Критериальный подход к оценке обучающихся
презентация к уроку
Критериальный подход к оценке обучающихся на уроках разного типа: требования ФГОС и возможности способа дмалектического обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_konferentsiya_04.12.2019.pptx | 82.5 КБ |
komplekt_kart_1-6_4_slayd.docx | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгоритм действий учителя 1 этап – определение планируемых результатов (предметных и метапредметных) на основе формулирования целей урока (образовательно-развивающих и воспитательных); 2 этап - разработка содержания урока, системы заданий (структурирование предметного содержания); выбор форм организации работы обучающихся на уроке; 3 этап – определение трудоемкости каждого задания в баллах на основе критериев оценки развиваемых или контролируемых предметных и метапредметных умений; 4 этап – нахождение суммарного значения (общего количества баллов) трудоемкости всех заданий, которые будут выполняться посредством индивидуального труда обучаемых; 5 этап – расчет заявки на оценку, в результате чего получаются границы каждой оценки в баллах (алгоритм расчета описан в п.3.2); 6 этап – знакомство обучаемых с заявкой на оценку в начале урока (возможно и с критериями оценки всех или отдельных видов учебного труда, которые запланированы на урок); 7 этап – планирование обучающимися оценки и фиксирование ее, например, на полях тетради; 8 этап – создание условий на уроке для объективной самооценки обучаемыми учебных достижений на каждом этапе урока. 9 этап – распределение поощрительных баллов (если необходимо); 10 этап – подсчет школьниками общего количества заработанных на уроке баллов (за практические задания и устные ответы);
11 этап – установление обучаемыми соответствия между общим количеством баллов и границами оценки на основе заявки, объявленной учителем в начале урока (переход количества в качество), т.е. самооценка обучающимися результатов учебного труда на данном уроке; 12 этап – выявление обучающихся, получивших запланированную оценку, а также получивших оценку выше/ниже запланированной; 13 этап – обсуждение с классом возможных причин расхождения плана и факта оценки; 14 этап – фиксирование учителем в журнале или дневнике наблюдений самооценки обучающихся на уроке; 15 этап – проверка учителем всех заданий, выполненных на уроке в тетрадях (или на раздаточном материале) и контроль уровня объективности самооценки обучаемых по тем же критериям, по которым учитель на уроке предлагал им оценить результаты учебного труда; 16 этап – выставление учителем итоговой оценки каждому ученику на основе анализа самооценки и результатов проверки работ; 17 этап – объявление всем ученикам оценок на следующем уроке с комментариями или собеседование с каждым учеником (малой группой) об объективности самооценки.
Критерии оценивания умений, формируемых дидактическими средствами Способа диалектического обучения
Алгоритм расчета заявки на оценку : S- максимальное количество баллов (индивидуальный труд + доп.баллы) Нижняя граница «3»- S/2 Верхняя граница «3»-66% от S Нижняя граница « 4 »- Верхняя граница «3» +1 Верхняя граница « 4 »- 84 % от S Нижняя граница « 5 »- Верхняя граница « 4 » +1
Предварительный просмотр:
Комплект карточек для структурирования знаний учащимися и развития познавательных УУД
Карточка № 1 — Вопрос-понятие | Карточка № 3 — Сравнение | Карточка № 6 — Умозаключение |
1. Что называется…? 2. Что считается…? 3. Что понимается под…? 4. Что представляет собой…? 5. Что выражает…? 6. Что является…? 7. Что такое…? 8. Каковы свойства и виды…? 9. В чем заключается сущность…? | 1. По сравнению с…, … 2. Так же, как и…, … 3. Как…, так и… 4. Сравнивая…и …, можно сказать, … 5. Кроме…, ещё… 6. Помимо…, … 7. Больше, чем…(… больше, чем …) 8. Не только…, а и… 9. Наряду с… … 10. Если…, то… 11. В отличие от…, … | Дедукция (от общего к частному) 1. Поскольку …, 2. А …, Следовательно, … Индукция (от частного к общему) Если f обладает свойством d, если bобладает свойством d, если cобладает свойством d, если hобладает свойством d, аf,b, c, h – это А, Следовательно, всеА обладают свойством d. Аналогия отношений 1. Если А есть В, 2. то С есть D. (вид – род) 1. Если А имеет свойство В, 2. то С имеет свойство D. (понятие – его свойство) 1. Если А имеет свойства h, a, то А является С. 2. Если B имеет свойства c, f, то B является D. (причина – следствие) Аналогия свойств 1. ПосколькуА имеет признаки а, b, c, d, 2. АВ имеет признаки а, b, c, Следовательно (возможно), Вимеет и признак d. |
Карточка № 2 — Вопрос-суждение | Карточка № 4 — Противоречие | |
С — вопросительные слова 1 — первое понятие (субъект мысли – подлежащее суждения) — связка между понятиями 2 — второе понятие (предикат мысли – сказуемое суждения)
1. Чем объяснить, что…? 2. Как доказать, что…? 3. В каком случае…? 4. Когда…? 5. Каким образом…? 6. Вследствие чего…? 7. Почему…? | 1. … что, а… 2. … тем, что… 3. … ,хотя… 4. … не…, но… 5. … если…, то… 6. … тем, чем… 7. …, несмотря на… 8. …,однако… 9. … не только… | |
Карточка № 5 – Категории философии | ||
1. Сущность — явление 2. Содержание — форма 3. Первичное — вторичное 4. Качество — количество 5. Общее — частное 6. Общее — особенное — единичное 7. Единство — многообразие 8. Причина — следствие 9. Часть — целое 10. Пространство — время 11. Возможность — действительность 12. Необходимость — случайность |
Критерии оценивания умений, формируемых дидактическими средствами Способа диалектического обучения
1 | Формулирование вопроса-понятия (по карточке № 1) | Верно сформулирован вопрос | 1 |
Неверно сформулирован вопрос | 0 | ||
2 | Формулирование ответа на вопрос-понятие в виде определения | Верное определение понятия | 2 |
Верно указан только родовой или видовые признаки | 1 | ||
Нарушены правила определения | 0 | ||
3 | Формулирование вопроса-суждения (по карточке № 2) | Верно сформулирован вопрос | 2 |
Вопрос не соответствует одному из существенных признаков окружающего мира (структура, движение, развитие, взаимосвязь) | 0 | ||
Нарушена структура суждения в вопросе | 0 | ||
4 | Формулирование ответа на вопрос-суждения в виде простого или сложного суждения (умозаключения) | Ответ сформулирован в виде истинного суждения, приведено достаточное количество аргументов | 3 |
Ответ сформулирован в виде истинного умозаключения, по аналогии | 2 | ||
Ответ сформулирован в виде истинного суждения, но требует дополнений, уточнений | 1 | ||
Ответ сформулирован в виде ложного суждения | 0 | ||
5 | Формулирование суждения на сравнение предметных понятий (по карточке № 3) | Ответ сформулирован в виде истинного суждения, отражающего общий или отличительный признак сравниваемых понятий | 2-3 |
Сравнение произведено по несущественному признаку | 1 | ||
Некорректное сравнение | 0 | ||
6 | Формулирование содержания, содержащего противоречие (по карточке № 4) | Суждение содержит реальное (явление или скрытое) противоречие | 3 |
Суждение сформулировано нечетко, трудно понять его сущность без дополнительных комментариев | 1-2 | ||
В суждении не содержится противоречие; нарушена структура суждения | 0 | ||
7 | Подведение предметных понятий под философские категории ( по карточке № 5) | Предметные понятия верно подведены под категории | 2 |
Предметные понятия неверно подведены под категории | 0 | ||
8 | Формулирование умозаключения (индуктивного, дедуктивного, по аналогии свойств или отношений) по карточке № 6 | Умозаключение сформулировано верно в соответствии с его видом | 3 |
Нарушена структура умозаключения | 0 | ||
В умозаключении содержится ложный вывод | 0 | ||
9 | Выдвижение версий, гипотез в виде суждения или вопроса-суждения | Версия или гипотеза сформулированы с соблюдением структуры суждения (вопроса-суждения) | 2 |
Нарушена структура суждения (вопроса-суждения) | 0 | ||
10 | Дополнения к ответам одноклассников | Дополнения сформулировано в виде суждения и отражает существенные признаки | 2 |
Дополнения сформулировано в виде суждения, но содержит несущественные признаки | 1 | ||
Дополнения сформулировано некорректно | 0 | ||
11 | Возражения | Возражение сформулировано в виде суждения или умозаключения, содержит достаточное количество аргументов | 2-3 |
Возражение сформулировано недостаточно четко, требует пояснений, дополнений | 1 | ||
Возражение сформулировано без аргументов | 1 | ||
Возражение сформулировано некорректно | 0 |
Биология, 6 класс. Тема Химический состав клетки Васина Ю.Б.
Почетская СОШ Абанского района Красноярского края
Цели урока:
- Образовательно-развивающие цели:
- Усвоение обучающимися новых понятий: химический состав, органические вещества, неорганические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
- Применение обучающимися опорных понятий: клетка, основные признаки живого.
- Овладение обучающимися УУД:
познавательными: подведение под понятие, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
регулятивными: определение познавательной цели, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка;
коммуникативными: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.
1.4 Овладение обучающимися специальными умениями: сравнить функции органических и неорганических веществ в клетке, работать с диаграммой, сравнивать диаграммы содержания химических элементов в клетке и на земле, составлять диаграммы.
- Воспитательные цели:
- Формирование у обучаемых диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: структура-функции, противоположности
- Формирование у обучаемых личностных УУД: личностное самоопределение, объективная самооценка учебных достижений на уроке, нравственно-этическое оценивание действий своих одноклассников на уроке.
- Заявка на оценку (в классе 16 обучающихся):
- «5»-24 балл и более
- «4»-17-23 баллов
- «3»-12-16 баллов
Оборудование: ПК, таблица «Химический состав клетки»
План-конспект урона
Деятельность учителя | Баллы | Деятельность обучающихся |
Оргмомент.
| Фиксируют запланированную оценку на полях тетради | |
Актуализация знаний. Рисунок клетки живого организма. Почему я показываю вам этот рисунок? | 1б | Все живые организмы сходны по строению: они состоят из клеток. |
Выход на тему урока.Определение познавательных целей. Все живые организмы сходны по строению: они состоят из клеток. Но, оказывается ребята, сходен и их химический состав - клетки всех организмов состоят из одних и тех же элементов. Определите, какой будет наша цель на уроке? (фронтальная работа) | 1б | Тема «Химический состав клетки». Наша цель на уроке- сравнить познакомиться с химическим составом клетки. |
Изучение нового материала. Сформулируйте по одному вопросу-суждению к каждой диаграмме 1.«Содержание химических элементов в клетке» 2..«Содержание химических элементов на земле» Ответьте на вопросы в виде суждений. (фронтальная работа) | по 2б | Почему химический состав тел живой и неживой природы одинаков, но имеет разное соотношение тех или иных элементов. Сравнивая диаграммы содержания химических элементов в клетке и на земле, можно сказать, что наиболее распространенные элементы в живых организмах- кислород, углерод, азот, водород, а в неживой природе кислород, кремний, алюминий, железо. В каком случае процентное содержание кислорода больше? Если в живой клетке кислорода до 70%, то в составе тел неживой природы только около 50%. |
Сформулируйте содержание понятия химический состав клетки (фронтальная работа) | 2б | химический состав клетки- процентное содержание органических и неорганических веществ |
Почему наблюдается разное процентное соотношение химических элементов в клетке и на земле? | 1-2б | Разное процентное соотношение химических элементов в клетке и на земле наблюдается потому, что клетка- относится к живой природе, а земля к неживой. |
Работа с текстом учебника с.12-14 - Прочитать текс, выписать ключевые понятия. Сформулировать их определения. А. Индивидуальный труд В. Фронтальная проверка С. Самооценка по критериям учителя Изобразите логические схемы состава органических и неорганических веществ. Сравните органические и неорганические вещества по выполняемым функциям в клетке. Ответ запишите в тетрадь в виде суждений, используя карточку №3 (2 суждения). А. Индивидуальный труд В. Фронтальная проверка С. Самооценка по критериям учителя | 2б за каждое верное определение Макс. 14б 2б за каждое суждение на сравнение Макс. 4б | органические вещества- белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты неорганические вещества- вода, минеральные соли минеральные соли- неорганические вещества, входящие в состав клетки в незначительных количествах, они составляют до 1% массы клетки белки- основные вещества клетки (органические вещества). Сложные соединения. Выполняют транспортную, сократительную, защитную функции. жиры- (органические вещества), дают организму до 30% энергии. Предохраняют организм от потери тепла. углеводы- (органические вещества),глюкоза, сахароза, клетчатка, крахмал. Основная функция –энергетическая. Но также выполняют опорную и защитную. нуклеиновые кислоты- ответственны за хранение и передачу наследственных признаков от родителей потомству. Составляют логические схемы состава органических и неорганических веществ. Если неорганические вещества в клетке составляют от 70до 80%, то органические от 20до 30%. Если на кислород, углерод, водород, азот (это самые распространенные элементы в клетке) приходится до 98%, то на все остальные всего 2%. |
Работа с диаграммами. «Содержание химических элементов в клетке» Проанализируйте диаграммы «Химические элементы, входящие в состав живой клетки» и «Химические элементы, распространенные на земле». Перечислите элементы, составляющие основу живых организмов. Ответ запишите в тетрадь в виде суждений, используя карточку №3 (2 суждения). А. Индивидуальный труд В. Самопроверка и самооценка по критериям учителя | 2б, если все верно; 1б, если есть ошибки или задание выполнено не полностью; 0б, если задание не выполнено | Учащиеся работают с диаграммой с15-16 |
Задания для закрепления и проверки усвоения знаний. Из перечисленных веществ выберите те, которые относятся к органическим веществам:
А. Индивидуальный труд В. Простая кооперация - Обсудите в группах результаты индивидуального труда С. Сложная кооперация. Выступление групп, общее обсуждение. Возражения, дополнения (при необходимости). D. Самооценка инд. труда по критериям учителя | 3б, если все верно выбрано; 2б, если есть ошибки (1-2); 1б если есть ошибки (3-4); 0б, если ошибок более 4 или задание не выполнено | Выписывают в тетрадь номера: Органические вещества-2,4,5,6,7,11. |
Подведение итогов работы на уроке Все посчитайте полученные баллы. Соотнесите результат с заявкой и определите, какую оценку вы заработали. Поднимите руку те, кто получил такую оценку, которую планировал. Кто получил оценку выше запланированной? Кто получил оценку ниже запланированной? | ||
Д/З Параграф 2. Используя карточку №1, составить3 вопроса по теме «Химический состав клетки» |
Максимум-24 б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Новые подходы в оценке учебных достижений обучающихся»
выступление на педсовете...
Новые подходы к оценке учебных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС
В данной работе рассмотена система оценивания учебных достижений, разработанная группой учителей кафедры естественно-математических дисциплин МБОУ "Гимназия" города Абакана. Система состоит из с...
Статья _Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока физической культуры_
В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре.Есть три составляющих для оценивания результативности: метап...
Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся (методическая разработка)
Методическая разработка содержит материал о примерах формулировок компенций в деятельной форме: ценностнн- смысловых, учебно- познавательных, социокультурных, коммуникативных, информационных, природов...
«Новые подходы в оценке учебных достижений обучающихся»
Переход на новые стандарты обучения обозначил ряд новых задач в образовании. Одной из них является переход на новые подходы к оцениванию качества учебных достижений учащихся....
Подходы к оценке качества образования обучающихся
Подходы к оценке качества образования обучающихся...
«Критериальный подход как один из факторов формирования положительной мотивации обучающихся»
В статье рассматриваются вопросы : достоинства и недостатки пятибалльной системы оценивания; виды критериального оценивания, его плюсы и минусы; представлены критерии оценивания для развития монологич...