Методическая разработка урока по русскому языку «Склонение причастий»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Данная методическая разработка показывает на примере конкретного урока возможность применения в рамках компетентностно-ориентированного образования современных образовательных технологий, в частности таких, как коммуникативно-деятельностная технология и технология проблемного изучения предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
склонение причастий | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по русскому языку
«Склонение причастий».
Составила: учитель высшего разряда русского языка и литературы ГБС(К)ОУ школы-интерната №117 города Самары Платонова Л. А.
Данная методическая разработка показывает на примере конкретного урока возможность применения в рамках компетентностно-ориентированного образования современных образовательных технологий, в частности таких, как коммуникативно-деятельностная технология и технология проблемного изучения предмета.
Ход конкретного урока позволяет представить как на практике в процессе изучения нового материала осуществляется компетентностный подход к обучению, формируются и развиваются учебно-познавательные и коммуникативные компетенции.
Во время урока используются различные методы формирования компетенций: репродуктивный (увидел – повторил); объяснительно-иллюстративный; поисково-исследовательский.
Цели урока: 1) помочь учащимся узнать, понять и запомнить то, что способ проверки безударного окончания причастий такой же, как у имен прилагательных;
2) сформировать умение найти слово, от которого задается вопрос к причастию, и правильно задать от него вопрос;
3) повторить падеж имен существительных и прилагательных, знаки препинания в сложном предложении;
4) активизировать речь учащихся с помощью ключевых слов урока (склонение причастий, определяемое слово, безударное окончание причастий);
5) развивать слухо-зрительное восприятие и умение более точно считывать с губ предложения, сказанные учителем;
6) воспитывать внимательность, умение сосредоточиться и правильно выполнить задание учителя.
Оборудование урока: таблица «Склонение причастий», плакат с ключевыми словами урока, слова фонетической зарядки, записанные на доске.
Ход урока.
I. Организационный момент. Проверка слуха, фонетическая зарядка, фронтальный опрос о дежурном звуке (слохо-зрительно). Работа со словами и словосочетаниями: причастие, окончание причастий, сравнительный анализ, анализ свойств прилагательного и глагола.
II. Систематизация ранее полученных знаний.
Фронтальный опрос по домашнему заданию (вопросы задаются за экраном):
1) Какие признаки глагола вы знаете?
2) Какие признаки прилагательного вы знаете?
3) Какие признаки глагола и прилагательного сочетаются в причастии?
4) Вспомните, какие падежи вы знаете?
5) Небольшой выборочный диктант (слухо-зрительно). Из перечисленных прилагательных и причастий записать только причастия с последующей проверкой написанного (выполненное упражнение проговаривается вслух – слуховая работа на уроке). Слова для записи: синий, летящий, стоящий, осенний, тающий, чистый, чистящий, легкий, моющий.
III. Изучение нового материала.
1) Работа с учебником – параграф 11. По таблице склонений сопоставить падежные окончания прилагательных и причастий (работа со словами по формированию произносительных навыков).
2) Работа с таблицей на доске (зрительная опора на таблицу, продолжение формирования произносительных навыков).
Обратить внимание учащихся на то, что полные причастия склоняются как прилагательные с твердым типом основы. Очень часто для учащихся окончания причастий представляют определенные трудности из-за постфикса -ся, который затрудняет проверку окончания даже в том случае, когда с проверкой окончания аналогичного прилагательного или причастия без -ся они справляются неплохо. В таком случае может быть использован прием «закрытия» мешающей возвратной частицы и последующая проверка окончания без нее. Для закрепления твердого и мягкого вариантов окончаний можно повторить «парные гласные» а-я, о-е, у-ю, ы-и. В этой части урока можно сделать практическую работу: один учащийся склоняет на доске причастие кружащий, второй – кружащийся. Склонение происходит с комментариями по поводу окончаний (слухо-зрительное восприятие).
Физминутка. Изобразить кистями рук причастия, которые просклоняли.
3) Следующий вид работы в ходе объяснения нового материала: подобрать к данным существительным (солнце, тучи, дождь, ветер, листья) причастия по ассоциации, просклонять все словосочетания в тетради, комментируя написанное и обозначая окончания существительного и причастия (работа на слуховое восприятие различных «дикторов»).
IV. Закрепление нового материала.
По учебнику выполняется самостоятельно упражнение №65. Задание по выполнению упражнения дается учащимся на слух, выборочное индивидуальное комментирование по ходу выполнения упражнения дается учащимся на «голое ухо». После выполнения работы в тетради следует обязательная проверка – проговаривание выполненного упражнения с падежным вопросом и выделением окончания. Следует отметить еще раз, что в ходе закрепления проводится слуховая работа и работа по формированию произношения. После закрепления делается итоговое заключение по объяснению нового материала – формулируется правило склонения причастий, потом это же правило читается по учебнику (работа над произносительными навыками). Работа с учащимися на слух: вопрос за экраном о том, кто сможет повторить данное правило.
V. Домашнее задание.
Упражнение 67 стр. 30 учебника. Выполнить упражнение точно по заданию, данному в учебнике. Сначала задание дается за экраном, потом воспроизводится слухо-зрительно через речь учителя и запись на доске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку "Склонение имен числительных"
Работа представляет собой конспект открытого урока по теме "Склонение имен числительных". Урок разработан для обучающихся НПО по специальности Повар, кондитер....
Урок по русскому языку: "Склонение собирательных числительных"
Урок русского языка. в 6 классе. Тема урока:" Склонение собирательных числительных".Цели урока:...
Методическая разработка урока по русскому языку "Причастие"
Данный урок в полной мере соответствует технологии проблемно-диалогового обучения, является первым в изучении блока тем "Причастие"....
Методическая разработка урока по русскому языку. Тема "Причастие как часть речи"
Методическая разработка урока по теме :"Причастие". 7 класс...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Причастие как часть речи"
Методическая разработка урока по теме : "Причастие как часть речи". 7 класс...
Методическая разработка-Урок по русскому языку "Причастие как часть речи"
Тема урока "Причастие как часть речи"(7 класс)...