Критериальный подход к оценке обучающихся
презентация к уроку

Критериальный подход к оценке обучающихся на уроках разного типа: требования ФГОС и возможности способа дмалектического обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_konferentsiya_04.12.2019.pptx82.5 КБ
Файл komplekt_kart_1-6_4_slayd.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся на уроках разного типа : возможности Способа диалектического обучения (СДО) Васина Юлия Богдановна, учитель биологии МКОУ Почетской СОШ

Слайд 2

Алгоритм действий учителя 1 этап – определение планируемых результатов (предметных и метапредметных) на основе формулирования целей урока (образовательно-развивающих и воспитательных); 2 этап - разработка содержания урока, системы заданий (структурирование предметного содержания); выбор форм организации работы обучающихся на уроке; 3 этап – определение трудоемкости каждого задания в баллах на основе критериев оценки развиваемых или контролируемых предметных и метапредметных умений; 4 этап – нахождение суммарного значения (общего количества баллов) трудоемкости всех заданий, которые будут выполняться посредством индивидуального труда обучаемых; 5 этап – расчет заявки на оценку, в результате чего получаются границы каждой оценки в баллах (алгоритм расчета описан в п.3.2); 6 этап – знакомство обучаемых с заявкой на оценку в начале урока (возможно и с критериями оценки всех или отдельных видов учебного труда, которые запланированы на урок); 7 этап – планирование обучающимися оценки и фиксирование ее, например, на полях тетради; 8 этап – создание условий на уроке для объективной самооценки обучаемыми учебных достижений на каждом этапе урока. 9 этап – распределение поощрительных баллов (если необходимо); 10 этап – подсчет школьниками общего количества заработанных на уроке баллов (за практические задания и устные ответы);

Слайд 3

11 этап – установление обучаемыми соответствия между общим количеством баллов и границами оценки на основе заявки, объявленной учителем в начале урока (переход количества в качество), т.е. самооценка обучающимися результатов учебного труда на данном уроке; 12 этап – выявление обучающихся, получивших запланированную оценку, а также получивших оценку выше/ниже запланированной; 13 этап – обсуждение с классом возможных причин расхождения плана и факта оценки; 14 этап – фиксирование учителем в журнале или дневнике наблюдений самооценки обучающихся на уроке; 15 этап – проверка учителем всех заданий, выполненных на уроке в тетрадях (или на раздаточном материале) и контроль уровня объективности самооценки обучаемых по тем же критериям, по которым учитель на уроке предлагал им оценить результаты учебного труда; 16 этап – выставление учителем итоговой оценки каждому ученику на основе анализа самооценки и результатов проверки работ; 17 этап – объявление всем ученикам оценок на следующем уроке с комментариями или собеседование с каждым учеником (малой группой) об объективности самооценки.

Слайд 4

Критерии оценивания умений, формируемых дидактическими средствами Способа диалектического обучения

Слайд 5

Алгоритм расчета заявки на оценку : S- максимальное количество баллов (индивидуальный труд + доп.баллы) Нижняя граница «3»- S/2 Верхняя граница «3»-66% от S Нижняя граница « 4 »- Верхняя граница «3» +1 Верхняя граница « 4 »- 84 % от S Нижняя граница « 5 »- Верхняя граница « 4 » +1



Предварительный просмотр:

Комплект карточек для структурирования знаний учащимися и развития познавательных УУД

Карточка № 1 — Вопрос-понятие

Карточка № 3 — Сравнение

Карточка № 6 — Умозаключение

1. Что называется…?

2. Что считается…?

3. Что понимается под…?

4. Что представляет собой…?

5. Что выражает…?

6. Что является…?

7. Что такое…?

8. Каковы свойства и виды…?

9. В чем заключается сущность…?

1. По сравнению с…, …

2. Так же, как и…, …

3. Как…, так и…

4. Сравнивая…и …, можно сказать, …

5. Кроме…, ещё…

6. Помимо…, …

7. Больше, чем…(… больше, чем …)

8. Не только…, а и…

9. Наряду с… …

10. Если…, то…

11. В отличие от…, …

Дедукция (от общего к частному)

1. Поскольку …,

2. А …,

Следовательно, …

Индукция (от частного к общему)

Если f обладает свойством d,

если bобладает свойством d,

если cобладает свойством d,

если hобладает свойством d,

аf,b, c, h – это А,

Следовательно,  всеА обладают свойством d.

Аналогия  отношений

1. Если А есть В,

2. то С есть D.     (вид – род)

1. Если А имеет свойство В,

2. то  С имеет свойство D.

(понятие – его свойство)

1. Если А имеет свойства h, a, то

А является С.

2. Если B имеет свойства c, f, то B является D.

(причина – следствие)

Аналогия  свойств

1.  ПосколькуА имеет признаки а, b, c, d,

2. АВ имеет признаки а, b, c,

Следовательно (возможно), Вимеет и признак d.

Карточка № 2 — Вопрос-суждение

Карточка № 4 — Противоречие

С — вопросительные слова

1 — первое понятие (субъект мысли – подлежащее суждения)

    — связка между понятиями

— второе понятие (предикат мысли – сказуемое суждения)


Вопросительные конструкции (слова):

1. Чем объяснить, что…?

2. Как доказать, что…?

3. В каком случае…?

4. Когда…?

5. Каким образом…?

6. Вследствие чего…?

7. Почему…?

1. … что, а…

2. … тем, что…

3. … ,хотя…

4. … не…, но…

5. … если…, то…

6. … тем, чем…

7. …, несмотря на…

8. …,однако…

9. … не только…

Карточка № 5 – Категории философии

1. Сущность — явление

2. Содержание — форма

3. Первичное — вторичное

4. Качество — количество

5. Общее — частное

6. Общее — особенное — единичное

7. Единство — многообразие

8. Причина — следствие

9. Часть — целое

10. Пространство — время

11. Возможность — действительность

12. Необходимость — случайность

Критерии оценивания умений, формируемых дидактическими средствами Способа диалектического обучения

1

Формулирование вопроса-понятия (по карточке № 1)

Верно сформулирован вопрос

1

Неверно сформулирован вопрос

0

2

Формулирование ответа  на вопрос-понятие в виде определения

Верное определение понятия

2

Верно указан только родовой или видовые признаки

1

Нарушены правила определения

0

3

Формулирование вопроса-суждения  (по карточке № 2)

Верно сформулирован вопрос

2

Вопрос не соответствует одному из существенных признаков окружающего мира (структура, движение, развитие, взаимосвязь)

0

Нарушена структура суждения в  вопросе

0

4

Формулирование ответа на вопрос-суждения в виде простого или сложного суждения (умозаключения)

Ответ сформулирован в виде истинного суждения, приведено достаточное количество аргументов

3

Ответ сформулирован в виде истинного умозаключения, по аналогии

2

Ответ сформулирован в виде истинного суждения, но требует дополнений, уточнений

1

Ответ сформулирован в виде ложного  суждения

0

5

Формулирование суждения  на сравнение  предметных понятий (по карточке № 3)

Ответ сформулирован в виде истинного суждения, отражающего общий или отличительный признак сравниваемых понятий

2-3

Сравнение произведено по несущественному признаку

1

Некорректное сравнение

0

6

Формулирование содержания, содержащего противоречие  (по карточке № 4)

Суждение содержит реальное (явление или скрытое) противоречие

3

Суждение сформулировано нечетко, трудно понять его сущность без дополнительных комментариев

1-2

В суждении не содержится противоречие; нарушена структура суждения

0

7

Подведение предметных понятий под философские категории ( по карточке № 5)

Предметные понятия верно подведены под категории

2

Предметные понятия неверно подведены под категории

0

8

Формулирование умозаключения (индуктивного, дедуктивного, по аналогии свойств или отношений) по карточке № 6

Умозаключение сформулировано верно в соответствии с его видом

3

Нарушена структура умозаключения

0

В умозаключении содержится ложный вывод

0

9

Выдвижение версий, гипотез в виде суждения или вопроса-суждения

Версия или  гипотеза сформулированы с соблюдением структуры суждения (вопроса-суждения)

2

Нарушена  структура суждения (вопроса-суждения)

0

10

Дополнения к ответам одноклассников

Дополнения сформулировано в виде суждения и отражает существенные признаки

2

Дополнения сформулировано в виде суждения, но содержит несущественные признаки

1

Дополнения сформулировано некорректно

0

11

Возражения

Возражение сформулировано в виде суждения или умозаключения,  содержит достаточное количество аргументов

2-3

Возражение сформулировано недостаточно четко, требует пояснений, дополнений

1

Возражение сформулировано  без  аргументов

1

Возражение сформулировано некорректно

0

Биология,  6 класс. Тема  Химический состав клетки     Васина Ю.Б.

Почетская СОШ Абанского района Красноярского края

Цели урока:

  1. Образовательно-развивающие цели:
  1. Усвоение обучающимися новых понятий: химический состав, органические вещества, неорганические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
  2. Применение обучающимися опорных понятий: клетка, основные признаки живого.
  3. Овладение обучающимися УУД:

познавательными: подведение под понятие, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

регулятивными: определение познавательной цели, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка;

коммуникативными: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

1.4 Овладение обучающимися специальными умениями:   сравнить  функции органических и неорганических веществ в клетке, работать с диаграммой, сравнивать диаграммы содержания химических элементов в клетке и на  земле,  составлять диаграммы.

  1. Воспитательные цели:
  1. Формирование у обучаемых диалектико-материалистического мировоззрения на  основе философских категорий: структура-функции, противоположности
  2. Формирование у обучаемых личностных УУД: личностное самоопределение, объективная самооценка учебных достижений на уроке, нравственно-этическое оценивание  действий своих одноклассников на уроке.
  1. Заявка на оценку (в классе 16 обучающихся):
  2. «5»-24 балл и более
  3. «4»-17-23 баллов
  4. «3»-12-16 баллов

Оборудование: ПК, таблица «Химический состав клетки»

План-конспект урона

Деятельность учителя

Баллы

Деятельность обучающихся

Оргмомент.

  1. Знакомство обучающихся с заявкой на оценку.
  2. Планирование обучаемыми оценки.

Фиксируют запланированную оценку на полях тетради

Актуализация знаний.

Рисунок клетки живого организма.

Почему я показываю вам этот рисунок?

1б  

Все живые организмы сходны по строению: они состоят из клеток.

Выход на тему урока.Определение познавательных целей.

Все живые организмы сходны по строению: они состоят из клеток. Но, оказывается ребята, сходен и их химический состав - клетки всех организмов состоят из одних и тех же элементов.

Определите, какой будет наша цель на уроке? (фронтальная работа)

1б  

Тема «Химический состав клетки».

Наша цель на уроке- сравнить  познакомиться с химическим составом клетки.

Изучение нового материала.

Сформулируйте по одному вопросу-суждению к каждой диаграмме 1.«Содержание химических элементов в клетке»

2..«Содержание химических элементов на земле»

Ответьте на вопросы в виде суждений.

(фронтальная работа)

по 2б

Почему химический состав тел живой и неживой природы одинаков, но имеет разное соотношение тех или иных элементов.

Сравнивая диаграммы содержания химических элементов в клетке и на  земле, можно сказать, что наиболее распространенные элементы в живых организмах- кислород,  углерод, азот, водород, а  в неживой природе кислород,  кремний, алюминий, железо.

В каком случае процентное содержание  кислорода больше?

Если в живой клетке кислорода до 70%, то в составе тел неживой природы только около 50%.

Сформулируйте содержание понятия

химический состав клетки

(фронтальная работа)

химический состав клетки- процентное содержание органических и неорганических веществ

Почему  наблюдается разное процентное соотношение химических элементов в клетке и на земле?

1-2б

Разное процентное соотношение химических элементов в клетке и на земле наблюдается потому, что клетка-  относится к живой  природе, а  земля к неживой.

Работа с текстом учебника с.12-14

- Прочитать текс, выписать ключевые понятия. Сформулировать их определения.

А. Индивидуальный труд

В. Фронтальная проверка

С. Самооценка по критериям учителя

Изобразите логические схемы состава органических и неорганических веществ.

Сравните  органические и неорганические вещества по выполняемым функциям в клетке. Ответ запишите в тетрадь в виде суждений,  используя карточку №3 (2 суждения).

А. Индивидуальный труд

В. Фронтальная проверка

С. Самооценка по критериям учителя

2б за каждое верное определение

Макс. 14б

2б за каждое суждение на сравнение

Макс.

органические вещества- белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты

неорганические вещества- вода, минеральные соли

минеральные соли-  неорганические вещества, входящие в состав клетки в незначительных количествах, они составляют до 1% массы клетки

белки- основные вещества клетки (органические вещества). Сложные соединения. Выполняют транспортную, сократительную, защитную функции.

жиры- (органические вещества), дают организму до 30% энергии. Предохраняют организм от потери тепла.

углеводы- (органические вещества),глюкоза, сахароза, клетчатка, крахмал. Основная функция –энергетическая. Но также выполняют опорную и защитную.

нуклеиновые кислоты- ответственны за хранение и передачу наследственных признаков от родителей потомству.

Составляют логические схемы состава органических и неорганических веществ.

Если неорганические вещества в клетке составляют  от 70до 80%, то органические  от 20до 30%.

Если  на кислород, углерод,  водород, азот (это самые распространенные элементы в клетке) приходится  до 98%, то  на все остальные всего 2%.

Работа с диаграммами. «Содержание химических элементов в клетке»

Проанализируйте  диаграммы «Химические элементы, входящие в состав живой  клетки»  и  «Химические элементы, распространенные на земле».

Перечислите элементы, составляющие основу живых организмов. Ответ запишите в тетрадь в виде суждений,  используя карточку №3 (2 суждения).

А. Индивидуальный труд

В.  Самопроверка и самооценка по критериям учителя

, если все верно;

1б, если есть ошибки или задание выполнено не полностью;

0б, если задание не выполнено

Учащиеся работают с диаграммой с15-16

Задания для  закрепления и проверки усвоения знаний. Из перечисленных веществ выберите те, которые относятся к органическим веществам:

  1. вода
  2. белки
  3. минеральные соли
  4. клетчатка
  5. крахмал
  6. нуклеиновые кислоты
  7. липиды
  8. азот
  9. калий
  10. углерод
  11. углеводы

А. Индивидуальный труд

В.  Простая кооперация

- Обсудите в группах результаты индивидуального труда

С. Сложная кооперация. Выступление  групп, общее обсуждение. Возражения, дополнения (при необходимости).

D. Самооценка инд. труда  по критериям учителя

, если все верно выбрано;

2б, если есть ошибки (1-2); 1б если есть ошибки (3-4);

0б, если ошибок более 4  или задание не выполнено

Выписывают в тетрадь номера:

Органические вещества-2,4,5,6,7,11.

Подведение итогов работы на уроке

Все посчитайте полученные баллы. Соотнесите результат  с заявкой и определите, какую оценку вы заработали.

Поднимите руку те, кто получил такую оценку, которую планировал.

Кто получил   оценку выше запланированной? Кто получил   оценку ниже запланированной?

Д/З Параграф 2. Используя карточку №1, составить3 вопроса по теме «Химический состав клетки»

Максимум-24 б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к оценке учебных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС

В данной работе рассмотена система оценивания учебных достижений, разработанная группой учителей кафедры естественно-математических дисциплин МБОУ "Гимназия" города Абакана.  Система состоит из с...

Статья _Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока физической культуры_

В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре.Есть три составляющих для оценивания результативности: метап...

Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся (методическая разработка)

Методическая разработка содержит материал о примерах формулировок компенций в деятельной форме: ценностнн- смысловых, учебно- познавательных, социокультурных, коммуникативных, информационных, природов...

«Новые подходы в оценке учебных достижений обучающихся»

Переход на новые стандарты обучения обозначил ряд новых задач в образовании. Одной из них является переход на новые подходы к оцениванию качества учебных достижений учащихся....

Подходы к оценке качества образования обучающихся

Подходы к оценке качества образования обучающихся...

«Критериальный подход как один из факторов формирования положительной мотивации обучающихся»

В статье рассматриваются вопросы : достоинства и недостатки пятибалльной системы оценивания; виды критериального оценивания, его плюсы и минусы; представлены критерии оценивания для развития монологич...