Проект "Художественный текст как объект отражения эстетической функции языка в целом и его разных элементов"
проект по русскому языку (6 класс) по теме

Гугунова Светлана Александровна

Данный проект можно использовать как на уроках русского языка и литературы, так и на дополнительных занятих по предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.rar23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Гурьевского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №26»

Художественный текст как объект отражения эстетической функции языка в целом  и его разных элементов

 (проект)

                                                                               

С.А. Гугунова

Салаир

2010

Содержание

Паспорт проекта                                                     3

Актуальность                                                          4

Цели и задачи проекта                                           6

Критерии достижения результата                         7

Промежуточные результаты                                  8

Целевые группы                                                      8

Объем и содержание работ                                    8

Формы предоставления материала                       16

Список литературы                                                17

Приложения                                                            18

Паспорт проекта

Наименование проекта

Художественный текст как объект отражения эстетической функции языка в целом  и его разных элементов

Основные разработчики

Учитель русского языка и литературы МОУ «ООШ №26» Гугунова Светлана Александровна

Цели и задачи проекта

Цель: создание пространства для формирования у  обучающихся способности осознавать  эстетическую ценность  художественного высказывания через анализ языка произведений словесного искусства, произведений живописи и музыки.

Задачи для учителя:

- создание условий для образного восприятия художественного текста;

-осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста;

-  отработка навыков выразительного чтения анализируемого фрагмента текста

- оценить эффективность заявленной системы работы и, если нужно, скорректировать  ее.

Задачи для обучающихся:

-научиться опознавать изобразительные средства языка, фиксировать внимание на тех элементах высказывания, которые имеют определённую эстетическую ценность;

- научиться использовать изобразительные средства языка в своей собственной речевой практике

Сроки и этапы

  1. Постановка цели и определение путей ее достижения – сентябрь  2010г.
  2. Разработка модели для практического использования) – октябрь 2010г.
  3. Детализация  сентябрь-октябрь 2010г. – 2013г.

Перечень основных мероприятий

  1. Изучение звуковых образных средств языка
  2. Изучение изобразительных возможностей средств письма, анализ приёмов усиления образности художественного текста с помощью  средств графики, орфографии и пунктуации.
  3. Знакомство с лексическим богатством русского языка, морфологическими средствами выразительности русской речи, синтаксического богатства русского языка
  4. Отработка навыков выразительного чтения анализируемого фрагмента текста.
  5. Создание собственного монологического высказывания с использованием изученных изобразительных средств языка

Исполнители проекта и основных мероприятий

Гугунова Светлана Александровна, обучающиеся  7-ых классов

Ожидаемые результаты реализации проекта

  Обучающиеся должны:

- адекватно воспринимать текст, содержащий изобразительные средства языка;

- опознавать изобразительные средства языка, фиксировать внимание на тех элементах высказывания, которые имеют определённую  эстетическую и языковую ценность;

-владеть элементарными навыками анализа художественного текста;

- соотносить изучаемые в основном курсе русского языка грамматические понятия с понятиями, связанными с областью проявления эстетического потенциала разных языковых единиц;

- использовать изобразительные средства языка в своей собственной речи.

Новизна

Новизна проекта выражается в том, что в процессе реализации проекта,   обучение строится на принципе интеграции грамматических понятий, обязательных для усвоения в основном курсе русского языка, и понятий, характеризующих эстетический аспект художественного высказывания, изобразительно-выразительных средств языка, употребляемых в литературных произведениях с организацией уникальной деятельности обучающихся, связанной с сопоставительным анализом произведений словесного искусства и произведений живописи. В процессе обучения у обучающихся формируется способность создавать собственные речевые высказывания с использованием изобразительных средств родного языка. при разработке  учебного проекта использовались труды Фортунатова Ф.Ф., Шанского Н.М.,С.И.Львовой.

Целевые группы проекта

Обучающиеся 7-9 классов, учителя русского языка и литературы и преподаватели  других школьных предметов

1.Актуальность.

  Внимание к эстетической функции языка – это одно из современных требований к преподаванию русского языка и литературы в школе. В современных условиях элементарные сведения об эстетической функции языка проверяются на экзаменах по русскому языку в 9 и 11 классах. Предполагается наличие у школьников не только определённых знаний в области эстетики языка, но и сформированность соответствующих умений и навыков, связанных с лингвопоэтическим анализом эстетически оформленного текста. Каждый учитель-словесник хорошо знает, что ежегодно проверяются и на едином государственном экзамене умения, связанные с языковым анализом текста, с поиском изобразительно-выразительных средств, использованных в нём.

  Таким образом, внимание к эстетической стороне изучаемых явлений языка является на сегодняшний день обязательным компонентом обучения русскому языку в школе.

  Особое внимание необходимо сосредоточить на средних классах, так как именно здесь  закладываются основы филологического взгляда на художественный текст.

Уровень сформированности можно выявить через результаты сдачи экзаменов по предмету .(приложение2)

   После проведения  анкетирования обучающихся 8х классов нашей школы и анализа ответов  выявились следующие результаты.  

В процессе обучения русскому языку обучающиеся не осознают эстетическую функцию родного языка, а художественный текст становится объектом особого внимания обычно на уроках литературы. На уроках же русского языка эстетическая функция языка теряется за трудоёмкой и важной речевой работой.

  Учитель-словесник испытывает неудовлетворение от того, что  за чередой грамматических разборов, списков слов для заучивания и напряжённых ожиданий результатов очередного контрольного диктанта не видят дети в родном языке самого главного – удивительного богатства и красоты его.

Таким образом, обозначилась первая проблема: несоответствие между имеющимся содержанием материалов учебника и необходимым осознанием у школьников эстетической функции родного языка.

Есть и вторая проблема, вытекающая из требований времени.

На едином государственном экзамене ежегодно проверяются  умения, связанные с языковым анализом текста, с поиском изобразительно-выразительных средств, использованных в нём, создаётся собственное высказывание, где требуется использование изобразительных средств языка в собственной речевой практике.

  С одной стороны в учебниках достаточно внимания уделено урокам развития речи.

  С другой стороны на этих уроках наши дети не задумываются над созданием собственных изобразительных средств в своих высказываниях

Изучив литературу, описывающую различные технологии обучения, я пришла к выводу, что внимание к эстетической функции языка – это одно из современных требований к преподаванию русского языка и литературы в школе.

 Совместная или индивидуальная работа над проблемой, имеющая цель не только решить ее, но и доказать правильность решения и представить результат своей деятельности в определенном продукте, предусматривает необходимость в разные моменты учебной деятельности развивать и использовать творческие умения в речевой практике

2. Цели и задачи проекта.

Цель моей педагогической деятельности: 

Организация систематического и целенаправленного наблюдения за тем, каким образом реализуется  в художественной речи изобразительно-выразительный потенциал языковых единиц разного уровня, а также в формировании у обучающихся средних классов способности создавать собственные речевые высказывания с использованием изобразительных средств родного языка.


   Одним из основных способов реализации педагогической цели я считаю использование на принципе интеграции грамматических понятий, обязательных для усвоения в основном курсе русского языка и понятий, характеризующих эстетический аспект  художественных высказываний  мастеров слова,  произведений живописи и музыки. На этих примерах вести обучающихся к осознанному использованию изобразительных средств языка в своём собственном речевом высказывании.

  При этом интеграционная работа над изобразительными средствами языка проводится по схеме: от восприятия образной структуры текста – через лингвоэстетический его анализ – к репродуктивному использованию рассмотренных изобразительных средств в речи (заучивание мини-текста наизусть, знакомство с произведением живописи, близким по содержанию др.) – к осознанному использованию изобразительных средств в своём высказывании.

    Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым. Метод проектов всегда предполагает решение проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

   Для достижения этой цели решаю следующие задачи:

- развивать умение получать новые знания самостоятельно;

- развивать познавательный интерес к учению;

-организовать обучение, взяв за основу и метод проектов;

- оценить эффективность заявленной системы работы и, если нужно, скорректировать.

3.Критерии достижения результата.

Результативность работы рассматривается по следующим показателям:

            - активное развитие у обучающихся языкового эстетического чувства, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания, объяснять языковые истоки его образности и выразительности.

           - формирование у обучающихся потребности совершенствовать свою собственную речь, приближая её к эстетическим речевым нормам.

           -  положительно оценённый результат за высказывание на ГИА.

.(приложение 3)

  1. Промежуточные результаты.

    Целенаправленное формирование учебных умений при работе с выпускниками дало следующие результаты:  6 обучающихся  класса 2008 -2009 уч.года при сдаче ГИА по русскому языку  подтвердили свои знания..

Применение метода проектов позволило заинтересовать детей, активизировать их познавательную деятельность по физике.  В 2009-2010 учебном году пятеро обучающихся выполнили олимпиадные задания школы «Авангард». Обучающиеся 9 класса работают над рефератами для участия в V Открытой региональной научно-практической конференции школьников Сибирского регионального округа «Эврика». Анкетирование обучающихся 8 классов в конце 1 учебной четверти показало: сформированность умений работать с текстом – 60%(54%); умений работать с графиками – 47%(41); умений работать с таблицами – 56%(51).

5.  Целевые группы.

   Проект может применяться учителями русского языка и литературы.  Разработан проект для обучения русскому языку или проведению элективных курсов по русскому языку для  обучающихся общеобразовательных школ.  Работа над проектом предусматривает посильную помощь родителей их детям.

  1. Объем и содержание работ.

Методика проведения конкретных уроков по русскому языку посвящаются анализу слова – первоэлемента художественной литературы, точнее языковому анализу художественной речи. Предполагается для учеников 7-9 классов систематическое проведение специальных уроков (например, в форме элективного курса «Язык художественных произведений») по программе, построенной на интеграции лингвистических и литературоведческих понятий и особенно направленной на  раскрытие эстетической функции родного языка, максимально проявляющейся в художественных текстах.

   Методика проведения конкретных уроков по физике подразумевает работу с определенными наиболее рациональными способами представления и передачи информации. Значительную роль играют в планировании возрастные особенности учеников и специфика учебного материала. Выделю учебно-информационные  умения и навыки, которые развиваются у ученика при работе с информацией на уроках физики.

Способы представления и передачи учебного материала 

Учебно-информационные  умения и навыки с учетом возрастных особенностей

Объект  отражения эстетической функции языка

Основные вопросы  курса

Основные умения и навыки  

у обучающихся 7-9 классов

Учебный художественный фрагмент текста

- звуковые образные средства русского языка

- изобразительные ресурсы русского словообразования

- изобразительные возможности средств письма, анализ приёмов усиления образности художественно текста с помощью средств графики, орфографии и пунктуации

- морфологические средства выразительности русской речи

- лексическое богатство русского языка

- синтаксическое богатство русского языка

-уметь воспринимать и оценивать образную сторону художественного высказывания, уметь выразительно читать отрывки из художественного текста, содержащие данные языковые средства

- опознавать изобразительные средства языка

- владеть элементарными навыками анализа художественного текста (преимущественно отрывков из художественных произведений)

- соотносить изучаемые в основном курсе русского языка грамматические понятия (звук, морфема, словосочетание и т.п.) с понятиями, связанными с областью проявления эстетического потенциала разных языковых единиц (звукопись, риторическое обращение, многосоюзие и т.п.)

- использовать изобразительные средства языка в своей речевой практике

   

  В основе учебной деятельности лежат такие мыслительные операции как анализ и синтез. Анализ – это разложение изучаемого объекта (явления, процесса и т.д.) на составные части (элементы, стороны, признаки, свойства и т.д.), изучение каждого элемента в отдельности. Синтез – это соединение элементов или свойств изучаемого объекта в единое целое.                    
  Так при работе с текстом результатом анализа является выделение структурных элементов текста, разбивка текста на смысловые части и нахождение главных мыслей текста, выделение изобразительных и языковых средств языка, а результатом синтеза – осознанное использование изобразительных средств языка в своём собственном речевом высказывании.  

  Работа с дополнительными источниками поиска  информации (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы интернета) осуществляется также посредством анализа (поиск информации по заданной теме, выделение образных средств, сопоставление лингвистических и литературоведческих понятий) и синтеза (написание сочинения, высказывания,  доклада  и т.д.,   Таким образом, операции анализа и синтеза пронизывают всю учебную деятельность учащихся и являются средством её осуществления.

     Работа с проектом предполагает взаимодействие участников образовательного процесса. Следующая таблица иллюстрирует их взаимодействие на каждом этапе.

Этапы работы над проектом

Этап

Деятельность субъектов проекта

Содержание деятельности

Вырабатываемые умения

учитель

ученик

Восприятие образной структуры текста

Показывает образец чтения

Воспринимает образец выразительного чтения

Выразительное прочтение заданного текста

Выразительное чтение художественного текста

Лингвоэстетический анализ дано текста

Организует лингвоэстетический анализ текста по заданному плану

Выдвигают свои гипотезы, обсуждают их и приходят к глубинному пониманию текста

1.Высказывание собственного восприятия образных средств, выдвижение гипотез,  обсуждение  доказательства гипотез, обсуждение источников информации.

 Умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, умения лаконично излагать свою мысль.

Репродуктивное использование рассмотренных изобразительных средств в речи

Организация пересказа исходного текста-образца или его заучивания

Заучивание текста наизусть или подготовка к его пересказу

Разбивка текста  на части, текста составление плана текста, исправление дефектов воспроизведения текста

Умения работать с текстом, развитие памяти  справочным материалом;

Осознанное использование изобразительных средств языка в собственном речевом высказывании

Оценивает правильность высказывания, его образность, выразительность, указывает на недостатки

Готовят устное монологическое письменное или устное высказывание

Создание собственного монологического высказывания или попытка пересказа исходного текста-образца

Включение известных образных средств в собственное монологическое высказывание, развитие  связной речи

Реализация проекта

Управляет реализацией

Выполняют свою работу

1.сопровождает деятельность каждого ученика или группы обучающихся, оказывает содействие при необходимости

2.Работают в группах над поиском образных средств, аргументов

Работать с текстом, производить его лингвоэстетический анализ, работать с дополнительной литературой, подбирать и группировать материал по определенным вопросам.

Оформление результатов проекта

Участвует в обсуждении

Оформляют высказывание  по определённому плану

1.Советует по вопросам оформления, дизайна

2.Описание проекта, оформление исследования в виде диаграмм, графиков, иллюстраций

Составлять конспект выступления, выразительно прочитать художественный текст или собсбвенное высказывние

Защита проекта

Слушает, анализирует, оценивает

Выступает, выразительно читает

Работает с оценкой выступления.

Выступать перед публикой, отвечать на задаваемые вопросы

Участвует в дискуссии

Оценивают результаты проекта и сравнивают с высказываниями других участников.

1.Помогает дать оценку результату

2.Выяснение необходимости доработки проекта

Анализировать результат своей работы, оценивать, выявлять удачи или неудачи.

   В основу метода проектов положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания. К общенаучным методам относятся аналогия, наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация. Применяя эти методы познания при организации учебного исследования можно раскрывать содержание образования в рамках одного проекта, не выходя за рамки тематического учебного плана. Метод проектов может быть использован как при изучении нового материала, так и при закреплении и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от изучаемого материала.

  Считается, что метод проектов берёт своё начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот учёный предложил вести обучение через целесообразную деятельность для ученика, с учётом его личных интересов и целей. Ученик должен поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни. Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Организация проектной деятельности учащихся на уроках физики позволяет: 
• Создавать ученику проекты по отдельным темам физики; 
• Публиковать свои работы (в том числе и презентации); 
• Проверять свои знания, проходить тестовые задания; 
• Обмениваться мнениями, новостями по тематике физики.

   Метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

   Совместную работу обучающихся, родителей и педагога в разработке и реализации проекта можно рассматривать как модель исследовательской деятельности в рамках общеобразовательной школы. При удачном осуществлении всех этапов работы, над проектом обучающие поднимаются на качественно новый уровень получения информации, ее переработки и использования. Это позволяет им самостоятельно получить новые знания, улучшить учебные достижения и объективно их оценить.

   В завершение следует отметить, что использование проектного метода предоставляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя её на качественно новый уровень. В своих учениках учитель откроет активных и заинтересованных партнёров, в самом себе – неведомые ранее резервы для профессионального роста.

  1. Формы предоставления материала.

 На сегодняшний день материал может быть представлен в виде  программы элективных курсов для 7-9 классов, разработок  уроков.

Список литературы

1. Браверманн,Э.В. Как повысить эффективность учебных занятии[Текст]/Э.В.Браверманн//Физика в школе.-2005.-№6,№7.

  1. Государственный образовательный стандарт общего образования. www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_589_1.doc.
  2. Данильченко,Г.Д. Опыт активизации учебной деятельности[Текст]/Г.Д.Данильченко//Физика в школе.-2005.-№6.
  3. Краля,Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся[Текст]:учебно-методическое пособие/Н.А.Краля.-изд.Омского государственного университета.-2005.-с.112.
  4. Муравьева,Г.Е. Дидактическое проектирование [Текст]/Г.Е.Муравьева.-Шуя,ШГПУ,2000.-84с.
  5. Муравьева,Г.Е. Проектирование технологий обучения [Текст]:учебное пособие для студентов и преподавателей вузов/Г.Е.Муравьева.-Иваново,ИПКи ППК,2001.-124с.
  6. Львова С.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Настольная книга учителя русского языка )[Текст]/С.И.Львова, И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева,-М.: «Эксмо», 2007.-492с.

  1. Ханнанова Т.А. tataniu@yndezx.ru.
  2. www.psytest.ru/produkt_15.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-эстетические функции музыкального искусства в современной музыкальной-педагогической практике

Это статья написана  для постоянно действующего семинара "Воспитание искусством" в рамках образовательной инициативы "Наша новая школа", организованного кафедрой дополнительного образования и соп...

Нравственно-эстетические функции музыкального искусства в современной музыкальной-педагогической практике

Это статья написана  для постоянно действующего семинара "Воспитание искусством" в рамках образовательной инициативы "Наша новая школа", организованного кафедрой дополнительного образования и соп...

Презентация проекта "Художественный текст как объект исследования эстетической функции языка и средство повышения речевой компетентности обучающихся"

Предметный проект адресован учителям русского языка и литературы "Художественный текст как объект исследования эстетической функции языка и средство повышения речевой компетентности обучающихся"...

Проект "Художественный текст как объект отражения эстетической функции языка в целом и его разных элементов"

Данный проект можно использовать как на уроках русского языка и литературы, так и на дополнительных занятих по предметам....

Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»

Методическая разработка урока русского языка  «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о ра...

Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»

Методическая разработка урока русского языка  «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о ра...

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе с элементами смыслового чтения " Учимся понимать текст"

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе с элементами смыслового чтения " Учимся понимать текст" Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знанийЦель урока...