Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП
презентация к уроку (русский язык, 9 класс) на тему
Матриалы можно использовать как на уроке, так и внеурочное время. Представлены презентации к уроку по теме " Бессоюзные сложные предложения" для 9, 11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaleydoskop.doc | 311 КБ |
bessoyuznye_slozhnye_predlozheniya.pptx | 86.48 КБ |
koncepciya_uroka.docx | 22.6 КБ |
prezentaciya_microsoft_powerpoint.pptx | 135.86 КБ |
prezentaciya_vnk.ppt | 68 КБ |
proekt_ust_slova.docx | 36.35 КБ |
russkiy_yazyk_v_8_klasse.docx | 31.04 КБ |
test_no1.pptx | 269.27 КБ |
test.pptx | 177.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Молькеевская основная общеобразовательная школа
Кайбицкого муниципального района РТ»
Утверждаю Директор МОУ ______________ Иванова Т.В. «___» ___________ 2012г. | Согласовано ЗДВР ______________ Петухова АВ.. «___» ____________ 2012г. |
Кружок «Юные таланты» - «Калейдоскоп»
Руководитель: Горшкова Луиза Анатольевна
2012-2013г
Цель кружка «Калейдоскоп»:
1.Ввести учащихся в науку о языке
2.Пробуждать в детях живой интерес к фонетике,
лексике, фразеологии, грамматике и стилистике.
3.Воспитать художественно-эстетические навыки в оформлении
стенных газет.
4.Выработать навыков сценического искусства.
5. Составлять и оформлять деловые письма.
6.Выработать навыки оформления деловых бумаг.
План рассчитан на 3 года, т.е. с 2012-2014 учебные годы, на 11-17 летних учащихся.
Ожидаемый результат: вызвать интерес к русскому языку, участие на районных олимпиадах и получение высоких результатов.
Расписание работы кружка «Калейдоскоп»:
____вторник 14ч. 30м.-16ч.30м.________________
____четверг 14ч.30м. -16ч.30м.
Староста группы: Лебедева А. В.________________
Список учащихся, занимающихся в кружке «Калейдоскоп»
при МБОУ « Молькеевская основная общеобразовательная школа» Кайбицкого муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год.
№п\п | Ф.И.О. учащихся | класс | возраст | который год посещает |
1 | Баринова Х.Ю. | 9 | 1997 21.12 | |
2 | Бичарина Анна И | 9 | 1997 04.06 | |
3 | Гаврилов Андрей А | 9 | 1997 14.12 | |
4 | Гаврилов Н.М. | 9 | 1998 13.02 | |
5 | Губеев А.А. | 9 | 1998 03.04 | |
6 | Заказова А А | 9 | 1998 11.02 | |
7 | Краснова Светлана А | 9 | 1997 27.11 | |
8 | Крысанов Евгений В | 9 | 1998 27.03 | |
9 | Лазерев А.А. | 9 | 1998 21.06 | |
10 | Лебедева А.В. | 9 | 1997 05.07. | |
11 | Поляков М.В. | 9 | 1997 05.05 | |
12 | Романов Алексей С | 9 | 1997 21.12 | |
13 | Чарланов Алексей Владимирович | 9 | 1997 11.11. | |
14 | Эрджанов Максат Сердарович | 9 | 1998 10.03 | |
15 | Горшков Дмитрий Сергеевич | 8 | 21.02.1999 | |
16 | Петухова Евгения Николаевна | 8 | 09.04.1999 |
Руководитель: Горшкова Л. А.
Первый год посещения
№п\п | Тема | сроки | часы | оборудоание |
1. | Введение. Инструктаж. Биография слов. Слово и его жизнь | 2 | ||
2. | Биография слов. Слово и его жизнь. Викторина | 2 | ||
3. | Слова, рождённые октябрём | 2 | ||
4. | Слова, рождённые октябрём | 2 | ||
5. | История словосочетания «Будь готов» Викторина | 2 | ||
6. | Анаграммы | 2 | ||
7. | Биография слов иноязычного происхождения | 2 | ||
8 | Выпуск стнегазеты «Калейдоскоп» | 2 | ||
9 | Игра «Интеллектуальное казино» | 2 | ||
10 | Знаете ли вы , с чем связаны названия месяцев? | 2 | ||
11-13 | Почему мы так говорим? | 6 | ||
14-16 | Многозначность слова | 6 | ||
17-18 | Омонимы | 4 | ||
19-20 | Омоформы | 4 | ||
21-22 | Омофоны | 4 | ||
23-24 | Омографы | 4 | ||
25-28 | Синонимы | 8 | ||
29-32 | Антонимы | 8 | ||
33-34 | Звук и буква | 4 | ||
35-36 | Официальное название изучаемого объекта | 4 | ||
37-38 | Неофициальное название (бытующие среди населения) изучаемого объекта | 4 | ||
39-40 | Что означает твое имя? | 4 | ||
41-43 | Выпуск стенгазеты | 6 | ||
44 | Метаграммы | 2 | ||
45 | Логорифы | 2 | ||
46 | Анаграммы | 2 | ||
47-49 | Выпуск стенгазеты | 6 | ||
50-51 | «Песня в строю» подготовка музыкальной композиции | 4 | ||
52-55 | «Сказка из кружева» посиделки для девочек | 8 | ||
56-59 | Выпуск стенгазеты | 6 | ||
60-61 | Фразеологические обороты | 4 | ||
62-63 | Фразеологизмы из прошлого, связанные с мифами Греции | 4 | ||
64 | Фразеологизмы, связанные с географическими названиями | 2 | ||
66 | Семантические группы фразеологических оборотов | 2 | ||
67-68 | Фразеологические обороты-антонимы | 4 | ||
69 | Фразеологические обороты-синонимы | 2 | ||
70 | Фразеологические обороты -паронимы | 2 | ||
71 | Русские народные пословицы и поговорки, содержащие фразеологические обороты | 2 | ||
70-72 | Подготовка и отчёт кружка «Калейдоскоп» | 4 | ||
итого | 144часа |
Второй год посещения
№ | Тема | Сроки | Часы | Оборудование |
1 | Введение. Инструктаж. Лексические значение слова | 2 | ||
2 | Контрольная работа№1по теме «Лексические значения слова» | 2 | ||
3 | Выразительные средства лексики и фразеологии | 2 | ||
4 | Контрольная работа по теме «Выразительные средства лексики и фразеологии» | 2 | ||
5 | Фонетика : звуки и буквы | 2 | ||
6 | Самостоятельная работа №3 | 2 | Стр 35 | |
7 | Контрольная работа №3 | 2 | Стр38 | |
8 | Правописание корней | 2 | ||
9 | Контрольная работа№4 по теме «Правописание корней» | 2 | ||
10 | Правописание приставок | 2 | ||
11 | Контрольная работа №5 по теме «Правописание приставок» | 2 | ||
12 | Правописание суффиксов различных частей речи | 2 | ||
13 | Контрольная работа№6 по теме «Правописание суффиксов различных частей речи» | 2 | ||
14 | Словосочетание | 2 | ||
15 | Контрольная работа№7 по теме «Словосочетание» | 2 | ||
16 | Грамматическая основа предложения | 2 | ||
17 | Контрольная работа №8 по теме «Грамматическая основа предложения» | 2 | ||
18 | Простое осложненное предложение | 2 | ||
19 | Однородные члены предложения | 2 | ||
20 | Обособленные обороты | 2 | ||
21 | Конструкции, которые не являются членами предложения | 2 | ||
22 | Самостоятельная работа №9 | 2 | Стр 93 | |
23 | Контрольная работа №0 по теме «Простое осложненное предложение» | 2 | Стр 102 | |
24 | Сложное предложение (простые случаи) | 2 | ||
25 | Самостоятельная работа №10 | 2 | ||
26 | Контрольная работа №10 по теме «Сложное предложение» | 2 | ||
27 | Сложное предложение (сложные случаи) | |||
28 | Последовательность разбора сложных предложений с разными видами связи | 2 | Стр 128 | |
29 | Самостоятельная работа №11 | 2 | Стр 130 | |
30 | Самостоятельная работа №11 | 2 | ||
31 | Контрольная работа №11 по теме «Сложное предложение (сложные случаи)» | 2 | Стр 140 | |
32 | 9 шагов к успешному выполнению творческого задания. Пишем сжатое изложение. Шаг первый. | 2 | Стр 149 | |
33 | «Если прочтешь что-нибудь, то из прочитанного усвой себе главную мысль» | 2 | ||
34 | Шаг второй | 2 | ||
35 | «Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля» | 2 | Стр 162 | |
36 | Шаг третий | 2 | Стр 167-173 | |
37 | «Сначала было слово, потом появилась фраза» или находим ключевые слова | 2 | ||
38 | Шаг четвертый | 2 | Стр 178-183 | |
39 | «Краткость - сестра таланта» | |||
40 | Овладеваем приемами сжатия текста | 2 | ||
41 | Шаг пятый | 2 | ||
42 | «Писать – это способ разговаривать» | 2 | Стр 200 | |
43 | Овладеваем азами создания письменного рассуждения. | 2 | ||
44 | Шаг седьмой | Стр 204 | ||
45 | Создаем сочинение рассуждение на лингвистическую тему | 2 | ||
46 | Примерная модель сочинения-рассуждения | 2 | Стр 207 | |
47 | Функции языкового явления | 2 | ||
48 | Функции знаков препинания | 2 | Стр213 | |
49 | Тренируемся. Текст №18 | 2 | ||
50 | Тренируемся. Текст №19 | 2 | ||
51 | Тренируемся. Текст №20 | 2 | ||
52 | Тренируемся. Текст №21 | 2 | ||
53 | Тренируемся. Текст №22 | 2 | ||
54 | Тренируемся. Текст №23 | 2 | ||
55 | Шаг восьмой. С2.2 | 2 | ||
56 | «Лучше понять немного, чем понять неверно» | 2 | ||
57 | Создаем сочинение-рассуждение н тему, связанную с анализом исходного текста (С2.2) | 2 | ||
58 | Тренируемся Текст №24 | 2 | ||
59 | Тренируемся Текст №25 | 2 | ||
60 | Тренируемся Текст №26 | 2 | ||
61 | Тренируемся Текст №27 | 2 | ||
62 | Тренируемся Текст №28 | 2 | ||
63 | Шаг девятый | 2 | Стр269 | |
64 | «Сырую рукопись давать читателю ннельзя, как нельзя продавать сырой хлеб» | 2 | ||
65 | Самостоятельная работа №12 | 2 | Стр 274 | |
66 | Комплексная работа с текстом | 2 | ||
67 | Комплексная работа с текстом | 2 | ||
68 | Комплексная работа с текстом | 2 | ||
69 | Выполнение вариантов из ГИА | 2 | ||
70 | Выполнение вариантов из ГИА | 2 | ||
71 | Подготовка к отчету кружка. | 2 | ||
72 | Итоговое занятие. | 2 | ||
144часа |
Третий год посещения
№ | Тема | сроки | часы | оборудование |
1 | Выбор актива кружка. Инструктаж. Викторина «Как получить 5» (5-6кл) | 2 | ||
2 | Подготовка к ЕГЭ. А1. Орфоэпические нормы. | 2 | ||
3 | Лингвистический конкурс: «Культура речи- культура отношений» (7кл) | 2 | ||
4 | ЕГЭ А2. Лексические нормы (употребление слова) | 2 | ||
5 | Викторина «Как получить 5» (7-8кл) | 2 | ||
6 | ЕГЭ А3.Морфологические нормы. | 2 | ||
7 | Школьные олимпиады 5-7,11кл. в-1 | 2 | ||
8 | ЕГЭ А4. Синтаксические нормы. | 2 | ||
9 | Школьные олимпиады 5-7,11кл.в-2 | 2 | ||
10 | ЕГЭ А5. Синтаксические нормы. | 2 | ||
11 | Школьные олимпиады5-7,11кл в-3 | 2 | ||
12 | ЕГЭ А6-7. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. | 2 | ||
13 | Школьные олимпиады5-7, 11кл в-4 | 2 | ||
14 | ЕГЭ А6-7. Последовательность предложений в тексте Средства связи предложений в тексте. | 2 | ||
15 | Школьные олимпиады 5-7, 11клв-5 | 2 | ||
16 | ЕГЭ А8.Предложение. ГОП. | 2 | ||
17 | Школьные олимпиады.5-7,11кл в-6 | 2 | ||
18 | ЕГЭ А9. Синтаксический анализ предложения. | 2 | ||
19 | Школьные олимпиады.5-7,11кл в-7 | 2 | ||
20 | ЕГЭ А10. Морфологический анализ слова. | 2 | ||
21 | Лингвистический утренник, посвященный В.И.Далю «Собирал человек слово» | 2 | ||
22 | Репетиция «Собирал человек слово» | 2 | ||
23 | Репетиция «Собирал человек слово» | 2 | ||
24 | ЕГЭ А11. | 2 | ||
25 | ЕГЭ А12. Правописание -Н-, -НН- в суфффиксах различных частей речи | 2 | ||
26 | ЕГЭ А13.Правописание корней. | 2 | ||
27 | ЕГЭ А14. Правописание корней | 2 | ||
28 | Путешествие в мире слов (Встреча в библиотеке 6-7кл) | 2 | ||
29 | ЕГЭ А 15.Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | 2 | ||
30 | «Звездный час» с Буквоежкой (7кл) | 2 | ||
31 | ЕГЭ А16. Правописание суффиксов различных частей (кроме –н-, -нн-) | 2 | ||
32 | «Брейн-ринг» для 7-8классов | 2 | ||
33 | ЕГЭ А17. Правописание НЕ и НИ | 2 | ||
34 | «Брейн-ринг» для 11(9)классов | 2 | ||
35 | ЕГЭ А18. Слитное, раздельное, дефисное написание. | 2 | ||
36 | Лингвистический КВН (6-7кл) | 2 | ||
37 | ЕГЭ А19. Пунктуация в простом и сложном предложениях | 2 | ||
38 | Устный журнал «Почему мы так говорим» | 2 | ||
39 | ЕГЭ А20. Знаки препинания при обособленных членах предложения (определениях, обстоятельствах) | 2 | ||
40 | Тематический вечер: имена собственные (для 7-9кл) | 2 | ||
41 | ЕГЭ А21. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями | |||
42 | Беседа: «Неизвестное об известном » | 2 | ||
43 | ЕГЭ А22 Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) | 2 | ||
44 | КВН на тему «Фразеология» (6-7) | 2 | ||
45 | ЕГЭ А 23. Знаки препинания в бессоюзном предложении | 2 | ||
46 | Игра «Что? Где? Когда?» по фразеологии | 2 | ||
47 | ЕГЭ А 24. Знаки препинания в СПП | 2 | ||
48 | Фразеологическая викторина (10-11кл) | 2 | ||
49 | ЕГЭ А25. Знаки препинания в СПП с союзной и бессоюзной связью. СП с разными видами связи. | 2 | ||
50 | «Умники и умницы» (10-11кл) | 2 | ||
51 | ЕГЭ А26. Грамматические нормы (синтаксические нормы) | 2 | ||
52 | Гласные и согласные в приставках | 2 | ||
53 | ЕГЭ А27. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров | 2 | ||
54 | Гласные и согласные в суффиксах | 2 | ||
55 | ЕГЭ А28-29. Стили и функционально-смысловые типы речи. | 2 | ||
56 | Гласные и согласные в окончаниях. | 2 | ||
57 | ЕГЭ А29. Стили и функционально-смысловые типы речи. | 2 | ||
58 | Согласные в корнях | 2 | ||
59 | ЕГЭ А30. Лексические значения слова. | 2 | ||
60 | Гласные в корнях. | 2 | ||
61 | В 1. Основные способы словообразования. | 2 | ||
62 | Твердые и мягкие знаки. | 2 | ||
63 | В 2.Морфологический анализ слова. | 2 | ||
64 | В 3. Словосочетание. | 2 | ||
65 | В 4.ГОП. Двусоставные и односоставные предложения. | 2 | ||
66 | В5. Осложненное простое предложение. | 2 | ||
67 | В 6. Сложное предложение. | 22 | ||
68 | В 7. Средства связи предложений в тексте. | 2 | ||
69 | В 8. Речь. Анализ средств выразительности. | 2 | ||
70 | С 1.Сочинение. Информационная обработка текста. | 2 | ||
71 | С 1.Комментарии к проблеме. | 2 | ||
72 | С 1. Аргументы. Итоговое занятие. | 2 | ||
итого | 144ч |
Рабочая программа дополнительного образования кружка «Юные таланты»- «Калейдоскоп».
Пояснительная записка.
Русский язык как неродной в школе относится к числу важнейших учебных
предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. ………………………………
В отличие от других учебных предметов, русский язык как неродной в школе выполняет две функции: во-первых, он является предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов.
Чтобы достичь высокого уровня преподавания, необходимо учитывать цели и задачи обучения русскому языку в современной школе.
Общие цели обучения русскому языку:
- Общепредметные:
-воспитание учащихся средствами данного предмета;
-развитие логического мышления;
-обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке;
-формирование общепредметных умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
2. Познавательные:
- формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения на язык;
-вооружение учащимися основами знаний о языке и речи;
- эстетическое воспитание детей средствами русского языка, как учебного предмета (т.е. представления о прекрасном в языке и речи)
3. Практические:
-формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
-вооружение учащимися нормами литературного языка;
-обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
-развитие умения связно излагать свои мысли.
Опираясь на вышесказанное и в соответствии с возрастными данными учащихся (12-17 лет) определяются следующие цели занятий данного курса:
-помочь учащимися «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как работает. Не надо думать, что языковые правила и законы – это то, что хранится в толстых книгах да еще в памяти ученых. На самом деле, зык со всеми его правилами содержится в сознании говорящего коллектива всего народа. И не стоит считать, что в языкознании все сводится к сухим наставлениям: как «надо говорить и писать» и как «не надо». Здесь много загадок, спорных вопросов, неразрешимых противоречий;
-обеспечить языковое развитие речи учащихся. Помочь им овладеть речевой деятельностью; сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи; научить свободно говорить и писать на русском языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Таким образом, отмечаю, что программа дополнительного образования кружка «Юные таланты»-«Калейдоскоп» отражает обязательное для усвоения основной школе содержания обучения русскому языку и расширяет кругозор знаний по предмету, развивает речевые способности ребенка.
Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной и речевой деятельности:
-чтение;
-воспроизведение устного и письменного высказывания и его анализ;
-воспроизведение текста(устного и письменного);
-создание высказывание (устного и письменного);
-совершенствование устного и письменного высказывания.
В связи с тем, что 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному и на уроках идет углубленное повторение пройденного, в программе предполагается отработка наиболее трудных тем по орфографии и пунктуации, большее внимание уделяется работе со словом, усиливающая интерес к природе языка, воспитывающая у учащихся чуткость к красоте и выразительности русской речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции русского языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдений за использованием разнообразных языковых средств на лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Задачи:
-расширить и углубить знания в области языкознания;
-уметь применять полученные знания в жизни,
-выработать навыки чтения материалов СМИ,
-вызвать интерес к творческой деятельности,
-заинтересовать в участии в различных конкурсах и правильно распределять свое время.
Программа кружка является основой подготовки к ГИА, к ЕГЭ, олимпиадам.
Количество часов: 144
Количество часов в неделю: 4
Расписание: вторник в 14ч 30м.
Четверг в 14ч 30м.
Занятия проводятся на принципах природосообразности в форме беседы, игры, диспута, лекции, путешествия, проектов, КВНов, соревнований.
Ожидаемый результат обучения
Первый год посещения кружка предполагает, что это пора когда у ребенка формируется навыки составления деловых бумаг. К концу первого года обучения ребенок должен уметь составлять некоторые виды деловых бумаг: письмо, автобиография, приглашение, поздравление, объявление и т.д.
К концу второго года обучения в кружке ребенок должен хорошо ориентироваться в различных видах словарей. Уметь пользоваться словарем фразеологических оборотов, этимологии слов, иностранных слов, и т.д.
Полученные знания за первые два года посещения кружка являются основой для подготовки к ЕГЭ. Творческое задание в ЕГЭ на экзамене основывается на творческие возможности учащихся, поэтому работа в третий год основывается на материал, используемых в ЕГЭ.
Автор программы дополнительного образования, внес некоторые изменение традиционной структуры курса, объясняя это стремление создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении неродного языка, потому занятия по данному курсу предполагают большое количество часов на отработку особо трудных тем для 7 класса (причастие, деепричастие); предусматривается систематическая работа над орфоэпией речи.
Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальные подходы; работу в группах; творческие задания и прочее.
Данная программа дополнительного образования языковедческой направленности «Юные таланты» - «Калейдоскоп» составлена на базе учебного пособия:
- «ЕГЭ по русскому языку – без ошибок!» под редакцией О.В. Волковой, Я.В. Алексеева. МО и Н РТ ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» Казань, 2010г.
- В.В. Белова. Дополнительное образование: вопросы программирования. Москва,2002г.
- Г.Х. Ахбарова, Т.О. Скиргайло. «Деловое письмо» Москва «Просвещение»2005г.
- С.В. Водолазькая «Предметная неделя русского языка в школе» Ростов-на-Дону,2008г.
- Б.Ю. Лотман. «Язык –знакомый незнакомец» Москва 1987г.
- Словари.
- Раздаточный материал, подготовленный учителем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
-Прочитайте предложения. Изменится ли в них интонация в зависимости от знака препинания? Бабушка сердилась, внучка не слушалась. Бабушка сердилась: внучка не слушалась. Бабушка сердилась – внучка не слушалась. Бессоюзное сложное предложение
Запятая требует интонацию перечисления. Двоеточие соответствует предупредительной интонации с некоторым понижением голоса в первом предложении. Тире предполагает повышение голоса в первом предложении и понижение во втором. Интонация при знаках препинаниях в бессоюзных сложных предложениях
смысловые отношения между частями: - последовательность; - перечисление; - одновременность. ( можно поставить союз И) и [ ] , [ ] одновременность Запятая в бессоюзном сложном предложении
Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их. и [ , , ] ; [ ] последовательность Точка с запятой
Весна затягивалась: то тепло, то ударял мороз. /а именно/(раскрывает содержание первой части) [ ] : [ ] Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. /потому что, так как, ибо/(причина) [ ] : [ ] Я посмотрел назад: то был мой старый приятель и товарищ. /и увидел, и услышал, и почувствовал и др./(добавочное сообщение) [ ] : [ ] Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Настанет вечер - загорятся на небе звезды. /когда/(время ) Май холодный - год хлебородный. /если/(условие) Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось. (быстрая смена событий или неожиданный результат действия; противопоставление; вывод, результат, следствие ) Тире в бессоюзном сложном предложении
Валяться было не время: начиналась весенняя суета перед севом. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
(1)Составляя букет цветов, помните: не всегда и не все цветы уживаются друг с другом. (12) Список его смертельных врагов не мал: ландыш ненавидит все весенние цветы. (15)Не ставьте их в один букет: нарцисс тотчас же её погубит. Как объяснить постановку двоеточия в данных предложениях?
Предварительный просмотр:
Вопрос о том, каким должен быть современный урок русского языка, звучал довольно давно и в разные периоды имел разные отклики в педагогических кругах.
Однако, несмотря на все это, однозначных и вполне обоснованных ответов на него так и не было получено.
Да это и понятно: ведь на успешность построения и проведения уроков влияет множество факторов, большинство из которых образуют определенную систему взаимосвязанных и взаимозависимых причин, положений и следствий, которые так или иначе влияют на теорию и практику этого сложного педагогического явления.
И хотя основные положения школьного урока из года в год повторяются, являясь в определенном смысле базовыми, каждый последующий значимый этап в развитии системы образования и общества в целом вносит в концепцию урока свои коррективы и такие специфические требования, которые в наибольшей мере отвечают новым целям и задачам обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
Обучение на основе обобщений является одним из ведущих направлений в обновлении и модернизации всех образовательных процессов на современном этапе. Названные идеи и связанные с ними дидактические поиски в наибольшей степени отражают основные прогрессивные тенденции современной педагогической науки. Их нельзя не учитывать при совершенствовании теории и практики современного урока.
С методической точки зрения очень важным является то, что при разработке новых моделей обучения русскому языку необходимо опираться как на общие закономерности процесса усвоения знаний и формирования умений и навыков, так и на специфические особенности языка как системы. Одна из них состоит в том, что в процессе обучения необходимо формировать у учащихся только такие языковые обобщения, которые в дальнейшем уже не будут подвергаться коренной перестройке. Они могут только дополняться и расширяться. Все это предполагает внесение некоторых изменений как в работу учителя, так и в организацию познавательной деятельности учащихся. В методической системе уроков это достигается с помощью таких основных средств и методов обучения, как структурирование учебного материала по разным признакам и основаниям на основе опознавательных и дифференцирующих признаков правил, словообразовательных типологий и моделей и др.; использование опор (теоретических и наглядных) на всех этапах обучения; усиление эвристической направленности и развивающей функции обучения за счет включения в него различного рода проблемных задач и ситуаций и обучения способам их решения; использование алгоритмических предписаний и адекватных им образцов применения знаний; применение упражнений, ориентирующих на рассуждение в процессе письма и графическую фиксацию умственных действий, на обобщение и раннюю дифференциацию языковых явлений; на получение обратной связи и осуществление самоконтроля; на решение познавательных задач и др.
В нашей школе по русскому языку работаем по программе для национальных школ (базовый уровень); по учебнику, редактированному доктором педагогических наук, профессором Л. З. Шакировой. Тема, взятая на разработку, соответствует этой программе для углубления знаний, полученных в 5 классе.
Современный урок главный составляющий учебного процесса, где учитель и ученик работают в тесном контакте, что дает возможность для полного усвоения темы урока – это с одной стороны, а с другой стороны –урок это культурологический феномен , возделанный человеческими усилиями, в данном случае-учителем. Насколько высока культура общения учителя с учащимися, настолько продуктивен общий результат усвоения знаний.
Цели моего урока обобщение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу 5-классов; формирование умений: 1)опознавать однородные члены (распространённые, нераспространённые, выраженные различными частями речи; ряды однородных членов) 2) правильно расставлять знаки препинания; 3)соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами; (развивать орфографическую зоркость); воспитание культуры учебного труда; создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе; воспитывать интерес к истории России; уважение к ветеранам ВОВ.
Для достижения этих целей на уроке я применяю такие методы, как словесные, практические, наглядные; беседа, самостоятельная работа.
Познавательная деятельность в учебном процессе со стороны учителя и учащихся носит частично-поисковый, репродуктивный характер. Применять метод умения ране полученные знания в 5 классе на практике в более углублённой форме.
Методически урок состоит из отдельных этапов. Организационный момент. Здесь использовала метод взаимопроверки, что даёт возможность активизировать учащихся на рабочую обстановку урока, сконцентрировать внимание учащихся. Прием словарного диктанта (все слова связаны с одной тематикой -с темой патриотизма) актуализирует прежние знания – повторение правил о непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Для того чтобы началось активное усвоение новых знаний, я выдвинула перед собой задачу – психологически подготовить ребят к восприятию нового материала и так построить работу, чтобы они вначале восстановили в памяти все ранее изученное по данному материалу и только на этой основе получили бы новые знания. (Поэтому сначала воспроизводим все то, что известно об однородных членах предложения до этого урока). Усвоение нового материала будет протекать успешно, если специальными приёмами заставить мыслить ученика работать строго в определённом направлении. Для этого надо подготовить учащихся к усвоению нового материала и так организовать его подачу, чтобы получение этих знаний стало практической необходимостью для каждого ученика. (Проектирую на экран задания А19, А22 из ЕГЭ, С 2.1. из ГИА).
Новую тему начинаю с диктовки нового текста, применяя индивидуально – фронтальную работу.1ученик у доски выполняет задание, а остальные самостоятельно выполняют на местах. Продолжением этой работы является синтаксический разбор этого предложения, который даёт возможность плавно перейти к новой теме. При усвоении и закреплении новой темы организовываю учебную деятельность фронтальной, индивидуальной работой, с применением дидактических карточек, проектного экрана, компьютера.
Главное содержание урока – изучение нового материала. Основная дидактическая цель данного урока – добиться, чтобы учащиеся полностью овладели новым материалом. Эта дидактическая цель достигается путем решения следующих основных задач: усвоение не только новых понятий, но и способов действия, формирование системы знаний и способов самостоятельной поисковой деятельности. Чтобы воплотить в реальность всё это, я преднамеренно создаю проблемные ситуации и организую поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению. Фронтально работая, задаю такие вопросы:
-Чем осложнено эти предложения?
-Что знаем об однородных членах из курса 5 класса?
-Какими частями речи выражены в предложениях однородные члены?
-Еще что заметили?
-Какой вывод сделаем?
После выводов учащихся читаем правило об однородных членах и знаках препинаниях при них по экрану. Акцентирую внимание учащихся на важных моментах по теме. Пользуюсь графической иллюстрацией правилом о знаках препинаниях при однородных членах предложения. Обращаю внимание на ловушки, которые поджидают учащихся при выполнении упражнений, на закреплении данной темы. Даю в готовом виде алгоритм действий распознавания однородных членов предложения.
Проблемные уроки М. И. Махмутов называет «синтетическими». Здесь главное не то, что на уроке решается несколько дидактических задач. Сущность синтетического урока заключается в том, что на нем повторение пройденного обычно сливается с введением нового материала, в результате чего происходит как бы незаметное вхождение учащихся в новую тему. На синтетическом уроке осуществляется непрерывное повторение знаний, умений и навыков, включение их в новые связи и сочетания, что обеспечивает комплексность и взаимосвязь основных этапов урока (объяснение нового материала, восприятие его, усвоение новых понятий, отработка навыков).
На этапе урока применение-формирование умений и навыков использую индивидуальную работу с учащимися. Раздаю материал, каждый ученик разбирает по одной строфе. Объясняет знаки препинания и находит однородные члены предложения. Даёт характеристику однородным членам предложения. Указывает каким членом предложения являются. Чем они связаны. Определяют функцию однородных членов в предложениях.
Важным видом учебной деятельности на уроке является моделирование усваиваемой информации, сочетание слова и наглядности на разных этапах урока;
– в этих условиях значительно сокращается время вербальной передачи учебной информации учителем, повышается удельный вес самостоятельной познавательной деятельности учащихся, создаются реальные условия (и возможности) для устранения перегрузки учащихся и овладения новыми учебными материалами непосредственно на уроке, поэтому объяснение нового материала сопровождаю слайдами по теме.
На дом даётся творческая работа на выбор в виде написания сочинение-рассуждение на тему 1.«Однородные ли это члены предложения?». Определите структурно-композиционную схему сочинения(Тезис, доказательство, вывод).Начните так:
В предложении «Стихи Бунина учат нас называть краски и формы, запахи, звуки являются однородными членами.
Они связаны между собой…
2.Написать сочинение-рассуждение. Приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера),что является предварительной работой к подготовке ГИА.
При подытоживании урока провожу с учениками беседу-опрос о психологическом состоянии детей во время урока, пытаюсь выяснить причину тех или других затруднений во время усвоения материала урока. В последующих уроках стараюсь учитывать нюансы, возникшие на этом уроке.
Готовясь к каждому своему уроку, я стараюсь ввести моменты, которые могли бы вызвать у детей удивление, изумление, восторг, одним словом, то. Что они будут помнить долго. В моём случае таким моментом является лексическая тема урока, посвященная патриотизму, ВОВ. И на каждом своём уроке ввожу некоторые моменты для подготовки ГИА и ЕГЭ.
Весь процесс учения на уроке ориентирован на реализацию принципов сотрудничества, взаимоуважения и соучастия, обеспечивающих атмосферу успеха, благоприятный эмоциональный фон и психологический комфорт для каждого ученика.
МБОУ «Молькеевская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района РТ»
Всероссийский фестиваль
«Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» номинация «Педагогическая мастерская»
Концепция урока по русскому языку для 8 класса «Однородные члены предложения»
Автор: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Горшкова Луиза Анатольевна.
Молькеево – 2012 год.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели:
1) отвечают на один и тот же вопрос Однородные члены предложения 2) зависят от одного и того же слова 3) произносятся с перечислительной интонацией 5. Общий вывод : Однородные члены предложения связаны сочинительной связью, чаще всего(но не всегда) выражаются одной частью речи, отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, могут быть распространенными; в предложении может быть не один ряд однородных членов. Помни! Во-первых, однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова! Во-вторых, однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.
Однородные члены предложения могут использоваться без союзов с одиночными союзами с повторяющимися союзами с двойными союзами Ο,Ο,Ο В саду расцвели розы, лилии, ромашки. соединительными союзами, да(=и), или Ο и Ο; Ο или Ο. Вдруг налетела буря с крупным И частым градом. Ο, Ο и Ο Осеннею свежестью, листвой И плодами благоухает сад. противительными союзами а, но, да(=но), зато, однако Ο, а Ο; Ο, зато Ο. Не железным ключом открывается сердце, А добротой. или…или; либо…либо ; и…и ;то…то; не то…не то ;ни…ни 1) и Ο, и Ο, и Ο; или Ο, или Ο, или Ο.Мне чудятся ТО шумные пиры, ТО ратный стан, ТО схватки боевые. 2) Ο, и Ο, и Ο Ты меня не слышишь, ИЛИ не понимаешь, ИЛИ просто игнорируешь. 3) Ο и Ο, Ο и Ο Метели И вьюга, стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины. не только… но и ;как…так и; если не…то; не столько сколько; хотя и…но Запятая ставится перед второй часть союза! не только Ο, но и Ο; как Ο, так и Ο. Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам.
ловушки
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки республики Татарстан
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
«Разработка дидактических материалов
для учащихся по теме «Устаревшие слова»
Горшкова Луиз Анатольевна
МБОУ «Молькеевская основная общеобразовательная школа» Кайбицкого муниципального района РТ
Казань -2012
1.Прочитайте предложения, определите устаревшие слова.
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда.
(А.С. Пушкин «Деревня»))
Ключи: рыбарь
Мне мил и виноград на лозах,
В кистях созревший под горой,
Краса моей долины злачной,
Отрада осени златой,
Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой.
(А.С. Пушкин «Виноград»)
Ключи: златой, прозрачной
Что ж? веселитесь… он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
(М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»)
Ключи: светоч, дивный.
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
(А.С. Пушкин «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...»)
Ключи: доколь, пиит.
2.Выпишите из текста устаревшие слова.
Молчат гробницы, мумии и кости-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный – речь.
(И.А. Бунин «Слово»)
Ключи: погост, письмена.
Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, он взглянул нечаянно в окно и увидел у ворот остановившуюся тройку; маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги и пошел во флигель к приказчику; Троекуров узнал заседателя Шабашкина и велел его позвать. Через минуту Шабашкин уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний.
-Здорово, как бишь тебя зовут, - сказал ему Троекуров, - зачем пожаловал?
-Я ехал в город, ваше превосходительство, - отвечал Шабашкин,-и зашел к Ивану Демьянову узнать, не будет ли какого приказания от вашего превосходительства.
-Очень кстати заехал, как бишь тебя зовут; мне до тебя нужда.
(А.С. Пушкин «Дубровский»)
Ключи: фризовая шинель, пожаловал, мне до тебя нужда.
3.Подберите из изученных программных произведений примеры с устаревшими словами.
Пророк.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содраганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрые змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп, в пустыне я лежа.
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
(А.С. Пушкин)
Ключи: влачился, перстами, зениц, отверзлись, вещие, внял, устам, мудрыи змеи, десницею, угль, отверстую, виждь и внемли, глас, глаголом жги.
4.Подберите предложения с устаревшими словами из произведения.
Тогда неслышными шагами
Одна поближе подошла;
Княжне воздушными перстами
Златую косу заплела
С искусством, в наши дни не новым,
И обвела венцом перловым
Окружность бледного чела.
(А,С. Пушкин «Руслан и Людмила»)
Ключи: перстами, златую, венцом перловым, чела.
5. Составьте рассказ об устаревших словах.
Для чего нужно изучать устаревшие слова?
Чтоб о прошлом знать побольше,
Полистали мы словарь.
Разгадать загадки слова
Нам помог Владимир Даль.
Я прочитал рассказ В.Ф. Одоевского «Игоша». В нем мне показался интересным мистический герой Игоша, поэтому я быстро прочитал этот рассказ. Казалось, что я все понял о мальчике, о его семье.
Когда мы получили задание выписать и объяснить устаревшую лексику, я даже возмутился: и так все понятно! Но задание надо было выполнить на уроке и заработать оценку. Я взял словарь В.И. Даля , стал искать значения разных слов. Но не все значения подходили, потому что в русском языке почти все слова многозначные. Мне очень понравилось находить в тексте устаревшие выражения. А потом выписывать из словаря их значения. Мне открылись картины прошлого.
В рассказе отец героя вспоминает и пересказывает свой разговор извозчиками на постоялом дворе. Возможно, что некоторые слова из лексикона извозчиков до сих пор активно используется в речи деревенских жителей, но в словаре современного горожанина их нет. Это такие слова, как (толкования даются по словарю В.И. Даля)
Постромки-ремни, соединяющие валек с хомутом, принадлежность конной упряжки.
Пристяжная- боковая лошадь рядом с коренной.
Язык колокольчика-металлический стержень, приводящий звон ударами о стенки колокола.
Шлея-часть упряжки, которая удерживает хомут на месте, круговой широкий ремень.
Оглобля-одна из двух жердей. Надетых одним концом на ось повозки, служащая для запряжки лошадей.
Многие слова из обиходно-бытового лексикона нам понятны. Хотя в современном языке такие формы и обороты речи уже не используются.
Игоша валежек просит..(валежки, искаженное варежки-вязаные шерстяные рукавицы);
Пошто игрушки сронил…(пошто-зчем, сронил-скинул, сбросил);
Вот ужо тебе маменька..(ужо, наречие-«погодя», «позже»; вот погоди, тебя маменька накажет);
Через час за азбуку(азбука-учебник грамоты, букварь)
Интересны наблюдения ребенка за нянюшкой, которая готовится ко сну: «Едва нянюшка загнула в свинец свои пукли, надела коленкоровый чепчик, белую канифасную кофту, потом пригладила виски свечным огарком, покурила ладаном и захрапела». Здесь запечатлен своеобразный ритуал подготовки ко сну пожилой женщины: сначала надо было накрутить волосы на свинцовые палочки (аналог бигуди), затем надеть коленкоровый чепец, канифасную кофту, а потом намазать волосы воском у висков, так как, делая утром прическу волосы напускали на виски. Устаревшие и редко употребляемые в современном языке слова:
Пукля-букля, локон из волос;
Коленкор (франц.) - тонкая хлопчатая ткань(аналог миткаль);
канифас-льняная, весьма прочная ткань; чепец-головной убор с лентами;
ладан-пахучая смола в лампадке, перед сном зажигали лампадку, курили ладаном, чтобы кепко спать и чтобы черти не приснились;
свинец-серебряные бабки, содержащие свинец, на них накручивали волосы.
При помощи приведенных слов и выражений создается зримый образ дома, в котором живет герой рассказчик и в котором решил погостить Игоша.
В этом рассказе множество устаревших фразеологизмов:
В чем душа держится-едва жив, еле жив; дух испустил - умер; предали земле-похоронили; все не по-прежнему – все изменилось в худшую сторону;
Летопись-прошлым летом(В. Даль). Мальчик-рассказчик думает об Игоше так: ах, жалкенький - возбуждающий чувства жалости; не прост молодец - не без хитрости человек; разом лыжи навострил-быстро улизнул, улепетнул(В. Даль), ты меня только в беды вводишь – ты доставляешь мне беспокойство, неудобство.
Работая над лексикой произведений прошлого, мы во-первых, приближаем к себе далекое время. Представляем героев произведения. Во-вторых, узнаем, насколько богат и интересный русский язык, хранящий память о прошлом.
Я думаю, что не надо забывать устаревшие слова.
6.Составьте сказку об устаревших словах.
1. В тридесятом царстве в тридевятом государстве под темными лесами, под ходячими облаками, под чистыми звездами, под красным Ярилой жило было племя словес, которое называло себя Архаизмами. Жили они душа в душу. Люди любили и употребляли их. В государстве был мир и покой. Но не тут-то было…
Одинаждо в это государство вторглось чужеродное племя, представившись Неологизмами . Архаизмы подумали, что Неологизмы пришли войной, но они ошибались. Тогда вождь- неологизм сделал объявление:
-Мы, неологизмы-новые слова, пришли к вам, архаизмам, с миром.! Вы прослужили народу многие века, но сейчас пришло наше время- время новых технологий, нано-открытий. Исполать вам! А теперь вы заслужили отдых, но кое-когда человек все равно обратится к вам за помощью, он будет помнить вас, как свою историю.
И с тех пор в этом государстве начали править новые слова, а архаизмы стали незаменимыми помощниками словесных мастеров-поэтов, писателей.
2.Когда-то родилось на свет одно слово. Этим словом было слово Уста. До поры до времени жило оно припеваючи, ни о чем не тужила. Но проходили годы. Все в мире изменялось, пришло время измениться и этому слову, чтобы выглядеть перед остальными словами поприличнее и не отставать от времени оно подало заявление царю Грамотею прошением: «Вместо Уста люди употребляли бы Губы.» Царь удовлетворил прошение. После этого Уста ушло на пожизненную пенсию по старости.
7.Составьте диалог об устаревших словах.
1.Как-то раз встретились два друга Архаизм и Историзм. И стали расспрашивать о делах, о здоровье. Архаизм говорит:
-Ну, братец, как дела? Как здоровье?
А тот отвечает:
-Ничего, живем потихоньку. А вот с делами плохо. Никто не употребляет нас в языке. Видать, не нужны мы никому. Вот живем, живем, а толку нет.
-Нет, друг мой, все-таки ты не прав! - отвечает ему Архаизм.
-Как это так?! Как я могу быть неправым, если это так? – удивился историзм.
-Ты и твои соратники имеете огромное значение для истории и литературы. Вы передаете дух эпохи и описываете понятия, у которых просто-напросто нет синонимов. Вы помогаете проникнуться духом эпохи и наиболее точно описать быт и исторические события того времени, о котором идет речь.
2.Сидят два архаизма и плачут:
-Нас уже никто не использует. Мы никому не нужны. Так и просидим в словаре устаревших слов, никто нас не вспоминает,- прохныкал первый архаизм. Второй говорит:
-А ведь мы в свое время всегда приходили на помощь людям. Поэты с нами сочиняли красивые стихотворения. Мы всегда были опорой. Э-э-эх!- вздохнул он.-Если бы не эти неологизмы! Мы бы всегда остались в речи людей. Услышал их один неологизм и смеется:
-Ха-ха-ха! Так вам и надо, прожили свой век и что еще надобно? Помогли людям, ну и молодцы, а теперь пришла наша очередь. Мы теперь новое поколение слов. Нами названы новые изобретения, техника, исследования в науке и другое. О вас даже не может и речи.
Архаизмы еще больше огорчились и сильнее заплакали. Их утешить прибежали историзмы и говорят:
-Ну, зачем же так? Почему ты смеешься над бедняжками словами? Ты ведь тоже устареешь через много лет и присоединишься к нам. Нам ведь тоже хочется употребляться наряду со всеми словами.
-Так зачем же вы нужны, если ваши места заняты новыми словами?- спрашивает неологизм.
Историзмы пошли утешать архаизмов.
-Не плачьте, милые товарищи! Хотя мы устарели, но мы должны гордиться, что нас употребляли знаменитые и великие личности того времени. Например, Петр Первый, Екатерина Вторая, Пушкин, Байрон и др. Архаизмы, вы никогда не забудетесь. Вместо вас употребляются ваши синонимы. Произведения, в которых мы употреблены, и сейчас читаются, заучиваются, передаются из поколения в поколение.
8.Напишите сочинение по картине с использованием устаревших слов. (картину выбирает учитель сам и представляет ее).
В Суриков «Покорение Сибири Ермаком»
В Суриков «Степан Разин»
Перед картиной В.Сурикова «Боярыня Морозова».
Вдруг синеву морозную
Пронзили два перста.
Боярыня Морозова,
Как верой ты чиста!
Глаза твои запавшие
Да иссушенный лик,
Да сани тело павшее…
Но дух-то твой велик.
Дубовой хлопнув дверкою
(От веры, не со зла),
Ушла ты староверкою,
Не сломленной ушла.
С. Соколов. 1998 год.
Одна из лучших картин В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена событиям 17 века. В то время русская православная церковь переживала не лучшие времена: много людей было против реформ патриарха Никона; одной из них, старообрядцев, и была боярыня Морозова. На картине изображён день её ареста. По улицам златоглавой Москвы везут закованную в цепи Морозову. Процессия с трудом пробирается сквозь любопытствующий народ. Толпа многолика: боярыни и купцы, юродивый, нищенка, монашка, иноземцы… На лице каждого Суриков изобразил разные эмоции и чувства, каждый по-своему воспринимает это событие. Вот юная монахиня, выглядывающая из-за спины девушки. Ей очень любопытно, нотем не менее страшно – возможно, она тоже староверка, но, скорее всего, ей всё равно, кто победит, - выигравшего она признает правым. На мой взгляд, её испуг относится и к самой Морозовой, и к своей собственной судьбе.
Девушка в оранжевом платке, из-за спины которой выглядывает монахиня, стоит с низко опущенной головой и скорбит об участии увозимой, её лицо измождено и бледно, наверное, она всей душой с Морозовой, но не готова к таким жертвам, как опальная боярыня. Рядом – женщина в голубом платке с цветами; она очень встревожена, её глаза широко раскрыты, а руки сведены на груди – она ещё молода и потрясена искренне, и не только видом и поступком той, которую везут, но и самой процессией, её торжественностью и ужасом. Молодая горожанка в кремовом платке и коричневом полушубке, тепло укутанная от мороза, стоит с почти равнодушным, пустым взглядом, ясно давая понять, что пришла сюда только потому, что пришли все.
Сочувствие и злорадная насмешка, страх и надежда, любовь и протест… Но, несмотря на многообразие толпы, все равно создается ощущение её единства. Справа, сопровождаемая стрельцом, идёт сестра заключённой – княгиня Евдокия Урусова. Заломив белые как снег руки, она устремлена вслед Морозовой, будто хочет остановить, удержать эти страшные сани, уносящие «преступницу» в небытие, она готова разделить с ней все беды и невзгоды. Она смотрит на арестованную, как в зеркало, и знает, что все это её ждёт впереди, ведь она тоже не собирается отказываться от своей веры.
На заднем плане - голубоватый туман мороза, светлые и в то же время яркие и праздничные купола церквей, а на переднем – ослепительно-белый снег. А между ними, как пропасть, темные, некрасочные тона одежд граждан. И черное пятно посреди картины – раскольница, староверка, не сломленная духом. Высоко вскинула Морозова закованную тяжёлой цепью руку с тонкими пальцами, сложенными в двуперстье, - символ старой веры, за которую она и страдает. Страшен пламенный взор её глубоко запавших глаз на измождённом, мертвенно-бледном лице. Скоро ей придётся сменить бархатные черные боярские одежды на грубое одеянье того же цвета. Её с позором везут через весь город, на соломе, в грубо-сколоченных санях, но она всё ещё боярыня.
Тяжело едут сани, оставляя глубокие следы полозьев. А рядом легко и задорно бежит мальчишка, и по этим двум контрастным деталям смотрящему на картину человеку действительно кажется, будто сани едут, а боярыня ищет помощи и содействия у юродивого. Он, с веригами, сидит на снегу, с босыми, посиневшими от холода ногами, устремив на Морозову неистовый, безумный, но преданный истинной (по его мнению) вере взгляд… У него нет ничего, кроме его собственной жизни, но он свободен и готов её отдать, так же, как и боярыня. Он отвечает ей двуперстным крестным знамением, они оба пойдут до конца… Вериги юродивого перекликаются с цепями на руках боярыни, как символ тяжёлого креста, который они решили понести.
А может, взгляд боярыни устремлён вовсе не на юродивого, а на икону Божьей Матери? Может, она просит и находит поддержку не в юродивом, но в куда более сильном покровителе – Боге? Сама икона, изображена в обрамлении решёток, кротка и смиренна, с очень ласковым, но твёрдым взором. Она не избавит от гонителей, но дает благословение на этот терновый венец. Именно под иконой изобразил себя автор этой картины. Изобразил скорбящим странником, с опущенной головой. Мне почему-то кажется, что Суриков своей позой показывает отношение потомков к этой жертве. Ведь в памяти народной боярыня Морозова – мученица и героиня.
Картина очень страшная, она захватывает тебя с головой, окуная в мир прошлого, вечной борьбы и страданий. Даже смотря на репродукцию, становится страшно, а уж когда видишь оригинал, тебя охватывает благоговейный ужас, будто не Морозову в 17 веке везут на деревянных санях, а тебя! Обычно, читая про героев, смотря фильмы о них, глядя на их фотографии и картины из их жизни, мечтаешь быть такой же (лично я мечтаю), говоришь себе: дайте только повод, я уж не оплошаю (лично я так себе говорю), а смотря на эту картину, мне просто очень страшно и горько и совсем не хочется мечтать о такой же участи!!!
9. Подберите к устаревшим словам неполногласным корнем соответствующие(иногда уже исторически) родственные слова с корневым полногласием. Запишите их. С некоторыми из них составьте предложения.
Врата, краткий, смрад, злато, платок, древесный, прибрежный, среда, шлем, плен, здравие, влачить, хранитель, враг, бранный.
10. Распределите устаревшие слова на две группы: архаизмы и историзмы. Чем они различаются? К архаизмам подберите общеупотребительные слова-синонимы. Имеют ли историзмы синонимы? Почему? Составьте с некоторыми из слов предложения.
Стрелец, пищаль, шелом, снискать, чрево, пансион, редут, лафет, смерд, холоп, боярин, жандарм, городовой, целовальник, возжечь, шарманщик, водовоз, оброк, барщина, ревизская душа, ядро, ликбез, десница, верста, дабы, кучер, соха, поручик, урядник, ямщик.
11.Прочитайте текст. Найдите в нем устаревшие слова и слова с устаревшими значениями. Определите лексическое значение этих слов.
Чада кинулись в темную избу, полезли на печь, стучали зубами. Под черным потолком клубился теплый, сухой дым, уходили в волоковое окошечко над дверью: избу топили по- черному. Мать творила тесто…Падали со светца в воду, шипели угольки лучины…
Землею этой Василий, сын Волков, в позапрошлом году был поверстан в отвод от отца, московского служилого дворянина. Поместный приказ поверстал Василия четырьмястами пятьюдесятью десятинами, и при них крестьян приписано тридцать семь душ с семьями… А надо было по верстке быть на государевой службе на коне добром, в панцире, с саблею, с пищалью и вести с собой ратников, троих мужиков, на конях же, в тегелиях, в саблях, в саадаках… (А.Н. Толстой «Петр Первый»)
Предварительный просмотр:
Фестиваль Русского языка 2012
1Всероссийский фестиваль «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» номинация «Педагогическая мастерская».
Концепция учебного занятия «Предложения с однородными членами»
Республика Татарстан
Кайбицкий муниципальный район
МБОУ «Молькеевская основная
общеобразовательная школа»
Горшкова Луиза Анатольевна,
учительница русского языка и литературы
г.Москва
Русский язык в 8 классе.
Методическая база.
Урок русского языка в 8 классепо теме: Предложения с однородными членами.
§39. Понятие об однородных членах.
Разработка составлена по учебнику «Русский язык» для 8 класса татарской средней общеобразовательной школы Л.З.Шакировой и др. г.Казань, «Магариф»2007. Урок предполагает изучение материала по теме §39. Понятие об однородных членах.Урок может быть проведён для учащихся 11 класса.
.
Формы организации учебной деятельности на уроке:
- фронтальная работа
- индивидуальная работа
- словарная работа
Методы обучения:
- По источникам знаний:
- словесные;
- практические;
- наглядные.
- По степени взаимодействия:
- беседа;
- самостоятельная работа.
- По характеру познавательной деятельности участия учителя и учащихся в учебном процессе:
- частично-поисковый;
- репродуктивный.
- По принципу расчленения и соединения знаний:
- аналитический;
- обобщающий.
.
Подготовка к уроку учащихся: учащиеся должны повторить изученный материал курса 5 класса по теме «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»
Индивидуальное задание:
Подготовка учителя к уроку:
- дать индивидуальные задания и провести их предварительную проверку (выразительное чтение стихотворений учащимися);
Тема: Предложения с однородными членами.
§39. Понятие об однородных членах.
Тип урока: усвоение нового.
Цели урока: (Слайд 2)
Образовательные:
обобщение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу 5-классов; формирование умений: 1) опознавать однородные члены
(распространенные , нераспространенные , выраженные различными частями речи; ряды однородных членов); 2) правильно расставить знаки препинания; 3) соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами;
развивать орфографическую зоркость;
Развивающие:
побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;
развивать умение слушать товарищей;
развитие мыслительно-речевых навыков учащихся;
повторение различных видов разбора. (подготовка к ГИА)
Воспитательные:
воспитание культуры учебного труда;
создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
воспитывать интерес к истории Росссии;
уважение к ветеранам ВОВ.
Задачи урока:
- создать естественные условия для проявления коммуникативных возможностей;
- помочь учащимся организовать планомерную работу с текстом;
- развивать такие качества речи, как уместность, логичность, правильность, последовательность, точность.
Оборудование:
- мультимедиа проектор;
- компьютер;
- интерактивная доска;
- таблицы «Однородные члены предложения»,
- Учебник для 8 класса татарской средней общеобразовательной школы под редакцией Л.З. Шакировой., раздаточный материал, компьютер, диск репититор-русский язык.
Этапы урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания..
- Актуализация прежних знаний.
- Новая тема..
- Общий вывод по новой теме.
- Применение-формирование умений и навыков.
- Индивидуальная работа у доски по карточкам..
- Фронтальная работа с текстом стихотворения.
- Самостоятельная работа
- Домашнее задание
- Рефлексия.
- Выставление оценок.
Сценарий занятия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка.Учащиеся обмениватся тетрадями проверяют друг у друга задание.
3. Актуализация прежних знаний.
Словарный диктант : героизм, доблестный, кавалерия, мужество, обелиск, памятник,
панорама, патриот,патриотизм, патруль, постамент,президиум,территория, шинель,эскадра.
-На какое правило эти слова?( непроверяемые безударные гласные в корне).
4. Новая тема.
Запись под диктовку текста с объяснением выбора орфограмм, постановки знаков препинания.(Один ученик у доски, а остальные на местах выполняют задание.)
Трудно при расставании сказать любимому, мужу,сыну,брату «прощай». Если бы наперед знать,что станет с ними, любимыми,там, на войне, в смертельной схватке с врагом.
Сделать синтаксический разбор .Разберите по членам эти два предложения.Дайте характеристику предложениям.(Простое,односоставное, безличное ,распростр.,невосклицат.,осложнено однородными членами.) 2. Сложное с придаточным изъяснительным. Главное предложение: простое, односоставное, распространенное. Придаточное: простое, дву-составное, распространенное, осложнено однородными дополнениями и однородными обстоятельствами.
(Фронтальная работа)
- Какими частями речи выражены в предложениях однородные члены?
(Местоимением,существительным,словосочетанием.)
- Еще что заметили?(Два ряда однородных членов)
- Какой вывод сделаем?
Вывод: однородные члены не всегда ыражаются одной частью речи.
Учитель: Однородные члены могут быть распространены. Сравните два предложения.
Профессия военного требует мужества и выдержки.
Профессия военного требует огромного мужества и колоссальной выдержки.
5. Общий вывод: (слайд 3) Однородные члены предложения связаны сочинительной связью, чаще всего(но не всегда) выражаютя одной частью речи, отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, могут быть распространенными; в предложении может быть не один ряд однородных членов. Читаем правило об однородных членах и о знаках препинаниях при них по экрану.(Проектируется на экран.)
1) отвечают на один и тот же вопрос | |
Однородные члены предложения | 2) зависят от одного и того же слова |
3) произносятся с перечислительной интонацией |
Помни!
Во-первых, однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!
Во-вторых, однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.
Обозначим однородный член знаком Ο.
Правило.(слайд 4)
Однородные члены предложения могут использоваться | |||
без союзов | с одиночными союзами | с повторяющимися союзами | с двойными союзами |
Ο,Ο,Ο В саду расцвели розы, лилии, ромашки. | соединительными союзами, да(=и), или Ο и Ο; Ο или Ο. Вдруг налетела буря с крупным И частым градом. Ο, Ο и Ο Осеннею свежестью, листвой И плодами благоухает сад. противительными союзами а, но, да(=но), зато, однако Ο, а Ο; Ο, зато Ο. Не железным ключом открывается сердце, А добротой. | или…или; либо…либо ; и…и ;то…то; не то…не то ;ни…ни 1) и Ο, и Ο, и Ο; или Ο, или Ο, или Ο.Мне чудятся ТО шумные пиры, ТО ратный стан, ТО схватки боевые. 2) Ο, и Ο, и Ο Ты меня не слышишь, ИЛИ не понимаешь, ИЛИ просто игнорируешь. 3) Ο и Ο, Ο и Ο Метели И вьюга, стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины. | не только… но и ;как…так и; если не…то; не столько сколько; хотя и…но Запятая ставится перед второй часть союза! не только Ο, но и Ο; как Ο, так и Ο. Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам. |
Ловушка №1 (Слайд 5)
В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом. Например:
Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи. (Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами) Запятые нигде не ставятся! Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. Это один ряд однородных членов, так они зависят от одного глагола «сеялся», отвечают на один вопрос – Куда? и являются обстоятельствами, поэтому запятая ставится как при повторяющихся союзах.
Ловушка №2!
Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов, запятая внутри них не ставится): Ни с того ни с сего
И день и ночь
И стар и млад
И смех и горе
И там и сям
Ни взад ни вперед
Ни да ни нет
Ни за что ни про что
Ни рыба ни мясо
Ни свет ни заря
Ни слуху ни духу
1) В каждом предложении найди однородные члены предложения (см. три признаки однородных членов в самом начале главы).
2) Определи, сколько рядов однородных членов есть в предложении. Каждый из рядов рассматривай отдельно друг от друга.
3) Отметь, какими союзами они связаны: без союза, одиночным, повторяющимся или двойным союзом.
4) Построй схему и расставь запятые.
5) Функции однородных членов предложения :
1)придают полноту и убедительность доказательствам, динамичность рассуждению;
2)указывают на однородность перечисляемых предметов, признаков, действий и т.д.
6. Применение-формирование умениий и навыков.
(Индивидуальная работа. Раздаётся материал.) Каждый ученик разбирает по одной строфе. Объясняет знаки препинания и находит однородные члены предложения. Дает характеристику однородным членам предложения. Какими членами предложения являются? Чем они связаны?Определяют функцию однородных членов в предложениях.
Е.Благинина
Папе на фронт.
1.Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивилась -
До чего ты прежний был во сне!
2.Прежний-прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
3. Мама будто плачет и смеется,
Я визжу и висну на тебе.
Мы с тобою начали бороться,
Одолела я тебя в борьбе.
4. А потом даю те два осколка,
Что нашли недавно у ворот,
Говорю тебе: « А скоро елка!
Ты приедешь к нам на Новый год?»
5. Я сказала, тут же и проснулась,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулась,
В удивленье глянула во тьму.
6. Тьма такая – ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
Что с тобою вдруг расстались мы…
7. Папа! Ты вернёшься не вредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдёт?
Миленький. Голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
8. Я тебя, конечно поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю-прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
- Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
- Чтоб над всем таким большущим миром
Днем и ночью был весёлый свет…
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
- Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев день и ночь…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так… от счастья… Твоя дочь
7. Индивидуальная работа у доски по карточкам.
П. Герман. «Минуты жизни»
К-1. Ш..л с..лдат в дымах (не)проходимых,
А от всех д..рог и пр..станей
Молча шли за ним глаза любимых,
А любви (не)выдумать сильней.
И. Уткин
К-2. Лампы (не )погашенное пламя,
( Не)погодь играет на трубе.
Ласковыми (не) жными руками
Память прикасается к тебе…
8. Работа с текстом стихотворения. Е.Благининой
« Папе на фронт.»
Выразительно прочтите текст .
К какому стилю речи относится ?
К какому жанру относится ?
Определите тему.
Почему так озаглавлен?
Сформулируйте идею текста.
Каково ваше впечатление от текста?
- Какой вы представляете войну?
- По каким источникам вы знаете о войне?
- Воевал ли кто-либо из вашей семьи?
- И что вы помните из их рассказов?
9. Самостоятельная работа
1-В. Морфологический разбор слова непогашенное. (Причастие, начальная форма – непогашенный, страдательный, настоящего времени, совершенного вида, полная форма, средний род, именительный падеж, единственное число, определение.)
2-В. Морфемный разбор слова прикасается
3-В. Фонетический разбор слова непогодь
10.Домашнее задание. На выбор учащимся.
1)Упражнение 285 .Написать сочинение –рассуждение на тему «Однородные ли это члены предложения?» Определите структурно-композиционную схему сочинения (тезис, доказательство и вывод). Начните так:
В предложении «Стихи Бунина учат нас называть краски и формы, запахи и звуки природы» слова краски, формы, запахи, звуки являются однородными членами.
Они связаны между собой…
2)Написать сочинение-рассуждение ,приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка сввидетельствует, о чём думают люди, а грамматика-как они думают». Аргумментируя свой ответ, привидите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматиические явления (всего 2 примера).
11. Рефлексия
– Как вы себя чувствовали на уроке?
– Было ли вам комфортно?
– С каким настроением вы работали?
– Довольны ли вы собой?
– В чем вы затруднялись?
– На этом наш урок окончен спасибо за внимание.
12. Выставление оценок
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Бессоюзные сложные предложения ». Вариант 2 Тест
1)Всем известно и Москва не сразу строилась. 2) слух обо мне пройдет по всей Руси великой и назовет меня всяк сущий в ней язык. 3)Где мёд там и мухи. 4)Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца. А1.Какое предложение является бессоюзным?(Знаки препинания не расставлены).
1)Я оглянулся: третьей тройки уже за нами не было. 2)Вспыхнул свет: я зажмурил глаза. 3)Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят. 4)Будет дождик – будут и грибки. А2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 3)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. А3. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.
1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 3)Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки. 4)Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части. А4. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении. Джельсомино запел – в окрестных домах повылетали стёкла .
Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума: Верней нет места для признаний И для вручения письма. В1. Определите, какому сложноподчиненному предложению синонимично данное бессоюзное предложение. Напишите союз, который можно поставить между частями этого предложения.
№ 14 теста А1 А2 А3 А4 В1 Вариант 2. 1 2 4 1 потому что (так как) Ответы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1)Без росы и трава не растет. 2)В их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса. 3)Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку. 4)Пословица гласит и незаряженное ружье однажды может выстрелить А1. Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены.)
1)Любишь кататься – люби и саночки возить. 2)Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно. 3)Наступал вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер. 4)Только шагнули мы вперед – из-за куста раздался выстрел. А2.В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. 1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 3)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4)Вторя часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. А3.Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении . .
1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 2)Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки. 3)Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. 4)Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части. А4.Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении. Шестнадцать лет служу – такого со мной не бывало.
Я знаю: в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь. В1. Определите, какому сложноподчиненному предложению синонимично данное бессоюзное предложение. Напишите союз, который можно поставить между частями этого предложения.
№ 14 теста А1 А2 А3 А4 В1 Вариант 1. 4 3 2 4 что Ответы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Урок представляет собой модуль - цикл по представленной теме....
Методическая разработка урока русского языка: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Методическая разработка модульного урока - цикла....
Проект урока «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания. Обобщение».
Урок русского языка в 9 классе...
конспект урока русского языка"Простое и сложное предложение. Знаки препинания в конце и внутри сложного предложения" 6 класс
Конспект урока русского языка 6 класс...
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении...
Разработка урока "Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Разработка урока пригодится учителям русского языка при ознакомлении обучающихся с бессоюзными сложными предложениями...