Методы и приёмы рефлексии на уроках технологии в рамках внедрения ФГОС
статья по технологии (9, 10, 11 класс) на тему

Куманикина Галина Викторовна

Что такое ФГОС нам всем известно. Этапы современного урока нам знакомы.    А вот что такое Рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Рефле́ксия — философское понятие, характеризующее форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kumanikina.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы рефлексии на уроках технологии в рамках внедрения ФГОС

Куманикина Галина Викторовна, 

учитель технологии КОУ ВО «Бобровская  школа-интернат  для детей-сирот с  ограниченными возможностями здоровья»,            

г. Бобров, Воронежская область, Россия

Что такое ФГОС нам всем известно. Этапы современного урока нам знакомы.                                                            А вот что такое Рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Рефле́ксия — философское понятие, характеризующее форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?                                                                                                                                   Если ученик понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

то процесс обучения становится для него намного интереснее и легче.

Когда проводить? Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Цели рефлексии:

сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими;                                                           собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым;                                                            уйти с урока с зафиксированным результатом.

Виды учебной рефлексии:

  • физическая (успел – не успел, легко – тяжело);
  • сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
  • интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  • духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Классифицируется рефлексия следующим образом:

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • Рефлексия деятельности
  • Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности

Что можно применять? Приёмы: букет настроения, острова, лесенка.

Интересно проходит рефлексия эмоционального состояния «Острова». По окончании каждого занятия девочки путешествуют по условным островам (остров Скуки, остров Открытий, остров Радости, остров Непонимания, остров Творчества, остров Больших идей). Могут появляться новые острова. Ученицы от занятия к занятию перемещаются с одного острова на другой. Кроме того, часто с девочками анализируем, почему выбран именно этот остров.

Практически на каждом уроке учащимися выполняется определенная практическая работа, которой предшествует показ и объяснение учителем технологии выполнения нужных операций. Перед началом выполнения практической работы учащимся предлагается отобразить эмоциональное состояние на «Лесенке» из пяти ступеней. У каждой ступени своё название:

В процессе выполнения практической работы очень важно в качестве поощрения использовать словесную похвалу, с целью достижения следующей ступени эмоционального состояния. Самостоятельная практическая работа и ее результаты должны приносить положительные эмоции. От этого будет зависеть желание ученицы продолжить работу, выполнить работу быстрее, а главное качественно. В конце практической работы предлагается вновь отобразить эмоциональное состояние на «Лестнице успеха», сделать выводы относительно самоорганизации, проанализировать причины успешности или неуспешности.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Приёмы: незаконченное предложение, плюс-минус-интересно, таблица фиксации знания и незнания, анкета, вопросы, светофор.

Приём рефлексии «Незаконченное предложение». На доске расположены фразы :

  • Я сегодня узнала….
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Я поняла, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научилась…
  • Я смогла…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни… и т.д.

Девочки выбирают незаконченную фразу и заканчивают предложение.

Следующий приём рефлексии «Синквейн». Слово «синквейн» происходит от французского « пять».

Например: при изучении раздела «Рукоделие» синквейн выглядит следующим образом:

  1. Рукоделие
  2. Необычное, интересное
  3. Создавать, творить, воплощать
  4. Рукоделие позволяет воплощать задуманное.
  5. Искусство

Иногда предлагаю девочкам составить синквейн-загадку, не указывая темы, так, чтобы другие догадались, о чём идёт речь. Например:

  1. _______________________
  2. Художественное, техническое
  3. Изменять, отрезать, добавлять
  4. Изобретать новые модели одежды
  5. Творчество

При подведении итога урока часто предлагаю упражнение «Плюс – минус – интересно». Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Его можно выполнить как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагаю заполнить таблицу из трёх граф.

В графу «П» - «плюс» записывается:

  • что понравилось на уроке,
  • что вызвало положительные эмоции,
  • что было полезным,
  • что помогло достигнуть цели

В графу «М» - «минус» записывается:

  • что не понравилось на уроке,
  • что показалось скучным, вызвало неприязнь,
  • что осталось непонятным.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают:

  • что интересного узнал на уроке,
  • что хотел бы узнать,
  • какие хочешь задать вопросы учителю.

Рефлексия деятельности

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, практической работы, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? Приёмы рефлексии деятельности: дерево творчества, моделирования или схематизация, часы успешности, мишень.

Прием рефлексии «Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы», в котором девочки определяют последовательность выполняемых операций, таким образом, самостоятельно создают инструкционные карты для выполнения практической работы, например практическая работа «Обработка боковых срезов юбки» может выглядеть следующим образом: (на слайде образец рисунков, схем).

Для индивидуальной оценки и анализа работы отдельно взятой ученицы мною используется прием, который помогает ученице самостоятельно определить результат своей деятельности на уроке. Ученику предлагается поставить стрелку «Часов успешности» в секторе, который максимально отражает результат его работы на уроке и объяснить, почему он поставил ёё именно здесь.

Проанализировать, какая работа доминировала на уроке поможет приём «Мишень». Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке по четырём показателям, поставив крестики в соответствующем секторе мишени. Чем дальше от центра, тем ниже показатель. Таким образом, складывается общая картина работы класса. Заполненная мишень помещается на доску и кратко анализируется. Показатели могут изменяться. Подобным образом можно оценивать, например, активность на уроке, полезность изученного материала, эстетичность выполненной работы и др.

Несколько советов по теме:

  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы ученики могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
  • Необходимо адаптировать приёмы рефлексии под возраст учеников. Естественно, что в 8 класс с гномиками, зайками и цеточками не пойдёшь. Не стоит увлекаться большим количеством приёмов рефлексии, выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять смысл данного приёма, значения картинок, жестов, символов. Постепенно можно использовать в работе и другие приёмы рефлексии.

Китайская мудрость гласит: «Не дай Вам бог жить во время перемен». Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Введение новых стандартов в образовании – это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них.

Литература:

1. Краткий психологический словарь http://www.dedeve.narod.ru/slovar/

2. Левитес Д. «Хорошо ли мы работаем, когда думаем. Что работаем хорошо?» http://www.1september.ru

3. Локк.Дж Опыт о человеческом разуме.Избр.филос. произведения. М.,1960

4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений-М: Издательский центр «Академия», 2001

5. Мириманова М.С. «Рефлексия как системный механизм развития». http://www.researcher.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ технологии в рамках внедрения ФГОС

Преимущества использования информационно-коммуникационных технологий в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта....

"Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО"

Выступление на педсовете: "Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО"...

Приёмы рефлексии на уроках технологии

приемы рефлексии на уроках технологии...

Доклад по теме: "Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО"

Материал интересный, поможет  педагогу грамотно выступить с докладом    на семинаре...

Методы и приемы рефлексии на уроках технологии в рамках внедрения ФГОС основного общего образования

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.  Рефлексия, как структурный компонент урока,  направлена на достижение различных целей: эмоци...