Викторина для знатоков русского языка "Грамотеи"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Материал развивает познавательный интерес к изучению русского языка. В интересной игровой форме поможет учителю повторить изученный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramotei.rar | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2 ст. Архонская» Ирха Светлана Владимировна
Тема: Викторина для знатоков русского языка
Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.
Оборудование: Мультимедийная презентация, карточки с заданиями.
I. Вступительная часть
1. Учитель:
- Наше мероприятие проводится в рамках Недели гуманитарного цикла.
И открыть наше мероприятие мне бы хотелось словами поэта:
Много языков на свете разных -
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть "изюминка" своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть! М. Крюков
- Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!
- И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку,
проверим свои знания.
II. Основная часть. Игра «Грамотеи»
- Представление команд. ( Название, эмблема.)
Эрудиты и Знатоки
Представление жюри
2. Разминка
Вопросы для первой команды
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)
3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
5. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)
Вопросы для второй команды
1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).
3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)
4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
5 Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)
1 тур – Орфографический
Задание: Вставить пропущенные буквы.
- Пол..скать ребёнка – пол..скать бельё
- Отв..рить дверь – отв..рить свеклу
- Пло.. с дерева – пло.. из дерева
- Пос..деть на лавке – пос..деть от старости
2 тур - Лексический
1.Задание: Подберите антонимы к данным словам и прочитайте слово, которое получилось по первым буквам.
Широкий узкий
Твёрдый мягкий
Старый новый
Скучный интересный
Однотонный цветной
Неряшливый аккуратный
2.Угадайте фразеологизм и найдите объяснение каждому.
3. Объясните выражения
- А теперь проверим, как вы знаете пословицы
4.Исправь пословицу:
Одна голова хорошо, а две некрасиво.
Чтение – вот лучшее мучение.
Одна нога здесь, а другая в гипсе.
Скучен день до вечера, коли делать уроки.
Кто мало говорит, тот больше съедает.
Друзья познаются на контрольной.
Мал ноутбук, да дорог.
Тяжело в учении – легко на каникулах.
Раздел “Морфемика” и “Словообразование”
1.Расшифруй слово, переставив буквы:
Аталоп - лопата
Отаткел - котлета
Кихенат - техника
Куринос -рисунок
2. - Разгадай шараду
Раздел «Морфология»
1. Назовите литературные произведения, в названиях которых
встречаются числительные.
За каждое произведение 1 балл + 1 балл за автора
2. К каким частям речи относятся слова:
быт – быть, ел – ель, жал – жаль, плач – плачь,
шест – шесть, ясен – ясень?
«КОТ В МЕШКЕ»
Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: « ? »
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?
Вопрос из раздела «Синтаксис»
Разгадайте ребусы – 3 балла за каждый
Вопросы для финала
(стоимость всех вопросов 10 баллов).
4Дополнительные вопросы: В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6. Дети достают номер вопроса, учитель читает задание.
1.О чём идёт речь?
«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)
2. О чем идёт речь?
Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)
3. Отгадайте шараду:
Мой первый слог – простой предлог,
Звериный рот – второй мой слог.
А если целое прочтёшь,
То сразу в бездну упадёшь. (Про-пасть)
4. “Фразеологический зверинец”
Добавить недостающее слово – название животного.
Голоден, как … (волк) | Болтлив, как …. (сорока) |
Здоров, как… (бык) | Нем, как … (рыба) |
5. Составь из слов пословицу, объясни её смысл:
Умный человек слова на ветер не пустит
6. Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.
Каков разум, | а плод сладок. |
Корень учения горек, | а человек знанием. |
Красна птица оперением, | таковы и речи. |
5. Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка».
(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)
1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:
1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).
2 команда - По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).
7. Подведение итогов.
8. Награждение победителей.
Использованная литература:
Быстрова Е.А., Окунёва А.П., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991г.
Зимин В.И., Ашкрова С.Д. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М.: Школа – Пресс, 1994.
Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992год.
Львов М.Р. Учебный словарь антонимов русского языка. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по рус. яз.: Книга для учащихся 5-7 кл.- М.: Просвещение, 1989.
http://www.logozavr.ru/362/ (ребусы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Знатоки русского языка"
Задания для викторины по русскому языку могут быть использованы отдельными элементами на уроках или в качестве внеклассного мероприятия в рамках предметной недели. Задания будут интересны ребятам разн...
Викторина. Знатоки русского языка и литературы
Знатоки русского языка и литературы для 8 класс...
Викторина "Клуб знатоков русского языка"
Материалы для проведения...
Викторина по русскому языку «Знатоки русского языка»
Викторинапо русскому языку «Знатоки русского языка»(8 класс)...
Викторина «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса)
Викторина «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса)Цели игры:формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;развитие коммуникатив...
Викторина "Знатоки русского фольклора"
В соответствии с указом Президента Российской Федерации в 2022 году в Российской Федерации проводится Год культурного наследия народов России.Предлагаем вам поучаствовать в викторине "Знатоки рус...
Викторина "Знатоки русского языка"
Данная викторина представляет собой путешествие в мир русского языка, во время которого учащимся предстоит проверить свои знания в таких разделах русского языка, как фонетика и словообразо...