Критериальный подход к оцениванию сжатого изложения в 5 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (5 класс) на тему
Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем более содержательной будет обратная связь, тем конструктивнее может быть реакция на нее. В 5классе ведется работа по обучению учащихся критериальному оцениванию. Поэтому возникает необходимость ознакомления учащихся с общими подходами к проверке и оценке сжатого изложения. Такой аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю при подготовке к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Критериальный подход к оцениванию
Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем более содержательной будет обратная связь, тем конструктивнее может быть реакция на нее. В 5классе ведется работа по обучению учащихся критериальному оцениванию. Поэтому возникает необходимость ознакомления учащихся с общими подходами к проверке и оценке сжатого изложения. Такой аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю при подготовке к ГИА.
Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку более объективно, а, следовательно, менее эмоционально. Оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания - конкретное выражение учебных целей.
На уроке «Подготовка к сжатому изложению» в 5 классе предлагается учащимся оценить черновой вариант сжатого изложения по тексту Л. Кассиля «Неожиданные открытия» с помощью таблицы «Критерии оценки сжатого изложения». В основе таблицы - алгоритм оценивания сжатого изложения ГИА в 9классе, адаптированный для пятиклассников. Оценивается содержание изложения по трем основным критериям :ИК1 содержание изложения, ИК2сжатие текста смысловую цельность текста, ИК3 связанность и последовательность. Перед самостоятельным оцениванием, исправлением ошибок и недочетов каждый критерий проговаривается, подробно рассматривается. Так в первом критерии ребята сверяют содержание своей работы с планом. Обращается особое внимание на критерий «Сжатие текста», где проговариваются все возможные способы сжатия в каждой микротеме текста и приводится эталон сжатого варианта. В третьем критерии ребята обращают на количество абзацев, последовательность изложения текста, отсутствие логических ошибок.
Положительные стороны критериального оценивания
На уроке критериальное оценивание выступает как формализующий алгоритм, который подразумевает формирование оценки в виде группы отметок, поставленных в соответствие каждому критерию. Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить уровень своей работы (7б-«5»,6-5б.-«4», 4—3б.-«3»,2-1б.-«2»). Оцениваться может только работа учащегося, а не его личность;
- работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (критериями) .В данном случае учащиеся имеют представление о том ЧТО и КАКИМ ОБРАЗОМ оценивается, к чему необходимо стремиться. Эталон (за что ставится максимальная оценка) известен учащимся заранее;
- критерии оценивания изложения учащихся позволяют обобщать результаты, выявленные в ходе работы учащегося над изложением.
Фрагмент урока
«Подготовка к сжатому изложению по тексту Л. Кассиля «Неожиданные открытия»».
Неожиданные сходства.
Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные законы во всем, что его окружало.
Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринками на крыле бабочки.
Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву. А иногда крохотные фарфоровые ролики на зеленом столбике. «Будто табунок молоденьких зебр пасется!» – показывал он на рощицу молодых белоногих березок.Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставляя лучам солнца. Он видел в нем палочку горящего бенгальского огня.
Многие явления природы замечал Коля. Внимательный глаз распознавал теперь многое, что ускользало раньше.
( по Л.Кассилю)
таблица №2
ИК1 | 1абзац Колины открытия. 2абзац Неожиданные сходства. 3абзац Внимательный глаз. |
Ик2 |
Способ сжатия | Сжатый текст |
Упрощение | Коля научился подмечать неожиданные сходства: веточка ландыша напоминала капельки молока или фарфоровые ролики |
Замена | Рощица молодых березок казалась похожей на табунок молоденьких зебр. |
Слияние | Он срывал пшеничный колос и видел в нем палочку горящего бенгальского огня. |
Критерии для проверки
Критерии | Баллы | |
Ик-1 | Содержание изложения | |
Точно передал основное содержание, количество микротем(абзацев) совпадает | 2 | |
Передал основное содержание, но упущено или добавлена 1 микротема(абзац) | 1 | |
Передал основное содержание, но упустил или добавил более 1 микротемы (абзац) | 0 | |
Ик-2 | Сжатие исходного текста | |
Применил 1 или несколько приемов сжатия во всем тексте(исключение, замена, упрощение(обобщение и исключение)), слияние) | 3 | |
Применил 1 или несколько приемов сжатия в 2х микротемах | 2 | |
Применил 1 или несколько приемов сжатия в одной микротеме | 1 | |
Не применил ни одного приема сжатия | 0 | |
Ик-3 | Смысловая цельность, речевая связанность и последовательность | |
Нет логических ошибок, последовательность изложения текста не нарушена ( соответствует плану), в работе нет нарушений абзацного членения текста (3 абзаца) | 2 | |
Допущена 1 логическая ошибка (перестановка предложений или абзаца и/или имеется 1 нарушение абзацного членения текста(2 абзаца вместо 3-х) | 1 | |
В работе просматривается коммуникативный замысел Допущена более 1 логической ошибки и/или имеется 2 нарушение абзацного членения текста(1 абзац) | 0 | |
Максимальное количество баллов | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модернизация образования:критериальный подход в системе оценивания учащихся
Презентация "Модернизация образования: критериальный подход в системе оценивания учащихся", Ким Э.В., Панасенкова О.А., Крылов А.И., методическая лаборатория географии МИОО...
Современные подходы к написанию изложения ГИА9
контрольная работа дистанционного курса повышения квалификации педуниверситета "Первое сентября"...
Критериальный подход в организации работы над метапредметным итоговым сочинением как формой допуска к ГИА
С 2014/15 учебного года введено сочинение как форма государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) (п. 9.1 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам средн...
«Критериальный подход как один из факторов формирования положительной мотивации обучающихся»
В статье рассматриваются вопросы : достоинства и недостатки пятибалльной системы оценивания; виды критериального оценивания, его плюсы и минусы; представлены критерии оценивания для развития монологич...
Критериальный подход к оцениванию читательской компетентности при подготовке к устному собеседованию
Цель: организовать работу по усвоению требований и критериев оценки собеседованияЗадачи:образовательные: познакомить критериями оценки собеседования; создавать условия для совершенствования комм...
Критериальный подход к оценке обучающихся
Критериальный подход к оценке обучающихся на уроках разного типа: требования ФГОС и возможности способа дмалектического обучения...