Программа учебного курса по русскому языку 2 уровня обучения
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Программа эликтивного курса по русскому языку " Нормативный аспект культуры речи" и "Этический аспект культуры речи", ориентированная на учащихся 9 класса общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eticheskiy_aspekt.docx | 11.26 КБ |
elektivnyy_kurs.docx | 13.21 КБ |
fakultativ.docx | 11.96 КБ |
trebovaniya_k_urovnyu_podgotovki_obuchayushchikhsya.docx | 11.14 КБ |
tematicheskoe_planirovanie.docx | 11.2 КБ |
tematicheskoe_planirovanie.docx | 11.2 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 12.52 КБ |
pourochnoe_planirovani2.docx | 12.4 КБ |
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 11.07 КБ |
literatura.docx | 12.12 КБ |
k_aspektu.docx | 10.44 КБ |
9_klass.docx | 11.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Элективный курс « Этический аспект культуры речи» ориентирован на обучающихся 9 класса общеобразовательной школы и рассчитан на 17 часов ( 1н/ч).
Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.
Цель данного элективного курса – развитие речевой культуры, бережное отношение к родному языку, понимание важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Задачи курса:
1.Правильость и уместность использования языковых средств в разных условиях общения.
2.Моделирование речевого поведения в соответствии с задачами общения.
3.Применение полученных знаний и умений в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Нормативный аспект культуры речи. Этический аспект культуры речи».
9 класс.
Основные умения и навыки.
Правильность речи. Правильность речи как соответствие её нормам современного русского литературного языка.
Орфоэпические нормы ( произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств. Молодёжный сленг ( крутой, клёвый и т.п.) и отношение к нему.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.
Интонационные нормы. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении.
Орфографические нормы .Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление правописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы .Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации в системе правил, включённый в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания в конце простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Этический аспект культуры речи
Речевой аспект как правила речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.
Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формылы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении ( электронная почта, телефакс и другое).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.
Роль невербальных средств ( мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.
Предварительный просмотр:
Поурочное планирование
Элективного курса
« Этический аспект культуры речи»
9 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Ведение в курс « Этический аспект культуры речи» | 1 |
2 | Речевой этикет как правила речевого общения и компонент культуры речи. | 1 |
3 | Культура поведения, культура речи и речевой этикет. | 1 |
4 | Языковые средства выражения речевого этикета. | 1 |
5 | Использование этикетных выражений для установления контакта и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения. | 2 |
6 | Особенности речевого этикета в официальной сфере | 1 |
7 | Особенности речевого этикета в научной сфере. | 1 |
8 | Особенности речевого этикета в публицистической сфере. | 1 |
9 | Основные речевые правила общения посредством телефона. | 1 |
10 | Особенности речевого этикета при дистанционном общении. | 1 |
11 | Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и слушающего. | 1 |
12 | Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях. | 3 |
13 | Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета. | 1 |
14 | Роль невербальных средств в общении; их этикетная функция. | 1 |
Предварительный просмотр:
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате работы по программе курса « Нормативный аспект культуры речи» обучающиеся должны уметь:
. владеть основными правилами произношения в современном русском языке;
.работать с орфоэпическим словарём;
.оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
.уместно использовать слова-синонимы в речи с учётом их стилистической окрашенности;
.оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного употребления;
.нормативное употребление форм слова;
.создание грамотного письма в процессе письменного общения;
.овладение правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
Элективного курса « Нормативный аспект культуры речи»
9 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение. Правильность речи как соответствие её нормам современного литературного языка | 1 |
2 | Орфоэпические ( произносительные и акцентологические) нормы. | 2 |
3 | Лексические нормы. | 3 |
4 | Грамматические нормы. | 4 |
5 | Интонационные нормы. | 2 |
6 | Орфографические нормы. | 3 |
7 | Пунктуационные нормы. | 2 |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
Элективного курса « Нормативный аспект культуры речи»
9 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение. Правильность речи как соответствие её нормам современного литературного языка | 1 |
2 | Орфоэпические ( произносительные и акцентологические) нормы. | 2 |
3 | Лексические нормы. | 3 |
4 | Грамматические нормы. | 4 |
5 | Интонационные нормы. | 2 |
6 | Орфографические нормы. | 3 |
7 | Пунктуационные нормы. | 2 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Элективный курс « Нормативный аспект культуры речи» ориентирован на обучающихся 9 класса общеобразовательной школы и рассчитан на 17 часов (1 н/ч).
Культура речи – лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения.
Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, грамматики, орфографии, пунктуации. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи.
Цель данного элективного курса –освоение приёмов оптимального построения высказываний, в овладениями стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи – устной и письменной.
Задачи курса:
- Формировать готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения.
- Совершенствовать умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их.
Предварительный просмотр:
Поурочное планирование
элективного курса
« Нормативный аспект культуры речи»
9 класс
№ | тема | Кол-во часов |
1 | Введение. Правильность речи. | 1 |
2. | Роль орфоэпии в устном общении. Нормы современного литературного произношения. Произношение некоторых грамматических норм. | 1 |
3. | Особенности произношения иноязычных слов; русских имён и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. | 1 |
4. | Употребление слова в соответствии с его лексическим значением. | 1 |
5. | Выбор из синонимического ряда слова с учётом его значения и стилистических свойств. | 1 |
6. | Молодёжный сленг. | 1 |
7. | Нормативное употребление форм слова и построения словосочетания по типу согласования и управления | 1 |
8. | Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. | 1 |
9. | Правильное построение предложений с обособленными членами и СПП. | 1 |
10. | Синонимия грамматических форм и их смысловые и стилистические различия. | 1 |
11. | Основные элементы интонации. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. | 1 |
12. | Роль интонации в передаче смысла речи. Этикетная функция интонации в речевом общении. | 1 |
13. | Правописание морфем. Правила переноса слов. | 1 |
14. | Слитные , дефисные и раздельные написания. | 1 |
15. | Употребление прописных и строчных букв. Правила графического сокращения слов. | 1 |
16. | Принципы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения и между частями сложного. | 1 |
17. | Знаки препинания при передаче чужой речи. Абзац как пунктуационный знак. | 1 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 14»
Согласовано Утверждаю
Зам .директора по УР Директор МОУ «СОШ № 14»
-----------------------Рочева Н.Б. ---------------Гориславская Н.П.
-----------------201---год
Рабочая учебная программа
Элективного курса
По русскому языку
3 ступень обучения
Программа реализуется в течение 1 года
Программа составлена
Учителем русского языка
Варлаховой Т.Е.
Г. Ухта, пгт Водный
2013 год
Предварительный просмотр:
Литература
Для учащихся
Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. – М.,2000.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.,1993.
Гельдин В.Э. Речь и этикет. – М.,1983.
Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. – М.,1991.
Крысин Л.П. Язык в современном обществе. – М.,1977.
Культура русской речи. Учебник для вузов под редакцией Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.,2000.
Колесов В.В. Культура речи – культура поведения.Л.,1988.
Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас…», или Речевой этикет. – М.,2004.
Львова С.И. Речевой этикет. – М.,1995.
Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. – М.,2005.
Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М.,2002.
Норман Б.Ю. Язык – знакомый незнакомец. – Минск, 1987.
Скворцов Л.И. Экология слова, или пооворим о культуре русской речи. – М.,1996.
Словари.
Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. – М.,2001.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.,2004.
СкворцовЛ.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. – М.,2003.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М.,1983.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М.,2000.
Для учителя
Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. – М.,1981.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студентов сред. Проф. Учебных заведений. – М.,2006.
Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001.
Гойхман О.Я., Гончарова Н.М. Русский язык и культура речи. – М.,2002.
Горбачевич К.С. Вариантность слов и языковая норма. – Л.,1978.
Львов М.Р. Основы теории речи. – М.,2000.
Минеева С.А. Полемика – диспут – дискуссия. – М.,1990.
Мучник Б.С. Культура письменной речи ( формирование стилистического мышления). –М.,1994.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. –М.,2006.
Уайтсайд Р. О чём говорят лица. – СПб.,1996.
Предварительный просмотр:
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате работы по программе курса « Этический аспект культуры речи» обучающиеся должны уметь и знать:
. правила ведения речи для говорящего и слушающего;
.использовать этикетные выражения для установления контакта в разных ситуациях речевого общения;
.основные речевые правила общения посредством телефона; особенности речевого общения при дистанционном общении;
.основные правила общения в виртуальных дискуссиях, конференциях, на тематических чатах.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
Элективного курса
«Этический аспект культуры речи»
9 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение в курс. | 1 |
2 | Речевой этикет как правила речевого общения. | 2 |
3 | Культура диалога. | 1 |
4 | Языковые средства выражения речевого этикета. | 3 |
5 | Особенности речевого этикета в различных сферах общения. | 3 |
6 | Основные речевые правила общения посредством телефона; дистанционное общение | 2 |
7 | Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, чатах интернета. | 3 |
8 | Виды коммуникативных неудач. | 1 |
9 | Роль невербальных средств в общении. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса по программе
Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)
Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....
Рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык" для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса
Календарно-тематическое планирование...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...
Рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020-2021 учебный год
В данном материале содержится рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020 - 2021 учебный год. Программа разработана на основе: «Рабочих программ. Русский язык. Предметная линия ...
Программа учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах
учебного курса«Родной (русский) язык и родная (русская) литература»в 5- 9 классах...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах ФГОС ООО
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса«Родной (русский) язык и родная (русская) литература»в 5- 9 классах ФГОС ООО...