5. Урок к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по тексту Д.Лихачева
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Сочинение – рассуждение на основе текста « Любовь. Уважение. Знание…» ( по Д.С.Лихачёву )
( урок – практикум )
Цели: развивать умение уч-ся анализировать прочитанный текст; аргументировать свою точку зрения по поднятой в тексте проблеме; формировать умение самостоятельно мыслить; развивать творческие способности уч-ся.
Оборудование к уроку:
1.Памятки 1,2.
2. Распечатки заданий 2-10.
3.словари.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Слово учителя.
- Сегодня мы будем работать с текстом Д.С.Лихачева «Любовь. Уважение. Знание…»
Что известно нам об этом человек? Литературовед, историк литературы. Академик, которого назвали своеобразным символом русской интеллигенции 20 века. Первый почетный гражданин Санкт-Петербурга.
Мамонтов С.П. в книге « Основы культурологи» так пишет о нем : « Будучи поборником культурного единства человечества, он выдвинул идею создания своеобразного Интернационала интеллигенции , сформулировав « десять заповедей гуманизма», во многом перекликающихся с десятью христианскими заповедями. (на столах памятка1 «Заповеди гуманизма» Д.С.Лихачёва )
30 сентября 1999 года его не стало. Его завещание живущим – сделать все, чтобы начинающийся 21 век был бы лучше века уходящего : нравственно лучше, чище.
Что же для этого нужно делать? Один из вариантов ответа можно найти в статье Д.С.Лихачева
3.Работа с текстом.
(выразительное чтение текста).
1.Словарная работа.
Архитектурный облик, вандализм, варварство, историческое и культурное наследие, патриотизм,реставратор, реконструкция, невиданное поругание святыни, монастырь, увертюра, невосполнимая потеря , уникальные памятники, рукотворные свидетельства прошлого.
2.- Какая, на ваш взгляд, «заповедь» Д.С.Лихачёва нашла отражение в данном тексте?
- На что сразу необходимо обратить внимание?(с объяснения роли заглавия )
- Почему с заглавия?-- Выберете правильный ответ.
А) оно называет тему текста;
Б) выражает идею;
В) формулирует основную проблему;
Г) отражает основной конфликт.
- В каких предложениях текста содержится авторский взгляд на вопрос: как относится к историческому и культурному наследию нашей страны?
А) 2, 4.
Б) 8-10.
В) 19-21.
Г) 2, 19-21.
- К какому разряду можно отнести данную проблему ?
А) философское;
Б) психологическая;
В) общественно- политическая ;
Г) нравственная.
- Напишите вступление, используя ряд вопросов, созвучных основной проблеме текста. Если вам сложно справиться с этим заданием, то воспользуйтесь предложенными языковыми клише.
Можно ли говорить о -------------------------- народа, уничтожающего свою историю? Почему утрата любого----------------------------- невосстановима? Что влечёт за собой идеология -------------------- культурного наследия? На эти вопросы------------------------------------------------------------------------
- Определите , в какой композиционной части сочинения (вступление, заключение) можно использовать следующую цитату. Обоснуйте свой выбор.
И нельзя медлить. Бережного отношения требует всё: старинные постройки, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. Совершая дела великие, мы должны знать откуда пошли и как начинали.
( В.М. Песков)
- Продолжите комментарий проблемы, сформулировав авторскую позицию.
Эта проблема вечна, как мир. В год с лица земли исчезает примерно пять памятников истории и архитектуры. А в нашей стране эта проблема особо остро встала после Октября 1917 года. Д.С. Лихачёв сам называет причины непреходящей важности этой проблемы.
Автор считает,что ---------------------------------------------------------
Д.С.Лихачёв убеждён, что причина неуважительного отношения к Родине кроется прежде всего в том , что--------------------------------------------------------------------------------------------
- Теперь необходимо высказать свое аргументированное мнение по данной проблеме. Выберете слова, чтобы изложить собственную позицию. Запишите.(памятка 2)
- Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Используйте данную аргументацию в качестве подтверждения вашей точки зрения.
( на столах перед уч-ся текст с пропущенными буквами и знаками препинания)
Ключ к тексту:
Порой просто поражаешься тому, как бездумно, безответственно, мы , русские, относимся к бесценным памятникам нашей истории. Например, у Храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге очень интересная и трагическая судьба : он построен Александром 3 на месте гибели его отца . Здание благополучно просуществовало до Октября 1917 года, а потом как только его не использовали! Он был и овощехранилищем, и складом, и моргом, его пытались взорвать перед войной, считая, что этот Храм – напоминание о « проклятом царском режиме»…
- Неверное построение предложений с деепричастным оборотом – одна из основных ошибок на ЕГЭ.
Перестройте предложения и запишите правильные варианты.
- Преклоняясь перед патриотизмом американцев, досада переполняет мою душу : почему же мы не бережём свои памятники ?
- Путешествуя по России, моё удивление не имело предела
- Задумавшись над проблемой текста, возникло мое желание написать о нашем безответственном отношении к историческим памятникам.
-Гордясь культурным наследием страны, я задумываюсь об его сохранении.
11. Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 10 классеТема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С).
Цели урока: Обучающая: подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С, ЕГЭ); Развивающая: совершенствовать монологическую и диаллогическую речь, развивать аналитическое ...
Урок "Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по данному тексту (Задание С1 ЕГЭ по русскому языку)
Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по данному тексту....
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.
Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...
Подготовка к ЕГЭ. Урок 3 в системе уроков "Готовимся к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". Тема: "Проблема текста""
Урок 3. Проблема текста. На данном уроке даём информацию о том, как определить проблему текста, её отличие от темы, знакомим с типами проблем и их формулировками, работаем над недочётами в...
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)»
Методический материал поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....
Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»
Цели урока:Образовательная:подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-...