Технология деятельностного метода в рамках внедрения ФГОС
статья по русскому языку по теме

 «Настоящий  учитель показывает  своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его  к  разрабатыванию  строительного материала,  возводит  здание  с  ним вместе,  учит  его  строительству».           

 А. Дистервег

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6667_.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Технология деятельностного метода в рамках внедрения ФГОС

 «Настоящий  учитель показывает  своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его  к  разрабатыванию  строительного материала,  возводит  здание  с  ним вместе,  учит  его  строительству».          

 А. Дистервег

       В концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования сказано: «Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов».

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход. «Актуализация деятельностного подхода обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме».

            В технологии деятельностного подхода дети "открывают" знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.          Поэтому на каждом уроке необходимо стремиться к тому, чтобы учеником была осознана цель предстоящей деятельности; осмыслены и внутренне приняты мотивы познавательной деятельности, связанные с самим процессом познания и его результатом; предоставлена возможность выбора средств в процессе осуществления познавательной деятельности; обеспечена возможность самостоятельного выполнения учебного действия, даже если оно ошибочно; создана ситуация, в которой ученик имеет возможность увидеть достигнутый индивидуальный результат, удержать его, порадоваться достигнутому, произвести его самооценку. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию

распределены в четыре группы:

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок обобщения и систематизации знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данном этапе:

Личностные: самоопределение, смыслообразование; познавательные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

 На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.        

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данном этапе:

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; извлечение необходимой информации из текстов; использование знаково-символических средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие; регулятивные: выполнение пробного учебного действия;  фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково)место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий, и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.        

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данном этапе:

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; подведение под понятие; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания; регулятивные:  волевая саморегуляция в ситуации затруднения; коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций; разрешение конфликтов.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

1) ставят цель;

2) согласовывают тему урока;

3) выбирают способ;

4) строят план достижения цели;

5) определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данном этапе:

Личностные: самоопределение;  смыслообразование; познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач;  планирование; прогнозирование; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей  затруднение. В завершении уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данном этапе:

Личностные: смыслообразование; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательство; регулятивные: волевая саморегуляция; познавательная инициатива; коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полно-той и точностью; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения  достижение договоренностей и согласование общего решения; разрешение конфликтов.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах, в группах, фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данном этапе:

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; извлечение из текстов необходимой информации; моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений,  доказательство; коммуникативные:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения; достижение договоренностей и согласование общего решения; личностные: осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным  нормам и этическим требованиям.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность  этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данном этапе:

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; извлечение из текстов необходимой информации); использование знаково -символических средств; подведение под понятие; выполнение действий по алгоритму; доказательство; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; регулятивные: контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; коммуникативные:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данном этапе:

Личностные:  нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;  осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; понимание текстов, извлечение необходимой информации; подведение под понятие; моделирование, преобразование модели; использование знаково-символических средств; установление причинно-следственных связей; выведение следствий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выполнение действий по алгоритму; построение логической цепи рассуждений; доказательство; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; регулятивные: контроль, коррекция, оценка; коммуникативные:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументациясвоего мнения в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения; достижение договоренностей и согласование общего решения; постановка вопросов; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; управление поведением партнера.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данном этапе:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; коммуникативные:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества; 

Уверена, что  правильное использование деятельностного метода обучения на уроках позволяет оптимизировать учебный процесс, устраняет перегрузку ученика, предотвращает школьные стрессы, максимально ориентирует на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Источники:

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования:  http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=299 
  2. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.
  3. Деятельностный метод в школе: http://festival.1september.ru/articles/527236/ 
  4. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/
  5. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf
  6. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.
  7. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. http://omczo.org/publ/393-1-0-2468
  8. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в начальной школе и внеурочной деятельности ( в рамках реализации ФГОС )."

Введение системы ФГОС в обучающий процесс , позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных пот...

Методы и приёмы рефлексии на уроках технологии в рамках внедрения ФГОС

Что такое ФГОС нам всем известно. Этапы современного урока нам знакомы.    А вот что такое Рефлексия?Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Рефле́ксия...

Методы и приемы рефлексии на уроках технологии в рамках внедрения ФГОС основного общего образования

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.  Рефлексия, как структурный компонент урока,  направлена на достижение различных целей: эмоци...