урок Предложения с обращениями
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Передложения с обращениями.

 

УМК С. И. Львовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17_dekabrya.docx23.33 КБ
Файл obrashchenie.pptx168.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок .

        Тема. «Предложения с обращениями».

        Цель урока : закрепить умение проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями  (распространёнными, одиночными, поэтическими).

 Технология уровневой дифференциации обучения .

 Компьютерные (новые информационные) технологии обучения Педагогическое сотрудничество

 

                       Ход урока.

1.Проверка домашнего задания и тренировка в умении опознавать обращения.

 Проверку письменного домашнего задания можно провести как конкурс на самое выразительное прочтение выписанных из  «Сказки о  золотом петушке»  А. С. Пушкина  работа.Оценить выступления по соответствующим критериям могут как сами учащиеся, так и учитель. Критерии оценки: умение передать характер персонажа, достаточная интенсивность (громкость) произнесения, хорошая дикция.

Домашняя работа(«Царь, ты наш!отец народа!Государь!Что такое, господа?Ох, дети,дети!А, здорово, мой отец!Царь!»)

1 уч-ся   выписал  1  предложения с обращением из «Сказки о рыбаке и рыбке»(«Отпусти ты, старче, меня в море!»)  из 1 части сказки.

         

2.   Индивидуальная работа по раздаточно му материалу.

  2  слайд

Всем нам при общении

Поможет (что?) обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй !

3 слайд

-Что изучает раздел лингвистики «Синтаксис»?

-Чем может быть осложнено предложение?

   - Что называется обращением?

-Какая часть речи обычно выполняет роль обращения?

-Как выделяется на письме обращение?

- В каком месте в предложении  может находится обращение?

3.

1 уч-ся  инд. Зад.

 -   уч-к исследовал 1 часть сказки. Подготовил сообщение.

   

     

  4  слайд  

                           Седьмой падеж

Сколько падежей в современном русском языке? Шесть – именительный, родительный, дательный, винительный,  творительный и предложный. Есть шутливый стишок, помогающий запомнить названия падежей:

      Иван
      Родил
      Девчонку,
      Велел
      Тащить
      Пелёнку.

И – значит именительный, Р – родительный, Д - дательный и так далее.

А что же такое седьмой падеж?

«Приди ко мне, брате, в Москов» - обращается Юрий Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен без перевода каждому. Но не каждый знает, что слово брате стоит в звательном падеже. Такой седьмой падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении.

Формы звательного падежа встречается в художественных произведениях, например, у А.С. Пушкина в сказке «О рыбаке и рыбке».  Рыбка спрашивает: «Чего тебе надобно, старче?

Звательный падеж сохранился в молитвах: Отче, Сыне, Богородице, Дево, Серафиме, Сергие, Николае.

В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой звательной интонацией.

5  .        

-   Проведём мини- исследование.

Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы.

   1. Прочитайте выразительно

  2.Какое предложение содержит обращение?

  3Чем выражено обращение (словом или словосочетанием)?

  4 Почему именно это слово (сочетание слов) использовал автор?

    1. Играл теперь Кай совсем по-другому .Как-то раз зимой, когда шел снег, он пришел с большим увеличительным стеклом и подставил под падающий снег полу своего синего пальто. 

« Посмотри в стекло, Герда!» — сказал он. Каждая снежинка увеличилась под стеклом во много раз и походила на роскошный цветок или на десятиконечную звезду. Это было очень красиво. 

   
Сказка Г. Х. Андерсена « Снежная королева»


   2.В это-то время в огромные ворота, которыми были буйные ветры, входила Герда. И перед нею ветры улеглись, точно заснули. Она вошла в огромную пустынную ледяную залу и увидела Кая. Она тотчас узнала его, бросилась ему на шею, крепко обняла его и воскликнула: «Наконец-то я нашла тебя,милый мой Кай!»
Но он сидел все такой же неподвижный и холодный. И тогда Герда заплакала; горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили ледяную кору, растопили осколок

   

- Обращение может распространённым и нераспространённым.Обратите внимание на распространённое обращение.

-С каким   чувством произносится?

-Составим схему 1 предложения.

 Найдем слово Кай во 2 отрывке. Сравните  2 предложения .  Составим схему  предложения с обращением.

,о!

-Итак, обращение осложняет предложение, но не является членом предложения.

 6 .Самостоятельная работа.

 Списать текст. Вставить пропущенные знаки препинания.Составьте схему последнего предложения.

    Кай взглянул на Герду и вдруг залился слезами и плакал так сильно что осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду :
« Герда   Милая Герд а   Где же это ты была так долго   А где был я сам   ».

 Он оглянулся вокруг   крепко прижался к ней. А Герда  смеялась и плакала от радости.

 

- Обратите внимание на то , что рядом могут быть 2 обращения.

- Чем осложнено последнее  предложение?

 

7. Знакомство с приёмами поэтического обращения и совершенствование умения конструировать предложения с обращениями.

5 слайд

  • По значению обращения чаще всего являются наименованиями лиц или названиями, кличками животных.
  • Но в речи (особенно в художественной речи) обращениями могут быть:
  •  наименования неодушевлённых предметов, отвлечённых понятий.

 географические наименования, собственные и нарицательные

- Уже наступила зима. Герои известной сказки совершают свой путь домой

«Кай с Гердой рука об руку вышли из ледяных чертогов. Они шли и говорили о бабушке, о розах, что цвели в их садике, и перед ними стихали буйные ветры»

6 слайд

Снежные вьюги,

Вы заметите все дороги,

Застелите все пути.

- Спишите предложение, подчеркните грамма тическую основу.

-  Обратите внимание на  местоимение Вы. Найдите в домашней работе предложение с местоимение ты. Они не являются обращением.

-  Обращения к неодушевлённым предметам называется поэтическим обращением

 

   8.

- Мы встречались с обращением в « Сказке   о мёртвой царевне и  о семи богатырях» Пушкина  .

- Найдите поэтические обращения в сказке. Выпишите.

9. Рефлексия

.

 

10.д.з.   Выпишите из «Сказки о мертвой царевне  и о семи богатырях» предложения с распространёнными обращениями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предложения с обращениями

Слайд 2

Обращение- слово или сочетание слов, называющее того к кому обращаются с речью. Роль обращения обычно выполняет существительное в именительном падеже (с зависимыми словами или без них) или другая часть речи в значении существительного . Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения

Слайд 3

Обращение Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только , друг, не забывай, Запятые расставляй!

Слайд 4

Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Слайд 5

По значению обращения чаще всего являются наименованиями лиц или названиями, кличками животных. Но в речи (особенно в художественной речи) обращениями могут быть: наименования неодушевлённых предметов, отвлечённых понятий. географические наименования, собственные и нарицательные.

Слайд 6

Снежные вьюги, Вы заметите все дороги, Застелите все пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Предложения с обращением».

Цели урока: 1. Знать определение понятия и об использовании обращения в речи. Уметь находить обращения в предложении; отличать от подлежащего; составлять с ними предложения; выразительно читать п...

8 класс Презентация к уроку "Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ"

Презентация к уроку " Предложения с вводными словами и вставными конструкциями"...

Конспект урока "Предложения с обращениями"

Конспект урока в 8-м классе по учебнику Р.Б. Сабаткоева "Русский язык (для национальных школ), 8 класс"....

Предложение с обращениями. Риторические обращения. урок русского языка в 5 классе

Подробный конспект урока по русскому языку в 5 классе. Цель: закрепить постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами с обобщающим словом и без него; повторить понятие обращение, по...

Урок "Предложения с обращениями"

Конспект урока  "Предложения с обращениями"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...