№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки | Подготовка к ГИА/ЕГЭ | Домашнее задание | Дата проведения |
|
|
|
|
|
|
|
| план | факт |
Русский язык - один из развитых языков мира |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Русский язык - один из развитых языков мира | 1 | Вводный урок | Знать содержание и структуру учебного пособия, основные средства художественной изобразительности; уметь находить их в тексте. Различать понятия развитый и развитой; что язык является важнейшим средством человеческого общения. Уметь составлять план лекции учителя | Беседа, работа с учебником | Упр. 3 (письменно), упр. 2 (подготовиться писать под диктовку) | 02.09 |
|
Повторение изученного в 5 классе |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография | 1 | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать основные орфограммы, изученные в 5 классе, понятие нормы русского языка; предмет изучения фонетики, орфоэпии. Уметь применять алгоритмы выбора верного написания; работать с таблицами и схемами; производить фонетический разбор слова | Диалог, тренировочные упражнения, выборочный диктант | § 1 (контрольные вопросы); упр. 8 | 03.09 |
|
3 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова | 1 | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать основные понятия темы. Уметь производить морфемный разбор слова; определять основную мысль текста, давать развёрнутые ответы на вопросы текста | Практикум, вопросы учителя, тест | § 2 (контрольные вопросы, с. 6); упр. 13 (списать, подчеркнуть известные орфограммы-буквы) | 04.09 |
|
4 | Орфограммы в приставках и корнях | 1 | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать основные понятия темы. Уметь производить морфемный разбор слова; классифицировать орфограммы и применять алгоритмы выбора верного написания | Задания в печатной тетради, работа с учебником, тренировочные упражнения | Упр. 16(распределить слова по группам в соответствии с орфограммами, графически обозначить вставленные орфограммы) | 05.09 |
|
5 | Части речи. Морфологический разбор слова | 1 | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать основные понятия темы. Уметь производить морфологический разбор слова; определять принадлежность слов к различным частям речи по морфологическим признакам | Контрольные вопросы (с. 9); работа с учебником, распределительный диктант | § 3 (контрольные вопросы, с. 9); упр. 20 (списать, определить основную мысль текста; надписать склонение и падеж над существительными, над глаголами - вид и спряжение, над прилагательными - род и падеж) | 06.09 |
|
6 | Орфограммы в окончаниях | 1 | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать условия выбора орфограммы. Уметь выбирать орфограмму в зависимости от склонения и спряжения слова; определять тип и стиль речи, находить изобразительно-выразительные средства, с помощью которых отмечены краски заката, солнечное освещение (упр. 24) | Вопросы учителя, работа с текстом учебника, практикум | § 4 (контрольные вопросы, с. 11); упр. 23 (обозначить условия выбора вставленных орфограмм) | 07.09 |
|
7 | Р/р. Сочинение на тему «Памятный день летних каникул» (упр. 25) | 1 | Урок развития речи | Уметь определять тип и стиль сочинения; знать об особенностях и стилевом своеобразии разговорной речи (рассказа); владеть навыками анализа композиционно-жанровых особенностей рассказа | Беседа по вопросам учителя, творческая работа |
| 09.09 |
|
8 | Словосочетание | 1 | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать, как называются члены словосочетания; уметь отличать словосочетание от слова и предложения; самостоятельно составлять словосочетания по указанным схемам | Практикум | § 5(контрольные вопросы, с. 12); упр. 27 (сгруппировать словосочетания по главным словам); упр. 16 (подчеркнуть в словах известные орфограммы) | 10.09 |
|
9 | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения | 1 | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать виды пунктуации в простых предложениях; термины пунктограмма, грамматическая основа. Уметь характеризовать предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске, пунктуационно верно оформлять на письме | Задания в печатной тетради, тренинг, упражнения | § 6 (контрольные вопросы, с. 13); упр. 33 (озаглавить текст, выписать предложение с обобщающим словом, расставить пропущенные запятые) | 11.09 |
|
10 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении | 1 | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать, что общего и чем различаются простые и сложные предложения, способы связи простых предложений в составе сложного. Уметь выделять грамматические основы; различать простое предложение с однородными членами, соединёнными союзом и, и сложное предложение, части которого соединены также союзом и; пунктуационно верно оформлять на письме изученные конструкции предложений | Тренинг, упражнения, графический диктант | § 7(контрольные вопросы, с. 15); упр. 36 (расставить пропущенные запятые; подчеркнуть основы предложений) | 12.09 |
|
11 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения | 1 | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать порядок и уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор простого и сложного предложений | Беседа, тренинг, упражнения | § 8 (планы синтаксического разбора предложений); упр. 39 | 13.09 |
|
12 | Прямая речь. Диалог | 1 | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать постановку знаков препинания при прямой речи и диалоге; глаголы, вводящие прямую речь. Уметь определять границы прямой речи и слов автора; строить предложения с прямой речью по указанным схемам; превращать предложения с прямой речью в диалог и наоборот, ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалогах | Работа с учебником, тренировочные упражнения | § 9; упр. 41 (выписать предложения с прямой речью и построить их схемы) | 14.09 |
|
13 | Р/р. Текст | 1 | Урок развития речи | Знать определение текста; смысловые типы текстов. Уметь составлять текст из указанных предложений | Работа с текстами, беседа | § 10; упр. 49 (списать первый абзац, расставить знаки препинания; из второго и третьего абзацев выписать слова с пропущенными буквами) | 16.09 |
|
14 | Р/р. Стили речи. Официально- деловой стиль | 1 | Урок развития речи | Знать понятие официально- деловой стиль; стилевые черты, сферу употребления. Уметь определять особенности данного стиля; отличать официально-деловой стиль от других стилей речи; составлять и оформлять деловые бумаги | Работа с текстами, беседа | §11; упр. 51 (составить заявление) | 17.09 |
|
15 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Входящий контроль | 1 | Урок контроля | Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Повторить словарные слова. | 18.09 |
|
16 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками, словарный диктант | Упр. 48 (найти ошибки в выборе средств связи между предложениями; переписать в исправленном виде) | 19.09 |
|
Лексика и фразеология |
|
|
|
|
|
|
|
|
17 | Повторение изученного по лексике в 5 классе | 1 | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать основные лексические понятия; понятие о лексическом и грамматическом значении слова. Уметь определять значение многозначного слова, отличать омонимы от многозначных слов; уметь составить словарную статью, сравнивать статьи в толковом словаре | Работа с учебником, практикум | § 12; упр. 57 (озаглавить текст, списать, подчеркнуть слова, употреблённые в переносном значении) | 20.09 |
|
18 | Лексикография. Словари | 1 | Урок сообщения новых знаний | Знать, что изучает лексикография. Уметь пользоваться словарями | Работа со словарями, практикум | Упр. 58 (подобрать антонимы к прилагательным, составить с ними простые предложения с союзами а или но) | 21.09 |
|
19- 20 | Р/р. Сочинение по картине А. М. Герасимова «После дождя» | 2 | Урок развития речи | Знать композиционно-жанровое своеобразие и особенности текста- описания (сочинения-описания). Уметь определять тему, основную мысль текста, создавать текст на заданную тему, используя различные лексические средства связи, в частности описательный оборот, подбирать описательные обороты к ключевым словам в тексте | Творческая работа |
| 23.09 24.09 |
|
20 | Общеупотребительные слова | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать, что такое общеупотребительные слова. Уметь находить общеупотребительные и необщеупотребительные слова, объяснять их значение и уместность употребления | Работа с текстами, беседа | § 14; упр. 65 | 25.09 |
|
21 | Профессионализмы | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать определение профессионализмов, сферу их употребления. Уметь находить профессионализмы в «Толковом словаре», составлять с ними распространённые предложения | Работа с учебником, беседа, тренинг | § 15; упр. 69 | 26.09 |
|
22 | Диалектизмы | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать понятия диалект, диалектная речь; знать, что диалектизмы часто употребляются в текстах художественной литературы для создания соответствующего колорита. Уметь находить диалектные слова в «Толковом словаре», составлять с ними предложения | Работа с учебником, беседа, тренинг, тест в печатной тетради | § 16; упр. 75 (устно, 2-3 предложениями ответить на вопрос, что заинтересовало В. И. Даля в речи ямщика) | 27.09 |
|
23- 24 | Р/р. Сжатое изложение по тексту М. Булатова и В. Порудоминского (упр. 75) | 2 | Урок развития речи | Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст, сжато его излагать | Творческая работа | Повторить словарные слова | 28.09 30.09 |
|
25 | Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать причины возникновения и устаревания жаргонизмов, сферу их употребления; определение эмоционально окрашенных слов, их сферу употребления. Уметь находить жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова в текстах, определять их роль и значение | Работа с текстами, тренинг | § 17, 18; упр. 83 (устно), 81 (письменно) | 01.10 |
|
26 | Устаревшие слова | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать понятия историзмы, архаизмы; отличие историзмов от архаизмов. Уметь пользоваться словарём устаревших слов, находить устаревшие слова в текстах художественной литературы, понимать их назначение и роль в текстах | Работа с текстами, тренинг | § 19; упр. 86 (ответить на вопросы, выписать слова с выделенными орфограммами) | 02.10 |
|
27 | Неологизмы | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать понятие неологизмы, пути пополнения словарного состава русского языка. Уметь находить неологизмы в текстах упражнений; объяснять лексическое значение слов | Работа с текстами, тренинг, работа с «Толковым словарём» | § 20; упр. 89 (объяснить лексическое значение слов, составить с ними словосочетания или предложения) | 03.10 |
|
28 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать источники заимствования слов. Уметь находить заимствованные слова, определять, откуда они заимствованы, их лексическое значение | Работа с текстами, тренинг, работа с «Толковым словарём», «Словарём иностранных слов» | § 21; упр. 95 (диктант), упр. 96 (заменить исконно русскими словами заимствования, составить с 2-3 из данных заимствований словосочетания) | 04.10 |
|
29-30 | Фразеологизмы | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать определение фразеологизма, понимать их значения; знать, что фразеологизм может быть синонимом слова. Уметь находить фразеологизмы в «Толковом словаре», «Словаре фразеологизмов»; заменять слова синонимичными им фразеологизмами; использовать фразеологизмы в речи | Работа с текстами, тренинг, работа с «Толковым словарём», «Фразеологическим словарём» | § 22, 23; упр. 101, 102 Упр. 104, 105 | 05.10 07.10 |
|
31 | Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика» | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать основные лексические понятия; уметь пользоваться словарями | Практикум, работа со словарями, диктант (упр. 105) | Контрольные вопросы (с. 50); упр. 107 | 08.10 |
|
32 | Тест по теме «Лексика» | 1 | Урок контроля | Знать основные лексические понятия; владеть навыками самоконтроля и самостоятельной работы | Тест | Упр. 106 (составить диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в главах «Лексика», «Фразеология») | 09.10 |
|
33 | Контрольный диктант по теме «Лексика» | 1 | Урок контроля | Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности | Контрольный диктант с грамматическим заданием | § 14-23 (повторить) | 10.10 |
|
34 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками, словарный диктант | § 1-12 (повторить) | 11.10 |
|
Словообразование и орфография |
|
|
|
|
|
|
|
|
35- 37 | Словообразование и орфография. Повторение изученного в 5 классе | 3 | Урок повторения и обобщения | Знать понятие морфема, способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий; различать нулевое окончание; знать о лексическом значении корня и закреплённости его в корне; иметь представление о корневой омонимии, паронимах (без определения). Уметь различать однокоренные слова и формы слова; производить морфемный разбор | Работа с текстами, тренинг, беседа | § 24; упр. 114 (записать слова по образцу), 118, 119 (заполнить таблицу и озаглавить её) | 12.10 14.10 15.10 |
|
38 | Р/р. Описание интерьера | 1 | Урок развития речи | Знать понятие интерьер; знать об описании как смысловом типе текста; структуру описания помещения. Уметь описывать (в сочинении - помещение) и различать описание в художественном и официально-деловом стилях; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | Работа с текстами, тренинг, беседа | § 25; описать комнату | 16.10 |
|
39-40 | Основные способы образования слов в русском языке | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать понятие этимология слова; основные способы образования слов (морфемный и неморфологический); лексическое значение некоторых приставок и суффиксов; о полной и неполной парадигме (на примере глагола победить). Уметь определять способ образования слова (от чего и с помощью чего образовано слово); производить словообразовательный разбор |
| § 26; упр. 126 (выписать слова в два столбика:I - слова, образованные морфемным способом, II - слова, образованные неморфологическим способом); упр. 129 (расположить однокоренные слова с учётом последовательности образования их друг от друга) | 17.10 18.10 |
|
41 | Этимология слова | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать, какие сведения сообщаются в словарной статье этимологического словаря; уметь пользоваться этимологическим словарём; распознавать значение слов по их происхождению; пользуясь этимологическим словарём, подготавливать устное выступление на предложенные темы (упр. 131) | 1'аботи с «Толковым словарём», «Этимологическим словарём», тренинг, беседа по вопросам учителя | § 27; упр. 131 | 19.10 |
|
42 | Р/р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план | 1 | Урок развития речи | Знать об описании как смысловом типе текста; понятия простой и сложный план, отличие простого плана от сложного. Уметь составлять сложный план, самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст, используя составленный план | Беседа по вопросам, составление плана, выборочный пересказ текста | § 28; упр. 136 (сочинение-описание «Моя комната»). | 21.10 |
|
43-44 | Буквы о и а в корне -кос- - -кас- | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать понятие о чередовании; условия выбора гласных о и а в корне -кос- - - кас-. Уметь находить слова с чередующимися гласными, делать правильный выбор гласных, обозначать условия этого выбора; отличать слова с чередующимися гласными от слов с проверяемыми гласными | Упражнения, выборочный диктант, работа с учебником | § 29; упр. 138, 139 | 22.10 23.10 |
|
45-46 | Буквы оиа в корне -гор- - -гар- | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать понятие о чередовании; условия выбора гласных о и а в корне -гор-гар-. Уметь находить слова с чередующимися гласными, делать правильный выбор гласных, обозначать условия этого выбора; отличать слова с чередующимися гласными от слов с проверяемыми гласными | Упражнения, выборочный диктант, работа с учебником | § 30; упр. 142, 146 упр. 147, 149 | 24.10 25.10 |
|
47 | Буквы ы и и после приставок | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать условия выбора гласных ы и и после приставок. Уметь находить данную орфограмму; письменно объяснять условия выбора данных букв | Объяснительный диктант, тренировочные упражнения | § 31; упр.153 | 26.10 |
|
48- 49 | Гласные в приставках пре- и при- | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать, что выбор приставок зависит от лексического значения приставки. Уметь различать приставки пре- и при-;выбирать написание приставки в соответствии с лексическим значением | Тренировочные упражнения, выборочный диктант | § 32;упр. 155; 156, 163 | 28.10 29.10 |
|
50 | Трудные случаи написания приставок пре- и при- | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать, что выбор приставок зависит от лексического значения приставки. Уметь различать приставки пре- и при-; выбирать написание приставки в соответствии с лексическим значением; в трудных случаях обращаться к словарям | Тренировочные упражнения, выборочный диктант | § 32; упр. 165(диктант) | 30.10 |
|
51 | Соединительные о и е в сложных словах | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать понятие соединительные гласные; условия выбора соединительных гласных в сложных словах. Уметь применять полученные знания на письме | Выборочный диктант, объяснительный диктант, тренировочные упражнения | § 33 (с. 73-74); упр. 168, 169 | 31.10 |
|
52- 53 | Р/р. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» | 2 | Урок развития речи | Знать структуру описания в художественном стиле по картине. Уметь составлять текст-описание по картине; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | Вопросы (упр. 177), работа по картине, с учебником, опорными записями | Упр. 183 (составить диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме «Словообразование и орфография») | 01.11 02.11 |
|
54 | Сложносокращённые слова | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать понятие сложносокращённые слова; способы их образования. Уметь правильно читать сложносокращённые слова, определять, как они образованы; связывать сложносокращённые слова с глаголами в прошедшем времени | Тренинг, упражнения | § 34 (с. 75-76); упр. 175, 176 | 04.11 |
|
55 | Морфемный - и словообразовательный разбор слова | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать планы разборов; уметь производить словообразовательный и морфемный разбор слова; графически обозначать части слова; называть способы образования слов; образовывать словообразовательные цепочки | Упражнения, графический диктант, практикум | § 35 (с. 75-76); упр. 182 | 05.11 |
|
56- 57 | Повторение и обобщение изученного в разделе «Словообразование и орфография» | 2 | Урок повторения и обобщения | Знать основные понятия раздела; уметь пользоваться словарями, выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов. Уметь находить изученные орфограммы; письменно объяснять условия выбора данных букв | Практикум, работа со словарями, диктант (упр. 163), словарный диктант, контрольные вопросы (с. 80) | § 24-35 (повторить); упр. 185 (вставить пропущенные знаки препинания; обозначить части слов, в которых имеются пропуски) | 06.11 07.11 |
|
58 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля | Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
| 08.11 |
|
59 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками, словарный диктант |
| 09.11 |
|
Морфология и орфография |
|
|
|
|
|
|
|
|
60-61 | Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе | 2 | Урок повторения и обобщения | Знать морфологические признаки существительного; его роль в предложении; род, число, падеж, типы склонения существительных. Уметь дифференцировать понятие «живое - мёртвое» и грамматическую категорию одушевлённости-неодушевлённости; ставить большую букву и кавычки в написании имён собственных; писать почтовый адрес | Письмо другу, работа с учебником, беседа по вопросам, задания в печатной тетради | § 36;упр. 197, 200 | 11.11 12.11 |
|
62 | Повторение. Склонение имён существительных. Падежные окончания существительных на-ия, -ие, -ий | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать правильное определение падежа; склонение существительных на -ия, -ие, -ий, морфемный состав данных существительных. Уметь ставить падежный вопрос к существительному; правильно употреблять предлоги с падежами | Упражнения, тренинг | Упр. 201 (заполнить таблицу примерами); упр. 204 (диктант) | 13.11 |
|
63- 64 | Разносклоняемые существительные. Буква е в суффиксе существительных на -мя | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать об особенностях изменения разносклоняемых существительных орфограммы «Буква и на конце слов на-мя»; «Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя». Уметь объяснять условие выбора гласных в окончаниях существительных на -мя; правильно образовывать формы косвенных падежей данных существительных; находить и правильно писать разносклоняемые существительные | Диктант (упр. 209), объяснительный диктант, тренировочные упражнения | § 37-38; упр. 209 (составить и записать план словарной статьи словаря русских личных имён по тексту упр. 213; по этому же плану составить словарную статью об имени одного из знакомых) | 14.11 15.11 |
|
65- 67 | Несклоняемые имена существительные | 3 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать о несклоняемых существительных. Уметь правильно употреблять в речи несклоняемые существительные; определять род несклоняемых существительных; знать и соблюдать орфоэпические нормы сложносокращённых и несклоняемых существительных, согласовывать с ними глаголы в прошедшем времени и прилагательные | Практикум, упражнения | § 39; упр. 222; § 40; упр. 227; упр. 228 (списать, вставить пропущенные буквы; описать свой родной край) | 16.11 18.11 19.11 |
|
68 | Имена существительные общего рода | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать понятие существительное общего рода. Уметь правильно согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существи- тельными общего рода; составлять предложения с данными словами, употребляя их для обозначения лиц как мужского, так и женского пола | Практикум, упражнения | § 41; упр. 231, 233 (диктант) | 20.11 |
|
69 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать и уметь производить морфологический разбор имени существительного | Практикум, упражнения, задания в печатной тетради | § 42; упр. 234, 235 (подобрать и записать существительные, обозначающие состояние, настроение, чувства человека: радость, восторг, огорчение) | 21.11 |
|
70 | Р/р. Подготовка к сочинению по личным наблюдениям «Первый раз в музее» | 1 | Урок развития речи | Уметь подбирать и систематизировать материал, грамотно излагать свои мысли на заданную тему, правильно писать слова в соответствии с изученными орфограммами; уметь редактировать текст. Знать о временном единстве в повествовании | Творческая работа | Упр. 236 | 22.11 |
|
71-72 | Не с существительными | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с существительными. Уметь различать не - приставку, не - часть корня, не - частицу; обосновывать слитное и раздельное написание не с существительными; графически обозначать условия выбора; объяснять значение слов с помощью синонимов с приставкой не | Объяснительный диктант, выборочный диктант, тест, тренировочные упражнения | § 43; упр. 239 (построить схему 7-го предложения; списать, расставляя пропущенные запятые); упр. 243 (объяснить постановку знаков препинания во 2-м предложении) | 23.11 25.11 |
|
73- 74 | Буквы ч и щ в суффиксе -чик и -щик | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать условия выбора букв ч и щ в суффиксах-чик и -щик. Уметь сопоставлять произношение и написание существительных с суффиксами -чик, -щик; работать с «Толковым словарём» | Объяснительный диктант, выборочный диктант, тест, тренировочные упражнения | § 44;упр. 246 , упр. 250 (диктант) | 26.11 27.11 |
|
75 | Гласные в суффиксах -ек и -ик имен существительных | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать условия выбора суффиксов -ек и -ик. Уметь грамотно употреблять и правильно писать имена существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами | Работа с учебником, тренировочные упражнения | § 45; упр. 252 (списать, расставляя пропущенные запятые и заменяя выделенные слова однокоренными именами существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами) | 28.11 |
|
76 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать условия выбора гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных; значение суффиксов (пренебрежительное, обозначение названия животных). Уметь определять значение суффиксов; обозначать условия выбора о и е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных; подбирать антонимы к словам; письменно обозначать способ образования слов (по образцу) | Выборочный диктант, тренинг | § 46; упр. 256 (записать первую часть текста в форме диалога, расставляя пропущенные запятые; из второй части выписать слова с пропущенными буквами и обозначить условия выбора) | 29.11 |
|
77- 78 | Повторение по теме «Имя существительное» | 2 | Урок повторения и обобщения знаний по теме | Знать основные орфограммы, изученные в разделе «Имя существительное». Уметь использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста; владеть навыками самостоятельной работы | Упражнения, тест, контрольные вопросы (с. 108) | Контрольные вопросы (с. 108); упр. 263 (заполнить таблицу). Упр. 268 (списать, расставляя знаки завершения; подчеркнуть грамматические основы в сложных предложениях) | 30.11 02.12 |
|
79 | Тест по теме «Имя существительное» | 1 | Урок контроля | Знать правила написания основных орфограмм; уметь использовать полученные знания по теме; владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля | Тестирование | Подготовиться к контрольному диктанту по теме: повторить § 36-46; упр. 266, 267 | 03.12 |
|
80 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | Урок контроля | Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Упр. 259 (составить диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в разделе «Имя существительное») | 04.12 |
|
81 | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное». Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками, словарный диктант . | Упр. 260 (определить основную мысль текста; выписать слова с пропущенными буквами) | 05.12 |
|
Имя прилагательное |
|
|
|
|
|
|
|
|
82-83 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | 2 | Урок повторения и обобщения знаний по теме | Знать основные морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль в предложении. Уметь находить прилагательные в тексте, устанавливать их связь с существительным, определять род, число, падеж; различать твёрдый и мягкий типы основы, ставить вопрос от существительного к прилагательному, чтобы правильно написать безударное падежное окончание прилагательного | Выборочный диктант, объяснительный диктант, упражнения | § 47; упр. 272 (списать, согласуя прилагательные с существительными; найти в последнем предложении сравнение) | 06.12 07.12 |
|
84 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | 1 | Урок повторения и обобщения знаний по теме | Знать написание падежных окончаний прилагательных; морфемный состав прилагательных; правило выбора буквы после шипящей в окончаниях прилагательных; переход из одной части речи в другую (рабочий, столовая). Уметь производить морфологический разбор, применяя полученные знания | Упражнения, тренинг | Упр. 275 (заполнить таблицу) | 09.12 |
|
85 | Р/р. Описание природы | 1 | Урок развития речи | Знать структуру описания как типа речи; понятие пейзажная зарисовка. Уметь составлять текст-описание пейзажа, использовать художественно-изобразительные средства; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | Упражнения, работа с текстами, учебником | Упр. 280 (пейзажная зарисовка «Вид из моего окна утром») | 10.12 |
|
86- 88 | Степени сравнения прилагательных | 3 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать общий признак образования степеней сравнения, общее правило: одно слово - простая степень, два слова - составная степень. Уметь находить прилагательные в сравнительной и превосходной степени, определять их роль в предложении | Работа с текстом, упражнения | § 49; упр. 285 (списать, расставляя пропущенные запятые; подчеркнуть прилагательные как члены предложения); упр. 287 | 12.12 13.12 14.12 |
|
89 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать существенные и второстепенные признаки качественных прилагательных, их значение; что от качественных прилагательных образуются сложные прилагательные путём их повтора (бледный- бледный), прилагательные с приставкой не- (неаккуратный). Уметь находить качественные прилагательные в тексте, подчёркивать их как члены предложения; продолжать текст по заданному началу с использованием качественных прилагательных | Упражнения, работа с текстами, учебником, составление сказки по данному началу | § 50; упр. 292 (мини-сочинение, составление плана) | 16.12 |
|
90 | Относительные прилагательные | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать существенные и второстепенные признаки относительных прилагательных, их значение; прилагательные, ставшие собственными наименованиями; правило написания большой буквы Уметь определять разряд прилагательного по набору признаков; использовать полученные знания на письме | Выборочный диктант, упражнения, работа с текстами, учебником | § 51; упр. 294 (записать данные прилагательные группами) | 17.12 |
|
91 | Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать существенные и второстепенные признаки притяжательных прилагательных, их значение, способ образования; правило написания ъ перед окончанием прилагательных на -ий. Уметь заменять словосочетание «сущ. + сущ.» на словосочетание «сущ. + притяжательное прилаг.» | Упражнения, работа с текстами, учебником, объяснительный диктант | § 52; упр. 300 (списать, указать род и падеж притяжательных прилагательных; обозначить условия выбора разделительного ъ) | 18.12 |
|
92 | Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин (-ын), -ов (-ев) | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать особенности притяжательных прилагательных с суффиксами -ин (-ын), -ов (-ев); этимологию русских фамилий; диалектные слова, ставшие основой фамилий; морфемный состав данных прилагательных | Упражнения, работа с текстами, учебником, объяснительный диктант | § 52; упр. 299 | 19.12 |
|
93 | Морфологический разбор прилагательного | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного и уметь его производить | Практикум, упражнения, задания в печатной тетради | § 53; упр. 304 (из второго абзаца рассказа Платонова «В прекрасном и яростном мире» выписать все прилагательные; разобрать 2 качественных и 2 относительных прилагательных) | 20.12 |
|
94- 95 | Не с прилагательными | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать условия выбора написания не с прилагательными. Уметь правильно применять правило для написания не с именами прилагательными | Упражнения, работа с текстами, учебником, объяснительный диктант, задания в печатной тетради | § 54; упр. 308 (обозначить условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными); упр. 312 (диктант) | 21.12 23.12 |
|
96-97 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать условия выбора гласных о и е после шипящих и в суффиксах прилагательных | Упражнения, работа с текстами, учебником, объяснительный диктант, задания в печатной тетради | § 55; упр. 315 (составить предложения со словами в рамках, с. 132) | 24.12 25.12 |
|
98 | Р/р. Сочинение- описание | 1 | Урок развития речи | Знать структуру описания как типа речи; понятие пейзажная зарисовка в художественном стиле речи. Уметь составлять текст - описание пейзажа по картине, использовать художественно-изобразительные средства; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | Творческая работа по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер» | упр. 315 | 26.12 |
|
99-100 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Образование прилагательных с помощью суффиксов -н-, -онн-, -енн- | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать правило написания -н- и -нн- в суффиксах прилагательных. Уметь производить морфемный (словообразовательный) анализ слова. Понимать оттенки значения слов типа масленый и масляный; ветреный и ветряной | Упражнения, работа с текстами, учебником, объяснительный диктант, задания в печатной тетради | § 56; упр. 319 (составить и записать два предложения со словами ветреный и ветряной); упр. 323 | 27.12 28.12 |
|
101-102 | Образование прилагательных с помощью суффиксов-ин-, -ан-, -ян- | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать смысловое значение суффиксов-ин-, -ан-, -ян-; слова с «ложными суффиксами»: юный, сенной, единый, зелёный, пряный; -н- и -нн- в краткой форме прилагательных | Упражнения, работа с текстами, учебником, объяснительный диктант, задания в печатной тетради | § 56; упр. 325; упр. 326 (описать любимую игрушку, используя качественные и относительные прилагательные) | 09.01 10.01 |
|
103-104 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать об образовании с помощью суффикса-к- качественных прилагательных, с помощью -с/с- относительных прилагательных; что есть устаревшие слова на -цкий (молодецкий, аглицкий, бурсацкий, яицкий). Уметь различать на письме суффиксы-к- и -ск- | Упражнения, работа с текстами, учебником, объяснительный диктант, выборочный диктант | § 57; упр. 328; упр. 329 (диктант) | 11.01 13.01 |
|
105 107 | Дефисное и слитное написание прилагательных | 3 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать способы образования сложных прилагательных; условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различения слитного и раздельного написания слов; дефисное и слитное написание в географических названиях типа Западно-Сибирская низменность, но западносибирский уголь. Уметь правильно писать сложные прилагательные | Упражнения, объяснительный диктант, тест | § 58; упр. 332 (записать, обозначая условия выбора дефисного написания сложных прилагательных); упр. 335 (списать, расставляя пропущенные запятые); упр. 336 | 14.01 15.01 16.01 |
|
108- 109 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать основной блок орфограмм прилагательного, морфологический и морфемный разбор прилагательного; аналогичные орфограммы темы «Существительное» | Тренинг, упражнения, выборочный диктант, беседа | Контрольные вопросы (с. 140-141); упр. 338 (заполнить таблицу «Способы образования имён прилагательных»); упр. 339 | 17.01 18.01 |
|
110- 111 | Р/р. Сочинение- описание «Произведения народного декоративного творчества» | 2 | Урок развития речи | Знать структуру описания предмета (произведения народного творчества). Уметь раскрывать тему и основную мысль; самостоятельно редактировать и перерабатывать собственный текст | Творческая работа | Упр. 431 | 20.01 21.01 |
|
112 | Тестирование по теме «Имя прилагательное» | 1 | Урок контроля | Знать правила написания основных орфограмм; уметь использовать полученные знания по теме; владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля | Тестирование | Подготовиться к контрольному диктанту по теме; повторить § 47-58; упр. 340 (заполнить таблицу) | 22.01 |
|
113 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» | 1 | Урок контроля | Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Упр. 344 (подготовить на основе созданного текста «Произведения народного декоративного творчества» устное публичное выступление, выразив в нём своё отношение к произведениям народного промысла) | 23.01 |
|
114 | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками, словарный диктант, рецензирование публичных выступлений | Упр. 341 (свободный диктант) | 24.01 |
|
Имя числительное |
|
|
|
|
|
|
|
|
115- 116 | Имя числительное как часть речи | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать основные морфологические признаки числительного, его общее значение, синтаксическую роль в предложении. Уметь находить числительные в тексте; правильно читать числительные, употреблять их в речи; составлять деловые бумаги, используя числительные | Беседа, работа с текстом, упражнения | § 59; упр. 345; упр. 347 | 25.01 27.01 |
|
117 | Простые, сложные и составные числительные | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать признаки различия простых и составных числительных. Уметь различать простые и составные числительные; подчёркивать простые числительные как члены предложения; определять падежи числительных; составлять словосочетания «составное числительное + существительное», обозначать в них главное слово | Работа с учебником, упражнения | § 60; упр. 351 (определить стиль текста, озаглавить его; подчеркнуть простые числительные как члены предложения) | 28.01 |
|
118 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать строение сложных числительных, правило написания ъ на конце и в середине числительного; знать о соединительных гласных, о сложении как морфологическом способе словообразования. Уметь различать составные и сложные числительные, правильно писать их | Распределительный диктант, работа с учебником, упражнения | § 61; упр. 355 (озаглавить текст, определить его стиль, списать, заменяя цифры словами) | 29.01 |
|
119 | Разряды количественных числительных | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать разряды количественных числительных. Уметь находить их в тексте, определять разряд, синтаксическую роль в предложении | Работа с учебником, упражнения | § 62; упр. 357; повторить словарные слова | 30.01 |
|
120- 121 | Числительные, обозначающие целые числа | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать особенности склонения числительных, обозначающих целые числа; орфограмма «Гласная и в окончаниях числительных». Уметь находить числительные в тексте, определять их разряд, правильно писать и употреблять падежные формы количественных числительных, заменять цифры словами | Работа с учебником, упражнения | § 63; упр. 362; упр. 365 | 31.01 01.02 |
|
122- 123 | Р/р. Выборочное изложение | 2 | Урок развития речи | Уметь определять границы текста для выборочного пересказа, продумывать его композицию. Объяснять цель выборочных изложений и их значение в работе над сочинением на литературную тему. Уметь адекватно передавать содержание текста с заданной степенью свёрнутости | Творческая работа | упр. 366 | 03.02 04.02 |
|
124 | Дробные числительные | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать о функции, составе, особенностях склонения дробных числительных; знать, что не всякое слово, обозначающее часть от целого, является числительным (слова с пол-, полу-). Уметь правильно определять любые числительные | Работа с учебником, упражнения, выборочный диктант | § 64; упр. 369 (диктант) | 05.02 |
|
125- 126 | Собирательные числительные | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать значение собирательных числительных, их образование, особенности сочетания с существительными; особенности изменения числительных оба, обе; имена существительные, имеющие форму только множественного числа, вариативность употребления количественных и собирательных числительных. Уметь правильно употреблять собирательные числительные в речи | Упражнения, тренинг | § 65; упр. 372; упр. 375 (диктант) | 06.02 07.02 |
|
127- 128 | Порядковые числительные | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать об изменениях порядковых числительных, согласовании их с существительными, назначении в речи; сложные прилагательные, в состав которых (первая основа) входит числительное. Уметь разграничивать количественные и порядковые числительные, использовать их в речи | Вопросы, взаимопроверка, упражнения, тренинг | § 66; упр. 378; упр. 382 | 08.02 10.02 |
|
129 | Морфологический разбор числительного | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать и уметь производить морфологический разбор числительного | Практикум, упражнения, задания в печатной тетради | § 67; упр. 384 (составить предложения, используя разные способы обозначения времени; разобрать имена числительные как часть речи) | 11.02 |
|
130- 131 | Повторение по теме «Имя числительное» | 2 | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать основные морфологические категории числительных. Уметь правильно употреблять числительные разных разрядов, производить морфологический разбор, устранять типичные ошибки в употреблении числительных | Контрольные вопросы (с. 162-163), опорные записи, проблемные задания, упражнения | Контрольные вопросы (с. 162-163); упр. 385 (определить основную мысль текста; списать один из абзацев, в котором есть числительные, и заменить цифры словами). Упр. 386 (составить диктант), 387 (составить и записать сложный план сообщения об имени числительном как части речи) | 12.02 13.02 |
|
132 | Тестирование по теме «Имя числительное» | 1 | Урок контроля | Знать правила написания основных орфограмм. Уметь использовать полученные знания по теме; владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля | Тестирование | Подготовиться к контрольному диктанту по теме: повторить § 59-67; упр. 388 (определить стиль речи предлагаемого текста; списать, заменяя числа словами) | 14.02 |
|
133 | Р/р. Подготовка к контрольному подробному изложению | 1 | Урок развития речи | Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности |
| Упр. 389 (подготовить выступление перед классом на тему «Берегите природу!»; в выступлении использовать цифровые факты (см. упр. 388) | 15.02 |
|
134 | Р/р. Написание контрольного изложения по теме «Имя числительное». | 1 | Урок развития речи | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками, словарный диктант, рецензирование публичных выступлений | Подготовиться к словарному диктанту | 17.02 |
|
135 | Р/р. Анализ изложений на тему «Дом, в котором будет жить друг» | 1 | Урок развития речи | Знать признаки текста, его стилистические особенности. Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками; редактировать текст не только собственного сочинения, но и другого автора (быть консультантом- редактором) | Рецензирование работ учащихся |
| 18.02 |
|
136 | Резервный урок | 1 |
|
|
|
| 19.02 |
|
Местоимение |
|
|
|
|
|
|
|
|
137- 138 | Местоимение как часть речи | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать о соотнесённости местоимения с грамматическими именами; об употреблении местоимений для связи предложений в тексте, цепной связи, о связи в сложноподчинённых предложениях. Уметь находить местоимения в тексте и определять их роль, правильно употреблять в речи | Практикум, упражнения, задания в печатной тетради, беседа | § 68 (теоретический материал, с. 164— 165); упр. 391 (списать, подчеркнуть местоимения как члены предложения); упр. 393 (устранить недочёты в употреблении местоимений) | 20.02 21.02 |
|
139- 140 | Личные местоимения | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать систему личных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическую роль, особенности их склонения. Уметь правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами; устранять типичные ошибки при употреблении личных местоимений (местоимение употреблено без предшествующего существительного) | Беседа, практикум, упражнения, задания в печатной тетради | § 69; упр. 397 (списать, обозначая части слов, в которых есть орфограммы; объяснить постановку знаков препинания во 2-м предложении); упр. 400 (диктант) | 22.02 25.02 |
|
141 | Возвратное местоимение себя | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать о лексическом значении и особенностях склонения местоимения себя. Уметь употреблять местоимение себя в нужной форме; употреблять местоимение себя в составе фразеологических оборотов; составлять очерк (рассказ о себе) в свободной форме; устранять недочёты в употреблении местоимений | Беседа, практикум, упражнения, задания в печатной тетради | § 70; упр. 404. | 26.02 |
|
142 | Р/р. Рассказ по сюжетным картинкам (упр. 405) | 1 | Урок развития речи | Знать структуру рассказа по картинкам. Уметь вести рассказ от 1 -го лица, учитывая композицию истории (вступление, кульминация и заключение); выбирать языковые средства в соответствии со стилем речи | Практикум, творческая работа | Завершение работы | 27.02 |
|
143 | Вопросительные местоимения | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать вопросительные местоимения, их назначение в речи. Уметь употреблять в речи вопросительные местоимения с учётом их склонения; интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями | Беседа, практикум, упражнения, задания в печатной тетради | § 71; упр. 407 | 28.02 |
|
144 | Относительные местоимения | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать относительные местоимения, их употребление в речи; союзные слова (считалочку); сложноподчинённые предложения; превращение простых предложений в сложные; синтаксическую роль местоимения который. Уметь различать относительные и вопросительные местоимения; находить относительные местоимения в сложных предложениях | Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания | §72; упр. 411 (из простых предложений составить сложные, используя местоимение который) | 01.03 |
|
145- 146 | Неопределённые местоимения | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать об отличительных признаках неопределённых местоимений, образовании, написании; стилистические особенности употребления неопределённых местоимений в тексте. Уметь находить неопределённые местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении, условия выбора дефисного написания и написания с не | Диалог, упражнения, задания в печатной тетради | § 73; упр. 416 (обозначить условия выбора дефисного и слитного написания с не). Упр. 418 (выписать из рамок (§ 69, 72) слова с непроверяемыми орфограммами, подобрать к ним однокоренные слова; обозначить части слова) | 03.03 04.03 |
|
147- 148 | Отрицательные местоимения | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать, как образуются и изменяются отрицательные местоимения. Уметь распознавать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами | Наблюдения, анализ упражнения, практикум | § 74; упр. 425; упр. 430(диктант) | 05.03 06.03 |
|
149- 150 | Притяжательные местоимения | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать притяжательные местоимения, их склонение. Уметь различать личные и притяжательные местоимения, «видеть» личные и притяжательные местоимения, употреблять личные местоимения в значении притяжательных; исправлять речевые ошибки, характерные для некоторых говоров | Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания | § 75; упр. 433 (устранить недочёты в употреблении местоимений); упр. 435 (диктант) | 07.03 11.03 |
|
151- 152 | Р/р. Рассуждение (упр.436) | 2 | Урок развития речи | Знать типовую структуру сочинения-рассуждения, языковые средства связи частей сочинения этого типа речи. Уметь строить текст-рассуждение с использованием языковых явлений; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | Творческая работа |
| 12.03 13.03 |
|
153- 154 | Указательные местоимения | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать об указательных местоимениях, их значении, употреблении в речи; о написании союза зато и местоимения с предлогом за то. Уметь находить в тексте указательные местоимения, использовать их как средства связи предложений в тексте | Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания | § 77; упр. 441 (озаглавить текст; выписать словосочетания «местоимение + существительное», «глагол + местоимение»); упр. 443(диктант) | 14.03 15.03 |
|
155 | Определительные местоимения | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать об определительных местоимениях, их употреблении в речи, морфологических признаках, синтаксической роли; различии определительных местоимений и составной превосходной степени прилагательного. Уметь находить в тексте определительные местоимения, использовать их в речи | Беседа, практикум, упражнения | § 78; упр. 446 (просклонять словосочетания; написать мини-сказку или рассказ на тему «Подслушанный разговор») | 17.03 |
|
156 | Р/р. Рецензирование сочинений | 1 | Урок развития речи | Знать признаки текста-рассказа, его стилистические особенности. Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками; редактировать текст не только собственного сочинения, но и другого автора (быть консультантом- редактором) | Рецензирование работ учащихся |
| 18.03 |
|
157 | Морфологический разбор местоимения | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать и уметь производить морфологический разбор местоимения | Практикум, упражнения, задания в печатной тетради | § 79; упр. 449 (озаглавить текст; выписать местоимения и разобрать их письменно) | 19.03 |
|
158- 159 | Р/р. Сочинение- рассуждение по картине Е. В. Сыромят- никовой «Первые зрители» (упр. 450) | 2 | Урок развития речи | Знать типовую структуру сочинения-рассуждения по картине, языковые средства связи частей сочинения этого типа речи. Уметь строить текст-рассуждение с использованием языковых явлений по картине Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители»; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | Творческая работа | Упр. 450 | 20.03 21.03 |
|
160- 161 | Повторение по теме «Местоимение» | 2 | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать разряды местоимений, их соотнесённость с другими частями речи; основные морфологические признаки. Уметь правильно употреблять местоимения разных разрядов, производить морфологический разбор, устранять типичные ошибки в употреблении местоимений | Контрольные вопросы (с. 190-191), опорные записи, проблемные задания, упражнения | Повторить § 68-79; контрольные вопросы (с. 190-191); упр. 452, 453 (составить сложный план сообщения о местоимении как части речи; заполнить таблицу); упр. 456 | 01.04 02.04 |
|
162 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение» | 1 | Урок контроля | Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Упр. 454 (выписать местоимения из стихотворения А. С. Пушкина «Узник»; письменно разобрать их как часть речи) | 03.04 |
|
163 | Анализ контрольного диктанта по теме «Местоимение». Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки, выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками | Подготовиться к словарному диктанту | 04.04 |
|
Глагол |
|
|
|
|
|
|
|
|
164- 165 | Повторение изученного о глаголе в 5 классе | 2 | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать ранее известные признаки глаголов: спряжение, время, число, вид, род; особенности функционирования глаголов в речи; морфемный состав. Уметь применять полученные знания на практике | Диалог, работа с текстом, анализ, упражнения, словарный диктант | § 80; упр. 458; 460 | 05.04 07.04 |
|
166 | Инфинитив. Спряжение глаголов | 1 | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать понятие инфинитив; суффиксы инфинитива. Уметь находить инфинитив по личной форме глагола, грамотно писать глаголы с мягким знаком на конце после шипящих; уметь составлять памятки (инструкции), типичным языковым средством которых является инфинитив; по инфинитиву определять спряжение глагола, грамотно писать безударные личные окончания глаголов | Практикум, упражнения, задания в печатной тетради | § 80 (с. 193, таблица); упр.458 | 08.04 |
|
167 | Правописание корней с чередованием | 1 | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать понятие форма слова; способы образования форм слов различных частей речи, чередования гласных звуков в корне как один из показателей изменения вида. Уметь грамотно писать корни с чередованием; отличать слова с ложным чередованием | Практикум, упражнения, задания в печатной тетради | §80 (с. 194); упр. 463 (списать, объяснить правописание гласных в корнях с чередованием) | 09.04 |
|
168 | Р/р. Сочинение- рассказ по сюжетным картинкам с включением готового текста (упр. 465) | 1 | Урок развития речи | Знать структуру рассказа по картинкам. Уметь вести и создавать рассказ от 1-го лица, учитывая композицию истории (вступление, кульминация и заключение); выбирать языковые средства в соответствии со стилем речи; составлять план, определять его идею и тему; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | Практикум, творческая работа | Завершить работу над сочинением | 10.04 |
|
169- 170 | Разноспрягаемые глаголы | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать о разноспрягаемых глаголах; об особенности спряжения глагола чтить. Уметь правильно писать в разноспрягаемых глаголах окончания, употреблять их, соблюдая нормы | Практикум, упражнения, задания в печатной тетради | § 81 (с. 197); упр. 473 (составить диалог на тему «За завтраком», включив в него глаголы есть и кушать); упр. 474 | 11.04 12.04 |
|
171- 172 | Глаголы переходные и непереходные | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать понятие переходные и непереходные глаголы; отличительные признаки переходности глагола. Уметь определять переходность глагола, возвратность; находить ошибки в употреблении глаголов и исправлять их; составлять словосочетание «глагол + существительное в косвенном падеже» | Практикум, упражнения, задания в печатной тетради | § 82 (с. 198-199); упр. 475 (составить и записать словосочетания; определить переходность глагола); упр. 481 (диктант) | 14.04 15.04 |
|
173 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать о наклонении глаголов; изменении глаголов изъявительного наклонения. Уметь правильно употреблять глаголы изъявительного наклонения; употреблять времена, соответствующие речевой ситуации | Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания | § 83 (с. 201); упр. 483 (письменно); упр. 484 (устно) | 16.04 |
|
174- 175 | Р/р. Изложение, близкое к тексту «Витькина гайка» (упр. 484) | 2 | Урок развития речи | Знать особенности изложения, близкого к тексту. Уметь определять тему, основную мысль текста, составлять план изложения; анализировать авторские языковые средства; грамотно использовать диалог в изложении, заменяя его, где возможно, косвенной речью | Творческая работа |
| 17.04 18.04 |
|
176- 177 | Условное наклонение | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать, как образуются и изменяются формы условного наклонения, что обозначают; суффиксы инфинитива глагола; образование прошедшего времени; род глагола прошедшего времени. Уметь находить глаголы условного наклонения; различать формы условного и изъявительного наклонения | Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания | § 84 (с. 203-204); упр. 486,490 (написать несколько предложений на тему «Если бы я был (а) учителем»); упр. 488 | 19.04 21.04 |
|
178- 179 | Повелительное наклонение глагола | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать понятие повелительное наклонение; значение, образование и изменение, употребление форм глаголов в повелительном наклонении; предложения побудительные по цели высказывания. Уметь писать глаголы в повелительном наклонении; грамотно использовать орфограмму «Ь в глаголах повелительного наклонения» | Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания, работа с опорными записями | § 85 (с. 206-207); упр. 493,496 | 22.04 23.04 |
|
180 | Различие глаголов в повелительном наклонении и глаголов в форме будущего времени | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать, чем различаются глаголы изъявительного и повелительного наклонений. Уметь различать глаголы изъявительного и повелительного наклонений; различать глаголы повелительного наклонения в текстах официально-делового стиля; правильно писать глаголы во 2-м лице множественного числа в изъявительном и повелительном наклонении | Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания, работа с опорными записями | § 85 (с. 209); упр. 498 | 24.04 |
|
181- 182 | Употребление наклонений | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать о роли наклонений в речи. Уметь определять наклонения глаголов, их вид; заменять глаголы в неопределённой форме глаголами в форме повелительного наклонения, глаголы в условном наклонении - глаголами в изъявительном наклонении в будущем времени | Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания, работа с опорными записями | §86 (с. 211); упр. 506; 509; 510 (диктант) | 25.04 26.04 |
|
183- 184 | Безличные глаголы
| 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать о безличных глаголах (на материале безличных предложений), их лексическом значении, форме употребления; односоставные предложения с одним главным членом - сказуемым, выраженным глаголом. Уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи | Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания | §87 (с. 211); упр. 513; 517 (диктант) | 28.04 29.04 |
|
185 | Морфологический разбор глагола | 1 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать и уметь производить морфологический разбор глагола | Практикум, упражнения, задания в печатной тетради | §88 (с. 211); упр. 518 (списать, выделенные глаголы разобрать письменно) | 30.04 |
|
186- 187 | Р/р. Рассказ на основе услышанного (упр. 520) | 2 | Урок развития речи | Знать признаки текста, особенности текста-рассказа, композиционные признаки. Уметь составлять план сочинения, определять его тему, идею; создавать собственный текст заданного типа | Творческая работа |
| 02.05 03.05 |
|
188- 189 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 2 | Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков | Знать способ действия при выборе гласных в суффиксах -ова- (-ева-) и -ива-(-ыва-) глаголов. Владеть способом действий при выборе гласных в суффиксах глаголов; различать суффиксы -ева- и -е- + -ва-\ приставочно-суффиксальный способ образования | Практикум, упражнения, задания в печатной тетради | §90 (с. 218); упр. 526 | 05.05 06.05 |
|
190- 191 | Повторение по теме «Глагол» | 2 | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать основной блок орфограмм глаголов, их соотнесённость с другими частями речи; основные морфологические признаки. Уметь правильно применять полученные знания, производить морфемный и морфологический разбор, устранять типичные ошибки в употреблении глаголов (одеть и надеть); соблюдать орфоэпические нормы (позвонишь) | Контрольные вопросы и задания, упражнения, задания в печатной тетради | Подготовить ответы на контрольные вопросы; упр. 533 (заполнить таблицу) | 07.05 08.05 |
|
192 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | 1 | Урок контроля | Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Упр. 535 (диктант) | 10.05 |
|
193 | Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол». Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками |
| 12.05 |
|
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах |
|
|
|
|
|
|
|
|
194 | Разделы науки о языке | 1 | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать, в каких разделах науки о языке изучалось слово со стороны звучания, лексического значения, строения, образования, словоизменения, синтаксической роли. Уметь составлять сложный план на тему «Разделы науки о языке», грамотно рассказывать по этому плану | Диалог, составление таблицы | Устное сообщение по подготовленному плану | 13.05 |
|
195- 196 | Орфография. Орфографический разбор | 2 | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать основные типы орфограмм, порядок действия орфографических задач. Уметь обосновывать свой выбор | Распределительный диктант, выборочный диктант, контрольные вопросы и задания, упражнения, задания в печатной тетради | Упр. 545 | 14.05 15.05 |
|
197- 198 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | 2 | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, а также пунктуацию в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении с союзом и. Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления; производить синтаксический разбор простых предложений, использовать в речи основные выразительные средства синтаксиса | Тренинг | Упр. 548 (списать, деля текст на три абзаца и расставляя пропущенные знаки препинания) | 16.05 17.05 |
|
199- 200 | Лексика и фразеология | 2 | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать понятия о лексическом и грамматическом значении слова; толковых словарях. Уметь составлять словарную статью; определять значение слов; определять фразеологизмы (идиомы); знать стилистическую роль антонимов, синонимов, омонимов, общеупотребительные, устаревшие, диалектные слова; опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки; самостоятельно работать со словарями | Тренинг | Упр. 551 | 19.05 20.05 |
|
201-202 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор | 2 | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Уметь различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный и словообразовательный разбор; знать способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий; различать нулевое окончание; знать о лексическом значении слова и закреплённости его в корне | Тренинг | Упр. 553 | 21.05 22.05 |
|
203- 205 | Морфология. Морфологический разбор слова | 3 | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать, что изучается в морфологии. Различать все известные части речи, знать их морфологические признаки. Уметь производить морфологический разбор самостоятельных частей речи | Тренинг | Упр. 555 | 23.05 24.05 26.05 |
|
206- 207 | Р/р. Сочинение на самостоятельно выбранную тему (упр. 549) | 2 | Урок развития речи | Знать признаки текста, особенности текста-рассказа, композиционные признаки. Уметь составлять план сочинения, определять его тему, идею; создавать собственный текст заданного типа | Творческая работа |
| 27.05 28.05 |
|
208 | Комплексный анализ текста по теме «Систематизация и повторение пройденного в 6 классе» | 1 | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать алгоритм выполнения комплексного анализа текста. Уметь работать над комплексным анализом текста |
|
| 29.05 |
|
209 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля | Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности; владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
| 30.05 |
|
210 | Анализ контрольной работы. Итоговый урок | 1 | Урок анализа контрольной работы. Подведение итогов года | Уметь «видеть» в словах ранее изученные орфограммы; сравнивать и анализировать языковые факты | Тренинг |
| 31.05 |
|