КРУГЛЫЙ СТОЛ НА ТЕМУ: "МЫ ЛЮБИМ НАШ РОДНОЙ ЯЗЫК" (9 КЛАСС)
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Добрякова Галина Николаевна

Содержит общие сведения о русском языке, знакомит с биографией и творчеством лингвистов, лингвистическими толковыми словарями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx365.18 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

на тему:

«Мы любим

наш родной язык»

(для учащихся 9 класса)

Учитель: Добрякова Г.Н.

ЦЕЛЬ:  

  1.   Обобщить изученный материал по теме: «Общие сведения о русском языке»

  2. Расширить знания учащихся по предмету, знакомясь с биографией и творчеством  выдающихся лингвистов (В.В. Виноградов, И.И. Срезневский, Н.М. Пешковский, Д.И. Ушаков)

        3.   Воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к нему.

ОФОРМЛЕНИЕ:

  1. На  доске портреты лингвистов, занимательные задания по русскому языку, высказывания выдающихся людей о русском языке.
  2. Книжная выставка: лингвистические толковые словари, подбор книг об ученых-лингвистах.
  3. Презентации, включающие материал о лингвистах, музыкальное оформление.

Материалы для круглого стола взяты из учебника русского языка для 10-11 классов (авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова), а также методического пособия по русскому языку для 10 класса (И.В. Золотарева, А.П. Дмитриева).

Отрывки из «Российской грамматики» 1755 года М.В. Ломоносова,  «Родного слова» 1861 года К.Д. Ушинского, статьи С.И. Ожегова о культуре речи 1965 года.

Использованы Интернет-ресурсы.

СТИХИ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ:

  1. Тургенев И.С. «Русский язык»
  2. Веселовская Н. «В небытие теперь уходит часто…»
  3. Шефнер В. «Устная речь»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Звучит музыка Г.В. Свиридова

Учитель сообщает тему урока и его цели.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодняшнее мероприятие, наш круглый стол, мы посвящаем родному русскому языку.

        Язык – это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Каждый язык – это целый мир. Это не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Язык относится у тем общественным явлениям, которые действуют на всем протяжении существования человеческого общества. Главное назначение русского языка – средство общения людей. Он неразрывно связан с мышлением, сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей.

        Ключевое слово с сочетании «Русский язык» - слово РУССКИЙ. Это язык, созданный народом, на котором он строит свою культуру. Для русского народа он родной.

        Учащийся читает стихотворение И.С. Тургенева «Русский язык».

УЧИТЕЛЬ:

Каждый из нас, я думаю, знает свое родословное дерево. К этому особый интерес проявляется в подростковом возрасте. Каждый хочет узнать, кто мы есть такие, откуда вышли родом? Так и языки могут быть родственниками друг другу. Так русский, украинский и белорусский – «дети» древнерусского языка. А как же возникла славянская письменность.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ о Кирилле и Мефодии. Сообщение учащегося. 

Кирилл и Мефодий.

Кирилл и Мефодий - просветители славян, создатели славянской азбуки. Они были братьями, родились и выросли в византийском городе Солунь, современные Фессалоники. В окрестностях этого города в то время проживало многочисленное славянское население, поэтому уже с детства им был известен один из-славянских языков. Основными источниками изучения деятельности Кирилла и Мефодия служат их жития, которые были написаны учениками уже после смерти братьев. Согласно этим житиям Мефодий в молодости сделал административно-военную карьеру, был управляющим византийским княжеством со славянским населением. Около 852 года он принял монашеский постриг, позднее стал игуменом. Кирилл уже в юном возрасте проявлял выдающиеся лингвистические способности и тягу к наукам, учился в Константинополе у крупнейших ученых того времени-Льва Грамматика и Фотия. После обучения также принял сан священника, преподавал философию.

В отличие от других практиковавшихся в ту эпоху способов записи славянской речи славянское письмо Кирилла и Мефодия представляло собой особую законченную систему, созданную с учетом всех специфических особенностей славянского языка. Для текстов переводов ими была создана особая азбука-глаголица. Братья также обучили местных священнослужителей совершать богослужение по-славянски. В результате переводческой деятельности Кирилла и Мефодия был создан корпус текстов на славянском языке, который давал представление об основных нормах христианского мира. Вместе с тем был создан и литературный язык, способный на столь же высоком уровне, как греческий и латинский, обслуживать все сферы жизни славянского общества. Переоценить привнесение письменности в славянское общество невозможно. Это величайший вклад в культуру славянских народов. Только с установлением письменности начинается подлинная история народа, история его культуры, развития мировоззрения, научных знаний, литературы и искусства.

Кирилл и Мефодий никогда в своих жизненных коллизиях и странствиях не попадали в земли Древней Руси. Жили они за сто с лишним лет до того, когда здесь официально крестились и приняли их письмена. Казалось бы, Кирилл и Мефодий принадлежат к истории других народов. Но именно они кардинально перевернули бытие русского народа. Они передали ему кириллическую азбуку, которая стала кровью и плотью его культуры, которая жива и сейчас. И это величайший дар подвижников, идущий с нами через века.        -

А шесть лет назад в нашей стране была возрождена прекрасная традиция - ежегодно 24 мая величать славянское слово.

УЧИТЕЛЬ:

Большую роль в развитии языка сыграла языковая теория и практика Ломоносова М.В., автора «Российской грамматики» 1755 года, предложившего распределить все речевые средства в зависимости от назначений на высокий, средний и низкий «штили». В своем труде ученый называл русский язык «повелителем многих языков», ставя его выше всех европейских языков.

(Выходит ученик в облике М.В. Ломоносова, садится за стол)

ЛОМОНОСОВ -  «Богат русский язык! В нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильная в изображении краткость греческого и латинского языка. Однако русский язык сильно засорен иностранными словами и выражениями. В российском языке есть три рода слов. К первому относят слова, общие для славянского и русского языка, например: слава, ныне, почитаю.

        Ко второму принадлежат славянские слова отверзаю, взываю.

        К третьему относятся слова чисто русские. Из этих групп рождаются три штиля – высокий, средний, низкий. Высокий штиль торжественный, им должно писать поэмы, оды. Средний штиль состоит из слов первого и второго рода. Этим штилем нужно писать трагедии, элегии, сатиры. Низкий штиль состоит исключительно из русских слов. Им надо писать комедию, эпиграммы, песни.

УЧЕНИК:

        Большое значение для развития национального русского языка имела борьба М.В. Ломоносова с засорением русского языка иностранными словами. Гениальный ученый, знаток языков, он нашел русские слова для обозначения научных понятий и заложил основы русского технического и научного словаря. Многие из них применяются до нашего времени: земная ось, квадрат, удельный вес, кислота и другие.

(звучит отрывок из «Российской грамматики»)

«Повелитель многих языков язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Невероятным сие покажется иностранным и некоторым природным россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему, трудов прилагали. Но кто неупрежденный великими о других мнениями прострет в него разум и с прилежанием вникнет; со мною согласится. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятельми, италиянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен; то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка. Обстоятельное всего сего доказательство требует другого места и случая. Меня долговременное в российском слове упражнение в том совершенно уверяет».

                                         (М. В. Ломоносов. Российская грамматика, 1755 г.)

УЧЕНИК:

Русский язык совершенствовался в произведениях Д. Кантемира, В. Тредиаковского,        А. Сумарокова, Д. Фонвизина, Г. Державина, Н. Карамзина.

Внимательно к слову относился А.С. Пушкин. Он искал источники развития и совершенствования  русского литературного языка, среди которых на первое место выдвигал  источники  фольклорные. Он освободил литературный язык от искусственных запретов и канонов и открыл путь для естественного и свободного саморазвития.

УЧИТЕЛЬ:

В развитии современного русского языка, формировании его норм важную роль сыграла языковая практика крупнейших русских художников слова – писателей 19 – 20 веков Лермонтова М., Гоголя Н., Тургенева И., Достоевского Ф., Толстого Л., Чехова А. На уроках мы изучали и изучаем их биографии, творчество, анализируем стихотворения и прозу. Но очень мало знаем сведений о выдающихся лингвистах, которые внесли огромный вклад в развитие науки о языке: В.И. Даль, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов, И.И. Срезневский и другие. Сегодня мы приоткроем эту страницу и поближе познакомимся с учеными-языковедами и их трудами.

Презентации – сообщения учащихся:

- В.В. Виноградов;

- А. Пешковский

- Д. Ушаков;

- И Срезневский

 

        

Виктор Владимирович Виноградов (1895-1969) - крупнейший лингвист современности. Его труды охватывают все сферы русского языка. Его наследие насчитывает около 1000 листов. Разнообразна и многоаспектна проблематика трудов ученого. Это монографии и циклы работ, способствующие углубленному изучению сложившихся разделов науки о русском языке, статьи, поднимающие важные теоретические вопросы, и конкретно-исторические исследования, и уникальные работы по языку русских писателей. Ряд работ посвящен выдающейся роли русского языка как важнейшее средство межнационального общения и как мирового языка. Виктором Владимировичем написано несколько сот очерков по истории слов и выражений. Многое ученый сделал и в области литературоведения. Им разработана теория и методика эвристического анализа.

В своих работах великий ученый развивал лучшие традиции отечественной науки о русском языке. Виктор Владимирович Виноградов вычленил, описал и обосновал такие лексико-грамматические классы слов, как категория состояния и модальные слова. Первым из отечественных языковедов дал теоретическое обоснование русской фразеологии как особой лингвистической дисциплины.

Ученый не представлял своих научных занятий без педагогической деятельности. Его идеи легли в основу современной системы подготовки преподавательских и научных кадров в области русской филологии и школьного обучения русскому языку.

Александр Матвеевич Пешковский (1878-1937) родился в Томске, закончил историко-философский факультет Московского университета. С 1906 по 1914 преподавал в средних учебных заведениях Москвы и к тому же времени относится начало научной деятельности Пешковского. В 1914 году были опубликованы «Русский синтаксис в научном освещении» и приложение к нему: «Школьная и научная грамматика». Первое издание было отмечено премией Академии наук и вызвало живой интерес общественности. После революции 1917 года ведет активную преподавательскую деятельность. Он был профессорохм Первого Московского государственного университета и Высшего Литературного художественного института.

С 1922 по 1927 год публикуется серия Пешковского «Наш язык», состоящая из трех частей. Каждая часть имела книгу для учителя и ученика. В те же годы выходят учебники для начальной школы «Первые уроки русского языка» (для 1-4 кл.). Эти книги можно считать первой попыткой построения полного школьного курса русского языка.

Ученый всегда стремился поставить науку о русском языке на службу средней школе, он пытался поднять научный уровень школьного преподавания, развить речевую наблюдательность ученика. Он всегда боролся за осуществления принципа единства формы и содержания. Александр Матвеевич добивался научности и доступности школьного курса грамматики. Он считал, что в среднюю школу нужно отбирать и вносить наиболее важное из современной науки. Составители первых учебников русского языка для средней школы ориентировались на точку зрения Пешковского. Ученый-лингвист принял самое активное участие в разработке методики преподавания русского языка в средней школе.

Дмитрий Николаевич Ушаков родился в 1873 году в Москве. Учился в гимназии, затем на Словесном отделении Московского университета, который закончил с отличием. В формировании научных взглядов Ушакова важную роль сыграл академик Корш, востоковед, славист полиглот. После его смерти Дмитрий Николаевич стал председателем диалектологической комиссии Академии наук. Под его редакцией было опубликовано 12 томов «Трудов диалектологической комиссии». К 1917 году назрел вопрос реформы русской орфографии. Ушаков живо откликнулся и активно участвовал в обсуждении орфографических вопросов в Московском педагогическом обществе. Выработанный обществом проект лег в основу орфографического проекта Академии наук. В 20-х годах участвовал в дискуссиях по орфографии, а в 30-х годах возглавил орфографическую комиссию Наркомпроса. Орфографический словарь Д.Н.Ушакова для школы выдержал 14 изданий.

Другим любимым делом для Ушакова была орфоэпия. Культура речи была для него так же важна, как и орфоэпия. Сам ученый был носителем и мастером образцового московского произношения. Самым главным трудом его жизни стал 4-х томный толковый словарь русского языка, он стал его лебединой песней. В течение всей своей жизни он занимался педагогической деятельностью: преподавал в Николаевском сиротском училище, на Высших женских курсах, в Московском университете и других заведениях. Д.Н.Ушаков никогда не . забывал о школе. Он составлял и редактировал многие годы школьные программы по русскому языку. Дмитрий Иванович Ушаков никогда не был консервативен, он всегда приветствовал все новое и свежее, лишь бы оно было разумно и целесообразно.

Измаил Иванович Срезневский первый в России доктор славянорусской филологии, виднейший деятель русского языкознания.

Вся жизнь этого человека связана с Украиной, хотя родился он в 1812 году в Ярославле. Обучаясь в Харьковском университете, он усиленно занимался юридическими науками. Но более сильным увлечением для него была поэзия и этнография. В студенческие годы Измаил Иванович образовал кружок любителей литературы и этнографии. В «Украинском альманахе» он печатал свои стихи. Срезневский работал учителем, встречался с запорожцами, живыми свидетелями прошлого. Им было написано несколько сборников «Запорожской старины», которые принесли ему известность как ученому-этнографу и талантливому писателю. Срезневский принял предложение ехать за границу для приготовления к преподаванию славянской филологии. Ученый пробыл за границей 3 года. В Берлине изучал санскрит, в Праге - чешский и другие славянские языки. Из этой поездки он привез литературные и научные материалы, записи песен, обычаев, одежды, рисунки предметов обихода и многое другое. В 1842 году начал читать лекции в Харьковском университете по славяноведению. В это же время он обращается к вопросам древнерусского языка, работает над «Старорусской грамматикой». В 1847 году переезжает в Петербург, где начинает курс лекций в университете, целью которых было «филологическое знание того племени, которому принадлежит русский народ». Срезневский рассматривает историю русского языка, полагая, что русский народ - один из славянских народов, принадлежащих с другими славянами к индоевропейской семье народов. Ученый сделал вывод, что древний русский язык в первобытном своем состоянии ближе всего подходил к старославянскому. После объединения русских земель вокруг Москвы варианты книжного языка начинают сближаться на основе . господствующего великорусского наречия. Ученый создал «Словарь южнорусского наречия», вместе с Востоковым работал над созданием областного русского словаря. Но главной его задачей в области лексикографии было создание словаря древнерусского языка.

Ознакомление со словарями русского языка.

УЧИТЕЛЬ: Новый 21 век недавно начался, а язык неоднократно претерпевал  различные изменения. Но родной язык, как утверждал И.С. Тургенев, - «этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, нужно беречь»

Чтение стихов.

  1. Н. Веселовская «В небытие теперь уходит часто…»

В небытие теперь уходит часто 
Извечный смысл давно знакомых слов:
 
Всегда ли мы, роняя слово
 
«Здравствуй»,
 
И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?
 

Всегда ли помним, что самой любовью
 
Был побуждаем в древности народ,
 
Желая высшей благости - здоровья –
 
Всем, с кем судьба когда-нибудь
 
сведет...
 

Слова с рожденья ждёт жестокий выбор,
 
Не всякий возглас в речи выжить мог.
 
Но вот звучит во все века «спасибо»-
 
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
 

И так же срок нам видится немалый
 
С тех пор, как просьба в речи принята:
 
Мы говорим по-прежнему «пожалуй»
 
С частицей величальною «ста»...
 

Касаются веков сквозные грани.
 
И снова в нас преемственность жива.
 
И из старинных лучших пожеланий
 
Кроятся наши русские слова.
 

  1. В. Шефнер «Устная речь».

Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.

УЧИТЕЛЬ: Каким будет будущее нашего языка – зависит от каждого из нас.

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

круглый стол на тему Лучше не договорить, чем переговорить (о богатстве русского языка)

открытое занятие , посвящённое богатству русской речи и "засорённости" русского языка...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за «круглым столом» на тему: «Терроризм – угроза всего общества» для учащихся 9 классов.

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" на тему: "Терроризм - угроза всего общества" для учащихся 9 классов....

Круглый стол по теме «Что с нею, с моей душой?» в 9а классе. (по книге В.Железникова «Чучело» и фильму Р. Быкова «Чучело»)

Круглый стол по теме «Что с нею, с моей душой?» в 9а классе.(по книге В.Железникова «Чучело» и фильму Р. Быкова «Чучело»)   Человек начинается с детстваАктуальность.Урок состоялся после...

Круглый стол на тему "Как научить ребёнка любить музыку"

Круглый стол "Как научить ребёнка любить музыку"...

Урок — ролевая игра по литературе в 11-м классе "За круглым столом" по теме: «В.П. Астафьев. Жизнь, творчество, личность писателя».

В конспекте урока в форме круглого стола представлена биография русского писателя В.П. Астафьева....

Положение о проведении круглого стола по теме «Чтение художественной литературы в наши дни – это пустая трата времени» на английском языке, который состоится 22.03.2018 для учащихся 10-11 классов и студентов в МОУ Гимназия №1 г.о. Жуковский

Общие положения:Настоящее положение о проведении круглого стола для учащихся 10-11 классов и студентов в МОУ Гимназия №1 г. о. Жуковский определяет его нормативно-правовое и организационно-методическо...

План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)

В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом  в формировании коммуникативной комп...