олимпиада по русскому языку 7-11 классы, муниципальный этап
олимпиадные задания по теме

Мартынова Елизавета Петровна

В данной папке содержится материал олимпиады по русскому языку 7-11 классы, 2012 год, ключи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_russkomu_yazyku.rar696.65 КБ

Предварительный просмотр:

Задания для муниципального этапа олимпиады школьников

по русскому языку

10 КЛАСС

В каждом тестовом задании может быть как один, так и несколько правильных вариантов ответа.

1. В повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» герой говорит: «Тот покровитель, к которому я насчёт карьеры был прислан, в адресный стол <меня> справщиком <определил>, а там у всякого справщика своя буква есть, по какой кто справке заведует. Иные буквы есть очень хорошие, как, например, «буки», или «покой», или «како»: много на них фамилиев начинается, и справщику есть доход, а меня поставили на «фиту». Самая ничтожная буква, очень на неё мало пишется, и то ещё из тех, кои по всем видам ей принадлежат, все от неё отлынивают и лукавят: кто чуть хочет благородиться, сейчас себя самовластно вместо «фиты» через «ферт» ставит. Ищешь-ищешь его под «фитою» – только пропащая работа, а он под «фертом» себя проименовал». 

О какой букве современного алфавита идет речь?

1) П;

2) Х;

3) Ф.

2. Известный отечественный лингвист Л.В. Щерба является автором следующей фразы «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Что демонстрирует это предложение?

1) наличие в слове лексического значения;

2) наличие в слове грамматического значения;              

3) наличие словесного ударения.

3. Кто из выдающихся русских ученых является автором учения о трех стилях – классификации стилей в риторике и поэтике?

1) А.П. Сумароков;

2) М.В. Ломоносов;

3) В.В. Виноградов;

4) Л.В. Щерба.

4. В каких случаях приведенные значения слов устарели:

1) поганый – язычник, ярый – мощный, позор – зрелище;

2) опасно – страшно, работа – дело, обман – ложь;

3) народ – люди, камень – булыжник, напасть – атаковать;

4) рота – клятва, томный – утомленный, работа – рабство.

5. В каком слове буква «а» на конце играет особую роль?

1) собака;

2) раба;

3) Волга;

4) тайга.

6. Найдите «4-ое лишее»:

1) точечка;

2) ситечко;

3) кошечка;

4) ложечка.

7. Что означает слово «лузер»?

1) игровой термин в бильярде;

2) пользователь компьютерной программы;

3) неудачник, невезучий человек;

4) партнер в карточной игре.

8. Назовите автора крылатого выражения Покой нам только снится.

1) А. Пушкин;

2) Н. Некрасов;

3) А. Блок;

4) В. Маяковский.

9. В диалектах Саратовской области встречаются следующие формы имен существительных: Всю жизню лечила свою болезню. Намазала грязей. На лошаде́ ездил.

Какое диалектное явление отражается в данных случаях?

1) своеобразие сочетания глаголов с существительными;

2) своеобразие распределения существительных по родам;

3) изменение склонения.

10. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1) звонит, пасквиль, дефис;

2) иконопись, генезис, свекла;

3) табу, гуру, туника;

4) цемент, шасси, щавель.

11. В каком слове под ударением произносится [о] (орфографически ё)?

1) разношерстный;

2) оседлый;

бесхребетный.

12. Отметьте случаи неправильного определения лексического значения:

1) плеяда – группа выдающихся деятелей на каком-либо поприще

    одной эпохи;

2) вернисаж – торжественное открытие выставки;

3) реноме – краткое изложение сути написанного или сказанного.

13. В каком ряду слов все аббревиатуры – существительные женского рода?

1) ООН, ГЭС, ГИБДД;

2) МИД, ТЮЗ, СГУ;

3) СГАУ, СОШ, СТО.

14. Определите характер ошибки в предложении Его коричневые глаза, казалось, видели всех насквозь.

1) смысловая избыточность (плеоназм);

2) смешение паронимов;

3) незнание «возраста» слова (отнесение его не к той эпохе);

4) нарушение лексической сочетаемости.

15. В каком из предложений есть формообразующая частица?

1) Пусть всегда будет солнце!

2) Как хороши, как свежи были розы!

3) Знаете ли вы, что произошло?

4) Именно эти водоросли и окрасили воду в зеленый цвет.

16. Отметьте предложение, в котором есть простое глагольное сказуемое.

1) Основным материалом литературы является слово.

2) Каждая мелочь этого дня врезалась ему в память.

3) Комната озарена блеском огня, пылающего в камине.

4) Любимым занятием моим с этих пор стало сидение над картой.

17. Какое из приведенных простых предложений можно переделать в сложное при помощи пунктуации?

1) Отговорила роща золотая березовым веселым языком..

2) Люблю грозу в начале мая.

3) Вижу лицо в морщинах.

4) Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.

18. Сколько простых предложений входит в состав сложного (знаки препинания не расставлены)?

Если писатель хорошо видит то о чем пишет то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли какие писатель хотел ему передать.

1) 7;

2) 6;

3) 5;

4) 4.

     

19. Укажите сложное предложение, в составе которого есть простое неполное (знаки препинания не расставлены).

1) Лицо у нее [Лиды] горело и чтобы скрыть свое волнение она низко

   точно близорукая нагнулась к столу и делала вид что читает

   газету.

2) Слуги вышли навстречу и он [князь Андрей] расспрашивал о том где

    был старый князь и скоро ли ждут его.

3) Пока устанавливали коляску и лошадей они прошли на паром.

4) Всё в саду неприветливо уныло хотелось в самом деле работать.   

20. Прочитайте стихотворение Б. Ахмадулиной.  Как поэт развивает в этом стихотворении «пушкинскую» тему? Какие образные и лексические средства обращают к образу осени, созданному в поэзии Пушкина? Как, с помощью каких средств и образов поэт усложняет образ осени? Свой ответ оформите в виде связного текста.

Опять сентябрь, как тьму времён назад,

и к вечеру мужает юный холод.

Я в таинствах подозреваю сад:

всё кажется – там кто-то есть и ходит.

Мне не страшней, а только веселей,

что призраком населена округа.

Я в доброте моих осенних дней

ничьи шаги приму за поступь друга.

Мне некого спросить: а не пора ль

списать в тетрадь – с последнею росою

траву и воздух, в зримую спираль

закрученный неистовой осою.

И вот еще: вниманье чьих очей,

воспринятое некогда луною,

проделало обратный путь лучей

и на земле увиделось со мною?

Любой, чье зренье вобрала луна,

свободен с обожаньем иль укором

иных людей, иные времена

оглядывать своим посмертным взором.

Не потому ль в сиянье и красе

так мучат нас ее пустые камни?

О, знаю я, кто пристальней, чем все,

ее посеребрил двумя зрачками!

Так я сижу, подслушиваю сад,

для вечности в окне оставив щёлку.

И Пушкина неотвратимый взгляд

ночь напролет мне припекает щёку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе...

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку (5 - 6 классы)

Олимпиады по русскому языку в 5 и 6 классах с ответами....

Задания для олимпиады по экономики для 5-6 классов (муниципальный этап)

Олимпиадные задания по экономике для обучающихся 5-6 классов...

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 9 классе

Задания составлены с учетом того, что в школьном этапе участвуют все желающие, поэтому каждый может найти для себя посильное задание и справиться с ним....

Олимпиада по коми языку для 6 класса ( муниципальный уровень)

Задания для проведения муниципальной олимпиады по коми языку...

Школьный этап олимпиады по русскому языку.7-8 класс.

Представлены вопросы и ответы к школьному этапу олимпиады по русскому языку.7-8 класс...

Олимпиада по немецкому языку 7-8 класс, школьный этап.

Разработка олимпиадных заданий для учащихся 7-8 классов, школьного этапа....