Элективный курс по русскому языку для 10 класса "Великий и могучий синтаксис".
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме
Элективный курс для 10 класса рассчитан на 34 часа. Учащиеся, готовясь к ЕГЭ, повторяют полученные знания по синтаксису и пунктуации и дополняют их новыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikiy_sintaksis.docx | 39.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс по русскому языку
«Всемогущий и занимательный синтаксис».
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Коробко Н.С.
Пояснительная записка
Программа репетиционного курса «Синтаксис и пунктуация» – новая модель современного школьного курса для учащихся 10-х классов. Она рассчитана на 34 часа и построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения.
Программа включает в себя:
• теоретический материал;
• вопросы и задания практического характера;
• вопросы и задания занимательного характера.
Цель – способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.
Вся практическая часть репетиционного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
– при изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);
– при изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
– при изучении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;
– при изучении однородных членов предложения – усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;
– при изучении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;
– при изучении вводных конструкций – употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;
– при изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;
– при изучении сложных предложений – акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.
Вся практическая работа репетиционного курса может проходить в форме КВН, клуба знатоков, «Брейн-ринга», игр «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и т. д.
В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
–обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;
– развитие интонационно выразительной речи;
–активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;
–проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
– самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;
– развитие логического и абстрактного мышления.
Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.
Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.
Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьезными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.
Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель создаст свой, то есть выберет из лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной – иллюстративный материал.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
– самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
– обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
– находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений (и помнить, что они не означают тождества);
– владеть навыками стилистической правки текста;
–самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;
– использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов (или тем) | Общее количество часов на изучение раздела (тем) | Из них | |
Практических работ | Контроль знаний (вид) | |||
Раздел I. О словах и их сочетаниях Введение. Всемогущий синтаксис. Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов. Слова. Сочетания слов. Словосочетания. | 4 | 1 | Устный опрос. Взаимопроверка Нахождение алгоритма «восстановления строки». Индивидуальная работа. Составление рассказа. | |
Раздел II. Основные виды подчинения Согласование. Управление. Примыкание. | 5 | 3 | Словарная работа. Конструирование предложений. Нахождение алгоритма «расшифровки записи». | |
Раздел III. простое предложение Типы предложений. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Обособленные второстепенные члены предложения. Уточняющие члены предложения. Слова, не являющиеся членами предложения. | 15 | 4 | Сочинение-миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами. Рассказ о спорте. Изложение. Составление памятки «Частные условия обособления». Конструирование предложений. | |
Раздел IV. сложное предложение Сложные предложения. | 4 | Рассказ на лингвистическую тему.Взаимопроверка и взаимоконтроль. | ||
Раздел V. пунктуация | 5 | Рекомендации «Положительные и отрицательные стороны данного учебника». |
Содержание программы
Раздел I. О словах и их сочетаниях (4 ч)
Введение. Всемогущий синтаксис.
Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.
Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: варианты ответов в зависимости от логического ударения. Двусмысленность предложения. От интонации меняется смысл предложения.
Слова. Сочетания слов. Словосочетания.
Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании (прямой, постоянный). Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: стилистический прием – олицетворение. Художественно целесообразный.
Раздел II. Основные виды подчинения (5 ч)
Согласование.
Прямой порядок слов при согласовании. Названия-термины. Названия-нетермины. Определительные отношения.
Управление.
Двойное управление. Объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.
Примыкание.
Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: грамматическое значение. Богатые возможности главных слов. Разнообразие главных и зависимых слов в примыкании. Составная часть словосочетания. Единый компонент.
Раздел III. простое предложение (15 ч)
Типы предложений.
Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: структура предложения. Разграничение предложений. Разграничение простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.
Главные члены предложения.
Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в предложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: предмет речи. Формы выражения мыслей. Удобные формы. Трехсловные сказуемые. Тесное содружество.
Второстепенные члены предложения.
Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения).
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: второстепенные члены предложения вовсе не второстепенны по своему значению. «Нейтральный» термин (главный член предложения).
Обособленные второстепенные члены предложения.
Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: смысловое подчеркивание второстепенных членов. Строгие закономерности обособления. Частные условия обособления обстоятельств.
Уточняющие члены предложения.
Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняющих членов предложения.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: особая интонация, конкретная информация.
Слова, не являющиеся членами предложения.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).
Обращение. Функции обращений. Анализ обращений.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: своеобразные синтаксические отношения в предложении. Социальная значимость обращений. Звательная форма.
Раздел IV. сложное предложение (4 ч)
Сложные предложения.
Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: смысловая емкость. Синтаксические синонимы. Параллельные синтаксические конструкции.
Раздел V. пунктуация (5 ч)
Немного о пунктуации. Трудные вопросы пунктуации.
Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: многофункциональность. Особые речевые ситуации.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихсяпо данной программе.
I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. II.К концу учебного года учащиеся IX класса должны овладеть следующими умениями и навыками: - производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический; - составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста; - определять стиль и тип текста; - соблюдать все основные нормы литературного языка. По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V—IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения. По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в V—IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Календарно-поурочное планирование.
№ п/п | Дата | Название тем курса | Всего часов | Формы и методы обучения | Форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Раздел I. О словах и их сочетаниях (4 ч) | |||||
1 | Введение. Всемогущий синтаксис | 1 | Практическая работа. Составление предложений. Работа со словарем | Устный опрос. Взаимопроверка | |
2 | Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов | 1 | Беседа. Игра «Что? Где? Когда?» | Нахождение алгоритма «восстановления строки» | |
3–4 | Слова. Сочетания слов. Словосочетания | 2 | Сообщения учащихся. Создание проектов по темам | Индивидуальная работа. Составление рассказа | |
Раздел II. Основные виды подчинения (5 ч) | |||||
5 | Согласование | 1 | Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа | Словарная работа. Конструирование предложений | |
6 | Управление | 1 | Беседа с привлечением сообщений учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа | Нахождение алгоритма «расшифровки записи» | |
7 | Примыкание | 1 | Беседа. Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи | Формулирование принципа группировки словосочетаний | |
8–9 | Основные виды подчинения | 2 | Семинар. Работа в группах. Практическая работа | Составление таблицы. Решение задач на лингвистическую тему | |
Раздел III. Простое предложение (15 ч) | |||||
10 | Типы предложений. Общие сведения | 1 | Сообщения учащихся. Составление таблицы. Беседа | Сочинение-миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами | |
11– 12 | Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим | 2 | Беседа. Практическая работа. Составление вопросов и заданий к теме | Рассказ о спорте. Изложение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
13 | Нераспространенные и распространенные предложения | 1 | Лекция. Беседа. Сообщения учащихся. Работа с картинками. Конструирование самого короткого и самого длинного предложения. Работа с текстами художественной литературы | Игра «Будь внимателен!» | |
14– 15 | Второстепенные члены предложения | 2 | Семинар. Работа в группах по заданной программе | Письменный ответ на вопрос | |
16– 17 | Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений | 2 | Практикум. Сообщения уча-щихся с использованием специально подобранного материала | Дополни ответ товарища… Игра «Свое предложение». Рассказ «Кто лучше?» | |
18 | Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений | 1 | Сообщения учащихся. Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами | Устный опрос. Работа с текстом | |
19– 20 | Однородные члены предложения и их добрососедские отношения | 2 | Практикум. Беседа. Наблюдение поэтического текста. Работа в группах | Сказка или рассказ «Животные нашего края», «Друзья и враги леса» | |
21– 22 | Обособление второстепенных членов предложения | 2 | Практикум. Беседа. Работа в группах. Наблюде-ние поэтического текста. Ра-бота со словарем | Составление памятки «Частные условия обособления». Конструирование предложений | |
23– 24 | Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения) | 2 | Беседа. Написание научной статьи в сборник «Хочу все знать» | Взаимопроверка и взаимоконтроль | |
Раздел IV. Сложные предложения (4 ч) | |||||
25– 26 | Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов | Сообщения учащихся. Составление таблицы «Виды сложных предложений». Редактирование стилистических текстов | Рассказ на лингвистическую тему. Взаимопроверка и взаимоконтроль | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
27– 28 | «Простое предложение» | 2 | Урок-игра. Синтаксическое лото. Работа в группах. Подготовка карточек к синтаксическому лото. Выбор предложений для синтаксического лото. Подготовка определений для таблиц | Игра «Все о простом предложении» | |
Раздел V. Пунктуация (5 ч) | |||||
29 | Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации | 1 | Семинар. Работа с учебниками разных программ. Составление вопросов для устного журнала | Рекомендации «Положительные и отрицательные стороны данного учебника» | |
30– 31 | Все о предложении… (или почти все) | 2 | Сообщения учащихся. Устный журнал | Игровой рассказ | |
32– 33 | Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение» | 2 | Определение победителей в 3-х номинациях | ||
34 | Обобщение знаний | 1 |
Учебно-методическое обеспечение.
Средства обеспечения освоения дисциплины:
Компьютерные презентации репетиционных курсов, учебно-методические материалы к репетиционным курсам (тематическое и поурочное планирование, схемы, таблицы и др.).
Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Специализированная аудитория методики обучения русскому языку с компьютерной установкой.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Дисциплина «Синтаксис и пунктуация» включает лекционные и практические занятия. На лекциях учащиеся знакомятся с теоретическими основами разработки репетиционного курса по русскому языку.
Методика проведения лекций предполагает включение проблемных вопросов, презентационных материалов, обсуждения некоторых проблем школьного профильного образования, чем помогает лучше подготовить учащихся к итоговой аттестации в 11 классе.
На практических занятиях ребята овладевают практическими умениями и навыками при выполнении индивидуальных заданий за курс русского языка.
Также проводятся семинары по темам: «Основные виды подчинения», «Второстепенные члены предложения», «Трудные случаи пунктуации».
На практических занятиях проводится текущий контроль знаний и умений посредством контрольно-измерительных материалов (тестов), самостоятельных работ и контрольных заданий.
Список литературы:
Д л я у ч и т е л я:
1. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. – Ч. 2. – М., 2005.
2. Блинов, Г. И. Изучение связи слов на уроках русского языка. – М., 2003.
3. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В. А. Мызина. – М.: Просвещение, 2006.
4. Дейкина, А. Д., Пахнова, Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М.: Вербум, 2005.
5. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ-ЛТД, 2008.
7. Формановская, Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» – М., 2007.
6. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. – М., 2008.
Д л я у ч а щ и х с я:
1. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. – Ч. 2. – М., 2007.
2. Постникова, И. И., Зинченко, Т. Н. и др. Это непростое простое предложение. – М.: Просвещение, 2005.
3. Дерягин, В. Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 2008.
4. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение, 2006.
5. Кодухов, В. И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ. Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
ГИА – это новая форма итогового контроля, определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...
Буклет Элективный курс по русскому языку 9 класс "Лабиринты языка"
Выучить все правила очень трудно, ещё труднее применять их напрактике. Правила должны быть не самоцелью, а своеобразной «нитью Ариадны» в лабиринтах языка. Важно воспринимать языкне как ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...
Элективный курс по русскому языку 10 класс "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа предназначена для проведения элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» С.И. Львовой, В.В. Львова в 10- классе и рассчитана на 35часов...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку рассчитана...