Парные согласные, Урок письма и развития речи
план-конспект урока по русскому языку по теме

Круглова Наталия Юрьевна

Конспект+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon russkiy.ppt1.67 МБ
Microsoft Office document icon russkiy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема: «Парные согласные».

Цель: учить различать парные согласные, систематизировать изученный материал, применять полученные знания.

Задачи: познакомить учащихся с парными согласными; дать установку на запоминание правила при проверке парных согласных; развивать слуховое и зрительное восприятие, навыки грамотрного, каллиграфического письма; воспитывать положительное отношение к учёбе.

Этап урока

Ход урока

Примечание

Деятельность детей

  1. Организационный момент

Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие. Мы побываем в сказке, познакомимся с очень грамотной Красной Шапочкой, которая расскажет нам о парных согласных.

  1. Чистописание

Пальчиковая гимнастика.

А чтобы все мы оказались в сказочной стране, нужно очень красиво и без ошибок списать с доски

- Как назаваюся эти слова? Что у них общего, что их обединяет?

- Как понять поговорку?

- Запишите себе в тетради.

ссс  ссс  ссс ссс

сказка сказочка сказочник

сказка – мёд, так и течёт

дети записывают элементы чистописания и предложение.

Сказка, как мёд, - сладкая, любимая, так и течёт, как речка.

  1. Словарная работа

В се справились? Молодцы! Я взмахнула волшебной палочкой – и вот мы в сказке.

- Жила – была девочка. Умная, способная и любознательная. Все звали её Красной Шапочкой. Однажды решила Красная Шапочка навестить свою бабушку, которая жила в домике на опушке леса. Идёт девочка по лесу, цветочки собирает, со зверушками лесными знакомится.

- Давайте посмотрим с какими зверушками познакомилась Красная Шапочка.

Вспомните что это за слова. Спишите поставьте ударение и подчеркните букву которую мы должны запомнить.

Слайд  с изображение Красной Шапочки.

Слайд с словарными словами (заяц, медведь, сорока).

Дети назвают названия зверей и записывают их в тетрадь

Словарные

  1. Повторение. Имена собственные.

Шла Красная Шпочка, шла, но как – то внезапно свернула с тропинки и заблудилась. А на полянке указатель стоит! Чтобы понять, куда девочке нужно идти, перепишите эти словосочетания и прокомментируйте их.

Как пишутся имена собственные?

Подчеркните заглавную букву в именах собственных.

Отлично! Теперь – то Красная Шапочка знает дорогу да и домик уже виден… Но что это?

Это проделки злого волка! Что же будет!?!

На доске появляется указатель .

С большой буквы.

Дети видят, как упала одна из стрелок указателя, на обратной стороне записано «Злой волк».

  1. Тема урока

Гимнастика для глаз.

Зашла девочка в дом, а на постели «бабушка» лежит (подозрительная какая – то!).

« Что ты меня не спрашиваешь, Красная Шапочка, почему у меня такие большие глаза, уши, зубы?» - говорит волк басом. А девочка ей в ответ: «Ш – ш- ш-….»

- пчела мимо летит: «Ж – ж-ж…»

Чем эти звуки похожи? Да это же парные согласные: их шесть пар, он  близняшки, живут в этом домике, но один из них звонкий, а другой – глухой.

 От удивления у волка – бабушки рот раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная Шапочка увидела открытый волчий лоб и огромный волчий зуб.

Но она нисколько не испугалась, и мы тоже. Давайте запишем слова.

Как не ошибиться в написании последнего звука в этих словах.

Рядом запишите проверочные слова. Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных словах.

В этой позиции парный согласный слышится чётко. Почему?

Правильно! Мы длинный путь прошли с Красной Шапочкой, устали. Немного отдохнём.

Слайд с изображением волка.

Слайд с изображение пчелы. Пчела перемещается по экрану дети следят за ней только глазами. Под музыку Римский-Корсаков П., Рахманинов С. -  Полет шмеля

Слайд домик с парными согласными.

Дети записывают слова: глаз, зуб, нос, лоб.

 с проверочными словами

Подобрать  проверочное слово.

За ним стоит гласный.

  1. Физкультурная минутка

Мы в сказку к Красной Шапочке

Собрались в дальний путь.

Летели, плыли, ехали –

Пора и отдохнуть!

А в сказке той увидим мы

И прудик, и цветы

Про парные согласные

Узнаем я и ты.

Нам в этой сказке встретиться

Сорока, заяц, ёж…

Дорогу к милой бабушке

Для внучки ты найдёшь.

Всё любят сказки добрые –

Довольна детвора!

Скорее все за дело,

Вновь в сказку нам пора!

Аудиозапись с физкультурной минуткой под которую дети имитируют движения.

  1. закрепление

Красная Шапочка загадала волку – бабушке загадку:

На зелёной ножке

Выросли серёжки.

Что это?

Правильно, запишите загадку и отгадку. А какие согласные здесь спрятаны?

Слышим ш, а пишем ж.

Вот какие согласные, сколько с ними хлопот. Им нельзя доверять – их надо проверять! Например, словами ноженьки, серёженьки.

Но вернёмся к нашей Красной Шапочке.

Красная Шапочка говорит: «Удомика парных согласных пруд». А волк её говорит: «Да, прут, тоненький такой, берёзовый! Как шлёпнешь им…» - «Да нет же, нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд!» - «Ничего не понимаю!»  - сказал волк.

Ребята, вы знаете почему произошла путаница?

Мы отправились на пруд,

На тропе валялся прут.

Вот пруды, а это – прутик,

И не путайте их, люди!

Как же нам проверить их?

Правильно! Запишем эти слова с проверочными словами.

До чего же опасные эти парные согласные! – волк почесал в раздумье в затылке. «Я видел в чаще под берёзкой рос гриб.» сказал волк, но задумался как правильно записать слово гриб.

Помогите волку. Как правильно написать.

Может грипп – кашель ,насморк.

Подберите проверочное слово.

«Я понял, понял! Вовсе и не опасный этот согласный!» - закричал волк.

А вы поняли?

Сейчас проверим.

А лесу у прудика гуляли ёж и уж. В гнезде сидели чиж и стриж. А в норе – мышь. А у воды рос камыш.

Запишите эти слова и подберите проверочные к ним.

Слайд с загадкой

Слайд с изображение домика, пруда и прута.

Запись на доске.

В чаще под берёзкой рос гри_.

Ландыш

Парные

Изменить слово!

Подобрать проверочное. Нужно что бы рядом с парным согласным оказался гласный.

Б.

Грибы, грибочек.

Запись предложения в тетрадях.

Дети работаут у доски и в тетрадях.

  1. Итог урока

О каких согласных сегодня говорили?

Назовите их?

Как они проверяются?

Волк приготовил для вас задание.

Молодцы! Волк проверит как вы выполнили задания и расскажет вам о них на следующем уроке.

Дети получают дефференцированные индивидуальные задания на карточках.

парных

называют

подобрать такое слово, чтобы после согласного стоял гласный.

  1. Домашнее задание

Домашнее задание даётся деференцированно в рабочих тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".

В ходе урока использовано произведение  А.С.Пушкина "Зимнее утро"....

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»...

Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.

Интеграция изобразительного искусства с уроками  письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...

Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.

Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...

Урок письма и развития речи. Тема: "Развитие речи. «Открытка - поздравление к празднику - День Матери». 6 класс. (Ребёнок с ОВЗ )

Конспект  интегрированного  урока«Письма, развития речи» и  « изобразительного искусства»        в 6 классе  для ...

Урок письма и развития речи в 9 классе по теме "Деловое письмо:заявление"

Тема. «Деловое письмо:заявление»I.Огр.момент-Здравствуйте, ребята!-Садитесь!- Сегодня у нас немного необычный урок.- Кто скажет, чем он необычен? (гости)- Верно.- Но за годы обучения в шко...