Урок — ролевая игра по литературе в 11-м классе "За круглым столом" по теме: «В.П. Астафьев. Жизнь, творчество, личность писателя».
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
В конспекте урока в форме круглого стола представлена биография русского писателя В.П. Астафьева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.p._astafev._zhizn_tvorchestvo_lichnost_pisatelya.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок — ролевая игра по литературе в 11-м классе "За круглым столом" по теме: «В.П. Астафьев. Жизнь, творчество, личность писателя».
Цели:
1.Углубить знания учащихся о В.П.Астафьеве.
2. Развивать монологическую речь, умение анализировать художественный текст, совершенствовать навыки выразительной речи, побуждать к самостоятельной работе с книгой, словарем.
3. Выявить нравственные законы, определяющие отношения человека и мира, в котором он живет, законы, обеспечивающие жизнестойкость нашего «единого человечьего общежития».
Оборудование: компьютерная презентация
Форма урока: урок - ролевая игра с использованием мультимедиа.
ХОД УРОКА
Эпиграф
Расскажу о себе сам…
(В. Астафьев)
1. Вступительное слово учителя.
Каким он был, Виктор Астафьев?
Литературный критик Бараков Виктор Николаевич сказал следующее:
Настоящим русским мужиком, сибиряком, знавшим тайгу, созерцавшим природу наяву, а не из окна. Он был рожден писателем, но слыл редким работягой, беспощадным и к себе, и к другим, когда дело касалось творчества, требовательным, не терпевшим расслабленности, лени и разгильдяйства, однажды сказавшим: "Музыка есть в каждой минуте жизни" ("Хлебозоры").
Это человек, который внес огромнейший вклад в отечественную литературу, особенно много произведений, осветивших деревенскую и военную тематику. Он прожил сложную жизнь. Каждое его произведение - общественное событие. Трудно найти язык, на который не были бы переведены его творения.
Эпиграфом к уроку станут слова В.П. Астафьева «Расскажу о себе сам…»
Сегодня мы узнаем новые страницы жизни, творчества и личности писателя, проанализируем главу повести «Царь-рыба» и проведем наш урок-ролевую игру в форме круглого стола.
Вы заранее получили задание изучить жизнь, творчество и личность писателя. И теперь вы представите нам итог своей работы. За круглым столом у нас разместятся литературовед, критик, корреспонденты, близкие В. П. Астафьева и, конечно, главный гость – это сам писатель.
Все учащиеся в течение урока ведут необходимые записи, чтобы в конце урока представить отчёт о работе круглого стола. На столе у каждого лежит бланк с вопросами, который необходимо заполнить к концу урока. Дополнительные вопросы нашему гостю может задать любой желающий.
Итак, начинаем заседание нашего круглого стола.
Корреспондент газеты “Известия”. Виктор Петрович, вы — один из самых читаемых русских писателей. Ваши произведения многотысячными тиражами издаются не только в странах социалистической ориентации – Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Китае, но и в Японии, Германии, Финляндии, Франции и других. Известно, что вы родились 1 мая 1924 года в селе Овсянка, ныне Красноярского края. Ваш отец - Петр Павлович Астафьев. Мать - Лидия Ильинична Потылицина. Вы были третьим ребенком в семье, ваши старшие сестры умерли еще в младенчестве. Расскажите о вашей семье, о детстве.
Мы же росли в ссылке, в Игарке. Моя бабушка, Мария Егоровна Астафьева, поехала туда с чужими детьми: мода была у властей такая – старших в семье всех посадить в тюрьму. Вот всех и пересадили. Эпохальные события и перемены, надвинувшиеся на страну Россию, на село Овсянку, названные раскулачиванием и коллективизацией, разорили и надломили многочисленную семью. Бдительная власть, пуще огня боявшаяся своего народа, пересадила глав раскулаченных семейств в тюрьму.
Так в знаменитой красноярской тюрьме, находящейся и поныне на улице Республики, напротив издательства «Офсет», оказались вначале дед и отец. Арестованные 8 июля 1931 года оба были осуждены 1 апреля 1932 года судебной тройкой по статье 58-10, 11 Уголовного Кодекса РСФСР (шпионаж и активные действия против рабочего класса и революционного движения) на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Позднее в тюрьме оказался и брат отца Василий, которому едва исполнилось 16 лет. Видимо указание было такое, после 16 всех сажать.
Оказавшись без материальной поддержки моя мать, нанималась на поденные работы, пилила и продавала дрова, готовила в тюрьму передачи заключенным мужу и свекру. Плывя с очередной посылкой в Красноярск, она и утонула в Енисее прямо напротив родного села Овсянки.
Так в 7 лет я лишился родителей. Оставшись сиротой, стал жил в Овсянке в семье бабушки по материнской линии Екатерины Петровны Потылицыной. По возвращению из тюрьмы отец женился второй раз, появился брат Николай, и мы всей семьей переехали в город Игарка. Как только отец попал в больницу, мачеха отвернулась от меня, и я оказался на улице. Жил в заброшенном здании парикмахерской, и после двух месяцев скитаний меня забрали в детский дом.
Об этом этапе моего детства можно узнать из повести «Последний поклон», прочитав главы «Карасиная погибель» и «Без приюта».
Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки.
Корреспондент газеты “Труд”. Когда вы впервые попробовали писать?
Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Рождественский заметил во мне склонность к литературе и стал развивать ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позже в рассказ «Васюткино озеро».
Корреспондент газеты “Народное слово”. Мы знаем, что вы окончили только 6 классов, так как вышли из детдомовского возраста, и сразу вступили во взрослую жизнь. Расскажите об этом.
Мои рабочие университеты начались с кирпичного завода: подвозил к топкам опилки с лесозавода, «сушил кирпич, там же и спал, чтоб потеплее было». К лету, заработав деньги на билет, уехал «на магистраль», так в те годы называли южные территории края, поступил в Красноярское профессиональное училище, железнодорожную школу фабрично-заводского обучения (ФЗО). Группу и профессию в ФЗО я не выбирал — они сами меня выбрали.
Корреспондент газеты “Комсомольская правда”. Как вы отнеслись к Великой Отечественной войне? Участвовали ли в ней?
После окончания школы в 1942 году проработал 4 месяца составителем поездов на станции Базаиха и ушел добровольцем в армию. В 1942-1943 г.г. обучался в пехотном училище в Новосибирске. Весной 1943 года был отправлен на передовую и до самого конца войны оставался рядовым солдатом. Несколько раз был тяжело ранен. В 1944 году в Польше был контужен, далее служил во внутренних войсках на Западной Украине.
Корреспондент газеты “Труд”. Нам известно, что вы награждены орденом «Красной звезды», медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».
— Из наградного листа на медаль «За отвагу»[3]
В бою 20.10.1943 г. красноармеец Астафьев В. П. восемь раз исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём.
Корреспондент газеты “Труд”. Спасибо Вам за ваш подвиг.
— Жизнь, проживаемая человеком, - есть его опыт. Но самый тяжелейший опыт — война. И надо постоянно напоминать о ней людям, чтобы не забывали. Надо не героическую войну показывать, а пугать — ведь война отвратительна!
Корреспондент газеты “Аргументы и факты”. Позвольте один личный вопрос. Была ли в вашей жизни настоящая любовь?
Позвольте представиться. Мария Семеновна Корякина
С Виктором Петровичем Астафьевым мы познакомились в госпитале во время Великой Отечественной войны, я была медсестрой тогда. После войны я тут же отправилась в город Чусовой Пермской области, где родилась. Туда же с фронта поехал и Астафьев. Сразу же, в 45-м году мы поженилась. У нас родилось трое детей, но и тут все было не просто. Первая дочка Лидия умерла в 1947 году, будучи еще младенцем. Рано погибла и вторая дочь Ирина, родившаяся в 1948 году. Девушка скончалась, когда ей было всего 39 лет, оставив на наших руках двух внуков – Виктора и Полину. Третьим ребенком стал сын Андрей, родившийся в 1950 году.
Будучи женой писателя, я тоже самостоятельно занималась литературным творчеством, вышли в свет 16 книг. Но успевала заниматься я не только своими произведениями: через мои руки прошли все рукописи Виктора Петровича. Старалась быть для мужа всем: критиком, секретарем, машинисткой. Вела переписку с Пермским архивом и собрала для фонда писателя несколько тысяч документов о его жизни. При мне зародилась и карьера Виктора Петровича: первый его рассказ «Гражданский человек» был опубликован в газете «Чусовской рабочий» в 1951 году, спустя шесть лет после свадьбы. Первая книга – «До будущей весны» – двумя года позже, в 1953-м.
Мы были очень разные: он любил деревню Овсянку под Красноярском, где родился и провел самые счастливые годы, а я - нет. Он был необычайно талантлив, я писала из чувства самоутверждения. Он обожал дочь, я – сына. Виктор Петрович мог выпить и любил женщин, я же ревновала его и к людям, и даже к книгам. У него были две внебрачные дочери, которых он скрывал, а я всегда страстно мечтала только о том, чтобы он был предан семье. Он несколько раз уходил из семьи, но всегда возвращался. Мы, такие разные люди, не смогли расстаться и прожили вместе 57 лет.
Корреспондент газеты “Известия”. Продолжим, Виктор Петрович. Вы демобилизовались в 1945-м. Вам 21 год: ни среднего образования, ни профессии, ни здоровья. Мечтали об институте, но нужно было кормить семью. Как дальше складывалась ваша судьба?
- После демобилизации работал грузчиком, вахтером, учителем, работал подсобным рабочим на Чусовском мясокомбинате, но по настоящему нашел себя в литературе. Одновременно посещал литературный кружок при газете "Чусовской рабочий", в 1951 г. в газете впервые был напечатан рассказ "Гражданский человек", и в этом же году перешел на должность литературного работника газеты. За четыре года работы в газете "Чусовской рабочий" написал более сотни корреспонденций, статей, очерков, свыше двух десятков рассказов. В 1958 году был принят в Союз писателей. В 1959—1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве. С 1962 года на профессиональной писательской работе. В 1962 году переехал в Пермь, в 1969 году в Вологду, а в 1980 году уехал на родину — в Красноярск. С 1989 года по 1991 год был народным депутатом СССР.
Корреспондент «Литературной газеты» . Виктор Петрович, всю свою творческую жизнь вы посвятили решению наиболее значительных проблем времени, поискам путей совершенствования личности, стремлению пробудить в людях чувство сострадания. И "Царь-рыбу" можно смело назвать самым великим достижением в этой области. Как книга дошла до читателя?
Пожалуй, самая трудная доля при прохождении к читателю выпала «Царь-рыбе". "Редактироваться", это значит уродоваться, повесть начала еще в редакции журнала "Наш современник", где я состоял членом редколлегии. Журнал этот, перенявший большинство авторов разгромленного "Нового мира", в ту пору удостаивался особого внимания бдительной цензуры, которая не уставала требовать от редакторов "тщательной работы с автором".
В 4 -- 6 номерах "Нашего современника" в 1976 году напечаталось и мое повествование в рассказах "Царь-рыба". Обдерганная, подчищенная повесть началась в четвертом
номере -- две главы из начала повести были вынуты (это "Дамка" и "Норильцы")
Второй, стало быть пятый, номер "Нашего современника" с продолжением "Царь-рыбы" был цензурою решительно остановлен, главному редактору Викулову и его помощникам было принципиально сказано, чтоб "и не совались" с этакой дерзкой, чуть ли не антисоветской продукцией, не беспокоили бы и без того запятую, по глаза работой загруженную охранительную контору.
Так-то вот довели меня до полной прострации, и я, махнув рукой, пошёл ложиться в больницу. «Делайте что хотите, чтоб вам сегодня же всем сдохнуть!..»
В редакции только того и ждали-дожидались. И до того измордовали повесть, что полное у меня к ней отвращение появилось и с тех пор не правил я её, ничего не восстанавливал, не делал новых редакций, как это бывало у меня с другими повестями и рассказами. Лишь много лет спустя, вороша старые бумаги, наткнулся я на пожелтевшую главу — «Норильцы», и ощутил, что именно этого«звенушка» повести остро недостаёт. Сел и выправил, где и дописал текст главы, назвав её по-новому, более точно и современно — «Не хватает сердца», да и отправил в тот же «Наш современник», где глава и была напечатана в №8 за 1990 год, всего лишь через 25 лет, вместо обещанных двести.
Ну, а книга «Царь-рыба», независимо от моего к ней неласкового отношения, живёт и всё ещё широко читается, издана, кажется, раз двести у нас и за рубежом. В Голландии, где книги пользуются меньшим спросом, чем наркотики и продажные девки, в издательстве «Мехелен» «Царь-рыба» издавалась дважды, сперва дешёвенько и непритязательно, а как разошлась, так её издали строго, роскошно, словно Библию. Во Франции, Финляндии, Чехословакии, Польше и ещё, и ещё в каких-то странах переводили «Царь-рыбу» и везде мучились с переводом как самого́ витиеватого, непереводимого названия, так и с текстом, перенасыщенным «русскостью», но это меня мало волновало. Главное, что наш, российский читатель воспринял книгу взаболь.
Работа с книгой «Царь-рыба» проходит на 2 уроке.
Корреспондент газеты “Аргументы и факты”. Довольны вы прожитыми годами?
- Хорошо, что не бездельничал, много работал. Из безграмотного мужика сумел продвинуться, занял свое место в литературе. Место, которое считаю своим. Жизнь прожил не зря. У меня замечательная жена, которая не требует от меня больше, чем я есть. У меня есть мои читатели — знаю по письмам, телефонным звонкам… Кстати, из благополучной жизни литературы не рождается. А в России всегда хватало и страданий, и мук. Есть надежда, что сегодняшнее не самое легкое время одарит нас крупными писателями.
Корреспондент газеты “Комсомольская правда”. И напоследок, Виктор Петрович, что вы вкладываете в ваше понятие жить по-русски?
— Я думаю, что если бы русские люди жили согласно своим возможностям, своему таланту, не топтали бы друг друга, — они бы и были теми самыми русскими, которых я хотел видеть. На этом разрешите проститься, меня ждут неотложные дела. До свидания.
3. Заключительное слово учителя.
За выдающуюся писательскую деятельность В.П. Астафьеву было присвоено звание Герой Социалистического Труда (1989 г.). Награжден более 15ти наградами и премиями за заслуги в литературе. Почетный гражданин городов Игарка и Красноярск. Действительный член Академии Творчества (г. Москва, Россия).
В ночь на 29 ноября 2001 года в Красноярске его израненное судьбой сердце остановилось… Похоронен на кладбище, расположенном на автодороге «Енисей» между сёлами Овсянка и Усть-Мана.
Просмотр фильма о воспоминаниях жены В.П. Астафьева Марии Семеновны Корякиной «Дороже дорого».
Спасибо всем участникам круглого стола. Вы проделали большую работу.
Прошу поделиться своими впечатлениями от урока, озвучив фразу: «Сегодняшний урок позволил мне понять… осмыслить.. осознать…».
Все участники круглого стола получают оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок - презентация в 11 классе по литературе "Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь, творчество, личность."
урок- презентация...
конспект урока "М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность"
Конспект урока по литературе для учащихся 11 класса "М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность"...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"
Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"...
Лекция на тему: "М. А. Шолохов. «Жизнь, творчество, личность», 11 класс.
Лекция на тему: "М. А. Шолохов. «Жизнь, творчество, личность»....
Урок литературы по теме "А.А. Блок: жизнь, творчество, личность". 11-й класс
Знакомство с жизнью, творчеством, личностью поэта А.А. Блока”, атмосферой, в которой вырос великий поэт. Факты личной биографии в поэзии А.А. Блока, особенности поэтики его стихотворен...
Конспект урока литературы по теме «Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь, творчество. Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»
Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством поэта; развивать у учащихся способность понимания художественного текста, учить работе с текстом, используя исследовательский метод.Оборудование: ноутб...
М. А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность писателя
Цель урока: дать представление о личности М. А. Шолохова и значении его произведений, о полемике вокруг авторства....