Олимпиада по русскому языку 8-11 классы
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) по теме
Олимпиадные задания по русскому языку для коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_1.odt | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное
учреждение школа-интернат № 4 г.Тольятти Самарской Области
Олимпиада по русскому языку (8-11 классы).
Учитель русского языка
литературы
Абдуллаева Ольга
Ситовна.
Тольятти — 2014 г.
Олимпиадные задания по русскому языку для 10-11 классов.
- Определите лексическое значение выделенных слов .
А. Брат Николай купил сто двенадцать десятин с барским домом,людской,с парком.
Б. Увидели ляхи,что плохо наконец приходит, выкинули хоругвь и закричали отворять городские ворота. ( Н.В.Гоголь, «Тарас Бульба»).
В. Швабрин переминился в лице. «Это тебе так не пройдёт,- сказал
он,стиснув мне руку.- Вы мне дадите сатисфакцию».
( А.С.Пушкин.»Капитанская дочка»).
- Расставьте ударения в следующих словах.
Корысть,соболезнование,квартал,средства,красивее,статуя,бало-
ванный,колледж,втридешева,добела,каталог.
3. Дайте развёрнутое определение терминов ( с примерами).
Неологизмы,лексическое значение,омонимы.
4.Объясните смысл следующих устойчивых выражений.
А. Потёмкинские деревни.
Б. Сказка про белого бычка.
В Куда Макар телят не гонял.
5.Поставьте существительные в форму родительного падежа
множественного числа.
Носки,киргизы,апельсины,погоны,томаты,одеяльца,яблоки,
ботинки,кочерги.
- Вставьте пропущенные буквы.Употребите выделенное
словосочетание в форме родительного,творительного и предложного падежей.
407 полотня...ых платков; 287 подержа...ых автомобилей;
1306 соломе...ых шляпок; 3005 грамм(ов) свежемороже...ых ягод;
550 подстрел...ых уток.
- Какие из приведённых слов однокоренные?
Впутывать,пучина,запутывание,пушинка,распухший,опутать,ввыпучивать, запутанность,спутник,пущий,пушка,припухать,спутывание,упутать.
- Найдите в пословицах устаревшие грамматические формы.Укажите соответствующие им формы.
А. Дай Бог нашему теляти волка поймати.
Б. Темна вода в облацех.
В. Своя своих не познаша.
Г. Игра не стоит свеч.
9.Найдите среди приведённых ниже словосочетаний ошибочные, сделайте необходимые исправления.
Лесистая чащоба, цивильное государство, редакторская правка,оплатить проезд, уплатить за проезд,сыскать уважение,буднее платье.
- Исправьте неправильное словоупотребление.
А. На ремонт квартиры потребовалось двадцать рулонов
обоев.
Б.На лугу бегали три жирные зайца.
В. Росийский космический корабль направился к планете
Венера.
Г. Этот молодой человек чувствует своё превосходство
перед друзьями.
Д. Журналисты стремились поговорить с певцом с широ-
кой популярностью.
11.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Пол...жение Анны после смерти отца было очень тяж...ло... Она
однако (не) пот...ряла головы и (не)медле(н,нн)о выписала к
себе сестру своей матери злую и чва(н,нн)ую старуху которая
пос...лившись у пл...мя(н,нн)ицы в доме забрала себе все
луч(?)шие комнаты ворчала и брю...жала с утра до вечера и
даже по саду гуляла (н...)иначе как в сопр...в...ждении един-
стве(н,нн)ого своего крепостного человека угрюмого лакея в
и(з,с) ноше(н,нн)ой гороховой ливрее с голубым п...зументом и
в тр...уголке.
12.Восстановите исходную форму цитаты,использованной в газетном заголовке.
Укажите автора и произведение.
А. И скучно,и грустно,и некому «Волгу»продать.
Б. Не хочу учиться, не хочу трудиться.
В. Откуда фисташки?
Г. Маленький фриц.
Д. Размышления у накрытого стола.
- Ответы.
- А. Людская -помещение для дворни,прислуги.
Б .Хоругвь — боевое оружие.
В.Сатисфакция — удовлетворение.
- Корысть,соболезнование,квартал,средства,красивее,статуя,бало-
ванный,колледж,втридешева,добела,каталог.
- Неологизмы- новые слова и выражения,появление которых обусловлено потребностью в наименовании новых предметов и реалий.
Лексическое значение слова — это его содержание,то важнейшее,что определяет место слова в нашей речи.
Омонимы — слова одной и той же части речи,одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
- А. Потёмкинские деревни — очковтирательство,показной блеск,скрывающий неблагополучие чего-либо.
Б. Сказка про белого бычка- бесконечное повторение одного и того же.
В. Очень далеко.
Г. Читать невнятно,невыразительно.
- Носков,киргизов,апельсинов,погон,томатов,одеялец,яблок,ботинок,коречёг.
- Четырёхсот семи полотняных платков; двести восемьдесят семь подержанных автомобилей, двухсот восьмидесяти семи подержанных автомобилей, двумястами восьмьюдесятью семью подержанными автомобилями, о двухстах восьмидесяти семи подержанных автомобилях; тысяча триста шесть соломенных шляпок; три тысячи пять граммов свежемороженых ягод; пятьсот пятьдесят подстреленных уток.
- Впутывать,запутывание,опутать,запутанность,спутник,спутывание,упутать.Пушинка,распухший,припухать.
- А. Дай Бог нашему теляти волка поймати.(телёнку,поймать).
Б. Темна вода в облацех.(в облаках).
В. Своя своих не познаша.(Сам/свой,узнал).
Г. Игра не стоит свеч.(Свечей).
- Лесная чащоба,цивилизованное государство,снискать уважение,будничное платье.
- А.потребовалось
- Б. жирных
В. Венера
Г. над друзьями
Д. с очень популярным.
11. Положение Анны после смерти отца было очень тяжело...Она,однако,не потеряла головы и немедленно выписала к себе сестру своей матери,злую и чванную старуху,которая,поселившись у племянницы в доме, забрала себе все лучшие комнаты, ворчала и брюзжала с утра до вечера и даже по саду гуляла не иначе как в сопровождении единственного своего крепостного человека,урюмого лакея в изношенной гороховой ливрее с голубым позументом и в треуголке.
12. А. И скучно,и грустно,и некому руку подать (М.Ю.Лермонтов)
Б. Не хочу учиться, хочу жениться.(Д.И.Фонвизин «Недоросль»)
В. Откуда дровишки?( Н.А.Некрасов, «Крестьянские дети»).
Г. Маленький принц.(Экзюпери).
Д. Размышления у парадного подъезда. (Н.А.Некрасов).
Олимпиадные задания по русскому языку для 8-9 классов коррекционной школы.
1.Сколько согласных звуков в русском языке? Подчеркните правильный ответ.
А) 49; Б) 20; В) 37 ; Г) 21
2.Какие звуки может обозначать буква З ? Покажите на примерах. 3.Поставьте ударение в словах Баловать,каталог,танцовщица,красивее,менеджмент,рефери,еретик,ассиметрия
4. Укажите,чем различаются следующие слова.
Молодой – юный,девушка- девица,юноша – парень.
Как называются эти слова?
5.Укажите различия в значении следующих слов.
Невежа- невежда,освоить – усвоить,откровение – откровенность.
6. Объясните значение следующих фразеологизмов.
Умывать руки, Фома неверующий, хлеб насущий.
- Приведите не менее пяти примеров крылатых выражений.Укажите их источник.
8. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных:
Банан - , грабли - , грузин- , дно –
Носок - , простыня- , чулок - , ясли - .
9. Объсните,почему одна из частей речи получила название местоимение
Приведите примеры, потвеждающие ваше объяснение.
10.Выделите основы и окончания в следующих словах.
Метро, налево, село, ухо, около, счастливо(дитя), счастливо, путь, спать, вспять, кровать, пусть, хоть, взять.
11.Определить способ образования слова загородный
А) суффиксальный,
Б) суффиксально-префиксальный,
В) префиксальный.
12.Постройте словообразовательные цепочки из данных слов.
Языковедение,двуязычный,язык ,языкастый,язычишко,безъязычный,
Язычный .
13.В чем заключаются отличительные особенности (семантические и грамматические)числительных два и оба.
14.Раскройте скобки,выбирая необходимую букву.
Аф(е,е)ра,ман(е,е)вры,корт(е,е)ж,новорожд(е,е)нный,ист(е,е)кший,план(е,е)р.
15. Просклоняйте письменно приведенные ниже имена числительные.
789, 40.
16. Определите,к каким разрядам относятся приведенные местоимения.
Его, себя, наш, некий, сколько-нибудь, который.
17. Выделите морфемы в приведенных ниже словах и определите способ
словообразования.
Подмосковье, белокаменный.
18. Образуйте краткую форму (м.р.,ед.ч.) от имен прилагательных естественный, острый , тождественный.
19.Образуйте все возможные формы степеней сравнения от прилагательныхКрасивый,великий.
20. Напишите заявление на имя директора школы с просьбой допустить вас к участию в олимпиаде по русскому языку.
Ответы на вопросы олимпиады.
1. 37 (В).
2.З – зуб,зигзаг, с Вос-воз,Кузька –с, шш –без шитья, жж – безжалостный, шш – извозчик.
3.Баловать,каталог,танцовщица,красивее,менеджмент,рефери,еретик,ассимет-
рия.
4. Молодой – не достигший зрелого возраста.
Юный – не старый,юноша – мужчина в возрасте,переходном от отрочества к зрелости,парень – молодой человек.(Синонимы).
Девица –(устаревш.) то же ,что и девушка.
Девушка – в возрасте ,переходном от отрочества к юности.
5.Невежа- грубый,невоспитанный человек,невежда – необразованный человек.
- Освоить – научиться пользоваться чем-либо.
- Усвоить – сделать своим,привычным для себя.
- Откровение – то,что открывает истину.
- Откровенность- искренность,чистосердечие.
6. Умывать руки- отстраниться от чего-либо,снимать с себя ответственность за что-либо.
8.Бананов,грабель и граблей,грузин,доньев,носков,простынь и простыней,чулок.
9.Местоимение.Это часть речи получила подобное название потому,что она используется вместо имени,заменяя его.
10.Метро,налево,Село,около,счастливо,дитя,жить,путь,стоять,вспять,кровать,
пусть,хоть,взя-ть.
11.Слово Загородный образовано суф.-префиксальным способом.
12.Язык-языковой-языкастый-язычишко-языковедение-язычный-двуязычный.
13.Два-число и цифра и количество 2.
Оба- и тот и другой.Два и оба обладают грамматической категорией рода
Оба-м.р. и ср.р.,обе- ж.р., Два ученика – оба ученика.
14.Афера, маневры, кортеж, новорожденный, истекший, планер.
15.И.п.семьсот восемьдесят девять, сорок
Р.п.семисот восьмидесяти девяти,сорока
Д.п.семистам восьмидесяти девяти,сорока
В.п.семьсот восемьдесят девять,сорок
Т.п.семьюстами восьмью девятью,сорока
П.п. о семистах восьмидесяти девяти,о сорока.
16.Его (личное и притяжательное),себя (возвратное),наш(притяжательное), некий (неопределенное),сколько-нибудь(неопределенное),который(вопросительно-относительное).
17.Подмосковье- морфолог.,приставочно-суффиксальный способ.
Белокаменный – морфолог.,сложение основ.
18.Естественный-естествен,естественен,тождественный-тождествен,тождественен,острый-остер,полный- полон.
19.Красивый-красивее,красивейший,наиболее красивый,всех красивее.
Великий-более (менее)великий,величайший,самый великий,наиболее
Великий.
20. Директору ГС(К)ОУ
Школы-интерната №4
________(ФИО)_____________________
________(ФИО)________________________
заявление.
Прошу допустить меня к участию в олимпиаде по русскому языку,которая состоится 10 февраля 20014 г. в школе-интернате №4.
Подпись.
Литература .
Региональные олимпиады школьников по русскому языку.
Методическое пособие.
Дрофа , Москва , 2004 г.
Авторы — составители : Н.Г.Гольцова,Л.Ф.Копосов, И.В.Шамшин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе
Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...
школьная олимпиада по русскому языку для 8 класса
Иногда ищешь олимпиадный материал и ничего подходящего не можешь найти. Решила разместить олимпиаду для учащихся 8 класса. Если коллеги поддержат меня, буду рада. С удовольствием порешаем со сво...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы
Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания + ответы....
Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы
Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания + ответы....
олимпиада по русскому языку 7-11 классы, муниципальный этап
В данной папке содержится материал олимпиады по русскому языку 7-11 классы, 2012 год, ключи....
Комплект заданий для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классе
Предлагаемый материал даёт возможность учителю использовать его на занятиях кружка по русскому языку, внеклассных предметных мероприятиях, для проведения олимпиад. Данные задания позволяют проверить г...
Олимпиада по русскому языку для 5 класса
Вашему вниманию предлагается олимпиада по русскому языку, которая может быть проведена в конце учебного года с целью проверки усвоения материала за 5 класс. Разработка включает систему оценивания, а т...