урок Предложения с обращениями
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Передложения с обращениями.
УМК С. И. Львовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17_dekabrya.docx | 23.33 КБ |
obrashchenie.pptx | 168.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок .
Тема. «Предложения с обращениями».
Цель урока : закрепить умение проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями (распространёнными, одиночными, поэтическими).
Технология уровневой дифференциации обучения .
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения Педагогическое сотрудничество
Ход урока.
1.Проверка домашнего задания и тренировка в умении опознавать обращения.
Проверку письменного домашнего задания можно провести как конкурс на самое выразительное прочтение выписанных из «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина работа.Оценить выступления по соответствующим критериям могут как сами учащиеся, так и учитель. Критерии оценки: умение передать характер персонажа, достаточная интенсивность (громкость) произнесения, хорошая дикция.
Домашняя работа(«Царь, ты наш!отец народа!Государь!Что такое, господа?Ох, дети,дети!А, здорово, мой отец!Царь!»)
1 уч-ся выписал 1 предложения с обращением из «Сказки о рыбаке и рыбке»(«Отпусти ты, старче, меня в море!») из 1 части сказки.
2. Индивидуальная работа по раздаточно му материалу.
2 слайд
Всем нам при общении
Поможет (что?) обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй !
3 слайд
-Что изучает раздел лингвистики «Синтаксис»?
-Чем может быть осложнено предложение?
- Что называется обращением?
-Какая часть речи обычно выполняет роль обращения?
-Как выделяется на письме обращение?
- В каком месте в предложении может находится обращение?
3.
1 уч-ся инд. Зад.
- уч-к исследовал 1 часть сказки. Подготовил сообщение.
4 слайд
Седьмой падеж
Сколько падежей в современном русском языке? Шесть – именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Есть шутливый стишок, помогающий запомнить названия падежей:
Иван
Родил
Девчонку,
Велел
Тащить
Пелёнку.
И – значит именительный, Р – родительный, Д - дательный и так далее.
А что же такое седьмой падеж?
«Приди ко мне, брате, в Москов» - обращается Юрий Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен без перевода каждому. Но не каждый знает, что слово брате стоит в звательном падеже. Такой седьмой падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении.
Формы звательного падежа встречается в художественных произведениях, например, у А.С. Пушкина в сказке «О рыбаке и рыбке». Рыбка спрашивает: «Чего тебе надобно, старче?
Звательный падеж сохранился в молитвах: Отче, Сыне, Богородице, Дево, Серафиме, Сергие, Николае.
В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой звательной интонацией.
5 .
- Проведём мини- исследование.
Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы.
1. Прочитайте выразительно
2.Какое предложение содержит обращение?
3Чем выражено обращение (словом или словосочетанием)?
4 Почему именно это слово (сочетание слов) использовал автор?
1. Играл теперь Кай совсем по-другому .Как-то раз зимой, когда шел снег, он пришел с большим увеличительным стеклом и подставил под падающий снег полу своего синего пальто. | 2.В это-то время в огромные ворота, которыми были буйные ветры, входила Герда. И перед нею ветры улеглись, точно заснули. Она вошла в огромную пустынную ледяную залу и увидела Кая. Она тотчас узнала его, бросилась ему на шею, крепко обняла его и воскликнула: «Наконец-то я нашла тебя,милый мой Кай!» |
- Обращение может распространённым и нераспространённым.Обратите внимание на распространённое обращение.
-С каким чувством произносится?
-Составим схему 1 предложения.
Найдем слово Кай во 2 отрывке. Сравните 2 предложения . Составим схему предложения с обращением.
,о!
-Итак, обращение осложняет предложение, но не является членом предложения.
Списать текст. Вставить пропущенные знаки препинания.Составьте схему последнего предложения.
Кай взглянул на Герду и вдруг залился слезами и плакал так сильно что осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду :
« Герда Милая Герд а Где же это ты была так долго А где был я сам ».
Он оглянулся вокруг крепко прижался к ней. А Герда смеялась и плакала от радости.
- Обратите внимание на то , что рядом могут быть 2 обращения.
- Чем осложнено последнее предложение?
7. Знакомство с приёмами поэтического обращения и совершенствование умения конструировать предложения с обращениями.
5 слайд
- По значению обращения чаще всего являются наименованиями лиц или названиями, кличками животных.
- Но в речи (особенно в художественной речи) обращениями могут быть:
- наименования неодушевлённых предметов, отвлечённых понятий.
географические наименования, собственные и нарицательные
- Уже наступила зима. Герои известной сказки совершают свой путь домой
«Кай с Гердой рука об руку вышли из ледяных чертогов. Они шли и говорили о бабушке, о розах, что цвели в их садике, и перед ними стихали буйные ветры»
6 слайд
Снежные вьюги,
Вы заметите все дороги,
Застелите все пути.
- Спишите предложение, подчеркните грамма тическую основу.
- Обратите внимание на местоимение Вы. Найдите в домашней работе предложение с местоимение ты. Они не являются обращением.
- Обращения к неодушевлённым предметам называется поэтическим обращением
8.
- Мы встречались с обращением в « Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина .
- Найдите поэтические обращения в сказке. Выпишите.
9. Рефлексия
.
10.д.з. Выпишите из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» предложения с распространёнными обращениями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обращение- слово или сочетание слов, называющее того к кому обращаются с речью. Роль обращения обычно выполняет существительное в именительном падеже (с зависимыми словами или без них) или другая часть речи в значении существительного . Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения
Обращение Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только , друг, не забывай, Запятые расставляй!
Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
По значению обращения чаще всего являются наименованиями лиц или названиями, кличками животных. Но в речи (особенно в художественной речи) обращениями могут быть: наименования неодушевлённых предметов, отвлечённых понятий. географические наименования, собственные и нарицательные.
Снежные вьюги, Вы заметите все дороги, Застелите все пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Предложения с обращением».
Цели урока: 1. Знать определение понятия и об использовании обращения в речи. Уметь находить обращения в предложении; отличать от подлежащего; составлять с ними предложения; выразительно читать п...
8 класс Презентация к уроку "Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ"
Презентация к уроку " Предложения с вводными словами и вставными конструкциями"...
Конспект урока "Предложения с обращениями"
Конспект урока в 8-м классе по учебнику Р.Б. Сабаткоева "Русский язык (для национальных школ), 8 класс"....
Предложение с обращениями. Риторические обращения. урок русского языка в 5 классе
Подробный конспект урока по русскому языку в 5 классе. Цель: закрепить постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами с обобщающим словом и без него; повторить понятие обращение, по...
Урок "Предложения с обращениями"
Конспект урока "Предложения с обращениями"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.
Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...
Разработка урока русского языка 5 класс "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением"
Урок- изучения нового материала...