Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учения | УУД |
организационный | Приветствие учеников | Подготовка к уроку, приветствие учителя |
|
Проверка домашнего задания | Обмен тетрадями | Задают вопросы по выполнению домашнего задания. Устранение недоделок в домашней работе |
|
Актуализация знаний, умений | 1. работа по вопросам - все слова языка образуют его словарный состав или … - то, что обозначает слово, является - лексическое значение имеют только какие части речи -кроме лексического значения любое слово имеет 2. Работа в парах Предлагаю на выбор несколько слов (слайд №1)Слова: дополнение, партер, сувенир, шарада | 1. Отвечают на вопросы - лексику
-лексическим значением -самостоятельные
- грамматическое значение
2. Выбирают любое слово и определяют его лексическое и грамматическое значение (работа с толковым словарем учебника) | Личностные: перспективная мотивация Регулятивные: планирование, выполнение пробного учебного действия, волевая саморегуляция. Познавательная: ориентация в своей системе знаний, самостоятельно предполагать какая информация нужная для решения учебной задачи, отбирать необходимый для решения учебной задачи источники информации. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) |
Создание проблемной ситуации | 1.Прочитайте стихотворение: (слайд 2) Молоко покрыла пеночка. Варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, Подпевает ей овсянка. 2. Подумайте и ответьте на вопросы: -какие слова в данном тексте являются одинаковыми на первый взгляд? -что в них одинакового? -а что в них разного?
|
-пеночка, овсянка -одинаково пишутся и звучат, слова одной и той же части речи; - слова обозначают разные понятия, разное лексическое значение;
|
|
Формирование проблемы (темы и цели урока) | -какое открытие для себя вы должны сегодня совершить? -где вы сможете найти для этого нужный материал? -(задание лови ошибку) а раздел языкознания, изучающий словарный состав и лексическое значение слова, называется фонетика… -так как же будут называться такие слова -действительно (слайд 3) слово омоним буквально обозначает omos – одинаковый, onima - имя | -узнать как называются такие «похожие» слова, какую функцию в языке они выполняют; -в учебнике
-нет, этим занимается лексика
-омонимами (записывают тему урока в тетради)
|
|
Открытие нового знания. Проблемная ситуация | 1. Обобщите все, что мы проговорили об омонимах и сформулируйте правило Итак, слова пеночка и пеночка какой части речи Т.е. одной и той же Одинаковы в чем и в чем разные
2. давайте сверим наши выводы с правилом в учебнике 3. к верному ли решению мы пришли? 4. найдите примеры омонимов в стихотворении, помещенном в учебнике 5. Демонстрация словаря омонимов, нахождение омонимов узел, гипербола | (используют клише), (клише записаны у учеников в тетрадках-памятках)
-имена существительные Одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Такие слова называются омонимами. -самостоятельно читают
- да -ключ, ключ
-читают статью словаря заранее подготовленные ученики |
|
Первичное применение нового знания | Составьте с данными словосочетаниями предложения: 1 ряд: мешать работе – мешать ложкой 2 ряд: осенний лист – больничный лист 3 ряд: язык пламени – изучать язык | Составляют предложения, записывают в тетрадь, зачитывают, называют, какие слова являются омонимами |
|
Открытие нового знания | 1. Демонстрирую слайд на интерактивной доске -Ребята, слова плод и плот не являются омонимами, но эти слова являются омофонами. Попробуйте перевести слово омофон -хорошо! Докажите, что эти слова одинаково звучат. -что необходимо сделать?
Сделайте вывод: какие слова являются омофонами 2. Демонстрация 2 слайда: Омографы Много белок Яичный белок -переведите слово омограф -т.е. это слова, которые одинаково пишутся, но какой признак их различает -сделайте вывод: какие слова являются омографами
3. Демонстрация 3 слайда Омоформы Для этой картины я вчера белила я использовал белила в классе стены - переведите слово омоформа - найдите одинаковые слова -определим, к какой части речи относятся эти слова, поставьте эти слова в начальную форму
- есть ли в этих словах различия |
Омо – одинаковый Фон – звук
-сделать транскрипцию слова (один ученик у доски, остальные работают в тетрадях) Омофон Плод Плот [плот] [плот] -слова, одинаково звучащие, но разные по написанию
-омо – одинаковый, графо – пишу -ударение (записывают слова, ставят ударение)
-слова, одинаковые по написанию, но разные по звучанию
-одинаковая форма
Белила им.существительное, в,п. ед.ч. Н.ф. белила Белила – глагол, ед.ч., ж.р., Прош.вр. Н.ф. белить -это слова разных частей речи |
|
Закрепление | Запишем словосочетания, самостоятельно определите чем являются данные словосочетания (если на запись времени не хватит, устно проработать (слайд 5) Стакан из стекла Вода стекла За окном луг На грядке лук Избегать магазины Избегать врагов Выпустил клуб пара Ходит в спортивный клуб |
-Омоформы -омофоны - Омографы -Омонимы |
|
Итоги
| -запишите в дневники домашнее задание упражнение №348 -На столах лежат итоговые листы, ваша задача продолжить написанные там предложения, и если вы считаете, что данный материал вы хорошо усвоили поставьте напротив в отдельной графе плюс. (слайд 6) Сегодня на уроке я узнал новые понятия, такие как…. |
| Я знаю, что омоним – это…. |
| Я знаю, что омонимы отражены в словаре… |
| В словарной статье обозначено…… |
| Я знаю, что омофон – это… |
| Я знаю, что омограф – это… |
| Я знаю, что омоформы – это… |
|
|
| Регулятивные: оценка качества; Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |