Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Тема урока: Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока:
- образовательная: познакомить с правилом «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных»
- развивающие: совершенствовать умения применять орфограмму; формировать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся.
практическая: научить разграничивать смешиваемые орфограммы, применять правило на практике
- воспитательная: воспитывать культуру устного ответа.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, карточки с правилами, памятками, презентация “Н и НН в прилагательных”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n_i_nn_v_suffiksakh_prilagatelnykh_obrazovannykh_ot_sushchestvitelnykh.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока:
- образовательная: познакомить с правилом «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных»
- развивающие: совершенствовать умения применять орфограмму; формировать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся.
практическая: научить разграничивать смешиваемые орфограммы, применять правило на практике
- воспитательная: воспитывать культуру устного ответа.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, карточки с правилами, памятками, презентация “Н и НН в прилагательных”.
Ход урока.
- Орг. момент. Приветствие
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Запишите дату, классная работа.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Молодцы ребята! Наш русский язык очень красив, он учит правильно говорить, писать, грамотно строить нашу речь, как письменно, так и устно. Мы с вами должны гордиться нашим русским языком.
2.. Актуализация изученного
- «Закончи фразу»:
- Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы….
- Имена прилагательные изменяются по…
- В предложении имена прилагательные бывают…
- Основные способы словообразования имен прилагательных ..
- Чаще всего имена прилагательные образуются ..
3. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания
- Запишем предложение:
В окно заглядывает грустное осеннее солнце.
- Произведите синтаксический разбор предложения.
- Назовите имена прилагательные.
- Назовите способ образования этих слов (суффиксальный).
- Как узнать, каким способом образовано слово?
4. Постановка учебной проблемы
- Произведите словообразовательный разбор прилагательных.
сонный - сон утиный - утка
соломенный - солома песчаный - песок
станционный - станция глиняный – глина
5. Постановка проблемной ситуации.
- Сравните два ряда данных групп слов. Скажите, что общего между ними? ( Слова, какой части речи даны в левом столбике? От какой части речи они образованы?)
- Чем отличаются?
- Какая проблема возникла перед нами? (Почему в одних суффиксах прилагательных пишется одна буква Н, а в других – две буквы НН?)
- Формулирование темы и цели урока
- Какой будет тема сегодняшнего урока, которая вытекает из проблемной ситуации?
- Определите цели урока, опираясь на слова:
1). Познакомиться с …
2). Узнать об ..
3). Научиться…
- Открытие новых знаний
- Вы смогли выявить проблему в задании, тему и цели урока. Проанализируйте примеры в первой и во второй группе. Найдите закономерность:
- от какой части речи образованы прилагательные?
- при помощи каких суффиксов образованы прилагательные с одной Н и двумя НН? Сделайте вывод.
- Вывод:
- НН пишутся в суффиксах имен прилагательных, если они образованы от существительных :1) с основой на Н ,2) с помощью суффиксов –ЕНН- и -ОНН-
- Н пишется в суффиксах имен прилагательных, если они образованы от существительных: 1) при помощи суффиксов –АН, -ЯН, -ИН.
- А теперь сравните свои выводы с опорной таблицей. Что нового увидели? (Есть слова –исключения) Назовите слова –исключения.
- (Чтение правила по учебнику.)
- Развитие учебно-языковых и правописных умений
1). Коллективная работа.
- Устно объяснить правописание слов:
Комиссионный комиссия+онн
Клюквенный клюква+енн
Лебединый лебедь+ин
Стеклянный стекло+янн
Телефонный телефон+н
Государственный государство+енн
Травяной трава+ян
- Физминутка. (3 мин.)
– А теперь немного отдохнем.
– Кто сегодня ранним утром с деревянной койки встал? – Это я.
– Маму с папой в румяные щечки крепко ты расцеловал? – Это я.
– Из стеклянной чашки быстро кофе с сахаром попил? – Это я.
– Бутербродом вкусным, вкусным ты, наверно, закусил? – Это я.
– В школу с радостью иду. – Это я.
– Много знаний получу. – Это я.
- Назовите прилагательные с одной и двумя нн в этой шуточной разминке.
Есть ли здесь слова исключения?
Назовите их. А каких нет?
2). Образовать от данных существительных прилагательные. Обосновать выбор Н или НН в суффиксах: (Слайд № 10) (в тетрадях и у доски)
мужество - ...;
туман - ...
дерево - ...;
революция - ...;
кожа - ...;
серебро - ...;
лебедь - ...
3). Распределительный диктант
- Распредели слова на две группы (по вариантам):
Песча…ый, оловя..ый, стекля..ый, лебеди..ый , шерстя..ой, ржа..ой, гуси..ый, авиацио..ый, глиня..ый, осе..ий, травя..ой, карти..ый, бето..ый.
5). Творческая самостоятельная работа с разноуровневым заданием.
1 группа: (повышенный уровень сложности)
Составь связный текст по картине и вставь пропущенные буквы в прилагательные с одной и двумя Н. (слайд)
Карточки с опорными словами и словосочетаниями выдаются на парты
Ясным морозным днем, с верхушек спускается утре..ий свет, пушистым белым ковром, по мягкому серебр..ному снегу, таинстве..ая тишина, величестве..ые деревья, на обратном пути, звер..ые следы
2 группа: (пониженный уровень сложности)
Карточки с текстом выдаются на парты
Вставить в текст подходящие по смыслу прилагательные.
В музее.
В музее краеведения были представлены очень интересные предметы отечественного быта: ………домашней работы покрывала, …………и………........ посуда, …………… инвентарь,……….расшитая одежда,…………….монеты,……………орудия труда,…………..упряжь,…………… обувь и много всякого другого.
Слова для справок: шерст..ые, кожа…ая, глин..ая, лошад..ая, серебря..ая, каме..ые, хозяйстве..ый, стар..ые, полотн…ая
5). Знакомство с прилагательными, не имеющими суффиксов. (Слайд № 15)
Изучение памятки “Запомни слова!” (памятка у каждого ученика)
зелёный
синий
пряный
свиной
багряный
юный
бараний
фазаний
румяный
тюлений
6). Выполнить синтаксический разбор предложения.
В траве между корней б…жит, струится маленький3 серебря…ый2 ручей4.
(выполнение разборов проводится у доски и в тетрадях)
7). . Творческий диктант
Заменить развернутые понятия синонимичными словосочетаниями.
Растения, которые собирают для приготовления лекарств. Охота, ведущаяся с помощью соколов. Кукла, сделанная из дерева. Шкаф, в котором хранят верхнее платье. Почта, осуществляемая с помощью голубей.
- Итог урока. Рефлексия
- Что нового сегодня узнали?
-Повторите правило правописания Н НН в суффиксах имен прилагательных.
- тест с самопроверкой.
Буквенный диктант. (Слайд № 16)
Учитель читает слова, учащиеся заполняют таблицу
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
торжественный
ледяной
туманный
ветреный
юный
организационный
лебединый
кожаный
стеклянный
багряный
Проверка: (Слайд № 17)1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
НН Н НН Н Н НН Н Н НН Н
- Запомнить правило про суффиксы –АН-ЯН поможет нам стихотворение:
Для прилагательных давно написано правило в книжках:
Когда АН, ЯН, то Н одно
И больше никаких излишков.
Румяный Дед Мороз взмахнет серебряной рукавицей,
Здесь Н одно лишь подойдет
Два тут вовсе не годится.
А где НН?
В окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет,
Где подоконник деревянный.
- Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
Данный урок разработан по модульной технологии обучения для учащихся 6 класса. Может быть использован на обобщающем уроке по теме....
Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
Сформировать у учащихся прочные орфографические умения на основе изученного правила...
Урок русского языка по теме: "Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
Данный конспект урока предназначается для обучающихся 6 класса...
Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
Открытый урок по русскому языку 6 класс....
Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.
1.Познакомить учащихся с одной и двумя буквами Н в суффиксах прилагательных.2. Научит правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами Н.3. Рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбор...
Урок «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Обобщение и систематизация знаний по теме «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных». Урок подготовлен для учащихся 6 класса, может использоваться для обобщения и система...
одна и две буквы н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
материал содержит разработку урока и презентацию к нему на тему " одна и две н в суффиксах прилагательных"...