Статья "Технология деятельностного метода на уроках русского языка и литературы!
статья по русскому языку (6 класс) на тему
В данной статье рассматривается вопрос, посвященный использованию теории деятельностного метода на современных уроках русского языка, соответствующих требованиям ФГОС. Приложением к статье является конспект урока в 6 классе "Использование однородных определений", где ярко показывается, как данная теория помогает ученикам самостоятельно освоить и закрепить учебный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lebedeva_l.v.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Теория деятельностного метода на современном уроке русского языка
Учитель,
Творец и созидатель.
Учитель,
Ты истины создатель.
Ты тот, что вечно будет
на устах.
Кто всё преодолеет,
Ведь ни страх,
Ни трудности не сломят,
И всегда ты выйдешь
победителем,
Луч света всем неся.
(Лебедева Л.В)
Владение русским языком и знание литературы, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускников школ во всех областях жизни. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие творческих способностей обучающихся, развивает мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык неразрывно связан со всеми учебными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Знание русского языка помогает развить и совершенствовать у творческой личности коммуникативную, языковую, языковедческую и культуроведческую компетенции.
Основой моей педагогической деятельности является технология деятельностного метода, суть которой – обучение детей через деятельность. Технология деятельностного метода предполагает развитие конкурентоспособной, мобильной, общительной, компетентной личности, т.е. ученика XXI века, который умеет общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, владеет теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускников школ во всех областях жизни.
Чтобы стать первоклассным профессионалом в любой сфере деятельности, недостаточно знаний исключительно в рамках своей специальности. В современном мире преимущество за людьми широкого кругозора, высокой культуры. Культура – это не только вежливость, знание этикета, это в первую очередь грамотная и красивая речь.
Русский язык неразрывно связан со всеми учебными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Знание русского языка помогает развить и совершенствовать у творческой личности коммуникативную, языковую, языковедческую и культуроведческую компетенции. Кроме формирования этих компетенций моя главная задача как учителя русского языка – это развитие творческого ученика.
Технология деятельностного метода даёт возможность взять столько, сколько ученик может. Дети учатся действовать самостоятельно, что помогает подготовиться к сдаче ЕГЭ. Это суть и основное требование ФГОС.
Деянье – это плоть!
Слова же – только тени…
Ты можешь сотни лет о жемчуге твердить,
Но если не нырнешь – он твой лишь в сновиденье.
В качестве примера использования теории деятельностного метода хочу привести план урока в 6 классе.
Тема урока: «Использование однородных определений». (6 класс)
Тип урока: развитие речи
Цели урока: обучающие: -познакомить учащихся с однородными определениями;
- повторение знаний об однородных членах предложения
- формирование навыков использования однородных определений в речи;
- закрепление знаний учащихся об эпитетах;
- расширение лексического запаса учащихся;
- активизировать учащихся на получение новых знаний
развивающие: - развитие устной и письменной речи ;
-формирование норм правильной литературной речи;
- развитие внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей;
воспитывающие: - воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе.
Ход урока
- Организационный этап.
Здравствуйте, ребята. Все ли готовы к уроку? Я думаю, что да.
Итак, начинаем урок.
Всё усвоим на зубок.
А начнем мы с повторения.
Соберем-ка предложения.
- Этап всесторонней проверки знаний.
«Кто быстрее составит предложение?»
Ученики разбиваются на 4 группы. Каждая группа получает карточки со словами, из которых нужно составить предложение. 1 группа: этой, зимой, я купил, себе, коньки, лыжи. 2 группа: все, в, лесу, и на, полях, было занесено, снегом. 3 группа: по, вечерам, смотрел, дедушка, телевизор, или, читал. 4 группа: синие, красные, зеленые, шары, висят, на, новогодней, елке.
На слайде появляются предложения для проверки.
Этой зимой я купил себе коньки, лыжи.
В лесу и на полях всё было занесено снегом.
По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал.
Синие, красные, зеленые шары висят на новогодней елке.
Ребята, что объединяет эти предложения? (Наличие однородных членов) Какие однородные члены есть в вашем предложении?
Какие члены предложения называются однородными? А чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним признаки, по которым мы определяли однородность членов предложения. (Приводятся правильные и неправильные признаки. Ученики сами дорисовывают схему, называя признаки однородности.)
- однородные члены отвечают на один и тот же вопрос;
- однородные члены относятся к одному и тому же слову;
- между однородными членами можно поставить союз и;
- однородные члены перечисляются.
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Обратим внимание на последнее предложение. Какой частью речи выражены однородные члены? (прилагательные) А каким членом предложения являются эти прилагательные? (Определениями). А какие это определения? Как вы думаете, как звучит наша сегодняшняя тема? Сообщение темы.
4.Этап усвоения новых знаний.
Страна Определения нас ждет,
В мир ярких красок нас зовет.
Смотри картинки.
Так вперед.
На слайде показываются картинки. Ученики должны подобрать прилагательные, которые характеризуют предметы по цвету, размеру, вкусу, составить предложения с этими словами, получая однородные определения.
Итак, ребята, в простом предложении могут быть смысловые отрезки – однородные определения.
Наша речь должна быть яркой и выразительной. Скажите, в чём различие этих двух словосочетаний?
ватные, сухие облака белые, сероватые облака
В первом употреблены определения-эпитеты, а во втором – обычные однородные определения.
Ребята, когда бывают такие вот ватные, сухие облака? (зимой) Вспомните, что такое эпитет? Эпитет – это красочное, образное яркое определение
5. Физминутка
Ребята, посмотрите, какая великолепная картина перед нами. Она навевает покой, умиротворение. Давайте, расслабимся, посмотрим вверх, в стороны, повращаем глазками. Вдох-выдох.
- Этап закрепления новых знаний
Учитель зачитывает отрывок стихотворения. Какое красивое описание зимы.
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит
И под снежной бахромою.
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф.И.Тютчев)
Каждой группе дается карточка с отрывком стихотворения.
1) Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая! («Снежинка» Константина Бальмонта)
2) Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты. (А.Фет)
3)Вечер тихий
И морозный,
Только снега
Нет и нет.
За окном
Включили звёзды,
В доме
Выключили свет. («Под утро» В.Орлов)
4) Новогодние деньки,
Снег морозный, колкий
Загорелись огоньки
На пушистой ёлке. (Т.Шорыгина «Новогодние деньки»)
Ребята, посмотрите на отрывок стихотворения, найдите однородные определения. Это не просто однородные определения, а эпитеты, рисующие красоту, неповторимость зимней природы.
Итак, а теперь попробуйте применить полученные знания, напишите сочинение-миниатюру «Зимний лес», используя однородные определения. (2-3 предложения) Чтение учащимися получившихся текстов.
6. Этап рефлексии
Что мы вспомнили на уроке? Что нового узнали? Что вам понравилось на занятии?: Продолжите фразу “Оказывается, что…”.
Русский язык, как и русская зима, полон тайн, и нужно научиться точнее использовать определения и тем самым делать свою речь более выразительной.
Самооценка.
А теперь оцените свою работу на уроке, нарисовав снежинки на полях.
Говорю всем: «До свидания»,
Всем огромное признание.
Я снежинки вам дарю
И спасибо говорю.
Список литературы
1. Бунеева Е.В., Л.Ю. Комисарова. Русский язык.6 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баллас, 2006. – 125 с.
2. Иванова С.С., Русский язык в схемах и таблицах. – СП.: Тригон, 2006. - 35 с.
3. Канакина Г.И. Уроки развития речи. Дидактические материалы для учащихся – М.: ВЛАДОС,2000. - 123 с.
4. Новичёнок И.К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах.- СПб:Издательский Дом «Литера».2008. - 34 с..
5. Стронская И.М. Орфография русского языка в таблицах и схемах. -СПб: Издательский Дом «Литера».2008. - 69 с..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...
выступление по теме Деятельностный метод на уроках русского языка и литературы
выступление по теме Деятельностный метод на уроках русского языка и литературы...
Осуществление деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов
Давайте попробуем обсудить конкретный вопрос: как научить ребенка в школе тому, что поможет ему по-настоящему жить в настоящей взрослой жизни. Традиционные методы и технологии не могут в полной ...
Методическая статья "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы"
Данная статья представляет собой обобщение опыта по теме....
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы
ldquo;Проблемалы укыту” Чыгыш “Балаларыгызны үзегезнең заманыгыздан башка заман өчен укытыгыз,чөнки алар сезнең заманыгыздан башка бер заманда яшәү өчен дөньяг...
Технологическая карта урока в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы
Технологическая карта урока в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы...
«Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»
Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным яв...