Урок в 11 классе "Аргументация собственной позиции.Виды и стуктура аргументов"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Урок позволит розобраться учащимся с видами аргументов, научиться приводить собственные доводы при написании части С ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок-подготовка к ЕГЭ18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 11 классе

Тема: Аргументация собственной позиции. Виды и структура аргументов.

Цели урока:  

1)закрепить  навыки работы над  пониманием  художественного текста, авторской позиции по поднятой им проблеме  при подготовке к сочинению по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С);

2)отработать умения оценивать каждый абзац сочинения по первым четырём критериям;

3)совершенствовать написание  всех частей сочинения соответственно критериям.

Оборудование: рабочий лист, тексты художественного произведения, критерии оценки сочинения-рассуждения

                Ход урока.

1.Орг. момент. Отметить отсутствующих.

2.Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, наш урок я хочу начать строчками из стихотворения Евгения Евтушенко «Людей неинтересных не бывает…»:

                Что знаем мы про братьев, про друзей,

                Что знаем о единстве..ой своей?

                И про отца родного своего мы,

                Зная всё, (н..) знаем (н..) чего. 

Орфографическая разминка.

-Объясните  орфограммы и пунктуацию.

-Составьте схему 1 предложения.

- Дайте синтаксическую характеристику 2 предложению (устно).

-Найдите инверсию во 2 предложении.

-Как соотнести строчки этого стихотворения с  художественным текстом , предложенным вам на дом  для анализа?  Какая проблема их объединяет? (проблема равнодушного отношения людей друг к другу).

-Прочитаем текст. (заранее подготовленный ученик).

3.Проверка Д\З.

-Напомните, пожалуйста, композицию сочинения – рассуждения.

-Что такое проблема ?(Это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.)

-Какие проблемы  обозначены в этом тексте?(проблема равнодушного отношения к окружающим тебя людям, проблема  милосердного отношения к ближнему, проблема воздействия искусства на душу человека).

- Мы остановились на проблеме равнодушного отношения человека к окружающим. Как вы сформулировали проблему текста? Прочитайте.

-Следующий абзац нашего сочинения  комментарийпроблемы. Какой комментарий составили вы? Предлагаю вам проверить этот фрагмент сочинения. Как справилась с этим заданием Ксюша?

-Пожалуйста, какие ошибки вы увидели? В чем недостатки этой работы? В чем положительные моменты?-Оцените работу по критериям  сочинения К2.

-Обменяйтесь работами с соседом по парте. Оцените работу товарища  по критериям К2 и заполните соответствующую графу.

-К какому выводу приходит автор текста?  Как вы сформулировали  позицию автора ?

-Следующий этап в написании сочинения рассуждения – это аргументация собственной позиции.

ФИЗ. МИНУТКА

4.Объяснение нового материала.

-Для того чтобы сформулировать собственную позицию , недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с мнением автора. Ваша позиция должна быть сформулирована в отдельном предложении. Например: Я согласен с мнением автора: речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития. Действительно, порой речь  «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.

Структура аргумента. Как аргументировать свою позицию?

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.            

Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

         -тезис (положение, которое надо доказать);

         -аргументация (доказательства, доводы);

 -микровывод

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...», то есть между тезисом и аргументами, также между отдельными аргументами должна быть установлена логическая и грамматическая связь.

Существуют аргументы, оцениваемые 2 баллами: примеры из художественной литературы; примеры из публицистической литературы; примеры из научной литературы.

Такие аргументы предполагают ссылку на автора и название произведения. Необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь упоминаемого вами произведения с рассматриваемой проблемой.

Существуют аргументы, оцениваемые 1 баллом: примеры из жизни, собственные наблюдения и выводы, ссылки на авторитет, пословицы, поговорки, примеры из кинофильмов.

5. Аргументация собственной позиции по исходному тексту.

-Ребята, можно ли взять строчки из стихотворения Е.Евтушенко, с которыми мы работали в начале урока, как один из аргументов?

-В каких произведениях художественной литературы поднимается проблема равнодушия людей? (Андрей Платонов «Юшка», К.Обойщиков и его стихотворение «Сосед», Александр Исаевич Солженицын «Матренин двор»)

-Пользуясь полученными сведениями, напишите фрагмент своего сочинения. (в это время учитель проверяет у 2-х учеников комментарий)

6.Чтение учащимися полученных фрагментов (2 человека) и обсуждение по критериям К4

Оценивание аргументации собственной позиции  по критериям К4( Работа в парах).

7. Итог урока.

-Что значит аргументировать свою позицию?

-Что вы должны помнить при выборе аргументов?

8.Выставление оценок за работу на уроке.

9.Учащиеся сдают рабочие листы для проверки.

10. Д\З. подобрать аргументы к тезису: Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу. (Петр Чайковский)

Комментарий к д/з.

-Одна из проблем текста Сергея Качалкова, которую мы назвали на предыдущем уроке : влияние искусства на души людей. Предлагаю вам подобрать аргументы к тезису: «Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу». (Петр Чайковский). Помните о том, что больший «вес» имеют аргументы из читательского опыта. Предлагаю просмотреть несколько слайдов презентации, которые, я надеюсь, помогут вам позитивно настроится на выполнение домашнего задания.  (демонстрация слайдов с картинами различных художников).

Рабочий лист к уроку русского языка   11 класс        ___________________________________________

                                                                                Фамилия, имя

Тема: Аргументация собственной позиции. Виды и структура аргументов.

1.Орфографическая разминка.

                                                        Что знаем мы про братьев  про друзей

                                                        Что знаем о единстве..ой своей?

                                                        И про отца родного своего мы

                                                        Зная всё (н..) знаем (н..) чего.  

                                                        Евгений Евтушенко «Людей неинтересных не бывает…»

-Объясните  орфограммы, восстановите пропущенные знаки препинания.

- Составьте схему 1 предложения.

_____________________________________________________________________________

-Дайте (устно) синтаксическую характеристику 2 предложения.

- Что такое инверсия? Найдите инверсию во 2 предложении. С какой целью используется инверсия?

-Как соотнести строчки этого стихотворения с  художественным текстом , который вы анализировали дома? Какая проблема их объединяет?

2. Чтение текста Сергея Качалкова.

-Вспомните композицию сочинения – рассуждения.

3.Проверка Д\З. (Оценка каждого фрагмента сочинения – по критериям К1-К3).

4. ФИЗ.  МИНУТКА

5. Объяснение нового материала.

Структура аргумента

  тезис (положение, которое надо доказать);

                  аргументация (доказательства, доводы);

  микровывод        

6.Аргументация собственной позиции                                        ОЦЕНКА:__К4-_______

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Работа в парах. Оцените по критериям К4 фрагмент сочинения.

8. Итог урока.

-Что значит аргументировать свою позицию?

-Что вы должны помнить при выборе аргументов?

9.Д\З.                подобрать аргументы к тезису: 

Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу. (Петр Чайковский).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные"

Конспект урока  в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные". Урок построен на материале родного края. Любой учитель может использовать данную разработку на своём краев...

урок по теме "Собственность"

Урок обществознания в коррекционной школе без опоры на учебник по теме "Собственность" в 8 классе....

Разработка урока по алгебре "Косинус суммы и разности двух аргументов"

Данная разработка поможет учителю при подготовке к уроку, его можно использовать при итоговом повторении в конце 11 класса....

Конспект урока по математике: «Соотношение между тригонометрическими функциями одного аргумента»

Конспект урока по математике: «Соотношение между тригонометрическими функциями одного аргумента»...

8 класс. Обществознание. Урок на тему "Собственность"

Плак-конспект урока на тему "Собственность" , презентация к уроку  содержит нагдядный материал (основные термины, схемы), а также практические задания по теме (ситуативные задачи)....

Урок по теме "Соотношения между тригонометрическими формулами одного аргумента"

Урок закрепления умений и навыков при решении заданий с использованием основных тригонометрических тождеств для учащихся 10 класса. На уроке  решаются  задания В8 при подготовке к ЕГЭ....