Выразительные средства языка.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

Теплова Галина Валерьевна

Тренировочные задания по определению художественного средства, используемого в тексте, являются частью подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Карточки по определению тропов.26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Выразительность речи

В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

  

 1) 

Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

  

 2) 

А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

  

 3) 

Здорово, юный жених!

  

 4) 

Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  

 1) 

Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. 

  

 2) 

Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

 Жучка, Жучка!

  

 3) 

Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.

  

 4) 

Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  

 1) 

Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

  

 2) 

Какое это было счастье

 полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

  

 3) 

Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?

  

 4) 

Обучить грамоте и поскорее отпустить домой

 Работать

каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?

  

 1) 

Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

  

 2) 

Сергеева

 артистка театра, молодая и красивая женщина.

  

 3) 

 Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

  

 4) 

Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности.
А когда спасают, то долго не думают…

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  

 1) 

Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

  

 2) 

И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

  

 3) 

Это моего отца убили...

 закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

  

 4) 

Он был рад, что мать не видит его слёз.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  

 1) 

Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.

  

 2) 

Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.

  

 3) 

Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

  

4) 

Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  

 1) 

Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.

  

 2) 

До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

  

 3) 

Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки 

Нюра и Рая Ивановы.

  

 4) 

Впереди было ещё почти два года блокады...

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  

 1) 

Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

  

 2) 

Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

  

 3) 

А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

  

 4) 

И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  

 1) 

Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.

  

 2) 

На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.

  

 3) 

Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

  

 4) 

Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  

 1) 

После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.

  

 2) 

Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.

  

 3) 

Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.

  

 4) 

Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  

 1) 

Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…

  

 2) 

…я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

  

 3) 

Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.

  

 4) 

Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  

 1) 

Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.

  

 2) 

У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик

 ведомым.

  

 3) 

Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.

  

 4) 

Она стала листать классный журнал

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  

 1) 

Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».

  

 2) 

А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.

  

 3) 

Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.

  

 4) 

Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  

 1) 

Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу

 началась детская игра «А ну-ка, отними!»...

  

 2) 

Тот сидел сгорбясь

 локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком,

 взглядом упирался в одну точку

 от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок.

  

 3) 

Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!

  

 4) 

Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску. 

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  

 1) 

Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.

  

 2) 

Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

  

 3) 

Книга исчезла между двойными окнами вагона.

  

 4) 

Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе "Работа над выразительными средствами языка при подготовке к ГИА"

Данный урок был подготовлен и проведен для учителей Тайшетского района. Актуальность темы очевидна: ограниченное количество часов на изучение данной темы в курсе русского языка и литературы. Задание п...

Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"

Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...

Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Изобразительно-выразительные средства языка".

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентиров...