Обобщающий урок по теме "Состав слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «состав слова» в рамках изученного материала 5 класса коррекционной школы 8 вида проводится в форме нестандартного урока игры-путешествия, данная форма урока помогает учащимся освоить непростую тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_k_uroku_pisma.rar | 60.9 КБ |
urok_pisma_i_razvitiya_rechi_sostav_slova.docx | 25.15 КБ |
Подписи к слайдам:
Автор Е. А. Заболотская учитель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII в.г. Вятские Поляны Кировской области
Тема урока:
Состав слова
Наш девиз
Как называется эта часть слова?
Это обязательная часть слова, в ней заключено основное значение. КОРЕНЬ
Как пишется корень в однокоренных словах?
В группе однокоренных слов корень пишется одинаково.
Как проверить безударную гласную в корне?
Подбери проверочное слово так, чтобы гласная буква стояла под ударениемЕсли слово нельзя проверить обратись к словарю, запомни его написание
Как проверить звонкую и глухую согласную в корне слова?
Измени слово так,чтобы после согласного стоял гласный звук
Какая это часть слова ?
С помощью неё образуется новое слово,стоит перед корнем. ПРИСТАВКА
Какая это часть слова?
С помощью неё образуется новое слово, стоит после корня. СУФФИКС
Какая это часть слова?
Связываю слова в предложении, стою в конце слова ОКОНЧАНИЕ
План разбора слова по составу
Запиши словоВыдели кореньВыдели окончаниеНайди и обозначь приставку и суффикс
С ОКОНЧАНИЕМ ПУТЕШЕСТВИЯ
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Состав слова»
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Форма урока: игра -путешествие
Класс : 5 класс специальной (коррекционной ) общеобразовательной школы 8 вида
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «состав слова» в рамках изученного материала 5 класса коррекционной школы 8 вида
- Способствовать развитию орфографической зоркости через игровую деятельность на уроке
- Способствовать воспитанию самостоятельности аккуратности при выполнении письменной работы.
Ход урока.
- Оргмомент.
Всем, всем, добрый день!
Прочь с дороги нашей лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
- Целеполагание и мотивация.
Если мы не будем лениться, а дружно трудиться, то достигнем цели нашего урока! Но прежде узнаем тему урока. Тема урока спряталась ( логограмма)
СкОоСрТеАнВь СуЛфОфВиАкс! (1лайд)
Мы сегодня подведем итоги работы по теме «состав слова», повторим разбор слова по составу. Вспомним и закрепим правила правописания частей слова, а помогать сегодня в нашей работе будет «План путешествия по стране словообразования». Каждый раз, как мы пройдем запланированный пункт, подводим итоги, я оцениваю вашу работу.
(слайд 2, части слова появляются друг за другом)
Словообразование
Для чего нам всем нужно знать состав слова? (Чтобы не делать ошибок в разных частях слова, быть грамотным и образованным.)
Какое название мы дадим нашему уроку?
(Путешественники.
Девиз: Ты за ключиком иди и замочек отомкни! )
Работа в тетрадях (число, название урока, дети сами следят за правильной осанкой с подсказки учителя)
3.Повторение и обобщение материала
Начинаем наше путешествие с самой обязательной части слова. Какой? Что вы знаете о корне (Дети рассказывают правило )
- Беседа, беседушка. (4 слайд).
Что одинакового в этих словах? (Общая часть родственных слов - корень)
Придумайте однородные слова к словарному слову беседа.
Как пишутся корни в однокоренных словах?
Беседа, беседушка, беседка, беседую.
(запишите, выделите корень в этих словах, придумайте предложение со словом беседа. )
Беседа о нашем земляке Герое Советского Союза Аркадии Кукине проходила в школьном музее.
Вывод: в группе однокоренных слов корень пишется одинаково.
-Найдите однородные слова
Лев, тигр, лисица, лисенок, котенок, лис.(5 слайд)
Почему вы считаете их однокоренными? Выделите корень в однокоренных словах? Придумайте предложение со словом лисица.
( Хитрая лисица подкралась к Серой Шейке.)
-Исключи лишнее слово в ряду однокоренных слов. Какое слово лишнее, почему?
Проход, проеду, перееду, въеду, поездка. (6 слайд)
Вывод: корень значимая часть слова, в нем заключено основное значение, он пишется одинаково у всех однокоренных слов. Оценивание работы учащихся.
- Какие правила правописания в корне слова вы знаете? ( правило о безударной гласной в корне слова )
Игра «Проверяй-ка » (устно говорят проверочные слова ) (5 слайд)
Лесник, беседа, верблюд, север, грибы, рябина, садовник.
Вывод: для проверки безударной гласной в корне слова ,надо подобрать проверочное слово, чтобы гласная стояла под ударением. Если слово проверить нельзя, запомни, как оно пишется.)
И еще одна орфограмма часто встречается в корне слова. ( правило о звонких и глухих согласных в корне слова).
Игра «Узнай меня»
На карточках вписать звонкую или глухую согласную, выделить корень. (Проверка в парах )
1 группа учащихся: Зу.ки – зу.ы, сторо.ка –сторо.у,тетра.ка- тетра.и, гла.ки-гла.а.
2 группа учащихся: Зу.- зубы, тетра.ь- тетради, гла.- глаза
Вывод : парные звонкие и глухие согласные в корне пишутся одинаково, согласные в корне надо проверять , изменив слово, чтобы после согласной стояла гласная буква. Оценивание работы учащихся.
Физкультминутка
За высокими горами,( поднимаются на носочки)
за широкими морями, (разводят руками)
За дремучими лесами (повороты)
На пригорке теремок.( поднимаются на носочки)
На дверях висит замок. (наклон вперед)
Ты за ключиком иди (шагают на месте)
И замочек отомкни (хлопают в ладоши)
Мы продолжаем наше путешествие. Куда держим путь? Приставка? Где она стоит, для чего нужна, как её выделяют?
Приведите примеры слов с приставкой . (слайд 6)
Какая часть слова еще служит для образования новых слов? (Суффикс)
Где стоит суффикс?
Игра «Угадай слово по его схеме». ( слайд 7)
---ок, ---ок,----ышко.
С помощью, каких частей слова образовываются новые слова?
Вывод: с помощью приставок и суффиксов образуются новые слова. Приставка стоит перед корнем, а суффикс за корнем. Оценивание работы учащихся .
Из каких частей может состоять слово? Составь слова из разных частей? (логограмма)
Строй а за к
У каждого из вас схема разбор слова по составу.
- Запиши слово
- Выдели корень
- Выдели окончание
- Найди и обозначь приставку и суффикс
Игра «Кто быстрее» (Каждый ученик разбирает по одному слову )
1 ряд: Загадка, лодка, посадка, грибок, снежок.
2 ряд: Ветерок, тетрадка, зимушка, побег, постройка
Вывод : сегодня каждый смог проверить себя не подвести своих товарищей при разборе слов по составу. Оценивание работы учащихся.
Мы подходим к концу нашего путешествия, но метель замела все дорожки , выполните задание , чтобы путешествие закончилось удачно .
-Списать, изменить окончания.
Метель спрятала лесные (дорожка). Поскрипывает под (нога) снежок. Деревья застыли в зимнем (сон).(слайд 8) Для него нужны окончания?
Вывод: окончания нужны для связи слов в предложении.
4.Итог урока:
И так что сегодня вы вспомнили? На какие правила учились писать слова?Для чего нужно знать эти правила ? Кому понравилось путешествие? (Слайд 9)
Выставление отметок.
5.Домашнее задание
Карточка по разбору слов по составу(подбирается каждому ученику индивидуально).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок "Похвальное слово глаголу"
Данную методическую разработку можно испльзовать в 5 классе после изучения темы "Глагол" в качестве обобщающего урока. Разнообразные задания помогут учащимся закрепить и обобщить полученные знан...
Обобщающий урок по теме Вводные слова и обращения" -8 класс
Обощающий урок по теме "Вводные слова и обращения", на котором использованы интересные формы групповой работы....
Дидактические материалы для повторительно-обобщающего урока по теме "Чередование гласных в корнях слов"
Данные материалы представляют собой разработки заданий различного типа, которые можно использовать для повторения и обобщения по указанной теме как на уроках русского языка в 6 классе (повышенный уров...
Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.
Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....
Обобщающий урок русского языка в 9 классе "Нет ничего сильнее слова"
Презентация к уроку, который проводится в виде игры двух команд....
Обобщающий урок по теме"Слово и его лексическое значение"
Материалы данног урока могут быть использованы для изучения темы в 5 классе, повторения и обобщения в 6-9 классах. Задания подобраны с учетом интересов пятиклассников....
Контрольно-обобщающий урок по произведению "Слово о полку Игореве" в форме игры "Своя игра"
quot;Своя игра" по произведению "Слово о полку Игореве" - это нестандартная форма проведения заключительного урока (после которого последует контрольная работа или контрольное сочинени...