизводный), к чему относится, с каким падежом употреблён, разряд по значению (пространственное, временное, причинное, целевое, образа действия, дополнительное значение).



Предварительный просмотр:

Порядок морфологического разбора причастия (3)

  1. Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму.
  2. Назови постоянные признаки: разряд, форма, время, вид, возвратность;

     непостоянные признаки: род, число, падеж.

  1. Определи роль в предложении.

Примечание.  1. Только страдательные причастия имеют как полную, так и краткую форму.

2. Род следует указывать только у причастий, употреблённых в форме ед.ч.

3. Словообразовательные суффиксы причастий – сигналы для определения категории времени.

Порядок морфологического разбора причастия (3)

1.  Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? Укажи             начальную форму.

  1. Назови постоянные признаки: разряд, форма, время, вид, возвратность;

     непостоянные признаки: род, число, падеж.

  1. Определи роль в предложении.

Примечание.  1. Только страдательные причастия имеют как полную, так и краткую форму.

2. Род следует указывать только у причастий, употреблённых в форме ед.ч.

3. Словообразовательные суффиксы причастий – сигналы для определения категории времени.



Предварительный просмотр:

Порядок морфологического разбора союза (3)

  1. Назови часть речи.
  2. Укажи признаки: группу (сочинительные и подчинительные), разряд по значению (соединительные, разделительные, противительные, целевые, причинные, временные, условные, уступительные, сравнительные, следственные, изъяснительные), вид по строению (простой, составной).

Порядок морфологического разбора союза (3)

  1. Назови часть речи.
  2. Укажи признаки: группу (сочинительные и подчинительные), разряд по значению (соединительные, разделительные, противительные, целевые, причинные, временные, условные, уступительные, сравнительные, следственные, изъяснительные), вид по строению (простой, составной).

Порядок морфологического разбора союза (3)

  1. Назови часть речи.
  2. Укажи признаки: группу (сочинительные и подчинительные), разряд по значению (соединительные, разделительные, противительные, целевые, причинные, временные, условные, уступительные, сравнительные, следственные, изъяснительные), вид по строению (простой, составной).



Предварительный просмотр:

Порядок морфологического разбора частицы (3)

  1. Назови часть речи.
  2. Укажи признаки: функцию в предложении, разряд по значению.

Примечание.  Частицы кое-, -то, -либо, -нибудь по своей роли близки к морфемам.

Порядок морфологического разбора частицы (3)

  1. Назови часть речи.
  2. Укажи признаки: функцию в предложении, разряд по значению.

Примечание.  Частицы кое-, -то, -либо, -нибудь по своей роли близки к морфемам.

Порядок морфологического разбора частицы (3)

  1. Назови часть речи.
  2. Укажи признаки: функцию в предложении, разряд по значению.

Примечание.  Частицы кое-, -то, -либо, -нибудь по своей роли близки к морфемам.



Предварительный просмотр:

Порядок морфологического разбора наречия (3)

  1. Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?
  2. Назови признаки: значение, форма сравнения.
  3. Определи роль в предложении.

Примечания. Следует различать наречия и слова состояния, которые не зависят от других слов и являются сказуемыми в предложениях без подлежащего.

Порядок морфологического разбора наречия (3)

  1. Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?
  2. Назови признаки: значение, форма сравнения.
  3. Определи роль в предложении.

Примечания. Следует различать наречия и слова состояния, которые не зависят от других слов и являются сказуемыми в предложениях без подлежащего.



Предварительный просмотр:

Порядок орфографического разбора (6)

  1. Запиши слово, поставь ударение.
  2. Подчеркни одной чертой орфограммы.
  3. Подсчитай количество орфограмм.
  4. Двумя чертами подчеркни букву, влияющую на написание данной орфограммы.
  5. Кратко сформулируй орфографическое правило, объясняющее данное правописание.

Примечание. Если в слове не одна, а несколько орфограмм, каждая орфограмма обязательно объясняется отдельно и само слово выписывается столько раз, сколько в нём орфограмм.

Порядок орфографического разбора (6)

  1. Запиши слово, поставь ударение.
  2. Подчеркни одной чертой орфограммы.
  3. Подсчитай количество орфограмм.
  4. Двумя чертами подчеркни букву, влияющую на написание данной орфограммы.
  5. Кратко сформулируй орфографическое правило, объясняющее данное правописание.

Примечание. Если в слове не одна, а несколько орфограмм, каждая орфограмма обязательно объясняется отдельно и само слово выписывается столько раз, сколько в нём орфограмм.



Предварительный просмотр:

Порядок пунктуационного разбора

  1. Запиши предложение, подчеркни пунктограмму.
  2. Кратко сформулируй пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы в СП, выделить ряд однородных членов, найти обращение и т. д.).
  3. Начерти схему предложения, включив в неё графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

Примечание. Если в предложении несколько пунктограмм, желательно каждую из них объяснить отдельно.

Порядок пунктуационного разбора

  1. Запиши предложение, подчеркни пунктограмму.
  2. Кратко сформулируй пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы в СП, выделить ряд однородных членов, найти обращение и т. д.).
  3. Начерти схему предложения, включив в неё графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

Примечание. Если в предложении несколько пунктограмм, желательно каждую из них объяснить отдельно.



Предварительный просмотр:

Порядок синтаксического разбора простого предложения (4)

  1. Предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), потому что…
  2. По эмоциональной окраске  (восклицательное, невосклицательное) (пояснение дают, если предложение восклицательное).
  3. В предложении одна основа  (подчеркнуть подлежащее и сказуемое).
  4. Предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа.
  5. По наличию главных членов (двусоставное, односоставное), потому что…
  6. По наличию второстепенных членов (распространённое, нераспространённое), потому что…
  7. Предложение полное (в нём всё понятно).
  8. Предложение осложнено (чем), (не осложнено).
  9. Если предложение осложнено, то составляем схему.

Порядок синтаксического разбора простого предложения (4)

  1. Предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), потому что…
  2. По эмоциональной окраске  (восклицательное, невосклицательное) (пояснение дают, если предложение восклицательное).
  3. В предложении одна основа  (подчеркнуть подлежащее и сказуемое).
  4. Предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа.
  5. По наличию главных членов (двусоставное, односоставное), потому что…
  6. По наличию второстепенных членов (распространённое, нераспространённое), потому что…
  7. Предложение полное (в нём всё понятно).
  8. Предложение осложнено (чем), (не осложнено).
  9. Если предложение осложнено, то составляем схему.



Предварительный просмотр:

Порядок синтаксического разбора сложного предложения (4)

  1. Определи вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
  2. Определи вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
  3. Подчеркни грамматические основы, найди границы частей ([ ],( ) или [ ], [ ]). Определи из скольких простых состоит.
  4. Предложение сложное, бессоюзное (союзное), потому что состоит из двух простых предложений, которые связаны при помощи интонации (союзов).
  5. Если предложение союзное, указать какое (сложносочинённое или сложноподчинённое).
  6. Простые предложения в составе сложного разделяются запятой.
  7. Схема.
  8. Далее каждая часть разбирается как простое предложение.

Порядок синтаксического разбора сложного предложения (4)

  1. Определи вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
  2. Определи вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
  3. Подчеркни грамматические основы, найди границы частей ([ ],( ) или [ ], [ ]). Определи из скольких простых состоит.
  4. Предложение сложное, бессоюзное (союзное), потому что состоит из двух простых предложений, которые связаны при помощи интонации (союзов).
  5. Если предложение союзное, указать какое (сложносочинённое или сложноподчинённое).
  6. Простые предложения в составе сложного разделяются запятой.
  7. Схема.
  8. Далее каждая часть разбирается как простое предложение.



Предварительный просмотр:

Порядок фонетического разбора (1)

  1. Выдели слоги.
  2. Покажи место ударения.
  3. Дай характеристику всем звукам по порядку, укажи, какими буквами они обозначены.
  4. Подсчитай количество звуков и букв.

Примечание. 1) Если звук гласный, то ударный или безударный.

                             2) Если звук согласный, то звонкий – глухой, парный – непарный,  

                             твёрдый – мягкий.

Порядок фонетического разбора (1)

  1. Выдели слоги.
  2. Покажи место ударения.
  3. Дай характеристику всем звукам по порядку, укажи, какими буквами они обозначены.
  4. Подсчитай количество звуков и букв.

Примечание. 1) Если звук гласный, то ударный или безударный.

                             2) Если звук согласный, то звонкий – глухой, парный – непарный,  

                             твёрдый – мягкий.



Предварительный просмотр:

Справочные материалы

Текст- это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте - порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.

Тема текста - это то, о чём (или о ком) в нём говорится.

Основная мысль текста - это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста.          Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Стили речи

Разговорный стиль используется для того, чтобы обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми. Он уместен в домашней неофициальной обстановке, а также в дружеских письмах, посланиях.

Научный стиль используется для точной передачи научных знаний. Им написаны статьи в учебниках, словарях, энциклопедиях. Научный стиль характеризуется наличием специальных слов- терминов. Научный стиль требует точности и однозначности, поэтому слова в нём употребляются только в одном значении.

Художественный стиль - это стиль художественной литературы: рассказов, повестей, романов, стихотворений и др. Цель этого стиля - воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин. Одна из особенностей художественного стиля состоит в использовании образных средств языка: эпитетов, метафор, олицетворений и др.

Типы речи

Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать - значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий. Построение текста: зачин (общее представление предмета), срединная часть (перечисление отличительных признаков), концовка (вывод или предложение, просто заканчивающее перечисление признаков).              К текстам описательного характера можно поставить вопрос какой?

Повествование - рассказ о действиях и событиях в определённом порядке (что было сначала, что потом ... и наконец). Построение текста: вступление (экспозиция) (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои, с которыми это произошло), завязка (момент, с которого начинается событие), основная часть (развитие действия), кульминация (момент наивысшего накала событий), развязка (окончание в развитии событий). К текстам повествовательного характера можно поставить вопрос что произошло?

Рассуждение - изложение причин явлений и событий, их взаимная связь. Основа рассуждения - перечисление фактов, доказательств, обосновывающих вывод, к которому стремится привести читателя автор. Построение текста: тезис (основная мысль - то, что надо доказать), доказательства (с примерами), вывод (заключение, обобщение).                      В некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод. К текстам-рассуждениям можно поставить вопрос почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды рефлексии на уроках русского языка и литературы

В статье представлены материалы, которые помогут качественно проводить рефлексию на урока не только русского языка, но и на остальных предметах...

"Морфологический разбор местоимения" (урок русского языка с применением активных методов обучения)

Конспект урока русского языка "Морфологический разбор местоимения" (6 класс) составлен по шаблону, используемому при описании занятий с применением АМО (шаблон взят: http://www.moi-universitet.ru...

Формы и виды опроса на уроках русского языка.

Формы и виды опроса на уроках русского языка.  Подготовилаучитель русского языка и литературыАнисимова Татьяна Николаевна...

"Морфологический разбор частиц". Урок русского языка в 7 классе.

Данная разработка урока содержит мультимедийную презентацию, которая не только позволит усвоить тему урока учащимися, но и поможет учителю воспитывать у учащихся положительное отношение к здоровому об...

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАЗБОРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24040928","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...