Азбука грамотности
учебно-методическое пособие по русскому языку (9 класс) по теме
Азбука грамотности «22 орфограммы + 9 пунктограмм» - это своеобразный справочник, целью которого является изложение в обобщенной форме теоретического материала по русскому языку, систематизация орфографии и пунктуации.
Наибольшей эффективности в решении данных задач можно достичь, представив материал в наглядной и, что самое важное, легко воспринимаемой, понимаемой и запоминаемой форме – в таблицах и схемах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_gramotnosti.docx | 259.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль и место «Азбуки грамотности «22+9»» в преподавании русского языка методом вовлечения в творческую деятельность
Азбука грамотности «22 + 9» - это своеобразный справочник, целью которого является изложение в обобщенной форме теоретического материала по русскому языку, систематизация орфографии и пунктуации.
Наибольшей эффективности в решении данных задач можно достичь, представив материал в наглядной и, что самое важное, легко воспринимаемой, понимаемой и запоминаемой форме – в таблицах и схемах.
Азбука грамотности «22 + 9» способствует формированию мыслительных навыков, их развитию, а также активизации навыков логического анализа, создает мощный импульс к творческой деятельности.
Каждое правило представлено не в текстуальном, а в схематичном виде – краткой логической цепочке или четкой таблице. При этом в отличие от текста, учащийся получает возможность воспринимать учебный материал не сукцессивно, а симультанно, что, конечно, является очевидным преимуществом.
Азбука грамотности «22 + 9» может использоваться как в 5-9 классах при изучении и повторении данных тем, так и в старших классах при подготовке к единому государственному экзамену.
Азбука грамотности «22 + 9» может предоставляться учащимся в качестве раздаточного материала целиком, в виде отдельных карточек или мультимедийных слайдов, в зависимости от возрастных, психологических и других особенностей учащихся, которые, безусловно, необходимо учитывать.
Следует подчеркнуть, что учащиеся могут пользоваться Азбукой грамотности «22 + 9» при выполнении творческих заданий учителя. Такая опора на раздаточный материал облегчает соблюдение правил русского языка, грамотное письмо, тем самым высвобождая психологические ресурсы учащихся для осуществления ими собственно творческой деятельности.
1) Проверяемые безударные гласные
В безударном положении в корне пишется та же гласная, что и в ударном положении однокоренного слова
Запевать - пе́ть песню
Запивать - пи́ть воду
Умолять - мо́лит о помощи
Умалять - ма́лое значение
Поласкать - ла́ска
Полоскать - поло́щат
2) Непроверяемые безударные гласные → словарь
3) Чередующиеся гласные в корне
В зависимости от: | Содержание темы: |
I. Наличия суффикса «а» | тЕр — тИрА |
пЕр — пИрА | |
дЕр — дИрА, запомни: ИрА! | |
кОс — кАсА | |
лОж — лАгА, запомни: А=А | |
Исключение: соЧЕТАние, соЧЕТАтъ. | |
П. Ударной или безударной | Без ударения пиши О: (гор, твор, клон) |
позиции корневой гласной | гОреть — загАр |
твОрить — твАръ | |
поклОнение — клАняться | |
Без ударения пиши А: (зар) | |
зАря — зОри | |
III. Значения слова и стечения | равный => 1) рАвн; рОвный => рОвн |
согласных | 2) рАст — рАщ — рОс |
Исключения: | |
РОстов, РОстислав, рОстовщик, рОсток, подрОсток; отрАсль | |
3) мАкать => мАк; мОкрый => мОк | |
4) плАв — плОв, всего 3 слова: плОвец, плОвчиха и плОвцы | |
5) скАк — скОч | |
IV. Части речи | См. таблицу ,,О - Ё после шипящих,, |
4) О - Ё после шипящих
В зависимости от: | Содержание темы: |
I. Морфемы: 1. Корень слова | «Если Е, то Ё»: жЕлтеть —> жЁлтый шЕдший —>шЁл чЕрти —> чЁрт Исключения: КапюшОн, пижОн, крыжОвиик, ШОв, обжОра, шОк и шОрник ШОрты, шОмпол и чащОба, ШОу, чОпорный, трущОба, ШОрох на реке ПечОра... Чтобы не было уморы, Все пишите с буквой О! |
2. Суффикс и окончание | В суффиксах и окончаниях под ударением пишем О, без ударения — Ё: Суффиксы: холщОвая рубашОнка борщОвый запашОк Окончания: врачОм, кумачОм Примечание: наш подход опирается на большую эффективность предложения учащимся слов не отдельно, а в легко запоминающихся ассоциативных сочетаниях. |
III. Происхождение (иноязычные морфемы) | В иноязычных словах существует только суффикс ЁР: дирижёр, ретушЁР |
IV. Части речи (существительное или глагол) | В существительных пишем О, а. в глаголах — Ё: ожОг руки — ожЁг руку поджОг дома — поджЁг дом |
5) Звонкие и глухие согласные
6) Непроизносимые согласные - выпадающие при произнесении согласные:
7) Разделительные Ъ и Ь
8) Ь после шипящих
III) Глагол:
1) Неопределенная форма → Ь: беречь, печь, стричь (что делать?)
2) 2 лицо, ед. ч. → Ь: ты (что делаешь?) говоришь, рисуешь, читаешь
3) Повелительное наклонение → Ь: отрежь, намажь, умножь
Запомнить: ляг(те)
IV) Наречие:
как? → Ь: вскачь, наотмашь, навзничь
Запомнить: уж, замуж, невтерпеж
V) Частицы:
→ Ь: ишь, бишь, вишь
9) Удвоенные согласные:
а) -ЖЖ- : вожжи, дрожжи, жжёт
-СС- : ссора, поссориться
РОСС- : Россия, российский, великоросс
б) Заимствованные слова:
ассамблея,
диссертация,
колосс,
комментарий,
эссе,
эффект.
10) Приставки на -з и -с
11)
Запомнить:
Прибывать в город - пребывать в городе
Призреть сироту - презирать врага
Приходящая няня - непреходящие ценности
Придел в церкви - предел мечтаний
Придать форму - предать друга
Приступить к уроку - преступить черту
Радиоприемник - преемник идей
Приклонить голову - преклонить ветви
12) Окончания существительных
в) Окончания существительных
-Е | -И | ||||
1скл. | 2скл. | 1скл. | 2скл. | 3скл. | разносклоняемые |
Д. (кому? чему?) волнеЕ галереЕ | ̶ | Р. (кого? чего?) от армиИ | ̶ | от ночИ | от дочерИ |
П. (о ком? о чем?) о волнЕ о галереЕ | П. (о ком? о чем) о полЕ об инеЕ | Д. (кому? чему?) к армиИ | ̶ | к ночИ | к дочерИ |
П. (о ком? о чем?) об армиИ | о гениИ о зданиИ | о ночИ | о дочерИ |
13) Правописание сложных слов
Дефис | Слитно |
1) без соединительной гл.: Плащ - палатка, Кресло - кровать Стоп - кран | 1) с приставкой: Сэкономить Контригра сверхинтересный |
2) сложные единицы измерения: Человеко-день | 2) сложносокращенные слова: Профсоюз Медпункт |
3) стороны света: Северо-восток (-чный) | 3) I часть сложных слов - числит.: Пятиклассник Трехэтажный |
4) сложные названия растений: Мать-и-мачеха Иван-да-марья | 4) I часть: Авто-: автомобиль Фото-: фотосессия Микро-: микрочастицы Био-: биосфера Моно-: монокоцерт Теле-: телеканал Электро-: электропила |
5) с иноязычными элементами: Экс-: экс-чемпион Вице-: вице-президент Лейб-: лейб-гвардия Унтер-: унтер-офицер Штабс-: штабс-капитан | |
6) от сочинительных сочетаний: Физико - математический | 5) от словосоч-й (подчиненных) Древнерусский, восточноевропейский Но: Восточно - Европейская равнина |
7) оттенки цветов: Иссиня - черный |
14) Спряжение глаголов
I | II |
-ать, -оть, -уть, -ть, -ти, -чь | -ить |
Искл: брить стелить | Искл: 7 гл. на -еть: смотреть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть, видеть 4 гл. на -ать: слышать, гнать, дышать, держать |
Алгоритм | |
Работать | Любить |
Я -ю/-у Мы -ем | Я -ю/-у мы -им |
Ты -ешь Вы -еть | Ты -ишь вы -ите |
Он, она -ет они -ют/-ут | Он, она -ит они -ят/-ат |
↨ ↨
-ющ / -ущ -ящ/-ащ
суффиксы причастий
15) Правописание -н-/ -нн- в суффиксах.
16) Дефис в наречиях, частицах
I. Наречие | |
1) по- | -ому : по-новому -ему : по-моему -цки : по-немецки -ски : по-английски -ьи : по-лисьи |
2) во-первых, во-вторых | |
3) кое- , -то, -либо, -нибудь | |
4) еле - еле, чуть - чуть | |
II. Частицы | |
-таки: | все - таки |
-ка: | скажи - ка |
-де: | она - де |
Раздельное написание частиц
ЖЕ, ЛИ, БЫ, БУДТО
все же
вряд ли
если бы
как будто
17) Правописание Пол- и Полу-
ПОЛ- | ПОЛ... | ПОЛУ... |
1. пол-апельсина | 1. полстены | |
2. пол-лимона | 2. полушутя | |
но: поллитровка | полумрак | |
3. пол-Москвы |
18) Не с разными частями речи
Слитно | Раздельно |
1. Существительные, прилагательные, наречия на -о/-е, если нет противопоставления: Неправда (= ложь) Невысокий (= низкий) Непросто (= сложно) 2. Причастия, если нет зависимых слов, нет противопоставления, полная форма: а) непокрашенная скамейка, б) несорванные яблоки в) несделанное задание 3. Глаголы, деепричастия, если без НЕ не употребляются: ненавидеть, -я негодовать, -уя | 1. Существительные, прилагательные, наречия на -о/-е, если есть противопоставления: Не правда, а ложь Не высокий, а низкий Не просто, а сложно Если есть отнюдь не... вовсе не... далеко не... ничуть не... 2. Причастия, если есть зависимых слов, есть противопоставления, краткая форма: а) не покрашенная краской скамья б) не сорванные, а срезанные цветы в) задание не сделано 3. Глаголы, деепричастия: не любить не любя |
19) Не и Ни с местоимениями и наречиями
Слитно без предлога | Раздельно с предлогом |
никто́ - не́кто ничего́ - не́чего никогда́ - не́когда | ни с ке́м - не́ с кем ни у кого́ - не́ у кого ни о чём - не́ о чем |
20) Частицы не и ни.
Частица Не - для выражения отрицания | Частица Ни - для усиления отрицания |
21) Отрицательные местоимения, наречия и частицы.
Запомнить: не кто иной, как - никто иной, кроме | ||
Отрицательные местоимения | Отрицательные наречия | Отрицательные частицы |
никому ни для кого ничем ни с чем никем ни с кем | ничуть нигде никогда никуда нимало | далеко не вовсе не отнюдь не |
22) Сравнительный оборот
Сравнительный оборот | |
Выделяется | Не выделяется |
как будто как будто словно точно чем нежели | 1) как = в качестве Ленский везде был прият как жених 2) во фразеологизмах белый как снег беречь как зеницу ока биться как рыба об лед бледный как смерть блестит как зеркало 3) Запомнить: совсем + как почти + как вроде + как точь-в-точь + как прямо + как именно + как не + как |
23) Вводные слова
24) Причастный и деепричастный обороты.
25) Сложный синтаксис. Знаки препинания в ССП.
26) Знаки препинания в СПП.
Второстепенные члены простого предложения. | Придаточные предложения в СПП. |
1) Дополнение - отвечает на вопросы косвенных падежей Я читаю книгу и журнал. | 1) Придаточное изъяснительное - отвечает на вопросы косвенных падежей Я считаю, что эта книга очень интересная. |
2) Определение - отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Я читаю интересную книгу. | 2) Придаточное определительное - отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Я читаю книгу, которую мне посоветовал друг. |
3) Обстоятельство - отвечает на вопросы: где? когда? → время куда? откуда? → место почему? зачем? → цель, причина как? → образ действия, степень действия Зимой все дети радуются снегу. | 3) Придаточное обстоятельственное - отвечает на вопросы: где? когда? → время куда? откуда? → место почему? зачем? → цель, причина как? → образ действия, степень действия Все дети радуются снегу, потому что можно кататься на коньках, на лыжах и на санках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лепбук "Азбука финансовой грамотности"
Цель: экономическое воспитание младших подростков, формирование финансовой грамотности и расширение представления о бюджете, финансах, товарах и деньгах....
Рабочая программа по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"
Рабочая программа по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"...
«Азбука финансовой грамотности» Дополнительная общеразвивающая программа для воспитанников младшего и среднего школьного возраста
laquo;Азбука финансовой грамотности»Дополнительная общеразвивающая программа для воспитанников младшего и среднего школьного возрастаСрок реализации 2 года...
Методическая разработка цикла занятий по финансовой грамотности "Азбука финансов"
Методическая разработка цикла занятий по финансовой грамотности "Азбука финансов"Материал для внеклассной работы. возраст обучающихся 12-15 лет...
Ярмарка социально-педагогических инноваций. Проект "Азбука финансовой грамотности"
Чагдурова Дарья Алексеевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Боцинская СОШ» Азбука финансовой грамотностиФинансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста &ndash...
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ «АЗБУКА НАЛОГОВ»
В статье рассмотрены актуальные вопросы формирование финансовой грамотности через реализацию программы развития школы «Азбука Налогов», развития налоговой культуры и грамотности среди школ...