олимпиада по русскому языку 7-11 классы, муниципальный этап
олимпиадные задания по теме
В данной папке содержится материал олимпиады по русскому языку 7-11 классы, 2012 год, ключи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_russkomu_yazyku.rar | 696.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания для муниципального этапа олимпиады школьников
по русскому языку
10 КЛАСС
В каждом тестовом задании может быть как один, так и несколько правильных вариантов ответа.
1. В повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» герой говорит: «Тот покровитель, к которому я насчёт карьеры был прислан, в адресный стол <меня> справщиком <определил>, а там у всякого справщика своя буква есть, по какой кто справке заведует. Иные буквы есть очень хорошие, как, например, «буки», или «покой», или «како»: много на них фамилиев начинается, и справщику есть доход, а меня поставили на «фиту». Самая ничтожная буква, очень на неё мало пишется, и то ещё из тех, кои по всем видам ей принадлежат, все от неё отлынивают и лукавят: кто чуть хочет благородиться, сейчас себя самовластно вместо «фиты» через «ферт» ставит. Ищешь-ищешь его под «фитою» – только пропащая работа, а он под «фертом» себя проименовал».
О какой букве современного алфавита идет речь?
1) П;
2) Х;
3) Ф.
2. Известный отечественный лингвист Л.В. Щерба является автором следующей фразы «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Что демонстрирует это предложение?
1) наличие в слове лексического значения;
2) наличие в слове грамматического значения;
3) наличие словесного ударения.
3. Кто из выдающихся русских ученых является автором учения о трех стилях – классификации стилей в риторике и поэтике?
1) А.П. Сумароков;
2) М.В. Ломоносов;
3) В.В. Виноградов;
4) Л.В. Щерба.
4. В каких случаях приведенные значения слов устарели:
1) поганый – язычник, ярый – мощный, позор – зрелище;
2) опасно – страшно, работа – дело, обман – ложь;
3) народ – люди, камень – булыжник, напасть – атаковать;
4) рота – клятва, томный – утомленный, работа – рабство.
5. В каком слове буква «а» на конце играет особую роль?
1) собака;
2) раба;
3) Волга;
4) тайга.
6. Найдите «4-ое лишее»:
1) точечка;
2) ситечко;
3) кошечка;
4) ложечка.
7. Что означает слово «лузер»?
1) игровой термин в бильярде;
2) пользователь компьютерной программы;
3) неудачник, невезучий человек;
4) партнер в карточной игре.
8. Назовите автора крылатого выражения Покой нам только снится.
1) А. Пушкин;
2) Н. Некрасов;
3) А. Блок;
4) В. Маяковский.
9. В диалектах Саратовской области встречаются следующие формы имен существительных: Всю жизню лечила свою болезню. Намазала грязей. На лошаде́ ездил.
Какое диалектное явление отражается в данных случаях?
1) своеобразие сочетания глаголов с существительными;
2) своеобразие распределения существительных по родам;
3) изменение склонения.
10. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?
1) звонит, пасквиль, дефис;
2) иконопись, генезис, свекла;
3) табу, гуру, туника;
4) цемент, шасси, щавель.
11. В каком слове под ударением произносится [о] (орфографически ё)?
1) разношерстный;
2) оседлый;
бесхребетный.
12. Отметьте случаи неправильного определения лексического значения:
1) плеяда – группа выдающихся деятелей на каком-либо поприще
одной эпохи;
2) вернисаж – торжественное открытие выставки;
3) реноме – краткое изложение сути написанного или сказанного.
13. В каком ряду слов все аббревиатуры – существительные женского рода?
1) ООН, ГЭС, ГИБДД;
2) МИД, ТЮЗ, СГУ;
3) СГАУ, СОШ, СТО.
14. Определите характер ошибки в предложении Его коричневые глаза, казалось, видели всех насквозь.
1) смысловая избыточность (плеоназм);
2) смешение паронимов;
3) незнание «возраста» слова (отнесение его не к той эпохе);
4) нарушение лексической сочетаемости.
15. В каком из предложений есть формообразующая частица?
1) Пусть всегда будет солнце!
2) Как хороши, как свежи были розы!
3) Знаете ли вы, что произошло?
4) Именно эти водоросли и окрасили воду в зеленый цвет.
16. Отметьте предложение, в котором есть простое глагольное сказуемое.
1) Основным материалом литературы является слово.
2) Каждая мелочь этого дня врезалась ему в память.
3) Комната озарена блеском огня, пылающего в камине.
4) Любимым занятием моим с этих пор стало сидение над картой.
17. Какое из приведенных простых предложений можно переделать в сложное при помощи пунктуации?
1) Отговорила роща золотая березовым веселым языком..
2) Люблю грозу в начале мая.
3) Вижу лицо в морщинах.
4) Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
18. Сколько простых предложений входит в состав сложного (знаки препинания не расставлены)?
Если писатель хорошо видит то о чем пишет то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли какие писатель хотел ему передать.
1) 7;
2) 6;
3) 5;
4) 4.
19. Укажите сложное предложение, в составе которого есть простое неполное (знаки препинания не расставлены).
1) Лицо у нее [Лиды] горело и чтобы скрыть свое волнение она низко
точно близорукая нагнулась к столу и делала вид что читает
газету.
2) Слуги вышли навстречу и он [князь Андрей] расспрашивал о том где
был старый князь и скоро ли ждут его.
3) Пока устанавливали коляску и лошадей они прошли на паром.
4) Всё в саду неприветливо уныло хотелось в самом деле работать.
20. Прочитайте стихотворение Б. Ахмадулиной. Как поэт развивает в этом стихотворении «пушкинскую» тему? Какие образные и лексические средства обращают к образу осени, созданному в поэзии Пушкина? Как, с помощью каких средств и образов поэт усложняет образ осени? Свой ответ оформите в виде связного текста.
Опять сентябрь, как тьму времён назад,
и к вечеру мужает юный холод.
Я в таинствах подозреваю сад:
всё кажется – там кто-то есть и ходит.
Мне не страшней, а только веселей,
что призраком населена округа.
Я в доброте моих осенних дней
ничьи шаги приму за поступь друга.
Мне некого спросить: а не пора ль
списать в тетрадь – с последнею росою
траву и воздух, в зримую спираль
закрученный неистовой осою.
И вот еще: вниманье чьих очей,
воспринятое некогда луною,
проделало обратный путь лучей
и на земле увиделось со мною?
Любой, чье зренье вобрала луна,
свободен с обожаньем иль укором
иных людей, иные времена
оглядывать своим посмертным взором.
Не потому ль в сиянье и красе
так мучат нас ее пустые камни?
О, знаю я, кто пристальней, чем все,
ее посеребрил двумя зрачками!
Так я сижу, подслушиваю сад,
для вечности в окне оставив щёлку.
И Пушкина неотвратимый взгляд
ночь напролет мне припекает щёку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе
Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе...
Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку (5 - 6 классы)
Олимпиады по русскому языку в 5 и 6 классах с ответами....
Задания для олимпиады по экономики для 5-6 классов (муниципальный этап)
Олимпиадные задания по экономике для обучающихся 5-6 классов...
Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 9 классе
Задания составлены с учетом того, что в школьном этапе участвуют все желающие, поэтому каждый может найти для себя посильное задание и справиться с ним....
Олимпиада по коми языку для 6 класса ( муниципальный уровень)
Задания для проведения муниципальной олимпиады по коми языку...
Школьный этап олимпиады по русскому языку.7-8 класс.
Представлены вопросы и ответы к школьному этапу олимпиады по русскому языку.7-8 класс...
Олимпиада по немецкому языку 7-8 класс, школьный этап.
Разработка олимпиадных заданий для учащихся 7-8 классов, школьного этапа....