БУКВЫ О-Е-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ
план-конспект урока по русскому языку на тему

Раевская Елена Викторовна

Материал предназначен для использования на уроке и во внеклассной работе по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o-e-yo_posle_shipyashchikh.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: БУКВЫ О-Е-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

Цели: научить грамотно писать слова с о-е-ё после шипящих в морфемах различных частей речи; способствовать формированию переключения с одного вида деятельности на другой; воспитывать уважение и интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-игра «Восхождение».

Знать: содержание блока «Правописание о-е-е после шипящих в различных частях речи».

Уметь: грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о-е-ё после шипящих.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы; блок «Правописание о-е-ё после шипящих в различных частях речи»; карта путешествия-восхождения (нарисована огромная гора с 4 пунктами-уступами - орфографическими задачами).

Технология: элементы игровой технологии, а также технологии проблемного и дифференцированного обучения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит песня Вл. Высоцкого «Если друг оказался вдруг».

  1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, нам предстоит побывать на необычном уроке - это урок-игра «Восхождение». Мы с вами будем подниматься в гору по ледяным уступам, решая орфографические задачи, связанные с правописанием о-е-ё после шипящих. Чем выше будет подъем, тем сложнее будут становиться задания. Сейчас мы все находимся у подножия горы, и, чтобы отправиться в путь и благополучно его преодолеть, нам необходимо «заточить наши инструменты».

Послушайте легенду: «Однажды шел по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик. «Что ты делаешь?», - спросил мудрец. «Не видишь - я работаю!», - сердито ответил лесоруб. «Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдет гораздо быстрее», - посоветовал мудрец. «Не мешай мне», - ответил упрямый лесоруб, продолжая пилить дерево тупой пилой».

Не так ли и мы, пытаясь сделать что-то, не думаем, как облегчить самим себе труд.

Я советую вам, ребята, не брать пример с этого лесоруба, а, наоборот, «заточить инструменты», объединив в один маленький алгоритм все правила о правописании о-е-ё после шипящих и повторить их, чтобы подъем был легким.

  1. Актуализация опорных знаний.

   Работа учащихся с запоминалками.

Цель: восстановить в памяти учащихся правила о правописании о-е-ё после шипящих.

   В корне проблема – не унываю-

  -Ё- поскорее не –Е- заменяю:

  Жёрдочка – жЕрдь, щЁлочка- щЕль-

  Здесь чередуются в корне Ё//Е

  Жонглер и обжОра, шОв и шОссе-

В корне здесь-О- нет пары на –Е-

Циркач кольцо свое поджЁг

Но это вовсе не поджОг.

Артист не получил ожОг,

Лишь в шортах дырочку прожЁг.

ИзжОга, жЁг, обжЁг, ожОг,

РазжЁг и льва кнутом ожЁг.

Теперь ответь – ка сам, дружок:

Когда –О- в –жОг- ? Когда –Ё- в –жЁг-?

Буква за корнем! Я не спешу,

Лишь в отГЛАГОЛЬНЫХ – Ё- напишу:

НочЁвка, тушЁнка, сгущЁнка, течЁт,

ВооружЁнный, копчЁный, печЁт.

А в ИМЕННЫХ, я запомню легко,

Под ударением пишется –О-.

БЕЗ УДАРЕНИЯ только лишь –Е-:

РучОнка, но дочЕнька – ясно вполне.

Учитель. Вооружившись знаниями, мы отправляемся в путь. И вот первая трудность - орфографическая задача.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы (листы распечатаны для каждого ученика).

  1. Ч..порный щ..голь в холщ..вой одеж..нке, но зато с ч..рным ш..лковым бантом сидел на ж..стком диване и пил деш..вый ж..лудевый кофе, заедая ч..рствым калач..м.
  2. Сегодня не наскребешь и на ж..лудевый кофе, а завтра...
  3. Завтра он берет в ж..ны богатую старую вдовушку.
  4. Можно помечтать теперь о будущ..м!
  5. Щ..голь ч..кнулся со своим отражением в тяж.лом глянцевитом самоваре.
  6. Можно будет объедаться туш..нкой, сгущ..нкой, жареными цыплятами, спелым крыж…вником.
  7. Щ..голь этот был больш..й обж..ра, несмотря на постоянную изж..гу и больную печ..нку..

Учитель. Молодцы, ребята! Продолжаем путь к вершине, совершенствуя свои знания по теме урока.

Задание 2. Разберите слова по составу (слова написаны на доске, два ученика работают у доски):

  1. отомщенный 1) защищенный
  2. половичок          2) жег (уголь)
  3. отчетливый   3) мажор
  4. книжонка         4) ухажер
  5. поджег (дом) 5) вооруженный
  6. ожог (руки)         6) печет
  7. жердочка         7) сгущенка
  8. отрежешь         8) тушенка
  9. крюшон         9) бечевка
  10. возмущенный  10) затушевывать
  11. трущоба      11) раскорчевка.

Учитель. Итак, мы преодолели две высоты, двигаясь к вершине, и на пути снова задача.

Задание 3. Выпишите в первый столбик слова, в которых орфограмма после шипящих попадает в корень, а во второй столбик - за корень, вставьте пропущенные буквы.

(Листочки со словами лежат на каждой парте.)

Бирж..вые новости, парч..вое платье, бумаж..нка, форс- маж..р, дириж..р, копч..ная, дьяч..к, истощ…нный, алыч..вые, пе- реш..птывается, прож..г (дырку), ож..г кнутом лошадь, изо- браж..нный, защ..лка, негаш..ная известь, зач..т, ш..рох, ж..нглер, деньж..нки, взбеш..нный, индюш..ночек, камыш..вый.

Параллельно проводится индивидуальная работа.

Карточка № 1.

1

2

3

о

ё

ё

  1. заверш..нный
  2. стаж..р
  3. девч..нка
  4. бесш…рстный
  1. волч…нок
  2. зрач..к
  3. ш..в
  4. ж..луди
  1. холщ…вый
  2. ж..рдочка
  3. подж….г сарая
  4. балыч..к

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква... (нужное подчеркните).

4

5

о

о

  1. обош..л
  2. борщ..м
  3. береж..ный
  4. ноч..вка
  1. розовощ..кий
  2. деш..вый
  3. крольч..нок
  4. реш..тка

Карточка № 2 (возможно несколько ответов).

1.Буква «о» пишется во всех словах ряда:

1 )       маж..р, дириж...р;

2)         реч..нка, краснощ..кий;

 3)       сж..г мосты, горяч..;

 4)        тренаж..р, пш..нка;

 5)        зайч..нок, ш..рох.

2.Буква «ё» пишется во всех словах ряда:

  1. плющ..м, груш..вка;
  2. ш..лк, ретуш..р;
  3. луж..к, разрешенный;

4)        обж..гший ногу, измельченный;

5)          изж..га, деш..вка.

3.Буква «ё» пишется во всех словах ряда:

  1. очаж..к, истощ..нный;
  2. суш..ный, истощ.-нный;
  3. круч..ный, шапч..нка;
  4. пораж..нный, ж..рнов;
  5. печ..нка, привлеч..шь.

4.Буква «ё» пишется во всех словах ряда:

  1. ч..ртик, груж..ный;
  2. борж..ми, точ-ный;
  3. хрящ..м, певуч..;
  4. спирнц..вка, сеч..т;
  5. ш..тландский, сырц..м.

5.Буква «о» пишется во всех словах ряда:

 1)         смущ..нный, бесш..вный;

  2)        кукуш..нок, ж..лчный;

  3)       ж..нглер, сургуч..вый;

  4)        веч..рка, искуш..нный;

  5)       ч..кнутый, рубаш..нка.

6.Буква «ё» пишется во всех словах ряда:

  1. убеж..м, доч..нька;
  2. артиш..к, подж..г сарай;

3)       ч..рствый, развращ..нный;

4)        чеч..тка, подожж..нный;

 5)       обж..рство, челноч..к.

1

2

3

4

5

6

Заполните таблицу ответов        

        Учитель. Молодцы, ребята! Три высоты преодолели. Осталось сделать один шаг до вершины. Итак, последняя задача.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы. Запишите порядковые номера слов с буквой ё (задание распечатано для всех учащихся):

  1. полуш..пот
  2. береж..ный
  3. облуч..нный
  4. харч..

15)зач..ркнутый

  1. ещ..
  2. никч...мный
  3. прич..м
  4. ож..г лицо

Учитель. Ребята, мы с вами проделали очень долгий и сложный путь. И вот мы на вершине. Вы можете гордиться своей победой, вы молодцы, достойно преодолели все трудности.

Учитель подводит итог урока.

Домашнее задание (на усмотрение учителя).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание мягкого знака на конце после шипящих в различных частях речи 10-11 класс.

Данный урок разработан для обучающихся профтехучилищ, получающих среднее образование, так же его можно проводить и в школах для обучающихся классов коррекции....

Правописание О, Ё, Е после шипящих в разных частях речи

Презентация содержит правила написания О, Ё, Е после шипящих в разных частях речи и может быть использована как тренажёр в 6-11-х классах....

Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"

Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"...

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...

Карточки для работы по темам: «Ь знак после шипящих в различных частях речи». «Правописание наречий».

Карточки содержат задания для организации и проведения повторения изученного по теме "Наречие" в 7 классе...

Карточки для работы по темам: «Ь знак после шипящих в различных частях речи». «Правописание наречий».

Карточки содержат задания для организации и проведения повторения изученного по теме "Наречие" в 7 классе...