Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку по теме

Стребкова Светлана Михайловна

Рабочая программа по русскому языку. В основу программы положена программа М. М. Разумовской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.zip697.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 5–9 классов общеобразовательных учреждений М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения1.

В соответствии с целью обучения в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в насто-ящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

 овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

 формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

 освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой2.

 

Некоторое  изменение  традиционной  структуры  курса  объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве). Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

В результате изучения русского языка ученик должен3

знать/понимать

 роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

 смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

 основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

 особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

 признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

 основные единицы языка, их признаки;

 основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

 различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

 определять  тему,  основную  мысль  текста,  функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

 опознавать  языковые  единицы,  проводить  различные  виды  их  анализа;

 объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

 адекватно  понимать  информацию  устного  и  письменного  сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

 читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

 извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

 воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

 создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

 осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

 владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

 свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

 соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

 соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

 соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

 развития  речевой  культуры,  бережного  и  сознательного  отношения  к  родному  языку,  сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

 удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

 увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

 применения родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

В программе усилен семантический аспект подачи лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В 5 классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объёме.  Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка: 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному. Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учётом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объёме. Новыми являются разделы: «Синтаксис. Пунктуация», «Речь».

6–7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование. В 6 классе на базе основных частей речи изучаются причастие и деепричастие, числительное, местоимение.

Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала способствует повышению качества его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.

8–9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Часы повторения изученного в 8 классе перенесены на самостоятельное домашнее усвоение с последующей проверкой на уроках.

Положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного года наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.  

Программа5 класса  рассчитана на 210 часов, в том числе для проведения:

– контрольных диктантов – 11 часов;

– изложений – 9 часов;

– сочинений – 8 часов.

О языке и речи (6 часов)

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Фонетика. Графика. Орфоэпия (17 часов)

Письмо. Орфография (22 часа)

Лексика. Словообразование. Правописание (9 часов)

Морфология. Правописание (12 часов)

Синтаксис и пунктуация (вводный курс) (36 часов)

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА

Лексика. Словообразование. Правописание (37 часов)

Морфология. Правописание

Глагол (33 часа)

Имя существительное (20 часов)

Имя прилагательное (12 часов)

Повторение изученного в 5 классе (5 часов)

Программа 6 класса рассчитана на 210часов, в том числе для проведения:

– контрольных диктантов – 13 часов;

– изложений – 6 часов;

– сочинений – 7 часов.

Слово – основная единица языка 1 час

Повторение изученного в 5 классе (31 час)

Словообразование и правописание частей речи (34 часа)

Употребление в речи имён существительных, прилагательных и глаголов (20 часов)

Причастие и деепричастие (61 час)

Имя числительное (21 час)

Местоимение (24 часа)

Повторение изученного в 6 классе (18 часов)

Программа 7 класса  рассчитана на 136 часов, в том числе для проведения:

– контрольных диктантов – 9 часов;

– изложений – 8 часов;

– сочинений – 10 часов;

– творческих заданий – 8 часов.

О языке (2 часа)

Повторение изученного в 5–6 классах (45 часов)

Наречие (38 часов)

Служебные части речи. Предлог (11 часов)

Союз (15 часов)

Частица как часть речи (17 часов)

Междометие. Омонимия разных частей речи (8 часов)

Программа 8 класса рассчитана на 102 часа, в том числе для проведения:

– контрольных диктантов – 9 часов;

– изложений – 8 часов;

– сочинений – 2 часа;

– творческих работ – 4 часа.

Русский язык в семье славянских языков 1 час

Комплексное повторение изученного в 5–7 классах. Орфография и морфология (12 часов)

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Двусоставное предложение (28 часов)

Односоставные предложения (15 часов)

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами (14 часов)

Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями (10 часов)

Предложения с обособленными членами (17 часов)

Прямая и косвенная речь (5 часов)

Программа9 класса  рассчитана на 68 часов, в том числе для проведения:

– контрольных диктантов – 4 часа;

– изложений – 6 часов;

– сочинений – 2 часа;

– творческих работ – 7 часов.

Русский язык – национальный язык русского народа

Повторение изученного в 5–8 классах (13 часов)

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (11 часов)

Сложноподчиненное предложение (29 часов)

Бессоюзное сложное предложение (6 часов)

Сложное предложение с различными видами связи (8 часов)

Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Разумовская, М. М. Программа по русскому языку к учебникам для 5–9 классов / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов // Программно-методические материалы. Русский язык, 5–9 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. – М. : Дрофа, 2009.

2. Русский язык. 5 кл. : методические рекомендации к учебнику / под ред. М. М. Разумовской. – М. : Дрофа, 2009. – 256 с.

3. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2010. – 288 с.

4. Русский язык. 6 кл. : методические рекомендации к учебнику / под ред. М. М. Разумовской. – М. : Дрофа, 2009. – 224 с.

5. Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2010. – 368 с.

6. Русский язык. 7 кл. : методические рекомендации к учебнику / под ред. М. М. Разумовской. – М. : Дрофа, 2009. – 160 с.

7. Русский язык. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2010.

8. Русский язык. 8 кл. : методические рекомендации к учебнику / под ред. М. М. Разумовской. – М. : Дрофа, 2009. – 128 с.

9. Русский язык. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2010. – 288 с.

10. Русский язык. 9 кл. : методические рекомендации к учебнику / под ред. М. М. Разумовской. – М. : Дрофа, 2009. – 128 с.

11. Русский язык. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2010. – 288 с.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Ларионова, Л. Г. Русский язык. 5 класс : рабочая тетрадь / Л. Г. Ларионова. – М. : Дрофа, 2009. – 120 с.

2. Лебедев, Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку : книга для учителя / Н. М. Лебедев. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2000. – 160 с.

3. Львов, В. В. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 5 класс / В. В. Львов. – М. : Дрофа, 2009. – 64 с.

4. Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5–11 кл. : пособие для учащихся. Ч. 1 : Орфография / С. И. Львова. – М. : Мнемозина, 2002.

5. Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5–11 кл. : пособие для учащихся. Ч. 2 : Пунктуация / С. И. Львова. – М. : Мнемозина, 2002.

6. Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст. 5–9 кл. / Н. А. Шапиро. – М. : Первое сентября, 2002. – 160 с.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Русский язык. 5 кл. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2010. – 37,3 МБ. – (Электронное учебное издание).

1С: Школа. Русский язык. 5 кл. – М. : 1С, 2008. – (1С: Школа).

Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. – М. : Новый Диск, 2010. – (Интерактивные тесты).

Крушинская, Т. Ф. Интерактивные плакаты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. Программно-методический комплекс / Т. Ф. Крушинская. – М. : Новый Диск, 2008. – (Интерактивные плакаты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...