Олимпиада по русскому языку 9 класс
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) по теме
Данный документ содержит в себе олимпиадный материал с ключом для учащихся 9 класса. Олимпиаданая работа состоит из двух частей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_russkiy_yazyk_9_klass.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 9 КЛАСС
Часть 1. Вопросы и задания
1. В словах шило, жир шипящие твердые, а последующий гласный указывает на их мягкость; в словах чаща, чудо, щука шипящие – мягкие, однако гласные указывают на их твердость.
1.1. На каком принципе русской орфографии основано написание этих слов?
1.2. Как произносились эти шипящие в прошлом?
2. М. Горький, прочитав в рукописи молодого писателя фразу Сквозь чащу кустарника продирался мокрый Василий и истошно кричал: «Братцы, щуку поймал!», заметил: «Первая щука – явно лишняя».
2.1. Что имел в виду писатель?
2.2. Как называется раздел языкознания, изучающий такие явления?
3. Сколько имен прилагательных в предложении: Все тише ребячьи голоса, что слышны из небольшой соседней комнаты?
Определите разряд каждого прилагательного.
4. Составьте предложения со словами стоя, лежа, сторожа так, чтобы эти слова выступали в роли разных частей речи.
5. Определите синтаксическую функцию инфинитива:
1) Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей.
2) Теперь опять в нем родилась надежда найти отца.
3) Секретарь попросила посетителя подождать в приемной.
4) Смотреть – время терять.
5) Я приказываю экипажу прыгать с парашютами.
6. Подберите фразеологические антонимы:
бросить якорь – …
витать в облаках – …
кот наплакал – ….
у черта на куличках – …
7. Вместо точек вставьте слова, которые одновременно являются синонимами для своих «соседей»:
1) битва (…) ругань;
2) гримаса (…) снаряд;
3) нежить (…) шалить;
4) изогнутый (…) одноглазый;
8. Связаны ли этимологически латинские слова гладиолус и гладиатор? Известно, что русское название цветка – шпажник, а польское – мечик. Восстановите первоначальное (буквальное) значение слов гладиолус и гладиатор.
9. Приведите примеры рекламного текста, которые запомнились Вам лучше всего. Объясните причины их легкой запоминаемости, учитывая те языковые явления, которые лежат в основе этих рекламных текстов.
10. Какой стилистический прием использовал А.П. Чехов в предложении для создания комического эффекта?
Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.
Часть П. Работа с текстом
Прочитайте фрагмент рассказ В.Белова «Маникюр» и выполните приведенные ниже задания.
Ох, уж не утерплю, расскажу, как я в Москву-то слетала! Десять годов сбиралась, не могла удосужиться. А тут не глядя свернулась, откуда что и взялось. Отпуск в конторе начислили. Я рукавицами хлоп только меня и видели! Мужика с детками, все хозяйство оставила, из-под коров да под самый Кремль! Поехала к брату он у меня полковник. Моложе меня. А давно на пенсии; делать-то ему нечего вот обрадел! Я телеграмму-то дать постеснялась. «Ой, ты?! говорит. Кабы ты, говорит. была с головой, сообщила бы. Я бы, говорит, на машине тебя с вокзала увез. Только свистнуло бы!» «Ну, говорю, не велика и баронь, дошла и пешком». Дошла-то дошла, а намаялася. Дорогу-то мне указывают, да по-разному все: один говорит влево, девушка, другой вправо, гражданка, третий скажет тетка, дуй напрямик!
Задания
3. Определите, в рамках какого стиля создан текст. Аргументируйте свой ответ.
4. Укажите ведущий тип речи в этом тексте. Аргументируйте ответ.
5. Охарактеризуйте функциональную роль просторечных языковых
средств в этом тексте.
6. Какова авторская позиция (оценка) по отношению к героине?
7. Передайте рассказ героини литературным языком. К чему привело подобное изменение ? Дайте свою оценку.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 класс
Ключи к вопросам и заданиям
Часть 1
1.1 Написание этих слов основано на традиционном принципе русской орфографии.
1.2 Традиционное правописание зафиксировало старое произношение этих шипящих: ш, ж произносились мягко, а ч, щ – как твердые согласные.
Оценивание:
За правильный ответ на вопрос 1.1 – 2 балла.
За правильный ответ на вопрос 1.2 – 3 балла.
Максимальное количество баллов – 5 баллов.
2.1 Писатель имел в виду случайное созвучие чащу кустарника и щуку, которое здесь является лишним, потому что снижает благозвучие фразы.
2.2 Эвфония (eu – «хорошо», phone – «звук») – благозвучие. Раздел языка, изучающий такие явления, называется фонетикой.
Оценивание:
За правильный ответ на вопрос 2.1 – 3 балла.
За правильный ответ на вопрос 2.2 – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 4 балла.
3. В данном предложении 5 прилагательных:
тише – качественное
ребячьи – притяжательное
слышны – качественное
небольшой – качественное
соседний – относительное
Оценивание:
За указание верного количества прилагательных – 1,5 балла.
За верное определение разряда каждого прилагательного – 0,5 балл.
Максимальное количество баллов – 4 балла.
4. Данные слова могут выступать в роли деепричастия, существительного и наречия.
Примеры употребления:
Не люблю есть стоя. – Стоя на остановке, я всегда читаю
Вредно читать лежа. – Лежа на диване, я могу дотянуться до стола.
Сторожа склад, Иванов мог иметь доступ к этим товарам. – Сторожа объединились в профсоюз.
Оценивание:
За каждое верное указание части речи – 0,5 балла.
За каждый верно приведенный пример – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 7,5 баллов.
5.
1) обстоятельство;
2) определение;
3) дополнение;
4) подлежащее и сказуемое;
5) дополнение.
Оценивание:
За каждую верно указанную синтаксическую функцию инфинитива – 0,5 балла.
Максимальное количество баллов – 3 балла.
6. бросить якорь – поднять паруса
витать в облаках – спуститься с небес на землю
кот наплакал – куры не клюют
у черта на куличках – под самым носом
Оценивание:
За каждый верный ответ – 0,5 балла.
Максимальное количество баллов – 2 балла.
7. 1) брань;
2) мина;
3) баловать;
4)кривой.
Оценивание:
За каждый верный ответ – 0,5 балла.
Максимальное количество баллов – 2 балла.
8. Эти слова связаны этимологически. Если другие названия цветка связаны с понятием меч (мечик) и шпага (шпажник), то можно предположить, что слово гладиолус имеет буквальное значение «меч, шпага». Если учесть, что название шпага более позднее, то можно остановиться на значении «меч». И в польском, и в русском названии цветка отмечаются суффиксы с уменьшительным значением, которые также здесь имеют значение «подобия» в названиях предметов, похожих по внешнему виду (цвету, форме, расположению и т.п.) на мотивирующее слово. Таким образом, мечик – это «маленький меч», а шпажник (сравните шпажка) – «маленькая шпага». Следовательно, можно предположить, что гладиолус также означает буквально «маленький меч».
Теперь легко восстанавливается связь слов гладиолус и гладиатор: гладиатор первоначально – «боец, воин, орудующий, сражающийся мечом».
Оценивание: Максимальное количество баллов за наиболее точное и обоснованное объяснение – 10.
9. Запоминаемость рекламных текстов (в т.ч. слоганов) обеспечивают следующие особенности организации речи: ритм (Пепси, пейджер, MTV, подключайся; Танки грязи не боятся), рифма (Свежее дыхание облегчает понимание; Не тормозни – сникерсни), звукоподражание (Галина Бланка – буль-буль), антитезы и антонимы (Имидж ничто – жажда все; Хватит говорить – начинайте жевать), паронимические созвучия, паронимия (Чистота – чисто Тайд; Шок – это по-нашему), употребление стилистически окрашенной лексики (слов молодежного сленга, арготизмов, диалектизмов) и т.п..
Оценивание:
За каждый верно приведенный пример рекламного текста – 0,5 балла
За каждый верно указанный языковой прием – 2 балла.
Максимальное количество баллов за задание – 10.
10. Для создания комического эффекта А.П. Чехов использовал инверсию.
Оценивание: За верный ответ – 2,5 балла
Максимальное количество баллов за первую часть – 50 баллов.
Часть П.
1. Художественный стиль. Аргументация должна быть связана с указанием на особую эстетическую функцию стиля, на ведущую стилистическую особенность языка (образность) и на наиболее яркие средства ее воплощения (например, использование просторечия и средств обиходно-разговорного стиля для создания образа героини).
Оценивание. Правильно определен стиль – 1 балл; каждый аргумент – по 1 баллу. Максимум – 4 балла.
2. Тип речи –повествование, поскольку это – рассказ о событии. Речь динамична; динамизм достигается за счет использования глаголов действия сов.вида пр.вр. и глагольного междометия хлоп.
Оценивание. Правильно определен тип речи – 1 балл; каждый аргумент – по 1 баллу. Максимум – 5 баллов.
3. Просторечие используется для стилизации речи героини. Цель приема в том, чтобы придать рассказу колорит подлинности: рассказывает о событии персонаж, используя характерные для него привычные формы речи.
Оценивание. За определение приема – 1 балл. За интерпретацию его назначения – 2 балла. Максимум – 3 балла.
4. Авторская оценка выражена косвенно, всей совокупностью языковых и речевых средств текста: героиня обрисована с большой теплотой и симпатией. Оценки, которые дает героиня, по-видимому, разделяет и сам автор.
Оценивание .Максимум 3 балла
5. Примерный вариант: Не могу утерпеть, должна рассказать, как в Москву съездила. Десять лет собиралась и никак не могла решиться. А затем сразу, в один миг, собралась. Даже непонятно, как все получилось. Пошла в контору, отпуск оформила и нет меня. Мужа с детьми, хозяйство все оставила. И отправилась в Москву…
Эксперимент по изменению текста показывает: 1) литературно обработанный текст более правильный, но менее выразительный; 2) образ героини, если ее рассказ передать правильным литературным языком, теряет многие черты индивидуальности.
Оценивание. За корректный образец литературно обработанного текста – 5 баллов .За объяснение экспериментального эффекта – 5 баллов. Максимум – 10 баллов.Максимальное количество баллов за вторую часть – 25 баллов.
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЮ РАБОТУ – 75 БАЛЛОВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе
Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....
Олимпиада по русскому языку и литературе в 6 классах
Материал для школьного тура....
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов
Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.
Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...