Подготовка к ЕГЭ Часть С Сочинение по тексту С. Лукьяненко
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме
Урок русского языка в 10 классе с презентацией по программе и учебнику Г. Хлебинской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege_chast_s_sochinenie_po_tekstu_s._lukyanenko.rar | 498.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся писать сочинение
(часть С)
Урок русского языка в 10 классе.
Программа и учебник Г.Ф. Хлебинской
Цели урока:
- формировать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
- образовательный аспект: учить анализировать содержание исходного текста;
- развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость этих выводов;
- воспитательный аспект: формирование умения общаться с окружающими, проявлять к ним уважение, внимание, терпимость; воспитание чувства сопричастности и ответственности за тех, кто рядом; терпимости к поведению других людей.
ЗАДАНИЕ НА УРОК
Напишите сочинение по заданной композиционной схеме: основная проблема, комментарий, авторская позиция, согласие / несогласие с позицией автора.
Какие вопросы возникли у вас в связи с заданием?
В результате обсуждения приходим к решению, что нам необходимо
ЗНАТЬ:
- основные этапы работы с текстом (как сформулировать проблему, как её прокомментировать, как определить авторскую позицию, выразить и аргументировать свою)
УМЕТЬ:
- выполнять различные элементы комплексного анализа текста
- создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту
Особенности создания собственного текста зависят от стиля текста. Большая часть текстов на экзамене относится к литературно-художественному или публицистическому стилю. В учебнике на стр. 111 представлен текст (фрагмент из романа С. Лукьяненко «Близится утро»), с которым мы будем работать.
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
– Однажды, когда я был молод, – начал свой рассказ Антуан, – мой планёр упал в предгорьях Альп… Я бродил вокруг планёра, ощупывал разбитые крылья и порванную ткань – так касаются раненого друга, отдавшего за тебя жизнь… Моё падение, оказывается, видели. Это был не пастух или одинокий горец, как я вначале подумал, это был местный метеоролог, один из тех неисчислимых тружеников, что составляют нам карты, предупреждают о зарождающейся буре или о просветлённом небе…
Мы приехали к нему домой – в маленький крепкий дом на откосе горы. Навстречу мне вышла его жена, простая и скромная женщина, всю жизнь скитающаяся вместе с мужем по самым глухим уголкам Державы. Мы прошли в дом и сели ужинать за круглым столом, освещённым керосиновой лампой. По тому, как бережно достали лампу из шкафа, я понял, что это редкая роскошь для небогатой семьи. Мы сидели в круге света, пили чай, я беседовал с ними, постепенно понимая, что и впрямь жив.
А за столом вертелся их сын, мальчик лет десяти. Когда ужин подходил к концу, я понял, что никогда не встречал столь милую семью – и такого отвратительного ребёнка. Он дерзил отцу, угрюмо смотрел на меня, вторгшегося в их крошечную крепость, капризничал, заставляя мать краснеть и извиняться. Когда ребёнка наконец-то выгнали из-за стола и он выбежал из дома, всем стало легче. Мы ещё долго говорили, я рассказывал им о полётах, о суровой жизни военных лагерей, о своих товарищах…
Потом я вышел на крыльцо. Редкие звёзды сияли в разрывах туч – так подлинная красота пробивается даже сквозь плотную вуаль. Несносного ребёнка нигде не было видно. И вдруг я услышал шорох под крыльцом. Перегнулся через перила, посмотрел и увидел мальчишку, сидящего на корточках перед какой-то дырой в фундаменте дома. Любопытство взяло верх над неприязнью, я спустился и присел рядом с ребёнком. Это оказалась нора, укрытие для их мелкой беспородной собачонки, о существовании которой я и не подозревал. Оттуда пахло жизнью. И вдруг мальчик протянул в нору руки, достал что-то и осторожно вручил мне. «Смотрите, здесь щенки», – прошептал он. Крошечный щенок и впрямь слепо тыкался в ладони. А мальчик смотрел на меня, глаза его были полны восторга и настороженности – что я сделаю, пойму ли его восторг и то доверие, что он вдруг решился оказать мне, залётному чужаку. «Замечательные щенки», – только и ответил я. Мы вернули щенка взволнованной матери и пошли в дом, уже связанные общей тайной. Я вдруг понял, как слеп был, глядя на этого ребёнка. И ужаснулся, что мог покинуть этот дом, так и не поняв его до конца, приняв волнение мальчика, разлучённого со своими любимцами, за капризы и нелюдимость.
(С. Лукьяненко «Близится утро»)
Проведём содержательный анализ текста. Определим тему текста, основную мысль, тип и стиль речи.
Напомним отличительные особенности литературно-художественного стиля с помощью таблицы на стр. 87-88.
Характеристика языка художественной литературы
Функция: эстетическая и коммуникативная (воспитание и развитие чувства прекрасного, воздействие на чувства и сознание читателя) | |
Сфера применения: эстетическая (общение в широком круге читателей посредством художественной литературы) | |
Специфические черты | Жанры |
Образность, эмоциональность, недопустимость стандарта, использование всех функциональных разновидностей языка, ярко выраженная авторская индивидуальность. Наличие основных элементов структуры художественного произведения (идейный замысел, сюжет, композиция, система образов, пейзаж; язык – авторское повествование, язык действующих лиц). | Э п о с: рассказ, очерк, новелла, повесть, роман, роман-эпопея. Л и р и к а: ода, стихотворение, элегия, песня, дума, послание, эпиграмма. Д р а м а: трагедия, комедия, драма, мистерия, мелодрама, фарс, водевиль, трагикомедия. |
Языковые особенности | |
Использование всех средств национального языка – не только литературного, т.е. кодированного языка, но и (при наличии художественной мотивированности) элементов нелитературного языка (диалектных, профессиональных, просторечных слов и т.д.), лексики разных пластов: книжной, высокой, сниженной, разговорной; терминов, оборотов деловой и официальной речи; выражений, характерных для публицистики, и т.д. Использование средств художественной выразительности языка: звуковых (аллитерация, ассонанс, звукоподражание); лексических – тропов (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение и др.); синтаксических – стилистических фигур (инверсия, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие, бессоюзие и др.) | |
Тип речи – использование всех типов речи |
Работаем с текстом.
АНАЛИЗ ТЕКСТА
- Р е ч е в а я с и т у а ц и я, лежащая в основе создания текста такова: лётчик Антуан рассказывает о том, как в молодости, потерпев крушение на самолёте, он попал в семью метеорологов. Впечатление об этой «очень милой» семье портил только «отвратительный» ребёнок. Однако, когда после ужина Антуан вышел на крыльцо, он увидел, как мальчик заботится о собаке и её щенках. И тут возникло доверие и понимание. Антуан ужаснулся, что мог уехать с недобрым чувством к ребёнку.
- Т е м а – рассказ Антуана о случайной встрече с незнакомой семьёй. И д е я – показать, что друг друга оценить с первого взгляда непросто: можно легко ошибиться. Надо понять человека, вникнуть в его проблемы. С ф е р а п р и-
м е н е н и я – художественная литература.
- Ф у н к ц и я – эстетическая.
- С п е ц и ф и ч е с к и е ч е р т ы т е к с т а: образность, эмоциональность, наличие основных элементов структуры художественного произведения (идейный замысел, сюжет, композиция, система образов).
- Ж а н р – текст представляет собой фрагмент из романа С. Лукьяненко.
- С п о с о б и з л о ж е н и я – эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка.
- Я з ы к о в ы е о с о б е н н о с т и.
Текст представлен в форме воспоминания о произошедшем когда-то случае. Этому способствуют глаголы в форме прошедшего времени.
Автор создаёт живые образы героев: Антуан – человек не только отважный, мужественный, но ещё и душевно тонкий; мальчик – искренний, открытый, но, вынужденный оставить своих любимцев, ведёт себя дерзко, капризничает. Его родители – простые, гостеприимные и приветливые люди. Писатель использует метафоры («звёзды сияли в разрывах туч», «пахло жизнью», «глаза были полны восторга и настороженности», «связанные общей тайной»), эпитеты («бережно достали лампу», «угрюмо смотрел на меня», «редкие звёзды», «несносного ребёнка»).
В ходе повествования меняется и поведение героев и их отношение друг к другу. Автор использует при этом антитезу, противопоставляя состояние и взаимоотношения персонажей вначале и в конце.
Т и п р е ч и – повествование с элементами описания.
В ы в о д: это литературно-художественный текст. Через художественные образы, язык произведения автор сумел «воздействовать» на читателя – заставил переживать за то, как незнакомый человек воспринимает поведение мальчика, задуматься о том, почему ребёнок так себя ведёт, порадоваться счастливому разрешению ситуации.
Трудность написания сочинения по литературно-художественному тексту заключается в том, что основная проблема часто выявляется не сразу, а по ходу развития событий; позиция автора раскрывается не через прямые авторские суждения (хотя и они могут присутствовать), а через созданные автором художественные образы (портреты героев, их поведение, речь и т.д.).
Композиция сочинения:
Проблема
Комментарий к проблеме
Позиция автора
Собственная позиция
Аргументация собственного мнения
Вывод
ЭТАПЫ РАБОТЫ
- На основании содержательного анализа текста (тема, идея, языковые особенности) в ы д е л я е м п р о б л е м ы.
Главная проблема, на которую автор обращает внимание читателя, – это проблема восприятия человеком окружающих его людей, т.е. проблема взаимопонимания между людьми, конкретно – между взрослыми и детьми.
Кроме того, автор затрагивает другие нравственные проблемы: поведение человека, находящегося в трудных обстоятельствах, ответственность человека за порученное ему дело.
О чем можно писать в комментарии? (на слайде)
- К о м м е н т и р у е м о с н о в н у ю п р о б л е м у.
Проблема раскрывается через повествование о том, как лётчик (в романе летун), потерпевший крушение в Альпах, попадает в семью метеорологов. Автор намеренно представляет нам хороших, положительных персонажей. И это позволяет сделать вывод о том, что данная проблема актуальна для широкой публики.
Антуан – человек не только отважный, мужественный, но ещё и душевно тонкий (он отмечает многое: и сложность жизни неисчислимых тружеников, что … предупреждают о зарождающейся буре, и их сердечное гостеприимство, способность поделиться последним, и редкие звёзды, сияющие в разрывах туч; в своём разбитом планёре он видит не вышедшую из строя машину, а друга, отдавшего … жизнь); мальчик – искренний, открытый, но, вынужденный оставить своих любимцев, ведёт себя дерзко, капризничает. Его родители – простые, гостеприимные и приветливые люди.
Единственное, что омрачает радость героя, что он и впрямь жив, – это дерзкое поведение хозяйского сына. Но здесь автор как будто просит читателя и героя не торопиться с выводами и оценкой. Мы понимаем, что такое поведение ребёнка не обычно, а чем-то вызвано (…угрюмо смотрел на меня, вторгшегося в их крошечную крепость … заставляя мать краснеть). Чистая случайность – Антуан вышел на крыльцо – помогает ему понять поведение мальчика и осознать, насколько он был не прав, увидев в мальчике отвратительного ребёнка.
Основным приёмом повествования является антитеза, автор противопоставляет состояние и взаимоотношения персонажей в начале эпизода и в конце: вначале Антуан видит отвратительного ребёнка, несносного мальчишку, в конце – мальчика. В свою очередь мальчик вначале относится к Антуану как к залётному чужаку, в конце – решился оказать доверие. Конфликт был разрешён: они пошли в дом, уже связанные общей тайной.
Как определить позицию автора (на слайде)
Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов.
Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.
Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика.
Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.
Сформулировать позицию автора помогут типовые конструкции:
Цитата, а затем: – в этом и заключается позиция автора...
Но лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами.
Авторская позиция понятна…
Автор уверен (убеждён, считает)…
Несомненно, автору удалось доказать...
Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
А если проблема представлена в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос.
- Определяем а в т о р с к у ю п о з и ц и ю.
Определить авторскую позицию нам помогает наблюдение за поведением героев, развитием их отношений. Основной художественный приём – антитеза. Понаблюдаем за героями.
Вначале состояние мальчика описывается глаголами, несущими отрицательную характеристику, затем – положительную (вертелся, дерзил, капризничал – осторожно вручил, прошептал, решился оказать доверие).
Состояние Антуана меняется несколько раз: 1) ошеломлён – спокоен (разбитые крылья, порванная ткань; так касаются раненого друга, отдавшего за тебя жизнь – падение … видели, крепкий дом, и впрямь жив); 2) приятные чувства от общения с хозяевами – неприятные от поведения их сына (милая семья – отвратительный ребёнок); 3) спокоен – потрясён (вокруг редкие звёзды, подлинная красота, любопытство взяло верх над неприязнью – ужаснулся, поняв, что был не прав).
Обратимся к комментарию.
Взаимоотношения героев также меняются: вначале Антуан видит отвратительного ребёнка, несносного мальчишку, в конце – мальчика. В свою очередь мальчик вначале относится к Антуану как к залётному чужаку, в конце – решился оказать доверие. Конфликт был разрешён: они пошли в дом, уже связанные общей тайной.
Таким образом, а в т о р с к а я п о з и ц и я состоит в следующем.
Общение с людьми, тем более хорошими (а именно таких представляет автор), – радость. Чтобы не лишить себя этой радости (что чуть не произошло с Антуаном), человек, общаясь с окружающими, должен проявлять к ним уважение, внимание, терпимость; нужно помнить, что в один и тот же момент люди, оказавшиеся рядом, могут находиться в совершенно разном психологическом состоянии: один (Антуан), пережив потрясение, с честью выдержав испытания, чувствует удовлетворение, испытывает наслаждение от общения с хорошими людьми; другой (мальчик), вынужденный заниматься совсем не тем, чем нужно и хочется ему, удручён, взволнован, раздражён. Описывая данную ситуацию, автор предостерегает нас от скоропалительных выводов, привычки вешать ярлыки. Чтобы составить правильное мнение о человеке, нужно узнать его поближе, вникнуть в круг его проблем.
Определение собственной позиции (на слайде)
Строится по типу речи – рассуждение
Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение.
Ваша цель – не только высказать собственное мнение по проблеме, согласившись или не согласившись с мнением автора, но и доказать собственную правоту, опираясь на жизненный или читательский опыт.
КАК сформулировать ТЕЗИС?
Если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезисы совпадают. В этом случае можно использовать высказывания автора, либо косвенно передавая его мысли, либо цитируя текст. Но
вы НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОЛЖНЫ повторять доводы автора, использованные в тексте, вам необходимо привести свои.
- Выражаем с о б с т в е н н о е м н е н и е.
Оно может быть таким.
Проблема взаимопонимания между людьми, тем более между взрослыми и детьми, актуальна во все времена.
Я согласен с позицией автора: необходимо быть внимательным и чутким в общении. Известно, что картина мира у взрослых и детей разная: взрослый человек сумел много испытать и понять; ребёнку недостаёт опыта, зато ему свойственны искренность и открытость. И хорошо, если взрослый человек мудрый и добрый, такой, как Антуан в данном отрывке. Или как герой (тоже лётчик) сказки Экзюпери «Маленький принц»: находясь на краю гибели, он тем не менее пытается понять внутренний мир Маленького принца и благодаря этому обретает душевные силы и почти чудесное спасение.
В качестве примеров используйте
1.Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений;
2. Пословицы, поговорки, отражающие народную мудрость;
3. Факты, события истории и современности;
4. Примеры из художественной литературы и публицистики.
5. Примеры из телевизионных передач и фильмов.
6. Примеры из личной жизни и жизни окружающих.
Если в вашей памяти не найдётся ни одного из вышеназванных примеров, придумайте их, предварительно решив, в какой жизненной ситуации тот или иной факт может иметь место.
Следует осторожно использовать клише, поскольку сочинение порой превращается в набор шаблонных фраз!
Д.з. Закончить сочинение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Сочинение по тексту А.Чехова "Моя она"
Выстроена структура сочинения по тексту: проблема, комментарий, позиция автора, собственная позиция, аргументы, вывод....
Методическая разработка. Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Сочинение по тексту С.Соловейчика "О роскоши"
Материал предполагает последовательное целенаправленное обучение написанию сочинения по прочитанному тексту...
Энциклопедия аргументов. Подготовка к ЕГЭ (часть С, сочинение-рассуждение по исходному тексту)
Энциклопедия аргументов. Учебно-методический материал для подготовки к ЕГЭ. Выбор аргументов при написании сочинения-рассуждения по исходному тексту (часть С)...
ЕГЭ по русскому языку. Выполнение части С. Сочинение по тексту В. Астафьева
Урок подготовки к сочинению по тексту В. Астафьева "Домский собор"....
Урок русского языка в 11 классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ изобразительно- выразительных средств и синтаксических конструкций при изучении притчи О.М.Безымянной «О благодеянии»
Урок рассчитан на 2 часа, состоит из 2-х частей. Первая часть - работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе: формы работы по выявлению авторской позиции в тексте. Вторая ч...
Методические рекомендации для подготовки к ЕГЭ часть С ( сочинение)
Творческая часть ЕГЭ по русскому языку (сочинение) призвана проверить и объективно оценить коммуникативную компетентность выпускников. Это самый сложный вид работы, всегда вызывающий большое количеств...
Урок русского языка 11 класс. Часть С. Сочинение по тексту К. Г. Паустовского
Часть С. Подготовка к написанию сочинения....