Проект урока «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания. Обобщение».
проект по русскому языку (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Проект урока русского языка в 9 классе
по теме «Бессоюзные сложные предложения.
Знаки препинания. Обобщение».
Куксова О.Л., учитель русского языка
МОУ «Мамоновская ООШ»
Пронского района Рязанской области
Цель урока: создать условия для развития и формирования орфографической и пунктуационной грамотности через умения комплексного анализа художественного текста, что будет способствовать качественной подготовке девятиклассников и итоговой аттестации и воспитанию чувства прекрасного.
Обеспечение урока: - каждому индивидуальный текст отрывка из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»;
- проектор (готовый текст к концу урока);
- распределение учащихся на три группы.
Ход урока
Сообщение темы урока учителем .
II. Цели урока определяют учащиеся
- Перед вами текст, вы ещё не знаете, о чём он, но, только глянув на него, вы можете сказать, какова цель нашего урока?
(работа над орфографией, зачем?; расстановка знаков препинания, схемы)
Чтение текста учителем под музыку Вивальди. «Времена года».
Уже более трёх часов прот…кло с тех пор как я пр…соединился к мал…чишкам. Месяц вз…шёл н…конец я его (н…) (тот) час з…метил так он был мал и узок. Уже скл…нились к тёмному краю з…мли многие звёзды ещё (н…) давно высоко ст…явшие на небе всё соверше…о з…тихло кругом как обыкнове…о з…тихает всё только к утру всё спало крепким (н…) подвижным предра…светным сном. В воздухе уже (н…) так сил…но пахло в нём снов… как буд (то) разл…валась сырость.
Свежая струя проб…жала по м…ему лицу. Я открыл гл…за утро зач…налось. Бледно (серое) небо св…тлело х…лодело с…нело звёзды то м…гали слабым светом то исч…зали отсырела земля зап…тели листья кое (где) стали разд…ваться живые звуки голоса. Я проворно встал и под…шёл к мальчикам они все спали один Павел пр…поднялся до половины и пристально погл…дел на меня.
(Н…) успел я отойти двух верст пол…лись кругом меня алые красные золотые п…токи м…лодого г…рячего света. Всюду зарделись крупные капли р…сы мне (на) встречу чистые и ясные словно обмытые пр…хладой пр…неслися звуки кол…кола и вдруг мимо пог…няемый зн…комыми мал…чиками пр…мчался табун.
III. Беседа по тексту:
- К какому стилю вы бы отнесли этот текст? Почему?
- Какова его основная мысль?
- Как бы вы его озаглавили?
- Из какого произведения этот отрывок? Что помните из рассказа: «Бежин луг»?
IV. Работа над орфографией:
- 2 слабых ученика на крыльях доски записывают те слова, в которых точно знают, какие вставить буквы и как их объяснить;
- 3 человека у доски выписывают слова с пропущенными буквами из I, II, III абзаца;
- все вставляют буквы и обозначают орфограммы на листах;
- проверка вслух тех, кто работали у доски.
V. Работа над пунктуацией:
- Из всего текста выпадают 2 предложения, которые не входят в тему нашего урока. Какие? Что это за предложения?
- 1-ое предложение (I абзац СПП с придаточным времени);
- 2-ое предложение (II абзац простое, двусоставное).
VI.Работа по группам:
I абзац – 1 группа;
II абзац – 2 группа;
III абзац – 3 группа.
- расставить знаки препинания, объяснить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
- если предложение чем-то осложнен, отметить;
- построить схемы.
VII. Результативность работы в группах:
- один ученик читает, объясняет предложения;
- второй в это время строит схему на доске.
I абзац
2) [1) - = ] ; [2)- =] : [3) - = и = ] .
3) [1) = - ,/ / ] ; [2) - = , ( как - = )] : [3) - =]
4) [1) = ] : [2) = - ]
II абзац
[1) - = ] : [2) - = ]
[1) - = , = , = ] ; [2) – то = , то =] ; [3) = -] , [4) = - ] , (;) [5) = - , -]
[1) - = и =] : [2) - = ] ; [3) - = и = ]
III абзац
[1) = - =] – [2) = -]
[1) = -] ; [2) , / / , / сравн. об./ , = - ] , и [3) …, / / , = -]
VIII. Что осталось невыясненным, непонятным?
IX.Сверить текст по проектору (слайд)
(снова под музыку Вивальди «Времена года»)
Уже более трех часов протекло с тех пор, как я присоединился к мальчикам. Месяц взошел, наконец; я его не тотчас заметил: так он был мал и узок. Уже склонились к темному краю земли многие звезды, еще недавно высоко стоявшие на небе; все совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает все только к утру: все спало крепким, неподвижным, предрассветным сном. В воздухе уже не так сильно пахло: в нем снова как будто разливалась сырость.
Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. Я проворно встал и подошел к мальчикам: они все спали; один Павел приподнялся до половины и пристально поглядел на меня.
Не успел я отойти двух верст — полились кругом меня алые, красные, золотые потоки молодого, горячего света. Всюду зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно обмытые прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался табун.
X. Оценки.
Рефлексия.
Что можно было бы сделать по- другому?
Что было удачным?
Домашнее задание: оформить текст в тетрадь, схему сразу после предложения.
Спасибо всем за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Урок представляет собой модуль - цикл по представленной теме....
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП
Матриалы можно использовать как на уроке, так и внеурочное время. Представлены презентации к уроку по теме " Бессоюзные сложные предложения" для 9, 11 классов....
Основные виды сложных предложений. Знаки препинания в СП (повторение и обобщение материала)
Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Материал содержит презентацию к уроку, дидактические материалы....
конспект урока русского языка"Простое и сложное предложение. Знаки препинания в конце и внутри сложного предложения" 6 класс
Конспект урока русского языка 6 класс...
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении...
Разработка урока "Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Разработка урока пригодится учителям русского языка при ознакомлении обучающихся с бессоюзными сложными предложениями...